Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разработка государственной политики



Политика это искусство управления государством, веде­ние государственных дел, сущность деятельности органов вла­сти. Государственное управление приобретает политический ха­рактер, если затрагивает интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс.

Политика всегда отражает определенные интересы, обусловли­вается экономическим состоянием общества и является эффектив­ной, если соответствует потребностям развития. Вместе с тем по­литика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее в концентрированном виде.

Кроме государственной власти в политическую систему об­щества входят профсоюзы, партии, церковь и другие организа­ции, преследующие свои цели, стремящиеся к расширению влияния на массы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом.

Государственная политика призвана согласовывать интере­сы, находить консенсус, необходимый для стабильности. Со­временное российское общество социально структурируется за­ново, оно уже далеко не однородно и все больше поляризуется. Каждая социальная группа имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством социальной политики. Если государственная политика выражает интересы не всего народа, а отдельных социальных слоев, то ее целью становится удержание власти. В этом случае политика главенствует над экономикой в интересах сохранения власти.

Научно обоснованная внутренняя и внешняя политика вы­рабатывается на основе ясной идеологии, национальной идеи. Только в этом случае она получает установку на достижение ка­ких-то целей, приверженность определенным ценностям.

Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Идеологические взгляды опосредуют формы существования политики, права, морали и соответствующих им а организаций и учреждений.

В основе понятия идеологии — идеал, т.е. полное достижение желаемого состояния. Прежде чем стать реальностью, идеал суще­ствует как идея, т.е. принцип, правило, следование которому обес­печивает достижение цели. Идеология включает одну или систему идей, претендующих на исчерпывающее, всеохватывающее знание, обладание которым позволяет проводить правильную линию.

Идеология как духовная сфера человеческой деятельности играет первостепенную роль в жизни общества. Люди объе­диняются, создают социальную структуру, руководствуясь, прежде всего, духовными интересами. Поскольку без идео­логии жить нельзя, она становится мощным орудием полити­ческой борьбы. Политические организации стремятся зало­жить в свои программы привлекательные идеологии, адресуя их конкретным социальным слоям общества. После победы на выборах они имеют возможность проводить свою идеоло­гию в государственном управлении.

При всем многообразии идеологических систем выделяются две, берущие за основу развития противоположности — либера­лизм и социализм. Либерализм ставит во главу угла свободу лич­ности, приоритет удовлетворения личного интереса. Социализм предполагает свободу личности в рамках определенного социу­ма, отдавая приоритет общим интересам, удовлетворение которых способствует процветанию личности. В первом случае вектор направлен от частного к общему, во втором — от общего к частному. Каждая система утверждается эволюционным (посте­пенное изменение через реформы) или революционным (ради­кальное изменение существующего порядка) путем.

Вся история России является поиском варианта лучшего устройства общества, доктрины существования и процветания госу­дарства. В настоящее время при разработке государственной политики уже можно опираться на появившиеся объединительные (идеи, которые могут составить основу национальной идеологии:

• необходимость изменения действительности к лучшему;

• активная роль государства в экономике и социальной сфе­ре при соблюдении политических, гражданских свобод;

• сочетание отечественных традиций, в том числе дорево­люционной и советской, с новациями демократического настоящего;

• сохранение российской составляющей в государственном строительстве.

Как «работает» национальная идея, свидетельствует опыт разви­тых стран. Япония более 100 лет назад поставила цель догнать силь­ные державы Запада на основе реформ «Мэйдзи». После 1945 г. за идеал было принято построение потребительского общества, которое вначале воплотилось в «три сокровища» — телевизор, стиральная ма­шина, холодильник, потом набор расширился — автомобиль, цветной телевизор, кондиционер. Задача догнать Запад в потреблении этих то­варов была решена, но строительство потребительского общества полу­чило сбой на последнем этапе — собственный дом. Мировой финансо­вый кризис 1997—1998 гг. сказался на темпах экономического разви­тия. Все это поколебало духовные устои нации, сейчас Япония в поис­ках новой идеи.

Государственная политика получает идеологическое обосно­вание, отказ от идеологии также является идеологией, только такая идеология лишает государственную политику содержания и обрекает на неуспех. Например, если государство не придер­живается никаких нравственных и эстетических взглядов, то любые взгляды могут быть легко навязаны массам через СМИ.

Политические партии и объединения, отдельно взятые поли­тические деятели могут придерживаться любой идеологии фор­мально или на деле. Но придя к власти, они реализуют государ­ственную идеологию, причем о ней люди судят не по деклара­циям, а по реальным действиям, политике. Для демократиче­ского политика государственная власть является средством реа­лизации идеологических воззрений; избиратели контролируют его и при расхождении между словом и делом на следующих выборах лишают доверия.

Государственная политика базируется также на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права. Право принято подраз­делять на публичное и частное. Публичное право регулирует дея­тельность государственных органов, отношения между гражда­нами и госорганами. Частное право составляют нормы, регули­рующие отношения между гражданами.

Источником права является Конституция РФ. Для обеспече­ния устойчивости и стабильности в обществе, предсказуемости государственной политики установлена жесткая процедура из­менения Конституции. Ее основные положения могут быть из­менены только всенародным голосованием или созываемым для этого Конституционным Собранием. Другие положения могут быть изменены федеральным конституционным законом, всту­пающим в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Отдельные сферы и отрасли деятельности регулируются кон­ституционным, гражданским, административным, трудовым, земельным, налоговым и другими видами права. Гражданское законодательство регулирует имущественные и личные неиму­щественные отношения между физическими и юридическими лицами. В этих отношениях могут участвовать Российская Фе­дерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Граждан­ские права и обязанности возникают из актов государственных органов и судебных решений. Другие виды законодательства регулируют имущественные отношения, основанные на админи­стративном или ином властном подчинении одной стороны другой. Нормы права при необходимости исполняются прину­дительно с использованием соответствующих механизмов.

Основой каждого вида права являются законы, регулирую­щие наиболее важные общественные отношения. Основные на­чала государственного и общественного строя определяют фе­деральные конституционные законы. Федеральные законы рег­ламентируют определенные сферы общественной жизни.

Незыблемость конституционного устройства позволила за по­следние годы Федеральному Собранию принять основные базовые законы функционирования общества, что в свою очередь открыло Новые направления в государственной политике. Основную роль здесь сыграли такие акты, как Гражданский кодекс РФ, законы о приватизации, о конкуренции, об акционерных обществах и др. Государственная политика, базируясь на действующих нормах пра­ва, предполагает в то же время их совершенствование по мере Продвижения общества от одного этапа развития к другому.

Большое влияние на эффективность политики оказывают финансовые возможности государства. При прежней системе в основу планов закладывались общественные потребности. Для их удовлетворения изыскивались средства. При этом финанси­рование не рассматривалось в качестве ограничителя, а подво­дилось под материальные и трудовые ресурсы. Проблема дефи­цита финансовых и других ресурсов хотя и существовала, но решалась за счет преимуществ централизованной системы в части возможностей маневрирования.

При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государст­венная собственность отдана в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. Под влиянием роста бюджетного дефицита, внутреннего и внешнего долга постепенно осуществляется переход к принятию решений исходя из доходов бюджета, а не потребностей страны. Не только для решения задач общенационального масштаба, но и для выдачи заработной платы в бюджетной сфере государство привлекает ре­сурсы, в том числе за рубежом. Рост внешних заимствовании все больше затрудняет проведение независимой не только внешней, но и внутренней политики. Рекомендации МВФ и других междуна­родных кредиторов вынужденно учитываются даже при решении сугубо внутренних проблем, например, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, пенсионного обеспечения.

Крупные корпорации, компании типа ОАО «Газпром» также проводят политику и финансируют развитие страны. Но то, что хорошо для ОАО «Газпром», необязательно полезно для России. Правительство должно контролировать соблюдение общенацио­нальных интересов, иначе удовлетворение общественно значи­мых потребностей станет случайным явлением, а структурные диспропорции превратятся в закономерность.

Фактором, определяющим государственную политику, стало изменение геополитического положения России, потеря ею статуса сверхдержавы.

Согласно Концепции национальной безопасности, основ­ные угрозы России носят не военный, а экономический ха­рактер. Военные угрозы полностью не исключаются, но иным стал их характер: не глобальный военный конфликт, мас­штабная агрессия и ядерная война, а региональные, локаль­ные войны и притязания. Для их отражения требуется мень­ший военный потенциал.

В демократическом обществе основой формирования госу­дарственной внутренней и внешней политики является воля народа, которую он проявляет на референдумах, выборах пред­ставительной и исполнительной власти, в акциях одобрения или протеста и в других формах. Облеченные доверием народа органы и должностные лица государственной власти разраба­тывают стратегию и тактику управления страной, которые ма­териализуются в нормативных правовых и других актах. Орга­ны государственного управления различных уровней реализуют на практике стратегические цели и тактические решения, применяя при этом как мягкие, так и директивно жесткие меры принудительного характера.

Механизм разработки политики включает выбор соответствующих приоритетов, учитывает последствия их реализации в экономической, социальной, экологической и других сферах, предусматривает оценку затрат, выгод и рисков. Устанавливаются целевые ориентиры и ограничения. Они выражаются в показате­лях качества жизни (продолжительность жизни, состояние здоро­вья, объем знаний, доход на душу населения, занятость, реализа­ция прав человека и др.), уровня экономического развития, эколо­гического благополучия.

При прежней системе был единый орган, вырабатывавший го­сударственную политику, которая утверждалась на партийных съездах и пленумах. Правительство не участвовало непосредствен­но в разработке политической линии, но претворяло ее в жизнь.

Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ в соответст­вии с Конституцией РФ и федеральными законами. Он обраща­ется к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о по­ложении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента РФ пар­ламенту России одновременно является посланием стране.

В послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если проект послания за­ранее рассматривается политическими партиями и движениями в регионах, то его статус уточняется и в нем формулируется по­литика не только Президента РФ, но и всего государства.

Послание Президента РФ опирается на доктрины, концепции по различным направлениям развития страны, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Доктрина выражает систему взглядов на значение отдельных мероприятий, принципов, определяющих механизм государственного регулирования, которыми руково­дствуются органы власти. Доктрины и концепции утверждаются Указами ПрезидентаРФ, например доктрина развития россий­ской науки, концепция развития рынка ценных бумаг и др.

Правительство РФ ежегодно заявляет о приоритетах про­мышленной и социальной политики.

Социально-экономическая политика разрабатывается и реа­лизуется по следующим направлениям:

1. Реформирование экономики.

2. Финансовая, денежная политика.

3. Структурная политика.

4. Аграрная политика.

5. Социальная политика.

6. Региональная политика.

7. Политика в отношении СНГ и бывших республик СССР.

8. Внешнеэкономическая политика.

Социально-экономическая политика Правительства РФ на­правлена на повышение уровня жизни; обеспечение прав и сво­бод граждан; развитие науки и культуры, сохранение природной среды; упрочение экономических позиций страны в мире. В России должна быть создана эффективная экономика, способ­ная динамично развиваться с помощью внутренних ресурсов и органичного включения в мирохозяйственные связи. Достичь этих целей предполагается с помощью осуществления следую­щих основных мероприятий.

7 Понятие "гражданское общество", его структура.

 

Красной нитью в гражданском обществе проводится идея человека. Значение для характеристики гражданского общества имеет его многогранная естественная связь с правом, обеспечивается правовая защищенность отдельной личности, только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к традициям, законам, нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Структура гражданского общества:

1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

2. Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

3. Общественные отношения и организации;

4. Политические партии и движения;

5. Сфера воспитания и негосударственного образования;

6. Система негосударственных средств массовой информации;

7. Семья; 8. Церковь и т.п

 

Признаки гражданского общества:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

самоуправляемость;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

реальное осуществление права человека на информацию;

жизнедеятельность базируется на принципе координации( в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации) ;

многоукладность экономики;

легитимность и демократический характер государственной власти;

правовое государство;

сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.