Океан является стабильной информационной средой. Вода вообще очень хорошо вбирает информацию и долго удерживает ее за счет структуры водородных связей. Многие древние формы, благодаря стабильности среды, особенно на глубине, дожили до наших дней. Такими удивительными животными являются кистеперая рыба латимерия, акула-большерот, реликтовое ракообразное мечехвост и многие другие. Однако сохранение этих форм скорее исключение из правил. В океане есть зоны и динамичного развития. Это тропические мелководья, коралловые рифы, поверхностные воды. Здесь среди огромного разнообразия форм были заложены основные типы строения животных. Дальнейшее их развитие требовало других условий, где энергоинформационный обмен со средой может идти гораздо быстрее. Такие условия появились при выходе на сушу.
Такое резкое изменение среды дало сильный толчок к развитию. Для нас наиболее интересными из вышедших на сушу являются хордовые животные. Во всех развивающихся биоценозах хордовые занимали главенствующее положение с точки зрения энергоинформационного обмена и развития нервной системы. Другим прогрессивным направлением в развитии является сохранение наследственной информации. Развитие в этом направление позволило наземным хордовым отойти от необходимости водного размножения, свойственного амфибиям. Появились рептилии и чуть позже млекопитающие. Преимуществом рептилий оказалось их более раннее происхождение. К моменту появления млекопитающих рептилии уже заняли большинство экологических ниш в биогеоценозах того времени. Несомненно, более прогрессивные млекопитающие стали своеобразным энергоинформационным резервом живой материи.
Миллионы лет млекопитающие практически не развивались, вели неприметный ночной образ жизни. Между тем динозавры получили все преимущества развития сухопутного образа жизни. Климатические условия, обилие растительной пищи того времени благоприятствовали их бурному развитию, освоению всех новых экологических ниш. Никогда после эпохи динозавров на Земле не было такого разнообразия форм среди хордовых животных. Видовое разнообразие рептилий было огромно и достигало 300 тыс. видов. Динозавры за долгий период своего господства отработали все возможные варианты существования на Земле, предоставили широкое поле для отбора.
Постепенно условия на Земле стали меняться, климат становился все холоднее, особенно в высоких широтах. Появилась необходимость сохранения энергии в организме. Основная стратегия сохранения энергии у динозавров - увеличение размеров тела. Действительно, гигантское тело более энергоемкое, лучше сохраняет энергию в период похолодания и быстрее переходит к активному образу жизни при потеплении. Между тем, зависимость рептилий от внешнего источника тепла в новых условиях оказывалась все более и более невыгодной.
Наиболее прогрессивная группа динозавров пошла по иному пути развития. Это интенсификация энергообмена, увеличение подвижности, развитие теплосберегающих кожных покровов, и, как следствие, переход к теплокровности. Эта группа отказалась от гигантских размеров, так как интенсифицировать обмен проще в небольшом организме. Позднее часть этой группы перешла к полету, от них произошли все известные нам виды птиц. Необходимость перехода к полету у птиц вызвала, по всей видимости, острая конкуренция с другими динозаврами. Полет дал этой группе дополнительные преимущества в развитии нервной системы. Переход от четвероногого образа жизни позволил развить третью манипуляторную конечность птиц - клюв, что дало дополнительный стимул развитию нервной системы. Птицы - на самом деле очень прогрессивная группа, их эволюционный успех того времени сказывается до сих пор, позволяет этой группе успешно противостоять антропогенному натиску.
Вернемся в меловой период. Другой группой адекватно среагировавшей на похолодание стали млекопитающие, развившие теплокровность в связи с ночным образом жизни. Эта группа оказалась менее специализированной, чем птицы и имела огромный эволюционный потенциал. Принципиальным преимуществом млекопитающих является переход к внутриутробному развитию и вскармливанию молоком. Все эти приспособления для более надежной передачи наследственной информации, повышение уровня информационного обмена между родительскими особями и потомством - основной, прогрессивный признак млекопитающих.
Но развитие этих двух прогрессивных групп сильно сдерживалось господствующей группой гигантских динозавров. Не смотря на эволюционную отсталость, динозавры развили в результате длительной борьбы за существование приспособления, давшие им в конкуренции за ресурс безоговорочные преимущества.
Ситуация сложилась следующим образом, что своими силами безусловно более прогрессивные группы добиться успеха не смогли. Их прогрессивные признаки не находили своего развития, для которого было необходимо освоение различных экологических ниш. Такая ситуация могла бы продолжаться очень долгое время, рептилии приспосабливались бы к сезонным похолоданиям, совершали бы сезонные миграции. Приспособленность рептилий к холодным широтам можно увидеть сейчас на примере змей и ящериц. Но для энергоинформационного поля Земли эволюционная роль гигантских ящеров была окончена, поэтому они должны были дать возможность для развития более прогрессивных групп. Поэтому, произошла катастрофическая элиминация динозавров вследствие резкого изменения условий существования. Наиболее вероятная версия этой катастрофы - столкновение Земли с крупным метеоритом или кометой.
Конечно, скептики могут утверждать, что эта катастрофа была случайной. Но мы видим насколько закономерный и своевременный этот случай для общей эволюции планеты. Вообще, случай, с точки зрения энергоинформационных воздействий - закономерное явление, свойственное любому развитию.
Резкая смена условий существования непреодолима для хорошо приспособленных к старым условиям форм. Наоборот, менее приспособленные формы имеют эволюционный ресурс и способны противостоять даже очень сильным изменениям среды. В условиях резкого потрясения всегда выживают формы, чье существование в меньшей степени обусловлено условиями среды. Когда распадается весь биоценоз, гибнут наиболее интегрированные с ним его участники, т.е. те, кто достиг своей вершины развития и не имеет возможности для его продолжения. Ведь глобальную катастрофу мелового периода пережили куда менее развитые, чем динозавры группы, но не исчерпавшие свой потенциал развития.
Катастрофа показывает нам, какую дурную службу могут сослужить для развивающихся существ ставка на временные условия, конкуренция за ресурс, борьба за существование. Сама катастрофа - есть столкновение двух векторов развития, внутрисистемного стабилизирующего отбора и внешнего отбора, развивающего систему. Внешний отбор всегда сильнее. Но без приспособления к условиям существования, т.е. внутрисистемного отбора, развитие также невозможно. Именно приспособление к тем или иным сложным условиям развивает особь, дает возможность получить новые эволюционные признаки. Но на определенном этапе интенсивность внутреннего отбора снижается, развитие останавливается, образуется высоко интегрированное сообщество с пониженным уровнем энергоинформационного обмена со средой, препятствующее всем новым изменениям. Живые системы не могут не развиваться, поэтому такие сообщества уничтожаются.
В чем же цель подобной эволюции, где, еще недавно прогрессивные признаки, в один момент становятся ненужными, а катастрофа - есть нормальный путь развития? Мы считаем, что цель такого развития - самосознающая материя с качественно новым уровнем энергоинформационного обмена. Примитивной моделью такой материи является современное человеческое общество. Эволюция такой материи - сознательный процесс, мы сами можем избрать направление для своего развития на основании собственного опыта энергоинформационного обмена. Но особенность выбора направления развития обуславливает ответственность за эти решения. Животные, вымершие в результате катастроф, такой возможности не имели, внешний отбор развивал живую материю до того уровня сознания собственной деятельности, какой мы видим сейчас у современных людей.
Эта легкость, с которой уничтожается живая энергоинформационная материя, эволюционирующая миллионы лет, не может не настораживать нас, разумных самосознающих обитателей Земли. Ведь степень осознания наших дел, нашего пути развития и ответственности за это - чудовищно низка. Уровень энергоинформационного обмена с внешними информационными источниками катастрофически мал. У нас большие шансы стать объектом следующей катастрофы, но мы можем и осознать это. Сумеем ли мы остановиться на своем пути развития и найти новый путь?