· в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и
услугами, а туристами;
· туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за
покупателем и не подлежат хранению;
· в предложениях отсутствует гибкость; обладает сезонным
характером;
· относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей;
· туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также
от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы
людей, их настроение, определяют спрос, в то же время предложение
строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на
предприятиях питания относительно стабильно, в результате
возникает несоответствие между спросом и предложением;
· страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных
методов воздействия на спрос; предложение услуг, т. е. число стран,
преимущественно принимающих туристов, значительно превышает
спрос на туристические поездки, т. е. число стран — поставщиков
туристов; иными словами, рынок международного туризма является
рынком покупателя;
· туризм является крупным землепользователем, весьма требова-
тельным к качеству природных и иных ресурсов.
Организаторы международного туризма:
1) туристические агентства
2) туроператорские фирмы
3) туристические корпорации
4) гостиничные комплексы
5) транспортные компании
Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения между туристами – потребителями туристических услуг и туристическими фирмами – их производителями и реализаторами, а также отношение последних с зарубежными партнерами и различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.
Билет 32
Меры регулирования доступа на рынок — инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам -производителям услуг оперировать на местном рынке. Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают: • Ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внутреннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и в конечном счете на потребителей импортных товаров.
• Введение количественных квот, на импорт иностранных услуг. Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией против иностранных радиостанций.
• Ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний
• Ограничения на передвижение производителей услуг. Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой.
• Ограничения на передвижение потребителей услуг. Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени
Изъятия из национального режима — инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными.