По динамике и во внешней торговой сфере лидирует комплекс деловых услуг: их доля в экспорте услуг из развитых стран возросла до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-
исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений,
инженерно-строительные и архитектурные услуги.
В современной мировой инфраструктуре на одно из ведущих мест выходят компьютеризация и информатизация экономического пространства. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение "кто владеет
информацией - тот владеет миром". Научно-техническая революция
превратила информацию в общественный ресурс. В настоящее время
информационные ресурсы становятся потенциальным источником
богатства общества.
Мировой спрос на услуги в области информационных технологий в начале третьего тысячелетия составлял 400-500 млрд. долл. По прогнозам специалистов в ближайшее десятилетие сохранится устойчивый рост этого рынка примерно на 10-12% в год.
Настоящей революцией в сфере информационных технологий стало
проявление и бурное развитие системы Интернет. К началу третьего
тысячелетия Интернет стал одной из ведущей отраслей мировой
экономики с годовым оборотом в сотни млрд. долл.
Ведущие позиции во внедрении и использовании электронно-вычислительной техники и информационных технологий занимают промышленно развитые страны, на долю которых в 2000 г. приходилось 80%всего мирового компьютерного парка. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в товарной торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли – продажи информационных услуг в которой в 2002 г. оценивался в 3,5 млрд. долларов, т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания.
Билет 31
31.
Международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и
сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей 355
мирового хозяйства. За быстрые темпы роста туризм признан
экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы стал наиболее
важным ее сектором, он сказывается на формирование валового
внутреннего продукта, создание дополнительных рабочих мест и
обеспечение занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.
Виды туризма:
1. По цели поездки. Этот критерий имеет решающее значение, потому
что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и
организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может
ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет
доминирующей.
· Познавательный или культурно-развлекательный.
· Деловой.
· Этнический. Цель этого туризма - посещение родственников, места
рождения своего или родителей.
· Религиозный. Религиозный туризм (паломничество) является одним из
самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к
«святым местам» с целью посещения храмов и монастырей.
· Спортивный.
· Рекреационный.
· Учебный.
· Экзотический.(посещение необычных мест)
· Экологический. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб).
7. По направленности туристических потоков. Въездной -
путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других странах.
Выездной - путешествие лиц постоянно проживающих в стране, например
в России , в другую страну. Внутренний - путешествие по стане лиц,
постоянно в ней проживающих.
8. По принципу оплаты. Коммерческий - стандартный вариант, когда
туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и
соответственно получает прибыль. Под социальным туризмом понимаются путешествия,
субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные
нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство, в порядке
установленным законодательством, предоставляет льготы социального
характера.
Интенсив-туризм - представляет собой
поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для
своих работников за достижения в труде.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристского рынка и 60% валютных поступлений. Примерно 20% падают на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.