Теории международной торговли: - теория абсолютных преимуществ; - теория сравнительных преимуществ - теория конкурентных преимуществ. “Голландская болезнь”
Теория соот-ия факторов произв-ва-теория Хекшера-Олина обращает вним-е на различ-ю наделенность стран факторами произ-ва (трудом и кап-ом,т.к.Хекшер и Олин сосред-сь только на 2факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их деш-ми по срав-ю с др, скудными факторами. Согласно теории Хекшера-Олина страна эксп-ет те тов-ы, выпуск кот-х базируется на избыт-х для нее факторах произв-ва, и имп-ет товары, для выпуска кот-х она хуже наделена факторами произв-ва.Парадокс Леонтьева, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., указал, что эта страна со срав-но дешевым кап-м и дорогой рабоч.силой уча-ет в м/н торговле не в соотв-ии с теор. Хекшера—Олина: более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт. парадокс Леонтьева объясняли по-разному: высококвалиф-ая амер-ая рабоч.сила требует для своей подг-ки больших затрат кап-ла (т.е. амер-й кап-л больше вклад-ся в челов-е рес-сы, чем в производ-ые мощности); на произв-во амер-их эксп-х тов-в затрач-ся в больших объемах имп-ое минеральное сырье, куда были вложены огромные фин-е сре-ва.парадокс Леонтьева явл-ся предуп-ем от прямолинейного исполь-ия теории Хекшера-ОлинаТеорема Рыбчинского Для того чтобы цены на товары оставались пост-ми, неизм-ми д.б. цены на факторы произ-ва. Цены на факторы произ-ва могут оставаться пост-ми, когда отношение факторов, испол-ых в 2отраслях, остается пост-ым.роста одного фактора-увелич-и произ-ва в той отрасли, в кот-й интенсивно примен-ся этот фактор, и сокращении произ-ва в др. отрасли, что приведет к высвобождению фиксир-го фактора, кот-й станет доступен для исп-ия вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.голла́ндская боле́знь (эффект Гронингена)открытием в конце50-х-60-х г. XX века месторождений прир-го газа в принад-ей Нидерландам части Северного моря.Последов-ий за этим рост экс-та прир-го газа повлёк за собой сущ-ое удорожание нац-ой валюты, что негативно сказалось на др. экспортно-ориентированных отр-х. «голландская болезнь»-рост реал-го обменного курса за счёт увел-я объёмов экс-та одних отра-й, что оказ-т негат-е возд-е на др. отрасли и на эк-ку в целом.голландская болезнь — это когда произв-ые рес-сы перетекают из промыш-ти в сырьевой сектор, а также сектор услуг.Приток кап-ла в страну увел-ет потреб-ий спрос, однако испытывающая давление голландской болезни пром-сть не успевает за ростом дох-в, что усил-ет инф-ю.Теории неотехнол-го направ-я связаны с проц-м радикальной перестройки сисмы м\н разделения труда и м\н торг-ли на основе разв-я последствий науч-технич. революции. теория эффекта масштаба (теория международной торговли на основе монопол-ой конк-ии) (Пола Кругмана) объяс-т, почему сущ-ет торг-ля м\у странами, кот-е один-во наделены фак-ми произ-ва. По мере возр-ия масш-ов произв-ва, кот-е обычно идет в рамках монопол-ой конкур-ии, изд-ки произ-ва каждой ед-цы прод-ии сниж-ся. Теория технол-го разрыва,Если в той или иной отрасли нач-т прим-ся технол-ие новшества, то тем самым страна получает сравн-ые преим-ва. Произ-дя товар с мен-ми издер-ми, она может получить на мир-м рынке доп-ю прибыль. Поэтому эксп-ры заинт-ны в увел-и произ-ва данного то-ра и его реал-и на мир-м рынке.технол-ие новш-ва не м.б узурпированы той или иной страной: пост-но они стан-ся достоянием и др.стран. В рез-те ранее образов-ся технологич-ий разрыв оказ-ся преод-м, а первонач-е преим-ва утрач-ми. Теория жиз-го цикла прод-та(Р.Верноном) новый продукт проходит своеоб-й «жизненный» цикл. в жизни нового прод-та набл-ся фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения.Теория абсол-х преим-в(Адам Смит)-стране целесооб-но имп-ть те тов-ы, по кот-м у нее изд-и произ-ва выше, чем у заруб-х стран, и экспор-ть те тов-ы, по кот-м у нее изд-и произ-а ниже, чем за рубежом, т.е. им-ся абсол-е преим-ва.наиболее сильная сторона теории абс-х преим-в-демонстр-ия преим-ва м\н торговли для всех ее участ-в,слабая сторона- она не оставляет в м\н торговле места тем странам, у кот-х все тов-ы произв-ся без абсол-х преим-в перед др.странами.Теория конкурентных преимуществ (Майкла Портера) на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что м\н конк-е преим-ва действ-х в этих отр-х и подотр-х нац-х фирм зависят от того, в какой макросреде осущ-ся их деят-ть в собств-й стране. Макросреда опре-ся не только фак-ми произ-ва, но и хар-м спроса на внут-м рынке,развитостью родст-х и смежных отр-й, уровнем менед-та и конк-ии в стране,экон-ой пол-й правит-ва и даже случ-ми событ-ми (войной, неожид-ми изобр-ми и т.д.). Сочетание этих 6 глав-х парам-в опред-т конкур-е преим-ва фирм, подотраслей и стран на мир-м рынке. Соврем-е тенд-ии изме-я конкурентосп-ти1)обостр-сь конкур-я борьба на мир-х рынках в связи с ростом знач-я внешнеэкон-х связей для эк-ки капиталис-х стран, увел-м числа участ-в мир-о обмена, усил-м соперн-ва м\у США, странами Запа.Европы и Японией, разв-м хоз-ва и эксп-х возмож-й освобод-ся гос-в, а также затяжными спадами в эк-ке стран разв-го капитализма.2)ускор-сь измен-е изд-к произ-ва под влиян-м инфл-и, колеб-й курсов валют, сдвигов впропорциях цен , освое-я новых площадей и рес-в. Опред-е общего ур-я и общих тенд-й конкурентосп-ти отд-х стран, так же как и конкурентосп-ти по товар-м групп-м и тов-м, важно для устан-я рацион-х направ-й м\н специал-и, выбора наиболее выгод-х торг-х парт-в по эксп-ту и им-ту .Критер-ми м.б: доход на душу нас-я, ур-нь инфл-и, внешнеторг-ый баланс, темпы роста эк-ки, эффек-ть пром-го произ-ва (выпуск прод-ии на ед. затрат), масштабы внедрения нововведений, роль гос-ва. Прин-ся во вним-е прир-е ископ-е, разв-е инфрастр-ры, ср-ва коммуникации и ряд др. факторов.
Билет 28 Абсолютные, относительные, конкурентные преимущества. Факторы конкуренции. Современ. тенденции изменения конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности страны.Конкурентные преимущ-ва - концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономич., технической, организационной сферах деят-ти предприятия, кот. можно измерить экономич. показателями. Абсолютное преимущество - возможность конкретной компании, возникающая вследствие, наприм., особенностей ее размещения, производствен. потенциала, др. объективных условий, производить товар с минимальными издержками произв-ва и обращения в сравнении с др. фирмами, выпускающими тот же или аналогич. товар. Благодаря такому преимуществу удается продавать свой товар по самой низкой цене и обойти конкурентов. Такие возможности может иметь и страна в силу, наприм., своих географич. особенностей. Относительное преимущ-во – преимущ-во одного производителя нового товара перед другими, сост. в том, что у него самые низкие затраты, обусловленные заменой производства старого товара новым. Конкурентное преимущ-во для фирмы явл. внешним, если оно основано на отличит. качествах товара, кот. образуют «ценность для покупателя» ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурен. преимущ-во увеличивает рыночную силу фирмы, т.е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у конкурентов, но не обеспечивающих отличительного качества. Внутреннееконкурентное преимущ-во базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой и товаром, кот. создает «ценность для изготовителя» и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущ-во может создаваться благодаря проведению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационной и производственной стратегии нововведений фирмы. Фактор конкуренции - совокупность определ. признаков, кот. пользуются покупатели, чтобы сделать выбор между конкурентами. 1. экономич. факторы: - лучшее общеэкономич. состояние рынков, на кот. действует предприятие, выраж. в высокой и среднеотраслевой норме прибыли, небольших сроках окупаемости капиталь. вложений, благоприятной динамике цен, высоком уровне дохода на душу населения, отсутствии неплатежей, инфляции и т.п.; - стимулирующая политика правительства в области инвестиций, кредитных, налоговых, тамож. платежей в товарной сфере; - факторы, стимулирующ. спрос: растущая ёмкость рынка; низкая эластичность спроса; слабая цикличность, сезонность спроса и т.п.; - эффект масштаба, из-за разных возможностей доступа к дешевым сырьевым источникам, технологического превосходства, доступности и стоимости заемного капитала и т.п.; - эффект опыта и экономич. потенциал фирмы. 2.нормативно-правовые акты законы, постановления, привилегии и др. решения органов власти и государства. 3. структурного характера: - высокий уровень интеграции процесса производства и реализации в компании, позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети; - возможности быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка. 4. административные меры: - ограничения со стороны органов государствен. и муниципального управления в выдаче пакетов и лицензий; - квотирование; - усложненный порядок регистрации предприятий; - препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных, служебных помещений и т.п. 5.уровень развития инфраструктуры рынка: - организованность, открытость рынков труда, капитала, инвестицион. товаров и технологий; - разная степень развития розничной, оптовой, фьючерской торговли; служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и др. услуг; - разный уровень развития межфирменной кооперации. 6. хорошая информированность. наличие банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деят-ти, информации об инфраструктуре рынка. 7. демографич. факторы. влияния на объем, структуру спроса на продукцию; увеличение численности целевой группы населения, изменение его половозрастного состава; миграции населения, изменения образовательного, профессиональ. уровня. Показатели конкурентоспособности страны: 1) объём ВВП, выражающей ёмкость отечествен. рынка и потенциал конкурентоспособности националь. экономики; 2) доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении; 3) соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги; 4) прирост золотовалютных резервов страны; 5) структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промыш-ти; 6) людские, прир. ресурсы, географич. положение страны и климат; 7) накопленные страной знания, связанные с производством товаров и услуг, научные, рыночные, технические; 8) состояние поддерживающих отраслей и др. Националь. конкурентоспособность опред-ся с 1986 г. Всемирным экономич. форумом (ВЭФ) на основе многофакторных моделей, в кот. 381 показатель сводится в 8 групп: 1) внутренний экономич. потенциал; 2) внешнеэкономич. связи; 3) государственное регулирование; 4) финансово–кредитная система; 5) инфраструктура; 6) система управления; 7) научно–технич. потенциал; 8) трудовые ресурсы. Рейтинг страны, её конкурентоспособность опред-ся по количеству баллов, сумма кот. позволяет составить представление об уровне развития производительных сил, и о гибкости хозяйствен. системы. Согласно 4-х факторной модели конкурентоспособности, конкурентоспособность страны опред-ся наделённостью ресурсами: людскими; технологией иинвестициями; капиталом; и внешнеэкономич. фактором. За последние 15–20 лет произошли существен. сдвиги в соотношении и значимости приведённых факторов. Снижается роль природ. ресурсов, повышается роль трудов. ресурсов, валютного фактора, внутреннего и мирового рынков, гибкость и манёвренность националь. экономики. В 1987–1993 гг. самой конкурентоспособной страной была Япония. В 1994 году она опустилась на 3-е место (после США и Германии). Россия в 1995 г. - 48-е место.
Билет 29
Под открытостью экономики понимается свобода движения факторов производства в информационной национальной валюте, т.е. это антипод экономическому само обеспечению.
Открытость экономки предполагает целостность национальной экономики интегрированной в мировом хозяйстве с помощью отмены госмонополии внешней торговли по большинству позиций при сохранении стратегически важных направлений. С помощью эффективного использования принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активного использования различных форм совместного предпринимательства, организации СЭЗ. Каждая страна производит наименее затратную продукцию в большем объеме чем необходим для последующего обмена. Одним из важнейших критериев открытости экономик является благоприятный инвестиционный климат.
Модель открытой экономики предполагает свободу экономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. Открытая экономика — экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая экономика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-экономических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных связях, поскольку первые изолированы от новых идей и технологий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специфической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наибольшей эффективности функционирования национальной экономики. Открытая экономика исключает государственную монополию в сфере внешней торговли и требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.
Степень открытости экономики во многом зависит от обеспеченности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой национальной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природными ресурсами.
По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономикой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого критерия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее открытой — Северная Корея, Куба.
Кол-ые индикаторы открытости:
1. Экспортная квота: Эк = Э/ВВП * 100%
Э – V экспорта страны. Эк – показывает какую долю из произведенной в стране продукции страна вывозит за рубеж.
2. Импортная квота: Ик = И/ВВП * 100%
Ик – какую часть продукции нам нужно приобрести.
3. Внешнеторговая квота: ВТк = ВТ/ВВП * 100%
ВТ – внешнеторговый оборот
Факторы влияющие на степень открытости экономики страны:
1. V внутреннего рынка; 2. Уровень экономического развития страны; 3. Степень участия страны в международном производстве.
Экономисты выделяют тенденцию: чем больший вес в структуре экономике занимают базовые отросли, тем меньше участия страны в международном разделении труда -> меньше степень открытости экономики.
Однако доля экспорта в ВВП — это не единственный индикатор открытости экономической системы. В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются:
1. Показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле:
• коэффициент внутриотраслевой международной специализации:
Показатель колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей тот или иной товар, во втором — исключительно экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между крайними точками, характеризуют степень вовлечения страны во внутриотраслевую международную специализацию;
• экспортная квота — показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:
Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею продукции;
• импортная квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:
• внешнеторговая квота определяется как соотношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:
• структура экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт;
• структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики;
• сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.
2. Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов):
• объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким уровнем открытости экономики имеет большие возможности вложения капитала в экономику других стран;
• соотношение объема прямых зарубежных инвестиций данной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории. Это соотношение характеризует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран — субъектов инвестирования капитала;
• объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны.
Билет 30
30. Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.
Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является повышения роли услуг в национальной экономике.
Соответственно, услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг.
Структура:
Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:
Ø Транспорт:
-пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми
видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
-грузовой (международная перевозка грузов)
Ø Поездки:
-деловые (командировки)
-личные (например, туризм)
Ø Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной
связи между резидентами и нерезидентами)
Ø Строительство
Ø Страхование
Ø Финансовые услуги
Ø Компьютерные и информационные услуги (например,
консультации в области компьютерных программ, обслуживание
компьютеров и т.д.)
Ø Другие бизнес – услуги:
-посреднические услуги
-лизинг
-прочие деловые, профессиональные и технические услуги
(правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные
услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)
Ø Личные, культурные, рекреационные услуги:
аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и
т.д.)
прочие (показ выставок, проведение мероприятий)
Ø Правительственные услуги (поставка товаров в посольство,