Общественное питание играет большую роль в жизни современного общества. Это обусловлено, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов.
По международным документам термин «общественное питание» характеризуется такими различными определениями, как «методы приготовления большого количества пиши, выполняемые без предварительной договоренности с потребителем», или как любые «виды питания, организованного вне дома». Во всём мире предприятия общественного питания принадлежат либо государственному, либо частному сектору. Государственный сектор общественного питания включает в себя учреждения питания для детей, дошкольников, школьников, военнослужащих, людей пожилого возраста, лиц занятых на производстве и др. Частный сектор также может включать в себя многие из перечисленных выше предприятий, а также кафе, рестораны и другие виды торговых точек, приносящих доход. Этот спектр включает также предприятия, которые производят готовую к употреблению пищу, продаваемую через любой из вышеперечисленных каналов. На данный период индустрия питания находится в процессе развития - растет как число заведений, так и качество обслуживания.
1. Анализ современного состояния предприятий общественного питания
1.1 Типы предприятий общественного питания.
Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха. Рестораны различают: по ассортименту реализуемой продукции (рыбный, пивной, национальной кухни, кухни зарубежных стран); по месту расположения (при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан).
Бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары. Бары различают: по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления (молочный, пивной, винный, кофейный, гриль-бар, коктейль-бар); по специфике обслуживания потребителей (видео-бар, варьете-бар).
Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции; реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. Кафе различают: по ассортименту реализуемой продукции (общего типа, кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная); по контингенту потребителей (молодежное, детское, семейное).
Столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Столовые различают: по ассортименту реализуемой продукции (общего типа, диетическая); по обслуживаемому контингенту потребителей (рабочая, школьная, студенческая); по месту расположения (общедоступная, по месту работы, учебы).
Закусочная – предприятие с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей. Закусочные разделяют по ассортименту реализуемой продукции (общего типа и специализированные: сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, шашлычная, чайная, пончиковая, пиццерия).
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяют на три класса – «люкс», «высший» и «первый». Кафе, столовые, закусочные на классы не подразделяют.
Рестораны, кафе, бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха, и развлечения потребителей.
Рестораны и бары класса «люкс» должны соответствовать следующим требованиям: изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий спектр услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей для баров.
«Высший класс» предполагает оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков, коктейлей для баров.
«Первый класс» – гармоничность, комфортность, выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, для баров – набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных.
Классификация предприятий общественного питания по такому признаку, как тип предприятия, во всех источниках приводится из ГОСТ Р 50762–95 «Общественное питание. Классификация предприятий». Классификация предприятий общественного питания, представленная в нормативных документах, является неполной и неточной. Она была разработана, в основном, в советский период и ориентирована на условия экономики того времени. Несовершенство классификации создает трудности при сертификации услуг предприятий общественного питания. Органы, осуществляющие эту работу, а также участвующие в управлении, сталкиваются с серьезной и неразрешимой проблемой – к какому типу отнести вновь открытое предприятие и по каким показателям сертифицировать данную услугу. В итоге предприятие, пользующееся спросом, имеющее хорошую репутацию и постоянных потребителей, относят к типу, не соответствующему Госстандарту РФ. С точки зрения сертификации так и не найден ответ на вопрос: «Каково место новых предприятий в системе общественного питания?».
После отмены обязательной сертификации в 2003 г. отделить различные типы предприятий общественного питания стало почти невозможно. Так, предприятия общественного питания, которые формально классифицируются как кафе, могут предоставлять широкий ассортимент блюд и изделий сложного приготовления в сочетании с высоким уровнем услуг, что присуще ресторанам. Но чаще всего закусочные называют «кафе». Несоответствие заявленному типу – нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей» – предоставление заведомо ложной информации.
В настоящее время в России динамично развиваются такие новые типы предприятий общественного питания, как предприятия быстрого обслуживания, предприятия выездного обслуживания, кофейни. Предприятия быстрого и выездного обслуживания целесообразно выделить как самостоятельные типы, так как каждое имеет свою специфику и не может быть отнесено к установленным в ГОСТ Р 50762–95 типам предприятий общественного питания.
Предприятие быстрого обслуживания – предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления, призванное в кратчайшие сроки при минимальных затратах обеспечить удовлетворение разнообразного спроса на продукцию и услуги общественного питания. Обслуживание осуществляется, в основном, методом самообслуживания.
1.2 Описание выбранного предприятия
Тип выбранного мной предприятия – кафе, а название «Рояль». Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции; реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. Кафе различают: по ассортименту реализуемой продукции (общего типа, кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная); по контингенту потребителей (молодежное, детское, семейное).
Располагаться кафе будет в ТРК "Alimpic". ТРК "Alimpic" располагается перспективном и самом населенном районе Астрахани в центральной части города на одной из главных улиц.
ТРК расположен вблизи оживленной магистрали города, соединяющей окраину города с ее центром.
На выходе магистраль выводит на международный аэропорт.
По прилегающим к участку улицам проезжает в среднем 2 200 автомобилей в час во всех направлениях.
Непосредственно у ТРК расположена остановка общественного транспорта многих городских и пригородных маршрутов, в частности через данную остановку проходят все маршруты троллейбусов.
Рис.1 (схема проезда)
В зоне 10 минутной транспортной доступности 230 000 человек.
Я выбрал этот тип предприятия общественного питания исходя из тех соображений, что большую часть предприятий занимают организации по быстрому питанию. И мне хочется внести в эту сферу что-то большее, чем просто место, где можно подкрепиться. «Рояль» будет не только местом где можно хорошо и качественно поесть, но и местом где будет приятно провести вечер в компании друзей и близких.
Вывод
Произвел анализ современного этапа развития предприятий общественного питания. Поставил цели и задачи курсовой работы. Перечислил основные типы предприятий общественного питания. Обосновал выбор типа общественного питания для своей курсовой работы. Описал месторасположение кафе «Рояль». Привел аргументы к выгодному расположению заведения.
Продуктовый расчет
2.1 Разработка расчетного дневного меню
Основное меню
Наименование блюд
Выход, гр.
Количество порций
Супы:
Борщ с мясом
Мясная солянка
Суп-Харчо
Горячие блюда:
Шашлык из баранины
Шашлык из свинины
Долма
Напитки:
Чай с лимоном
Кофе черный
Сок натуральный
Сок «CocaCola»
Гарниры:
Картофель фри
2.2 Выбор основных блюд для продуктового расчета
Исходя из среднестатистических данных о блюдах, которые чаще всего заказывают, я решил для продуктового расчета взять следующие два блюда:
- Борщ с мясом
- Картофель фри
2.3 Технико-технологические карты блюд
ТТК на блюдо «Борщ с мясом»
Технико - технологическая карта № 174 от 23.01.2013
Борщ с мясом
1. Область применения
Настоящая технико-технологическая карта распространяется на блюдо (изделие) Борщ украинский вырабатываемое - Наименование организации - и реализуемое в - Наименование предприятия - и филиалах - Наименование филиалов (при наличии) -.
2. Требования к сырью
Продовольственное сырье, пищевые продукты и полуфабрикаты, используемые для приготовления данного блюда (изделия), должны соответствовать требованиям действующих нормативных и технических документов, иметь сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность и качество (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение безопасности и качества и пр.).
3. Рецептура
№
Наименование сырья и полуфабрикатов
Расход сырья и п/ф на 1 порцию, г
Брутто, г
Нетто, г
Свекла
Капуста белокочанная
Картофель
Морковь столовая свежая
Петрушка (корень)
7,9
Лук репчатый
Чеснок
1,3
Томат-пюре
Мука пшеничная высшего сорта
Шпик свиной соленый
Масло сливочное несоленое
Бульон мясо - костный
Уксус 3%
Специи Паприка
Специи Лавровый лист
Специи Перец черный горошком
Сахар-песок
Соль поваренная пищевая
Выход полуфабриката, г: 488,9
Выход готового изделия, г: 350
4. Технологический процесс, требования к оформлению, реализации и хранению
Подготовка сырья производится в соответствие с рекомендациями Сборника технологических нормативов для предприятий общественного питания и технологическими рекомендациями для импортного сырья. Свеклу шинкуют, добавляют уксус, масло, сахар, томатное пюре и тушат до готовности с добавлением небольшого количества бульона. Морковь нашинкованную и лук, нарезанный полукольцами, пассеруют с маслом. В кипящий бульон кладут нарезанный картофель, доводят до кипения, закладывают нашинкованную капусту и варят 10—15 мин, затем добавляют тушеную свеклу и пассерованные овощи. За 5—10 мин до окончания варки вводят пассерованную муку, разведенную бульоном, перец сладкий, соль, специи. Готовый борщ заправляют перед подачей шпиком, растертым с чесноком. Допустимые сроки хранения блюда (изделия) устанавливаются согласно СанПиН 2.3.2.1324-03
5. Показатели качества и безопасности
5.1. Органолептические показатели
Внешний вид
Цвет
Консистенция
Вкус и запах
Борщ с мясом
В блюде гармоничное соотношение жидкости и продуктов. Компоненты не разваренные, распределены равномерно. Блюдо сервировано в суповой тарелке или пиале. Декорировано ингредиентами по рецептуре.
Бульона - прозрачный, при добавлении томата или свеклы - красноватый, ингредиентов - свойственный компонентам, входящим в состав блюда.
Жидкая, компонентов в составе - достаточно плотная, неразваренная, свойственная типам ингредиентов в составе блюда.
Приятные, свойственные компонентам. В меру острый, соленый. Без посторонних примесей и порочащих признаков.
5.2. Нормируемые физико - химические показатели:
Массовая доля, %
Сухих веществ
Жира
Сахара
Поваренной соли
Мин.
Макс.
Мин.
Макс.
Борщ с мясом (в целом блюде (изделии))
7,76
9,13
-
-
Для определения минимального содержания жира использован метод Гербера
5.3. Микробиологические показатели (СанПиН 2.3.2.1078-01, индекс 1.9.15.8.)