Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деградация элит в Китае



Древний и средневековый Китай создали непревзойдённую систему управления, которая позволила сохранить государство в течение почти 6000 лет, это единственный народ человеческой истории, сохранивший государственность, культуру и самоидентификацию за такой долгий период времени. Результат тем более поражает воображение, если учесть, что китайцы были исходно группой более чем 200 разных народов, некоторые отстояли друг от друга дальше, чем русские от англичан и арабов. В середине I тысячелетия до н. э. политическая карта древнего Китая кардинальным образом меняется: от двухсот государств остается «всего лишь» около тридцати. Интересно, что до сих пор северные китайцы не понимают южных, только иероглифы являются средством общей коммуникации. Этим и ещё соседствующей Великой Степью объяснялись страшные войны, которые тысячи лет терзали Империю. Но китайцы не только выстояли, они выстроили уникальную цивилизацию, которая вновь претендует на позиции сверхдержавы. Вот это Элита с большой буквы. С ней не идет в сравнение ни Александр Македонский или Карл Великий, дела и империи которых сразу же были развалены преемниками.

Основы социальных порядков и государственная машина были формально созданные в циньском Китае (1-е тыс. н.э.), но по сути пришли из 2 тыс. до н.э. и даже более ранней эпохи и оказались столь совершенными, что практически всяких изменений сохранились до революции 1911 г. Всё государственное управление в Китае было в руках профессиональных управленцев-чиновников. Стать чиновником мог любой свободный мужчина, сдав соответствующие экзамены. Чем выше должность, тем сложнее экзамены. Философия, литература, математика, тесты, на высшие должности рукопашный бой, включая бой с тяжёлым холодным оружием – меч, алебарда (в конце средних веков оставлено только для военных должностей). Только хладнокровный и решительный человек имеет шанс на победу. В процессе обучения много учеников отсеивается, в том числе по причине травм и гибели, оставшиеся приобретают дисциплину духа. Так отбиралась правящая элита Китая.

В Империи существовало особое ведомство обрядов — идеологии, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе патриотизма, незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он же выступал в роли «министра образования».

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором и не допускали притока «неприличествующей достойным людям» информации в массы. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах, образуя сложный механизм взаимоконтроля и получения информации.

Глава ведомства сельского хозяйства был одновременно министром финансов, ответственным за поступления в государственную казну налогов и доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

Община была обособленной единицей с древних времён. Руководство общиной осуществляли староста и «отцы-старейшины». Система контроля распространялась и на органы местного самоуправления. Система взаимной ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или плохую работу подчиненных им чиновников. Очень важный момент — за плохую работу подчиненного в Китае отвечал его начальник.

Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что объяснялось частыми войнами.

Розыск и задержание разбойников была обязанностью военного ведомства, куда входила дворцовая охрана. Начальник профессиональной Императорской Гвардии занимал важное место в государстве, будучи фактически начальником спецслужб, которые как отдельная единица не существовали. Китайцы избегали плодить специализированные подразделения и бюрократические службы со специальным назначением. Даже полицейские и разведывательные функции были отнесены к армии. Цель этого — «дабы избежать образования сущностей самих себя воспроизводящих». То есть они очень ясно понимали опасность образования бюрократических структур, заинтересованных не в решении порученной им задачи, а в оправдании своего существования и привилегий. Китайские императоры пользовались даосским принципом «проще предотвратить, чем вылечить» при обеспечении безопасности государства.

По такому же принципу предотвращения заболеваний строилось здравоохранение Империи, которое было самым передовым в мире на протяжении многих тысячелетий, что привело к колоссальному росту населения Китая. Имперские медики разработали сложный комплекс гигиенических и санитарно-профилактических мероприятий, которые очень важны, так как большая часть территории Китая располагается в эпидемиологически неблагоприятных районах с природными очагами чумы, тифа и других опасных заболеваний.

Судебное ведомство Китая строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками, что традиционно относилось к особо тяжким преступлениям. В Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Провинциальный судья был одновременно начальником тюрем в округе согласно «принципу о неумножении сущностей». Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр. Высшей инстанцией был император.

Преемственность традиций и роль аккумулятора знаний в Китае составляла «тайная власть» Империи. Тайная власть в Китае, собственно говоря, никогда не была ни тайной, ни вообще «властью» в общепринятом смысле этого слова, в отличие от западных «лож» и «клубов». И высший чиновник, и мафиози из «триады», и последний деревенский бедняк знал и боготворил носителей мудрости, без которой не могло долго существовать китайское общество, именно они, таинственные мудрецы Востока создали основу уникального китайского устройства. Речь идет о даосах. Появившиеся из таинственных сект, пришедших с Запада примерно во 2 тысячелетии до н.э. они сыграли колоссальную роль в китайской истории и есть все основания полагать, что продолжают ее играть. Именно они, кстати, создали Теорию Жажд, рефлексотерапию, а также компас, Диалектику, искусство шпионажа и многое другое.

Самое мудрое, что мог сделать человек, обидевший даосского мудреца – немедленно наложить на себя руки. Если он и мог бы бежать от агентов Императорской Гвардии, то ему некуда было скрыться от «триад» — китайской мафии. Неудивительно, что даже самый отчаянный разбойник не осмеливался оскорбить уважаемого мудреца.

Настоящие даосы никогда не жили в роскоши, хотя редко жили в бедности. Мудрецу было категорически запрещено заниматься политикой. Запрещено традицией, если он ее нарушает, то перестаёт быть авторитетом для клана, а вскоре – и для общества. Если же в них не было нужды, то, пожав плечами, они удалялись в свои хижины и лаборатории-монастыри, «идя по пути Счастья». После очередных кровопролитных потрясений в Поднебесной, обычно оказывалось, что нужда в них всё-таки есть. Даосы не имели никакой силы вне китайского государства, но способны были оказать помощь по принципу малого воздействия на систему в нестабильном состоянии.

Даосизм формально считается религией, но в ней нет Бога, хотя ряд направлений даосизма, смешавшихся с народным верованиями пантеон. «Вера в Бога есть вера в собственное бессилие, непонимание же того, что существуют Высшие Силы есть глупость», гласит даосское наставление. Строго говоря, даосов вполне можно было бы назвать материалистами.

Роль даосов была огромна, когда речь заходила о деградации элиты.

Интересна в этом смысле легенда о Чжунь Чжене (в русских источниках — Чань-Чуне) – даосском мудреце, с которым неожиданно возжаждал беседовать сам Чингиз-Хан после завоевания раздробленного Китая. Согласно официальной информации тех лет, беседа велась о продлении жизни и улучшении здоровья Владыки. Беседа об оздоровлении и продлении жизни с даосским мудрецом это примерно то же самое, что сейчас дипломатический обед. Все прекрасно понимают, что посол приезжает в МИД вовсе не для того, чтобы поесть. В те времена в Китае было немало даосских лекарей, намного более искусных в лечении, чем Чань Чунь, который вообще-то говоря лекарем не был, но Хан захотел видеть именно его.

После беседы с мудрецом действия Чингиз-Хана были весьма показательны. Он освободил даосов от всех налогов и повинностей и запретил их обижать с многообещающей формулировкой: «Нарушивший указ Великого Хана сам он и его род будут Великому Хану противны».

Именно после встречи с Чжунь Чженем была кардинально реформирована структура государственного управления Орды. Появились или были коренным образом реформированы структуры государственного управления, впоследствии практически без изменений перенятые Московией.

Легенда гласит, что когда Чунь Чань вернулся на родину, его стали обвинять в том, что он передал кочевникам, принесшим Китаю столько бед, важные знания, которые могут усилить их. На что тот с усмешкой ответил, что империя кочевников благодаря этим знаниям усмирит и воспитает кочевых дикарей, а когда она падет лет через 300, то тогда часть ее земель спокойно заберет Поднебесная и тем самым избежит кровопролитных войн и восстаний непокорных племен.

Орда просуществовала примерно 300 лет, после чего ее элита разложилась и государство рухнуло, часть ее земель действительно досталась Китаю практически без войны. Интересно, что династия Романовых тоже просуществовала примерно 300 лет.

О чём умолчал хитрый старик в беседе с Великим Ханом? О неизбежности вырождения элиты? О мерах предосторожности? О чем-то ещё, нам пока неизвестном? О чем шептались два китайских мудреца за спиной Великого Хана?

Гонения на даосов, как на «религиозных» людей, имели место в Маоистском Китае, но это было скорее изгнание и временное забвение, очень мало кто пострадал от репрессий, и совсем не так случилось с буддистскими и конфуцианскими жрецами, объявленные «мракобесами» они, что называется, «хлебнули по полной». В шестидесятые годы новая власть начала примиряться с носителями древних знаний, по всей видимости, когда Кормчий понял, что марксизм не работает, то пришлось идти на поклон за древней мудростью.

Высшие руководители «Красной Поднебесной Империи» зачастили во вновь отстроенные монастыри-лаборатории за советами и омоложением. Хитрый Мао неспроста так долго жил, несмотря на то, что у него была бурная, полная стрессов и лишений жизнь профессионального революционера. Примерно в это время закончились глупости «большого скачка» и началось настоящее восхождение Нового Китая. Что интересно, ходят слухи о том, что «Культурная Революция» с направлением в деревню на перевоспитание новой коммунистической знати началась по совету даосских мудрецов.

Опыт Поднебесной Империи весьма поучителен, но в прямом смысле заимствование знаний от китайский мудрецов, нереально. Но, тем не менее, опыт создания сетевых (без единого центра) Орденов Хранителей Знаний нельзя не принимать во внимание. Кланы мудрецов были тем самым хранилищем знаний, которые передавали традиции между разрушившимся и возродившимся государством, когда гибла или деградировала старая элита, разрушался чиновнический аппарат и терялись традиции управления в государстве. Тогда молодая элита «доставала» казалась бы утраченные знания, необходимые для управления из «библиотеки знаний», там же она могла получить и Учителей для подготовки.

Призом за это было спасение и процветание Китайской Цивилизации, которую не зря часто сравнивали с Фениксом. [2]

Как в философии Марк Аврелий выдвигал точку зрения, что все люди — это часть космоса и их смерть ведёт лишь к перерождению и развитию, так и элита Китая показала, что деградация — необходимый процесс, меньшее зло, помогающее каждые несколько веков обновляться государству, очищать его от ненужных знаний, словно воду в аквариуме.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.