- это совокупность его способностей и
характеристик, обусловливающих
создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые
различаются
а) степенью
структурно-смысловой сложности,
б) глубиной и точностью отражения
действительности,
в) определенной целевой направленностью.
(По Ю.Н. Караулову)
Установленный перечень
- умений в области
- навыков владения языком
- знаний
Языковая компетенция
Наличествующие у ЯЛ
- уменияв области
- навыкивладения языком
- знания
Языковая компетентность
Языковая компетенция:
• Знание языковых норм
• Лингвистические знания
• Умение выражать заданный смысл разными способами.
• Умение извлекать из текста смысл.
• Владение синонимией.
• Владение омонимией.
• Умение отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных.
Языковая компетентность личности:
наличествующий объем знаний + перечень умений = уровень ее языковой компетентности относительно установленного перечня и объема языковых компетенций
Коммуникативная компетенция:
• Знание коммуникативных норм и норм этики общения, принятых в данной речевой культуре.
• Знание невербальных языков и владение ими.
• Умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт.
• Умение выбирать / изменять тип речевого поведения в зависимости от КС.
• Владение различными речевыми стратегиями и тактиками.
• Владение различными речевыми жанрами.
Коммуникативная компетентность личности:
наличествующие у нее коммуникативные знания + коммуникативные умения =
уровень ее коммуникативной компетентности
относительно
установленного
перечня и объема
коммуникативных компетенций
Коммуникативные нормы - социально одобренные стереотипы (образцы) речевого поведения, которые описываются коммуникативными - в том числе этикетными - правилами, обязательными или желательными для исполнения.
Типы коммуникативных норм
• общекультурные (общенациональные)
• ситуативные
• групповые.
Языковая + коммуникативная компетенция
Культура речи как речевой идеал
Уровень языковой + коммуникативной компетентности личности