(во всяком случае человеческая) – это то, что совершается людьми. Сама по себе, без людей, она не существует. В ней нет ничего магического, кроме того, что в неё вкладывают люди, вступая в коммуникационные связи. В общении нет другого содержания, помимо того, которое в него вложили люди. Таким образом, изучающий коммуникацию изучает людей, вступающих в отношения друг с другом, со своими группами, организациями и обществом в целом. Они воздействуют друг на друга, информируют одних и являются информированными с о стороны других, обучают одних и учатся у других, развлекают одних и развлекаются благодаря усилиям других при помощи определённых знаков, существующих независимо от каждого из них. Чтобы понять процесс человеческой коммуникации, необходимо понять, как общаются люди между собой.
У.Шрамм
• Коммуникация – взаимодействие людей, необходимое им для существования, создания и изменения социальной реальности.
↓ ↑
• Речь – способ этого взаимодействия.
↓↑
• Язык – средство, при помощи которого создается речь и, таким образом, осуществляется коммуникация.
Коммуникативные роли участников общения
• Адресант (пишущий, говорящий) производит и отправляет речь.
Имеет право инициировать КА, выбирать адресата, предлагать тему, жанр, тональность общения.
Обязан ориентироваться на адресата и КС, исходя из этого выбирать речевое поведение, соотносить свои речевые действия с коммуникативными правилами. => приоритетность его позиции
• Адресат(читающий, слушающий) получает и «потребляет» речь.
Имеет право продолжать и корректировать начатый адресантом КА, не участвовать в незапланированном КА, выбирать позицию в КА, требовать соответствия адресованного ему сообщения своим коммуникативным возможностям / потребностям.
Обязан принимать сообщение, устанавливать обратную связь, декодировать информацию, интерпретировать ее, поддерживать контакт с адресантом.
• Косвенный (вторичный) адресат
• Наблюдатель
Косвенный адресат
м о ж е т:
- оценивать речевое поведение участников;
- корректировать РА;
- реагировать на реплики участников КА.
Наблюдатель
м о ж е т:
оценивать речевое поведение участников;
н е и м е е т п р а в а:
корректировать РА;
реагировать на реплики участников КА.
• Тип коммуникабельности: доминантный, мобильный, ригидный.
• Направленность на внешний / внутренний мир: экстраверт, интраверт.
• Эго-состояния: Ребенок, Родитель, Взрослый.
Социально-групповая стратификация общества
Социальные признаки
п о с т о я н н ы е:
- пол, возраст, образование, род занятий, вероисповедание, семейное положение и др.
п е р е м е н н ы е:
- связь с различным общественными структурам, поведение в городской среде и др.
Социальный статус – положение лица в той или иной социальной группе относительно других и определенные для этого положения права, обязанности и вытекающие из них взаимные ожидания (экспектации).
↓
Социальная роль – одобренный обществом (нормативный) образец поведения, ожидаемый в соответствии с этими правами и обязанностями от того, кто обладает данным социальным статусом.
↓
Социально-речевая роль – набор стереотипных для данного социума речевых
(вербальных и невербальных) элементов, которые закреплены за тем или иным
статусом и используются в условиях реальной коммуникации лицом, имеющим
имеющим тот или иной статус.
↓
Речевое поведение– комплекс действий, поступков, эмоций, реализуемых с
помощью языка и невербальных средств, выбор которых обусловлен ситуацией
общения и социальным статусом общающихся.
Модели речевого поведения усваиваются (лучше или хуже) в процессе социализации личности и определяют ее речевые действия, которые оцениваются обществом как (не) соответствующие этой модели.