1. Абсолютные величины характеризуют размер, объём общественных явлений (объём производства продукции, объём розничного товарооборота, численность работников).
Например: численность населения РФ – 143,3 млн. человек, оборот розничной торговли РФ –21 319,9 млрд. рублей.
Абсолютные статистические величины могут быть:
- положительными (доходы);
- отрицательными (убытки, потери).
Абсолютные величины – числа именованные, т.е. имеют единицу измерения.
Единицы измерения делятся на группы:
1. Натуральные единицы измерения:
а) простые (кг, шт, м, л);
б) сложные (производство электроэнергии – в киловатт-часах, затраты труда – в человеко-часах, человеко-днях, грузооборот транспорта – в тонно-километрах).
Условно-натуральные единицы измерения применяют при суммировании однотипной, но разнокалиберной продукции.
Например: разные виды топлива перечитываются в условное топливо; консервы выпускают в разных ёмкостях, поэтому для правильного определения объёма производства консервов применяется пересчёт продукции в тубы (в тысячах условных банках, одна условная банка – вес нетто 400 г).
Объем продукции из натуральных единиц в условно-натуральные пересчитывается по формуле:
Q усл. нат. = К • Q нат.
где: Q усл. нат. - объем продукции в условно-натуральных единицах;
Q нат. - объем продукции в натуральных единицах;
К - коэффициент пересчета.
2. Стоимостные (денежные) в рублях, долларах, евро и другой валюте.
3. Трудовые единицы измерения - относятся непосредственно к работнику и его труду (характеризуют затраты труда).
а) простые - человек, часы, дни;
б) составные: человеко-дни, человеко-часы.
2. Относительные величины (ОВ) - это деление одной абсолютной величины на другую.
ОВ
=
Числитель
-
Сравниваемая величина
Знаменатель
-
База сравнения, т. е. та величина на которую делят другую величину
Относительные величины выражаются в форме:
1) Коэффициентов (К)
База сравнения принимается за единицу.
К – показывает во сколько раз одна величина больше другой или какую часть её составляет;
2) Процентов (%)- база сравнения принимается за 100.
К • 100
3) Промилле (‰)– база сравнения принимается за 1 000.
К • 1000
4) Продецимилле (‰о) – база сравнения принимается за 10 000.
К • 10 000
Виды относительных величин:
1. Планового задания.
2. Выполнения плана.
3. Динамики.
4. Структуры.
5. Координации.
6. Интенсивности.
7. Сравнения.
Методику вычисления относительных величин планового задания, выполнения плана и динамики рассмотрим на примере данных, приведенных в таблице 4:
Таблица 4
Номер магази
на
Оборот розничной торговли
Относительные величины, %
Базисный период
Отчетный период
планово
го задания
выполнения плана
динамики
по плану
фактически
Гр.2
• 100
Гр.3
•100
Гр.3
• 100
Гр.1
Гр.2
Гр.1
А
107,6
105,0
113,0
106,7
97,5
104,0
Итого:
107,3
102,6
110,1
1. ОВ планового задания,
%
=
Плановые данныеза отчетный период
• 100
Фактические данныеза базисный период
Относительные величины планового задания (гр.4) свидетельствуют о том, что планом предусматривалось увеличить оборот розничной торговли по магазину № 1 на 7,6% (107,6-100), по магазину № 2 - на 6,7% (106,7-100), в среднем по группе магазинов - на 7,3% (107,3-100).
2. ОВ выполнения
плана, %
=
Фактические данныеза отчетный период
• 100
Плановые данныеза отчетный период
Относительные величины оборота розничной торговли выполнения плана свидетельствуют, что по магазину № 1 план оборота розничной торговли перевыполнен на 5% (105-100), по магазину № 2 недовыполнен на 2,5% (97,5-100), в целом по группе магазинов перевыполнен на 2,6%.
3. ОВ динамики, %
=
Фактические данныеза отчетный период
• 100
Фактические данные за базисный (прошлый) период
Каждый последующий период сопоставляется со своим предыдущим или первоначальным.
Относительная величина динамики показывает, что в отчетном периоде объем оборота розничной торговли в магазине
№ 1 возрос по сравнению с базисным на 13% (113-100), в магазине № 2 - на 4%, в целом по группе магазинов - на 10,1%.
Взаимосвязь относительных величин такова:
Относительная относительная относительная
величина = величина х величина
динамики планового задания выполнения плана
Для удобства вычислений целесообразно пользоваться относительными величинами, выраженными в коэффициентной форме, а затем результат переводить в проценты:
1,076 • 1,05 =1,13; 1,13 • 100% = 113%
4. ОВ структуры
(удельного веса), %
=
Часть совокупности
• 100
Вся совокупность
Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемой совокупности и показывают, какой удельный вес (какую долю) в общем итоге составляет каждая ее часть.
Сумма относительных величин структуры всегда равна 100%.
Фактический удельный вес магазина № 1 в обороте группы магазинов
=
• 100
=
69,59%
Фактический удельный вес магазина № 2 в обороте группы магазинов
=
• 100
=
30,41%
69,59% + 30,41% = 100%.
5. ОВ координации
=
Одна часть совокупности
Другая часть этой совокупности
Относительные величины координации характеризуют соотношение отдельных частей целого.
Например, число городских жителей, приходящихся на 100 сельских; число женщин, приходящихся на 100 мужчин, сравнение фонда заработной платы руководителей и рабочих и т.п.
Относительная величина координации фактически
=
=
2,3 раза
Относительная величина координации показывает, что фактический оборот магазина № 1 за отчетный период в 2,3 раза больше оборота магазина № 2.
6. ОВ интенсивности
=
Уровень, характеризующий явление А
Уровень, характеризующий среду распространения явления А
Вычисляются путем сопоставления разноименных абсолютных величин, находящихся в определенной связи друг с другом.
Относительные величины интенсивности показывают степень распространения данного явления в определенной среде.
Например, отношение численности населения к площади, на которой оно проживает, фондоотдача, обеспеченность населения врачебной помощью (численность врачей на 10 000 населения), уровень производительности труда (выпуск продукции на одного работника или в единицу рабочего времени) и т.п.
7. ОВ
сравнения
=
Абсолютный показатель, характеризующий объект А
Абсолютный показатель, характеризующий объект Б
Относительные величины сравнения характеризуют соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам или территориям.
Например, себестоимости 1 тонны хлеба на разных хлебозаводах и т. д.).
Предположим, что полная себестоимость 1 ц хлеба пшеничного из муки 1 сорта на Дубовском хлебозаводе составила в отчетном периоде - 366 руб., а на Верхнедонском - 294 руб.
Следовательно, себестоимость 1 ц хлеба на Дубовском хлебозаводе в 1,245 раза выше, чем на Верхнедонском хлебозаводе.
366 руб. = 1,245
294 руб.
Относительные величины можно суммировать, если
база сравнения одна и таже.