Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема Абсолютные и относительные величины



 

Методические указания

1. Абсолютные величины характеризуют размер, объём общественных явлений (объём производства продукции, объём розничного товарооборота, численность работников).

Например: численность населения РФ – 143,3 млн. человек, оборот розничной торговли РФ –21 319,9 млрд. рублей.

Абсолютные статистические величины могут быть:

- положительными (доходы);

- отрицательными (убытки, потери).

Абсолютные величины – числа именованные, т.е. имеют единицу измерения.

Единицы измерения делятся на группы:

1. Натуральные единицы измерения:

а) простые (кг, шт, м, л);

б) сложные (производство электроэнергии – в киловатт-часах, затраты труда – в человеко-часах, человеко-днях, грузооборот транспорта – в тонно-километрах).

Условно-натуральные единицы измерения применяют при суммировании однотипной, но разнокалиберной продукции.

Например: разные виды топлива перечитываются в условное топливо; консервы выпускают в разных ёмкостях, поэтому для правильного определения объёма производства консервов применяется пересчёт продукции в тубы (в тысячах условных банках, одна условная банка – вес нетто 400 г).

 

Объем продукции из натуральных единиц в условно-натуральные пересчитывается по формуле:

Q усл. нат. = К • Q нат.

где: Q усл. нат. - объем продукции в условно-натуральных единицах;

Q нат. - объем продукции в натуральных единицах;

К - коэффициент пересчета.

2. Стоимостные (денежные) в рублях, долларах, евро и другой валюте.

3. Трудовые единицы измерения - относятся непосредственно к работнику и его труду (характеризуют затраты труда).

а) простые - человек, часы, дни;

б) составные: человеко-дни, человеко-часы.

 

 

2. Относительные величины (ОВ) - это деление одной абсолютной величины на другую.

ОВ =   Числитель - Сравниваемая величина
Знаменатель - База сравнения, т. е. та величина на которую делят другую величину

 

Относительные величины выражаются в форме:

 

1) Коэффициентов (К)

База сравнения принимается за единицу.

К – показывает во сколько раз одна величина больше другой или какую часть её составляет;

 

2) Процентов (%)- база сравнения принимается за 100.

К • 100

 

3) Промилле (‰)– база сравнения принимается за 1 000.

К • 1000

 

4) Продецимилле (‰о) – база сравнения принимается за 10 000.

К • 10 000

Виды относительных величин:

1. Планового задания.

2. Выполнения плана.

3. Динамики.

4. Структуры.

5. Координации.

6. Интенсивности.

7. Сравнения.

 

Методику вычисления относительных величин планового задания, выполнения плана и динамики рассмотрим на примере данных, приведенных в таблице 4:

Таблица 4

Номер магази на   Оборот розничной торговли Относительные величины, %  
Базисный период     Отчетный период планово го задания     выполне­ния плана     динамики      
по плану фактиче­ски  
Гр.2 • 100 Гр.3 •100 Гр.3 • 100  
Гр.1 Гр.2 Гр.1  
А  
107,6 105,0 113,0  
106,7 97,5 104,0  
Итого: 107,3 102,6 110,1  

 

 

1. ОВ планового задания, % = Плановые данные за отчетный период • 100
Фактические данные за базисный период

 

Относительные величины планового задания (гр.4) свидетельствуют о том, что планом предусматривалось увеличить оборот розничной торговли по магазину № 1 на 7,6% (107,6-100), по магазину № 2 - на 6,7% (106,7-100), в среднем по группе магазинов - на 7,3% (107,3-100).

 

2. ОВ выполнения плана, % = Фактические данные за отчетный период • 100
Плановые данные за отчетный период

 

Относительные величины оборота розничной торговли выполнения плана свидетельствуют, что по магазину № 1 план оборота розничной торговли пере­выполнен на 5% (105-100), по магазину № 2 недовыполнен на 2,5% (97,5-100), в целом по группе магазинов перевыполнен на 2,6%.

 

3. ОВ динамики, % = Фактические данные за отчетный период • 100
Фактические данные за базисный (прошлый) период

 

Каждый последующий период сопоставляется со своим предыдущим или первоначальным.

Относительная величина динамики показывает, что в отчетном периоде объем оборота розничной торговли в магазине

№ 1 возрос по сравнению с ба­зисным на 13% (113-100), в магазине № 2 - на 4%, в целом по группе магазинов - на 10,1%.

Взаимосвязь относительных величин такова:

Относительная относительная относительная

величина = величина х величина

динамики планового задания выполнения плана

 

Для удобства вычислений целесообразно пользоваться относительными величинами, выраженными в коэффициентной форме, а затем результат пере­водить в проценты:

1,076 • 1,05 =1,13; 1,13 • 100% = 113%

4. ОВ структуры (удельного веса), % = Часть совокупности • 100
Вся совокупность

 

Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемой совокупности и показывают, какой удельный вес (какую долю) в общем итоге составляет каждая ее часть.

Сумма относительных величин структуры всегда равна 100%.

Фактический удельный вес магазина № 1 в обороте группы магазинов = • 100 = 69,59%

 

Фактический удельный вес магазина № 2 в обороте группы магазинов = • 100 = 30,41%

69,59% + 30,41% = 100%.

5. ОВ координации = Одна часть совокупности
Другая часть этой совокупности

Относительные величины координации характеризуют соотношение от­дельных частей целого.

Например, число городских жителей, приходящихся на 100 сельских; число женщин, прихо­дящихся на 100 мужчин, сравнение фонда заработной платы руководителей и рабочих и т.п.

Относительная величина координации фактически = = 2,3 раза

Относительная величина координации показывает, что фактический оборот магазина № 1 за отчетный период в 2,3 раза больше оборота магазина № 2.

 

6. ОВ интенсивности = Уровень, характеризующий явление А
Уровень, характеризующий среду распространения явления А

 

Вычисляются путем сопоставления разноименных абсолютных величин, находящихся в определенной связи друг с другом.

Относительные величины интенсивности показывают степень распространения данного явления в определенной среде.

Например, отношение численности населения к площади, на которой оно проживает, фондоотдача, обеспеченность населения врачеб­ной помощью (численность врачей на 10 000 населения), уровень производительности труда (выпуск продукции на одного работ­ника или в единицу рабочего времени) и т.п.

7. ОВ сравнения = Абсолютный показатель, характеризующий объект А
Абсолютный показатель, характеризующий объект Б

Относительные величины сравнения характеризуют соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам или территориям.

Например, себестоимости 1 тонны хлеба на разных хлебозаводах и т. д.).

Предположим, что полная себестоимость 1 ц хлеба пшеничного из муки 1 сорта на Дубовском хлебозаводе составила в отчетном периоде - 366 руб., а на Верхнедонском - 294 руб.

Следовательно, себестоимость 1 ц хлеба на Дубовском хлебозаводе в 1,245 раза выше, чем на Верхнедонском хлебозаводе.

366 руб. = 1,245

294 руб.

Относительные величины можно суммировать, если база сравнения одна и таже.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.