Фольк. несказочная проза – широкий круг устных рассказов. Это предания, легенды и мифологические рассказы, специфические повествоват-ные жанры: рассказы о снах, скептические истории, современные городские легенды. Такие произв.-я важны как источник инф-ции и как назидание/предостережение. Преобладание познавательной и дидактической функции.
Характерные черты несказочной прозы:
1. произв-я приурочены к реальному времени, месту, лицам;
2. невыделенность из потока обыденной речи;
3. форма эпического повествования о достоверном.
Важный признак – сюжет. Обычно сюжеты одномотивные.
Жанры: предания, легенды, былички и бывальщины. Система жанров имеет тематический принцип. Жанровые группы: легенда, предание, быличка, бывальщина, сказ, слухи и толки. Чувствуется сближение несказочной прозы и детских страшных историй. Причина: взаимопроницаемость двух параллельных миров, преодоление границ этих миров.
Нарратив – рассказ; исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с позиции человека-личности.
Устный нарратив – рассказ от первого лица о событиях, произошедших с самим рассказчиком или с кем-либо из его знакомых. Выполняется для определенной аудитории. Форма вербальной межличностной коммуникации, встречается на разных уровнях общения, в разных ситуациях.
Три компонента устного рассказа:
1. материальный объект – вербальный текст (имеет ст-ную структуру: начало, конец, «внутренности» );
2. акт межличностного общения (адрест-адресант, их цели-задачи);
3. информация, знание.
Имеет кач-ва фольклорного текста: повторяемость, вариативность и безавторство. Вариативность текста – следствие его спонтанного воспроизведения. На изменение текста реагируют слушатели.
Главное в нарративах – событие (нарушение нормального течения жизни). Для устного рассказа характерно неразличение события жизни и события текста, т.к. текст присвоил себе право называть событие событием. Понятие события социально (тесно связано с нормой). В зависимости от норм социума то или иное происшествие будет идентифицироваться как событие. Одни события в тексте – завязка, другие – финал сюжета. Концепт сюжета – фигура героя (его цели, задачи, потребности, - все это оформляет повествование). Недостача и ее восполнение – начальная и конечная точка движения героя. НО в некоторых сюжетах человек пассивен, его роль – интерпретатор. = > выделяются сюжеты с активный и пассивным героем.
Былички ( или мемораты) –жанр несказочного прозаического фольклора, история о встрече с нечистой силой, незримым миром; тексты причинно-следственного типа с мифологической сюжетной связкой, разной достоверности. Рассказ от первого лица человеком или его близким родственником. Структура: норма взаимоотношений м\у человеком и мифологическим существом => разрушение этой нормы => встреча => результат. Быличка предостерегает о том, что в жизни может случиться. Чаще встречается в кач-ве страшилки.
Предания –тексты причинно-следственного типа с мифологической или этической сюжетной связкой, разной достоверности
Фабулаты –рассказы в третьем лице. Кристаллизация понятий. Построены на формулах. Больше похожи на сказку (чаще о проклятых детях).
Хроникаты –всевозможные припоминания общего стереотипного свойства.
Легенда –рассказы, в которые верят люди, имеющие религиозное содержание (могут быть космогоническими, топонимическими, религиозными и социально-утопическими). В кач-ве пример соц.-утопической легенды – «Легенда о Беловодье» - несуществующем месте, жизнь в котором идеальна.
Бывальщина –краткий устный рассказ о невероятном происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности. Ближе к легендам, сказаниям.
Существует классификация быличек на рассказы (по Померанцевой):
ü О духах природы (о лешем, водяном, русалках)
ü О домашних духах (о домовом, баеннике)
ü О черте
ü О волшебных кладах
ü О мертвецах
ü О привидениях
ü О колдунах
ü О нечистой силе
Бывальщины можно условно разделить на охотничьи, рыбацкие, военные, любовные, о колдунах, видениях и т.д. Условность заключается в возможности соединения нескольких сюжетов.