Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бытовая сказка: сказки о шутах и дураках, злых женах, мороке. Природа сказочного трюка. Сатирические и новеллистические сказки



Бытовые сказки – сказки, в которых крестьянский быт нашел глубокое отражение, хоть никогда описание быта не является целью.

Если волшебной сказке присущи двуплановость, различие двух миров, то в бытовой - мир один - тот, в котором мы живем.

Герой бытовых сказок уже не царевич, не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, батрак. Его антагонист - барин, помещик, кулак, богач. Эти сказки могут служить средством изучения крестьянского мировоззрения. Герой в сказке всегда побеждает. В быт. сказке носители зла - земные люди. Герой ничтожен социально, в его изображении нет никакой идеализации: он беден, угнетен.

Один из основных признаков этих сказок - отсутствие сверхъестественности. Нет никаких волшебных средств (или просто сверхъестественное трактуется реалистически), не нарушаются законы природы, а если нарушаются, то это изображено как нечто вполне возможное, но тем не менее центральные события быт. сказки совершенно невозможны в жизни по своей необычайности. Обстановка и фон совершенно обычны, но поступки действующих лиц выходят за рамки того, что обычно происходит в жизни.

Особенности:

Возможно повествование от первого лица в отличие от волшебных сказок. Они отличаются простотой и краткостью. Интриги весьма несложны. Необычайная популярность объясняется их близостью к жизни. Бытовая сказка самый национальный вид сказок. Стали проникать в печать только после рев-ии 1905 г. (цензура всегда была жесткой).

Бытовая сказка:

1. сатирические сказки или анекдотические.( Некоторые бытовые сказки ярко юмористичны. Бытовая сказка тяготеет к анекдоту.)

2. новеллистические (Их тематика - личная жизнь, персонажи - люди, связанные между собой узами. Герои новеллистических сказок- разлученные влюбленные, оклеветанная девушка, гонимая жена, жестоко наказанная братом сестра и т.д. Сюжет составляют любовные приключения, путешествия и т.д. Изображают лишь часть жизни героя. Новеллистические сказки содержат большое количество бытовых элементов, жизненных деталей. Они при литературной обработке легко превращаются в новеллу.)

Существуют и переходные сказки. Их можно в равной степени отнести как к бытовым, так и к волшебным.

Сюжеты бытовых сказок:

1. О мудрых девушках

2. Об испытании жен - новеллистическая

3. О ловких и удачливых отгадчиках - анекдотическая

4. О ловких ворах - анекдотическая

5. О разбойниках - новеллистическая

6. О хозяине и работнике

7. О попах

8. О глупцах - анекдотическая

9. О злых женах: такие сказки окрашены сатирически. Некоторые отрицательные стороны быта патриархальной деревни. Окрашены гиперболически.

10. О шутах и дураках: герой сказки, шут, своими обманами доводит людей до преступлений и смерти, вызывает пожары и проч и все это под злорадный хохот. Это может вызвать возмущение, но это только сказка. Тоже сатирические.

Трюки строятся на следующих основных предикатах:

1. мнимая угроза

2. мнимая приманка

3. коварный совет

4. подстрекательство

5. раздразнивание

6. мнимая смерть

7. мнимое родство

8. мнимая слабость,

Предикаты существенно отличаются от обычных сказочных функ-ций

Итак, если в волшебной сказке соотношение функций и ролей в основном стабильно, то в трюках эта стабильность принципиально невозможна, поскольку именно маскировки, подмены и имитации составляют саму суть трюка.

В трюковых сюжетах существуют два центра, два субъекта: трикстер и антагонист, которые к тому же меняются местами в текстах, построенных по схеме «трюк - контр-трюк»

Очевидно, что смены, совмещения и расподобления ролей коррелируют с характером предикатов. Так, мнимая услуга и коварный совет связаны с тем, что трикстер выдает себя за помощника или друга-советчика, мнимая приманка позволяет ему выступить в роли дарителя, владеющего объектом и т. д.

Здесь, как кажется, важны три момента:

1. игра трикстера строится с учетом точки зрения антагониста, его интересов, целей и способов действовать,

2. все действия трикстера носят характер тактических ходов,

3. ядро трюка составляет провокация.

Итак, во всех трюках одна и та же ситуация: успех трикстера полностью зависит от действий антагониста. Моделирование ответного поведения – залог успеха трикстера.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.