Бытовые сказки – сказки, в которых крестьянский быт нашел глубокое отражение, хоть никогда описание быта не является целью.
Если волшебной сказке присущи двуплановость, различие двух миров, то в бытовой - мир один - тот, в котором мы живем.
Герой бытовых сказок уже не царевич, не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, батрак. Его антагонист - барин, помещик, кулак, богач. Эти сказки могут служить средством изучения крестьянского мировоззрения. Герой в сказке всегда побеждает. В быт. сказке носители зла - земные люди. Герой ничтожен социально, в его изображении нет никакой идеализации: он беден, угнетен.
Один из основных признаков этих сказок - отсутствие сверхъестественности. Нет никаких волшебных средств (или просто сверхъестественное трактуется реалистически), не нарушаются законы природы, а если нарушаются, то это изображено как нечто вполне возможное, но тем не менее центральные события быт. сказки совершенно невозможны в жизни по своей необычайности. Обстановка и фон совершенно обычны, но поступки действующих лиц выходят за рамки того, что обычно происходит в жизни.
Особенности:
Возможно повествование от первого лица в отличие от волшебных сказок. Они отличаются простотой и краткостью. Интриги весьма несложны. Необычайная популярность объясняется их близостью к жизни. Бытовая сказка самый национальный вид сказок. Стали проникать в печать только после рев-ии 1905 г. (цензура всегда была жесткой).
Бытовая сказка:
1. сатирические сказки или анекдотические.( Некоторые бытовые сказки ярко юмористичны. Бытовая сказка тяготеет к анекдоту.)
2. новеллистические (Их тематика - личная жизнь, персонажи - люди, связанные между собой узами. Герои новеллистических сказок- разлученные влюбленные, оклеветанная девушка, гонимая жена, жестоко наказанная братом сестра и т.д. Сюжет составляют любовные приключения, путешествия и т.д. Изображают лишь часть жизни героя. Новеллистические сказки содержат большое количество бытовых элементов, жизненных деталей. Они при литературной обработке легко превращаются в новеллу.)
Существуют и переходные сказки. Их можно в равной степени отнести как к бытовым, так и к волшебным.
Сюжеты бытовых сказок:
1. О мудрых девушках
2. Об испытании жен - новеллистическая
3. О ловких и удачливых отгадчиках - анекдотическая
4. О ловких ворах - анекдотическая
5. О разбойниках - новеллистическая
6. О хозяине и работнике
7. О попах
8. О глупцах - анекдотическая
9. О злых женах: такие сказки окрашены сатирически. Некоторые отрицательные стороны быта патриархальной деревни. Окрашены гиперболически.
10. О шутах и дураках: герой сказки, шут, своими обманами доводит людей до преступлений и смерти, вызывает пожары и проч и все это под злорадный хохот. Это может вызвать возмущение, но это только сказка. Тоже сатирические.
Трюки строятся на следующих основных предикатах:
1. мнимая угроза
2. мнимая приманка
3. коварный совет
4. подстрекательство
5. раздразнивание
6. мнимая смерть
7. мнимое родство
8. мнимая слабость,
Предикаты существенно отличаются от обычных сказочных функ-ций
Итак, если в волшебной сказке соотношение функций и ролей в основном стабильно, то в трюках эта стабильность принципиально невозможна, поскольку именно маскировки, подмены и имитации составляют саму суть трюка.
В трюковых сюжетах существуют два центра, два субъекта: трикстер и антагонист, которые к тому же меняются местами в текстах, построенных по схеме «трюк - контр-трюк»
Очевидно, что смены, совмещения и расподобления ролей коррелируют с характером предикатов. Так, мнимая услуга и коварный совет связаны с тем, что трикстер выдает себя за помощника или друга-советчика, мнимая приманка позволяет ему выступить в роли дарителя, владеющего объектом и т. д.
Здесь, как кажется, важны три момента:
1. игра трикстера строится с учетом точки зрения антагониста, его интересов, целей и способов действовать,
2. все действия трикстера носят характер тактических ходов,
3. ядро трюка составляет провокация.
Итак, во всех трюках одна и та же ситуация: успех трикстера полностью зависит от действий антагониста. Моделирование ответного поведения – залог успеха трикстера.