Исследование операций (метод) заключается в разработке методов целенаправленных действий (операций), количественной оценке полученных решений и в выборе из них наилучшего, т.е. такого сочетания структурных взаимосвязей, которое в наибольшей степени способствует наивысшему достижению экономического результата из ряда возможных.
Теория игр, как раздел исследования операций – это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности, противоречий или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.
Теория массового обслуживания исследует объекты на основе теории вероятностей математических методов для количественной оценки процессов массового обслуживания. Так, любое из структурных подразделений промышленного предприятия можно представить как объект системы обслуживания.
Особенность задач, связанных с массовым обслуживанием, – случайный характер исследуемых явлений, так как количество требований на обслуживание и временные интервалы между ними носят случайный характер, их нельзя предсказать с однозначной определенностью. Однако в своей совокупности множество таких требований подчиняется определенным статистическим закономерностям, количественное изучение которых и есть предмет теории массового обслуживания.
Экономическая кибернетика анализирует экономические явления и процессы в качестве очень сложных систем с точки зрения законов и механизмов управления и движения информации в них. В основе кибернетики – методы моделирования и системного анализа.
Имитационное моделирование – процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить (в рамках ограничений, накладываемых некоторым критерием или совокупностью критериев) различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы. Таким образом, процесс имитационного моделирования мы понимаем как процесс, включающий и построение модели, и аналитическое применение модели для изучения некоторой проблемы.
Имитационное моделирование – экспериментальная и прикладная методология, имеющая цель:
• описать поведение систем;
• построить теории и гипотезы, которые могут объяснить наблюдаемое поведение;
• использовать эти теории для предсказания будущего поведения системы, т.е. тех воздействий, которые могут быть вызваны изменениями в системе или изменениями способов ее функционирования.
Для имитационного моделирования характерна возможность выхода за рамки классической математики, что освобождает его от форм, ограничивающих неформализуемые процессы в экономике. Такая особенность открывает возможности для любых средств: не только чисто математических, схематических, шаблонных, формализованных, но других способов, приемов, позволяющих с некоторыми приближениями и допущениями, отличными от математических правил, приспосабливать модель, связывать ее формы в соответствии с реальными хозяйственными процессами и всевозможными возмущениями среды. При этом входы модели и (или) функциональные соотношения между различными ее компонентами могут содержать, а могут и не содержать элемент случайности.
Под имитационной моделью также понимают вычислительную процедуру, формализовано описывающую изучаемый объект и имитирующую его поведение. Но в то же время имитационное моделирование и экспериментирование во многом остаются интуитивными процессами, требующими от составителя модели практического опыта в заданной области. Основное свойство имитационной модели в экономическом анализе заключается в ее способности ответить на вопрос: «что будет, если... и почему?».
Экспертные методы заключаются в интуитивно-логическом анализе исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов и явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Обычно такие методы реализуются путем опроса группы специалистов (возможно, посредством заполнения специальных анкет). Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов в одних случаях может приниматься как решение проблемы. В других случаях количественные оценки группы экспертов являются исходными данными для последующей обработки с помощью методов экспертных оценок. Последующая обработка осуществляется с целью получения более достоверных данных и новой информации, не содержащейся в явном виде в суждениях экспертов. Информация, полученная в сочетании с количественными методами оценки и обработки, позволяет построить эффективные модели интуитивно-логического анализа.
Среди методов экспертных оценок наибольшее распространение получили методы: Дельфи, Дельфи-ПЕРТ, СИИР, ПАТТЕРН, Фор-каст, Ранга, Прогнозного графа, Комиссий, Комитетов, парных сравнений, оценок по интегральному рейтингу и др.
Еще один тип идей моделирования неформализуемых, слабоструктурируемых процессов, неопределенностей связан с теорией нечетких множеств. Нечеткое множество А – это множество значений, каждому из которых сопоставлена степень принадлежности к множеству А.
Если, например, анализировать множество «Прогнозируемые размеры продаж» при неопределенном спросе, меняющихся ценах в условиях инфляции, то прогнозируемая реализация n-го количества товара определенной группы принадлежит этому нечеткому множеству только с некоторой долей условности µ, называемой функцией принадлежности.
В методах, основанных на нечетких множествах, вместо формирования точечных вероятностных оценок задают расчетный коридор значений прогнозируемых параметров и определенный интервал достоверности (уровня принадлежности) алгебраическим операциям с обычными числами; применяют некоторые допущения, такие, как «значение переменной примерно равно а», привлекают экспертов для оценки ожидаемого результата (эффекта) с своим расчетным разбросом (степенью нечеткости) и т.д.
В теории нечетких множеств находят применение так называемые квазимножества, характерная функция которых может реализовываться любыми способами, средствами, формами. В квазимножествах используют понятие «лингвистические переменные». Они включают качественные характеристики (синий, желтый, слабый, умный и т.д.). В них допускается употребление лингвистических сравнений (более красное – менее красное, сильный – сильнее) и отсутствует количественное соотношение упорядоченности. Таким образом, формируется гибкий аппарат, способный объединить формальные и неформальные методы анализа, позволяющий делать то, на что классические методы неспособны.
В последствие эти подходы превратились в стройную теорию лингвистических переменных, которая содержит, помимо общих фактов, также и целый ряд приемов решения прикладных задач, содержащих неопределенности. Формально эти подходы напоминают введение интуитивных вероятностей и могут рассматриваться как своеобразные методы обработки экспертных оценок.
Использование эвристических методов и имитационного моделирования на базе информационных технологий позволяет создавать экспертные системы. Программные системы ЭВМ, реализующие алгоритмы, для которых не существует формальной модели решения, называют эвристическими и относят к классу экспертных (интеллектуальных) систем (ЭС) (см. п.3 «Информационное обеспечение экономического анализа»). Эти системы используются как средства интеллектуального решения проблем в некоторой предметной области на основе принципа воспроизведения знаний опытных специалистов – экспертов. Исходя из собственного опыта, эксперт анализирует ситуацию и распознает наиболее полезную информацию, оптимизирует принятие решений, отсекая тупиковые пути.
Преимущества экспертных систем по сравнению с использованием опытных специалистов без создания ЭС состоят в следующем:
• достигнутая компетентность не утрачивается, может документироваться, передаваться, воспроизводиться и наращиваться;
• в ЭС имеются более устойчивые результаты, отсутствуют эмоциональные и другие субъективные факторы;
• высокая стоимость разработки уравновешивается низкой стоимостью эксплуатации, возможностью копирования, многократным повышением эффективности использования интеллекта высококвалифицированных специалистов и наращиванием интеллектуальных возможностей менее квалифицированных работников.
Экспертные системы отличаются от обычных компьютерных следующими свойствами:
• они манипулируют знаниями, тогда как традиционные системы – данными;
• в отличие от традиционных компьютерных систем имеют потенциальную способность «учиться» на своих ошибках.
Средствами ЭС актуализируется создание гибкой сети ответов не только на вопросы «что, если?», но и «почему?».
Следует учесть, что не все практические ситуации в экономике разрешимы расчетными методами, моделями, технологиями. В ряде случаев приходится находить решение экстремальных задач при неполном знании механизма рассматриваемого явления. Такое решение отыскивается экспериментально.
SWOT-анализ
Для разносторонней оценки и обоснования принимаемых управленческих решений, бизнес-планов, коммерческих прогнозов необходим SWOT-анализ (Strengths – сильные стороны, Weaknesses – недостатки, слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы) – это анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, который позволяет оценивать конкурентный потенциал и конкурентоспособность, определять круг стратегических вопросов управления организацией.
Задача SWOT-анализа состоит в предоставлении руководству организации всей необходимой информации для определения возможных стратегий и их комбинаций.
Характерным для SWOT-анализа является использование мнения аналитиков, экспертов, профессионально разбирающихся в специфике анализируемых процессов на предприятии и за его пределами.
При анализе сильные и слабые стороны деятельности организации могут рассматриваться как факторы положительного и отрицательного воздействия.
Сильными сторонами организации считают:
• наличие необходимых финансовых ресурсов;
• умение профессионально выдерживать конкуренцию;
• статус признанного лидера;
• наличие собственных технологий;
• относительно низкие затраты;
• эффективную рекламу;
• опыт инноваций и инновационную активность;
• надежный, профессиональный Менеджмент;
• эффективные производственные мощности;
• финансовую устойчивость и платежеспособность.
В анализе динамики к сильным сторонам могут относиться, например, увеличение прибыли, рост производительности труда и другие положительные изменения экономических показателей.
К слабым сторонам организации могут быть отнесены:
• отсутствие четкой стратегии;
• ухудшение условий труда;
• устаревшие производственные мощности;
• низкая рентабельность или отсутствие прибыли;
• недостаток требуемых навыков и профессионализма;
• проблемы управления операциями;
• отставание в обновлении продукции, товаров, работ, услуг;
• слишком узкая номенклатура реализуемой продукции, товаров, работ, услуг;
• неблагоприятная репутация или недостаточно сформировавшийся имидж;
• недостаточно налаженная работа по сбыту, неустойчивые каналы сбыта;
• высокая в сравнении с конкурентами удельная себестоимость;
• низкая платежеспособность и др.
Возможности в SWOT-aнaлизe могут рассматриваться как факторы, оказывающие благоприятное воздействие:
• высокий спрос на продукцию;
• обслуживание дополнительных групп потребителей;
• расширение номенклатуры продаж;
• выход на новый рынок или сегмент;
• возможность привлечения инвесторов;
• падение торговых барьеров, затрудняющих доступ к привлекательным международным рынкам;
• увеличение темпов роста рынка и т.д.
Угрозы – это факторы, способные нанести ущерб данной организации:
• неплатежеспособность покупателей;
• высокий уровень налогообложения;
• существенное расширение сети мощных конкурентов;
• рост продаж товаров-заменителей;
• снижение темпов роста рынка;
• высокий процент коммерческого кредита;
• неблагоприятные изменения в обменных курсах валют
• спад в экономике;
• протекционистские мероприятия со стороны иностранных государств по защите собственных производителей;
• неблагоприятные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей;
• неблагоприятные демографические изменения и т.д.
По данным SWOT-анализа:
- Выявляются направления развития подразделений организации, перед которыми открываются новые возможности.Например, спрос на товары предприятия резко возрастает. Его величина превышает свободные мощности организации. Чтобы не упустить шанс, необходимо осуществить капиталовложения в расширение мощностей. Варианты реализации этих вложений обусловливаются разницей между приростом спроса и свободными мощностями. В зависимости от увеличения этого разрыва, а также от состояния производственной базы и ограничений по ресурсам выбирается один из вариантов: модернизация, техническое перевооружение, реконструкция или расширение производства. Реже склоняются к новому строительству;
При появлении внешней угрозы выявляется необходимость совершенствования своего потенциала. Например, при появлении на рынке конкурента с аналогичным товаром, но более высокого качества, решается вопрос о вложении средств в маркетинг или НИОКР;
При возникновении внешней угрозы перед слабым подразделением организации руководство может принять решение о преобразовании подразделения или поиске кооперативных связей с другими фирмами. Если работа с такими фирмами способна эффективно заменить слабое подразделение, то последнее ликвидируется, в противном случае – преобразуется и т.д.
Экономический анализ и бюджетирование
В операциях бюджетирования экономическому анализу отводится ведущая роль. Бюджетом в широком понимании принято считать роспись денежных доходов и расходов государства, юридического или физического лица на определенный период. Применительно к управлению организацией бюджет – это план деятельности, выраженный в экономических, финансовых и имущественных показателях, формирующих денежные доходы и расходы организации за определенный период времени.
В начале отчетного периода бюджет представляет собой план или стандарт, формализующий ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в предстоящем периоде. В конце – он играет роль измерителя, позволяющего менеджерам учитывать выявленные отклонения: сравнивать полученные результаты с запланированными и корректировать дальнейшую деятельность. Этим обеспечивается взаимосвязь методов анализа с бюджетированием.
Анализ исполнения бюджетов – эффективный инструмент планирования и контроля над доходами и расходами организации, обеспечения соответствия расходов доходам для предотвращения дефицита или отвлечения из оборота (иммобилизации) ресурсов, т.е., средств, возможностей, источников доходов и прибыли организации.
Процесс разработки, согласования, утверждения бюджетов (смет) и контроль над их исполнением называют бюджетированием. Анализ исполнения смет (бюджетов) одна из важнейших функций бюджетирования.
Бюджетирование образует систему планирования, учета, контроля и анализа сбыта, производства и производственных издержек (а в торговле – закупок, реализации и издержек обращения), нацеленную на достижение плановых показателей по издержкам и прибыли.
Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедуры формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль над фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты); типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.
Цель создания системы бюджетирования – управление экономикой, финансами и финансовым состоянием организации путем координации деятельности всех структурных подразделений на достижение единой, количественно определенной цели с помощью методов экономического анализа. Общая задача анализа в системе бюджетирования – не допустить превышения расхода денежных средств над запланированными суммами или над имеющимися источниками, исключить убытки.
Предметными задачами анализа в бюджетировании являются:
• экономическое обоснование планирования финансово-хозяйственной деятельности организации, при котором формируется видение будущего в количественном измерении;
• оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности организации и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и измерение влияния факторов (анализ) этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
• эффективный контроль над расходованием материальных и финансовых ресурсов;
• прогнозирование возможных финансовых последствий принятия тех или иных управленческих решений (проведение сценарного анализа) и выбор наиболее рациональных условий их реализации.
Методы экономического анализа задействованы в следующих функциях системы бюджетирования:
• планирования и координации;
• принятия управленческих решений;
• оценки деятельности;
• оценки и переоценки тенденций;
• взаимодействия и мотивации персонала;
• контроля и анализа.
Методы экономического анализа применяются как в процессе выполнения бюджетных функций, так и при построении системы бюджетирования. Управленческий анализ находит применение на следующих этапах постановки системы бюджетирования:
• формирования финансовой структуры (заключается в разработке модели структуры, устанавливающей ответственность и позволяющей контролировать источники возникновения доходов и расходов с помощью анализа);
• создания структуры бюджетов (характеризуется определением общей схемы формирования основного бюджета организации на основе анализа различного рода поступлений и расходования средств, приобретаемых активов и их финансовых источников);
• разработки методик и процедур управленческого учета (разрабатывается учетно-финансовая политика организации, т.е. совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и мониторинге выполнения бюджетов);
• разработки регламента планирования (осуществляется для определения процедуры планирования, мониторинга, анализа причин невыполнения планов, а также текущей корректировки планов);
• внедрения системы бюджетирования (включаются работы по составлению операционных и финансовых бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям организации и реальным условиям).
Анализ в системе бюджетирования начинается с определения объектов бюджетирования организации, по которым будут вестись планирование, учет, анализ бюджетов и контроль над их исполнением. Объектами бюджетирования могут быть структурные подразделения организации, центры финансовой ответственности, направления бизнеса и бизнес-процессы, отдельные проекты.
Направление и порядок проведения анализа в системе бюджетирования может определяться на основе организационной или финансовой структур. Принципиальное отличие заключается в том, что организационная структура отражает распределение ответственности по выполняемым производственным и управленческим функциям, а финансовая – распределение ответственности за формирование доходов и расходов организации.
Финансовая структура формируется выделением центров финансовой ответственности в качестве объектов бюджетирования. Центр финансовой ответственности (далее – ЦФО) – это структурное подразделение или множество подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, оказывающих непосредственное воздействие на доходы и расходы от этих операций и отвечающих за реализацию поставленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата их деятельности.
Выделение ЦФО возможно по нескольким признакам:
• сферам ответственности;
• продуктам производства и их группам;
• клиентам;
• центрам дохода;
• центрам затрат;
• центрам прибыли;
• центрам инвестиций.
Центр дохода – центр финансовой ответственности, руководитель которого в пределах выделенного бюджета отвечает за максимизацию дохода от продаж, не имеет полномочий варьировать ценами, и ограничен в расходовании средств (в рамках бюджета).
Центр затрат – центр финансовой ответственности, его руководитель отвечает за выполнение своих функций в пределах установленного бюджета расходов. Обычно такие подразделения обеспечивают поддержку и обслуживание функций организации и непосредственно не выходят на финансовый результат, не приносят прибыль, но косвенно могут способствовать ее росту.
Возможно выделение центров маржинального дохода, т.е. центров финансовой ответственности, руководители которых отвечают за маржинальный доход по своему направлению деятельности, отдельному бизнесу или отдельному продукту и т.п.
Центр прибыли – центр финансовой ответственности, по которому может быть рассчитан финансовый результат. Руководитель такого центра нацелен на максимизацию прибыли, рентабельности и для достижения этой цели может варьировать продажными ценами и затратами. Как правило, центром прибыли являются организация в целом или дочерние предприятия.
Центр инвестиций – центр финансовой ответственности, результаты его деятельности оцениваются на основании показателей эффективности использования активов.
Иногда выделяют венчур-центры – подразделения, внедряющие новые виды бизнеса, которые на начальном этапе могут не окупать расходов по их инвестированию. Они организуются на основе защищенного бизнес-плана нового направления деятельности. Защищенный бизнес-план предполагает возможности компенсирования убытков нового, пока еще не окупающегося вида бизнеса за счет прибыли других подразделений организации.
Выбор концепции, методов и направлений анализа в данной системе бюджетирования определяется для каждого центра ответственности в отдельности с учетом его специфики и состава. Анализ бюджетов центра финансовой ответственности проводят по ЦФО в целом и по его составным частям.
В анализе центра финансовой ответственности по составным частям следует учитывать, что ЦФО могут создаваться:
• из одного подразделения;
• объединением нескольких подразделений, когда экономически нецелесообразно проектировать затраты каждого подразделения в отдельности. Руководитель такого ЦФО несет ответственность за результаты деятельности всех подразделений данного центра;
• выделением из одного подразделения нескольких ЦФО с индивидуальной ответственностью руководителей каждого из центров в отдельности.
Помимо финансовой структуры анализу может подвергаться структура бюджетов – совокупность операционных и финансовых бюджетов и схема консолидации отдельных бюджетов в основной (сводный) бюджет организации.
Анализ операционных бюджетов связан с изучением доходов и расходовтекущей деятельности. Содержание такого анализа зависит от набора объектов бюджетирования, положенных в основу системы, в числе которых рассматривают бюджеты бизнес-направлений, подразделений, бюджеты центров финансовой ответственности, бюджеты бизнес-процессов, бюджеты проектов.
Общая схема формирования операционных бюджетов состоит из:
• бюджета производственных запасов;
• бюджета расходов, связанных с формированием запасов;
• бюджета прямых затрат на оплату труда;
• бюджета коммерческих расходов;
• бюджета управленческих расходов;
• бюджетов доходов и расходов.
Анализ финансовых бюджетов охватывает результаты финансово-хозяйственной деятельности, рассматривает деятельность организации в завершенном виде. Финансовые бюджеты – это консолидированные бюджеты организации. Они составляются по организации в целом или по центрам прибыли.
В отличие от операционных бюджетов финансовые бюджеты имеют стандартные форматы. Финансовыми бюджетами организации являются:
• бюджет движения денежных средств (кассовый бюджет), определяющий денежные потоки организации и позволяющий управлять ее платежеспособностью;
• бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков), устанавливающий соотношение доходов и расходов организации, отражающий источники и объем полученной прибыли и дающий возможность управлять рентабельностью организации;
• бюджет баланса (прогнозный баланс), отражающий стоимость активов организации и источники их финансирования, с его помощью организация управляет своей стоимостью.
Таким образом, анализ финансовой структуры и структуры бюджетов является основой для создания и функционирования системы бюджетирования.