Основной задачей динамического обследования является выявление динамики развития ребенка. Такое обследование целесообразно проводить как к плановым (один раз в полгода), так и к внеплановым консилиумам. По своей структуре полное динамическое обследование достаточно близко к первичному углубленному обследованию, хотя и имеет свою специфику. А именно: как правило, психолог не выявляет повторно анамнестические сведения, а только фиксирует те изменения, которые произошли с ребенком за истекший период. Если обследование проводится для внепланового консилиума, то, безусловно, выясняется причина, по которой проводится консилиум (у того из специалистов, который обратился к психологу с просьбой о проведении внепланового консилиума). Например, это может быть резкое снижение успеваемости ребенка в четверти, ухудшение его поведения в среде сверстников, снижение адаптивных возможностей по различным показателям, что наблюдается другими специалистами или родителями. Психолог отмечает виды деятельности ребенка, которые перестали «вписываться» в рамки условно нормативной динамики развития. Причем в данном случае описываются и ситуации чрезмерно интенсивного развития. Например, это может быть интенсивное развитие когнитивной сферы, в частности вербально-логического мышления, излишняя тяга к философствованию, излишнее мудрствование, навязчивый поиск первопричин тех или иных явлений. Но такое развитие не может не сказаться на аффективно-эмоциональной сфере ребенка, на его взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Обязательно должны быть описаны отдельные психические функции, которые за прошедший с момента последнего обследования период претерпели наименьшие изменения или вовсе не развивались. Все это подробно фиксируется психологом и, в соответствии с пониманием причин подобного изменения состояния ребенка, планируется коррекционно-развивающая работа, рекомендуются дополнительные консультации других специалистов, также даются рекомендации педагогам по индивидуализации образовательного процесса. Если с ребенком проводился курс коррекционно-развивающей работы, то кратко отмечается его эффективность. Она должна быть соотнесена с количеством проведенных занятий и продолжительностью коррекционной работы. Если коррекционно-развивающая работа проводилась в групповой форме, то все равно необходимо описать ее результаты и эффективность для каждого конкретного ребенка. При проведении индивидуальной работы, особенно связанной с коррекцией личностных особенностей, следует (в предельно краткой форме) показать, как эти изменения сказываются на взаимодействии ребенка со сверстниками и педагогами.
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью итогового заключения является оценка актуального состояния ребенка на момент итогового обследования в сравнении с его психологическим статусом (особенностями развития, поведения и т.п.) на момент включения ребенка в деятельность психолога в составе службы сопровождения. В рамках итогового заключения должны быть отмечены выявленные в процессе как первичного, так и последующих обследований проблемы (проблемные зоны) и трудности ребенка. В соответствии с этим в заключении кратко описываются начальные рекомендации, направления необходимой коррекционно-развивающей работы. Здесь также должны быть перечислены все направления психокоррекционной работы, которая проводилась с ребенком, ее продолжительность и результат. Аналитический отчет психолога образовательного учреждения представляет собой особый вид отчетной документации, форма и содержание которой часто определяются администрацией образовательного учреждения, управления образования и т.п. Думаем, что в следующих публикациях мы сможем рассказать читателю о содержании и этой части документации психолога.
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук, доцент АПКиПРО, г. Москва
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: МГОПИ; Альфа, 1995. 2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 3. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва—Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1995. 4. Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. Кн. 1. М.: НМЦ «ДАР» им Л.В. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 5. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. Под общ. ред. Н.Я. Большуновой. Сост. Н.Ф. Балашова, Е.В. Соколова. МОУ-ЦО «Пеликан». Бердск, 1998. 6. Обследование ребенка на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК). Комплект рабочих материалов. Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1998. 7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 8. Сотрудничество учителя и школьного практического психолога. Сборник научно-методических трудов. Под ред. А.К. Марковой. М., 1993.