УЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Описываемая в настоящей статье документация создавалась в рамках Федеральной программы Министерства образования РФ по организации и содержанию деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Разработка и апробация проходила на базе экспериментальных площадок программы г. Москвы, Московской и Свердловской областей, республики Башкортостан. Непосредственно в разработке документации участвовали следующие педагоги-психологи: кандидат психологических наук Н.Я. Семаго (экспериментальная коррекционная школа VII вида), кандидат психологических наук Н.П. Слободяник (общеобразовательная школа № 1129 Москвы), кандидат психологических наук О.В. Кардашина. В апробации документов принимали участие многие практические психологи массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений: экспериментальной школы № 196 г. Москвы, образовательных учреждений Одинцовского района Московской области, ДОУ № 908 г. Москвы, школы-интерната № 20 г. Москвы, школы-интерната № 31 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Москвы, специальной (коррекционной) школы № 483 для неслышащих и слабослышащих детей и подростков г. Москвы, специальной (коррекционной) школы № 22 для слабослышащих и поздно оглохших детей и подростков г. Москвы, школы-интерната № 3 г. Калининграда, специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида, осуществляющего обучение и воспитание детей-сирот с задержкой психического развития, ДОУ № 1016 г. Москвы. Был использован (в отдельных пунктах и разделах) опыт психологической службы в системе Главного управления образования Администрации Самарской области (руководитель службы Т.Н. Клюева).
ПРИНЦИПЫ
В основу всей документации были заложены следующие принципы. Документация педагога-психолога должна:
— основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000, инструктивное письмо органов управления образованием субъектов РФ № 3 от 01.03.99 об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения); — охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности; — отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения, быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности; — отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки; — ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье; — обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии; — быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
ИЗ ЧЕГО ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ ДОКУМЕНТАЦИЯ?
Вся документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога. Такое разделение дает возможность создать систему рабочей документации, подобной классному журналу педагога. Мы можем говорить о журнале (или, если хотите, о рабочем журнале) педагога-психолога. И рабочая, и отчетная документация должна отражать четыре направления деятельности психолога, указанные в Положении о службе практической психологии. Поэтому составляющими единицами (разделами) рабочего журнала являются:
— документация по планированию деятельности на учебный год, месяц и рабочую неделю (соответственно перспективный план с возможностью распределения работ по месяцам и расписание на каждую неделю каждого месяца) по таким традиционным направлениям деятельности психолога, как консультативно-диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая и просветительская; — регистрационная часть; — регистрационно-содержательная часть (здесь же можно привести статистическую отчетность, которая должна, по сути, отражать нагрузку психолога за конкретный период).
Основной отчетный период по всем видам деятельности психолога — месяц. Практика показывает, что это удобно как для образовательных центров, так и учреждений образования. Это удобно и для самого психолога. В конце каждого месяца по всем видам работ может быть создана стандартизированная форма отчетности, полностью соответствующая форме отчетности за учебный год. Это позволяет специалисту не только составлять отчет за месяц, но и с минимальными временными затратами составлять отчет за год. Основным элементом рабочей документации является регистрация конкретного вида деятельности психолога. Нам кажется разумным не писать каждый раз (как это делают многие психологи), что именно делает психолог, да еще записывать это в разных журналах (журнал обследований, консультаций, коррекционной работы и т.п.), а иметь один вид журнала с различным графами (по каждому виду работ) и регистрировать свою деятельность лишь значками в соответствующей графе. Объем регистрационного раздела журнала должен быть рассчитан на деятельность психолога в течение учебного года. Отдельная строка отводится одному субъекту деятельности психолога, с которым проводится одно мероприятие. Субъектом регистрации может быть ребенок, его родитель, специалист или группа, часть класса, класс в целом, группа родителей или специалистов.