Рассматривая этот вопрос необходимо подчеркнуть, что политическая система - это целостная, упорядоченная система отношений, действий, идей, методов и институтов, связанных с политикой, с ее разработкой и практическим осуществлением. Политическая система общества - это сложная, многогранная система взаимоотношений государственных и негосударственных социальных институтов, которые выполняют соответствующие политические функции для защиты интересов определенных классов и социальных групп.
Политическая система выступает как одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной и т.д.. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентская, президентская и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный) и другие. Сегодня в политической практике
Можно выделить следующие типы политических систем: постиндустриальные, посткапиталистическое, переходные, постколониальные и др..
Изучая политическую систему, целесообразно, на наш взгляд, определить такие ее компоненты:
1) политические отношения;
2) политическую организацию, которая охватывает совокупность политических институтов и организаций;
3) политические, правовые и моральные нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов;
4) методы политической деятельности, составляющие основу политического режима;
5) политическую культуру, что проявляется в политических взглядах, идеях, теориях, в политическом сознании и политическом поведении.
Политические отношения в обществе возникают из-за борьбы, завоевания и осуществления политической власти. Это, во-первых, межклассовых, внутриклассовые, межнациональные и межгосударственные отношения. Во-вторых, это так называемые вертикальные отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти между политическими организациями (государством, партиями, общественными организациями и т.д.). В-третьих, это отношения, которые складываются между политическими и неполитическими организациями и учреждениями (администрация области и предприятие, институт, учреждение культуры, партия и трудовой коллектив и т.д.).
К политической организации (организационного компонента политической системы) относятся государство, политические партии, профессиональные союзы, кооперативные, молодежные и другие организации и объединения. Все эти организации создаются для того, чтобы выражать, защищать в политической системе многообразные социальные интересы: классовые, групповые, национальные, молодежные, женские, профессиональные и т.д.. Все более активным и самостоятельным элементом политической организации становятся средства массовой информации.
Взаимодействие политических институтов осуществляется на основе определенных норм политической жизни. Наиболее важными являются правовые нормы: конституция, законы, которые на ней основаны, и другие нормативные акты, за несоблюдение которых накладываются административные санкции. Существенную роль в осуществлении политической деятельности играют также нормы, создаваемые общественными организациями для регулирования отношений внутри них - прежде уставные нормы этих организаций. Расписные правовые и уставные нормы дополняются в политической жизни неписаными обычаями и традициями.
Политическая жизнь регулируется и этико-моральным нормам. Считалось, что «политика - это грязное дело», и так было веками. Сейчас все больше осознается необходимость нравственного поведения в сфере политики, происходит возврат к таких моральных качеств, как совесть, честь, благородство. Для политического деятеля честность - это прежде всего единство слова и дела, благородство - толерантность (терпимость) и уважение к чужому мнению (в том числе к мнению политических оппонентов), высокая личная ответственность за свою деятельность.
Функциональным элементом политической системы является политический режим - способы и методы осуществления политического властвования, порядок взаимоотношений общества и политической власти.
В современной политической теории различают следующие основные типы политических режимов: демократические, авторитарные и тоталитарные.
В политике люди (субъекты политики - личности, социальные группы, слои, классы, народности, нации) всегда привносят часть своего внутреннего мира, надежд, ожиданий, интересов, представлений о смысле жизни и счастья. Это проявляется в политической культуре (в политических взглядах, идеях, теориях, в политических платформах и программах, в политических решениях, в политическом поведении). Политическая культура - чрезвычайно важный компонент политической системы, поскольку мир политики не существует без человека, который наделен сознанием. И от того, какие политические и нравственные принципы (целостные ориентации) выбирает личность в процессе политической деятельности, зависит эффективность политики, а значит - и жизнь общества в целом, его прогресс.
Функции
Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы. Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Можно выделить следующие функции:
1) определение целей развития общества;
2) властно-политическая интеграция;
3) регулирование режима общественно-политической деятельности;
4) легитимация политического режима;
5) обеспечение целостного управленческого воздействия на общество;
6) разрешение конфликтов;
7) мобилизация ресурсов и др.
Иначе указанные функции можно обозначить как «координирующую, интегративную, направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях» (см. Фарукшин М. Политическая система общества. // Социально-политические науки, 1991, № 5).
Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие».
«Входящие» функции:
1) политическая социализация и вовлечение в политику;