Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Перемирия между асами и ванами




Легенды намекают на то, что перемирий между асами и ванами было два. "В дни первой войны; рухнули стены крепости асов, ваны в битве врагов побеждали"1. Затем было заключено перемирие, которое было нарушено колдуньей Хейд, или Гулльвейг2, по чьему совету ваны убили великана Мимира. За это асы пытались убить её (сжечь, забить копьями), но она всякий раз возрождалась вновь. Так началась вторая война, после которой враждующие стороны примирились опять, и именно тогда в лагерь асов вошли заложники от ванов: Фрея, Фрейр и Ньёрд. С тех пор асы и ваны жили в мире (в скандинавских мифах).


Это значит, что противостояние между асами и ванами началось сразу с приходом новой верховной власти Энея, и после похода Аргонавтов начались конфликты, или "первая война", когда ваны (лагерь Мелькарта-Нинурты-Инанны) побеждали. Тогда было заключено первое перемирие, которое продолжалось около 20 лет: от Калидонской охоты до первого похода на Фивы, когда после убийства Пелия-Мимира перемирие было нарушено. Греческой колдуньей, по чьему совету Пелий был убит, и кто таким образом спровоцировал конфликт, была волшебница Медея. Её, как и Хейду, побаивались все. После убийства Пелия-Мимира начались распри между богами опять. Герои-ваны победили богов-асов в битве с Авгием, Нелеем и Гиппокоонтом. И, наконец, при походе Геракла на Трою было заключено второе перемирие, которое продолжалось до Троянской войны.


1
Старшая Эдда. Прорицание Вёльвы, 24.
2 Старшая Эдда. Прорицание вёльвы, 21.

 


Мимир


О Мимире легенды повествуют следующее. Во время первого перемирия асы послали к ванам своих заложников: бога Хёнира (о нём ничего не известно, кроме того, что он создавал людей с Одином) и мудрого Мимира. Заложники вначале были радушно приняты ванами, но вскоре они заметили, что Хёнир не мог и двух слов связать, если рядом не было мудрого Мимира. Тогда они разгневались на асов за то, что те дали им глупого заложника, и отрубили голову... Мимиру. Положив её в мешок, они отослали голову к асам. Один набальзамировал голову несчастного Мимира, а затем с помощью заклинания возвратил ей дар речи. С головой Мимира, Один часто советовался.


Как видите, в легенде много противоречий. Кроме того, что при обмене заложниками никогда не подразумевается обмен персонами с одинаковыми духовными и умственными способностями, сам факт, что один из богов-создателей (!) оказался настолько глуп, что стал раздражать примитивных ванов, выглядит смешным. И какой был смысл убивать умного Мимира, если им так хотелось иметь умных заложников? Как говорят американцы: "это пахнет рыбой". Мимир-Пелий был убит не по инициативе ванов, а по инициативе асов, и об этом говорит шумерский миф "Гильгамеш и Хумбаба".


Гильгамеш (скан. Тор) со своим другом Энкиду отправились в горы разыскать чудовищного Хумбабу, чтобы "узнать, бог он или человек" (92-95). После сражения взглядами, которое Хумбаба дал Гильгамешу, Гильгамеш, сделав вид, что хочет поцеловать его в щёку, ударил его ножём. Хумбаба стал просить Уту помочь ему, жалуясь, что он не знал ни отца, ни матери, и младенцем был оставлен в горах. Но Гильгамеш убил его. Вместе с Энкиду они отрезали Хумбабе голову и принесли её в мешке к Энлилу.

 

О Пелие же нам ещё известно, что вместе со своим братом-близнецом Нелеем он был рождён Тиро (Нисабой) от Посейдона. Но Тиро, родив, не захотела детей и бросила их в горах. Там их нашёл пастух и воспитал. Как видим, и Хумбаба (Пелий) был брошен во младенчестве и воспитывался кем-то другим. Даже мотив отрубленной головы в мешке в обоих сказаниях повторяется.

 

Также в легенде о Хумбабе есть ещё одна довольно интересная деталь. После убийства Хумбабы его "ауры" были розданы полям, горам, рекам... и Нунгал. Почему вдруг Нунгал? Нунгал-Персефона, как дочь Бау, была убита приблизительно во время Каледонской охоты, но её МЕ не было передано никому. МЕ Персефоны было обещано Медее за помощь в убийстве Пелия. Это МЕ она и получила. Медея была внучкой Гелиоса (Уту) и жрицей Гекаты-Нунгал, или даже её дочерью1, и могла вполне законно получить это МЕ. Возможно, что Медея стала Персефоной Праксидикой, которой приносили в жертву головы2 (голова Мимира).


1
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 46, 1.
2 Гесихий, Суда, словарь Фотия // Онианс Р. На коленях богов. М., 1999. С.136;
William Smith, Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, v. 3, page 517

 

Ньёрд


О личностях других богов, из-за недостатка материала, мы просто не можем быть уверены до конца. Боги лагеря Приама были мало освещены в греческой мифологии.


Морским богом Ньёрдом, назвавшимся отцом Фреи и Фрейра, мог быть единственный оставшийся в живых из сыновей Нелея (сына Посейдона) Нестор. Он, в отличие от остальных сыновей Нелея потомков Энки, был на стороне Мелькарта1, потому не мог считаться асом.


1
Во время войны Нестор воевал против Трои.

 

Локи


Хитрец Локи был родом из гигантов, т.е. не принадлежал ни к асам, ни к ванам, потому не мог быть богом (ануннаком), хотя иногда назывался богом. Он был второстепенным божеством и, как многие считают, был божеством огня, также как Прометей-Нуску. Как и Прометей, Локи тоже был прикован к скале за грех перед богами, и был истязаем: Прометей орлом, а Локи змеем. Но Прометей-Нуску был освобождён от оков во время похода Аргонавтов, когда Локи был наказан после того, как погиб Нимрод-Пелей; после того, как Исида пришла в Скандинавию, т.е. многими десятилетиями позднее похода Аргонавтов. Потому Локи - не Прометей, и, возможно, даже не божество огня1.

Судьба Локи также напоминает судьбу Тития. К Титию на остров приезжал Радаманф (Один)2. Убит был Титий Аполлоном, кем в Скандинавии был Браги. И именно Браги был особенно зол на Локи во время "перебранки Локи" - события непосредственно предшествующего наказанию Локи. Причиной убийства Тития было его оскорбление богини Лето - Нанайи. Причиной наказания Локи было оскорбление всех богов, включая Фригг-Нанайю. В Аиде Титий был прикован к скале и коршун клевал его печень3, либо его печень поедал змей4 . Скорее всего Локи был Титием, однако, к сожалению, о Титии нам тоже больше ничего неизвестно.


Илл.: Титий. Тициан.1548 г.

 


1 Каким божеством был Локи, до сих пор - вопрос спорный. Ни этимология его имени, ни его действия не отражают в точности его огненной природы.
2 Гомер. Одиссея VII 321—326.
3 Вергилий. Энеида.VI 596; Гомер. Одиссея XI 576--581.
4 Гигин. Мифы 55; Овидий. Письма с Понта I 2, 39

 

 

Браги, Хермонд, Видар


Богом поэзии и красноречия Браги был Мемнон-Аполлон, сын Нанайи.

Бог Хермод, который спустился к повелительнице царства мёртвых Хель, чтобы предложить ей выкуп за Бальдра, был тот, кому досталось МЕ бога смерти Нергала после убитого в первой битве при Фивах Капанея-Нергала 2-го. Хермодом, вероятно, был сын Приама Гелен. Ему Один иногда доверял своё копьё (кадуцей) и своего коня1.


Бог Видар считался могущественным, как Тор. По предсказанию вельвы, в последний день мира, Рагнарёк, чудовищный волк Фенрир проглотит Одина, и Видар убьёт волка. В "Языке Поэзии" (Младшая Эдда) посреди диалога между богом поэзии Браги и морским богом Эгиром, Снорри Стурлусон сам замечает, что историческим эквивалентом Видара является троянский герой Эней, переживший Троянскую войну и совершивший много "великих дел"2.


1
В Троянской войне оба: Меркурий-Один и Гелен-Хермонд, перейдут в лагерь Мелькарта.


2
Anthony Faulkes, Edda (Trans.), 66.

 

 

Бальдр


О сыне Одина и Фригг боге Бальдре наиболее известна история о его смерти. Фригг взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее сыну. Однако Локи, превратившись в старуху, хитростью выпытал у Фригг, что она не взяла клятвы только с омелы. Тогда Локи сделал очень лёгкое копьё из этого растения, а когда боги собрались на площади и ради развлечения стали метать копья и стрелы в неуязвимого Бальдра, Локи вложил это копьё в руку слепого бога Хёда. Хёд наугад метнул копье, и оно пронзило Бальдра насквозь. Бальдр тут же умер.

 


Тогда боги решили вернуть Бальдра из царства мёртвых (Хельхейма), и с такой миссией туда отправился Хермод (Нергал). Царица мёртвых Хель (шум. Эрешкигал) пообещала, что отпустит Бальдра с одним условием: что все будут оплакивать его. И все стали плакать по нём. Не плакала только одна великанша, в которую превратился Локи. Так, из-за Локи, Бальдр навсегда остался в Хельхейме. За это, а также за обиды, нанесённые богам, Локи и был наказан и привязан к скале до последнего сражения в день Рагнарёк1.

Мотив схождения в мир мёртвых, оплакивание всеми смерти Бальдра очень напоминает поклонение Адонису-Таммузу (Думузиду). Погиб Бальдр до появления там Фреи и Фрейера (Исиды и Ахилла, которые пришли после нападения Геракла на Трою), что по времени также совпадает со временем смерти Думузида. Во всех мифах Думузид погибает не в борьбе, не от руки неприятеля, а через посредство чего-то или кого-то, не имеющего к нему прямого отношения (в Шумере это были посланные кем-то демоны, в Греции - посланный Аресом кабан, в Скандинавии- посланная третьим лицом стрела). Хоть информации о Бальдре у нас мало, но та, что есть, с учётом иерархии, которой придерживались боги в выборе новых кандидатур взамен погибших, позволяют утверждать, что Бальдром был Думузид.


1
О Рагнарёке - позже.

 


Другие боги


После Тюра судьёй и богом справедливости стал Форсети. Он пришёл позже и, может быть, был тем же индийским богом справедливости Юдхиштхирой, или Одиссеем. Гевьон и Вар возможно была Ишара-Гестия, которая покровительствовала девственницам и охраняла клятвы. Сьеви и Лови ("её именем называют любовь" Младшая Эдда) -Афродита, дочь Нанайи. Слепой Хёд - фиванский прорицатель Тиресий или брат Кадма (Набу) слепой Финей.

 

Как мы увидим далее, мифы Скандинавии во многом переплетаются с мифами Ирландии, поскольку в обоих местах побывала одна и та же группа богов.

 

 

Религия кельтов


Главные персонажи кельтских мифов принадлежат к "Племенам богини Дану", или Туата де Дананн, легендарному народу, который жил в Ирландии перед тем, как туда приплыли сыновья Миля, предки современных ирландцев.

 

До пришествия в Ирландию племён богини Дану (туатов), её населяли последовательно 4 племени. Первое (Кессар) прибыло туда до Потопа и погибло во время Потопа. Потом туда приехал Партолон со своими людьми. При нём произошла первая битва с чудовищными фоморами1 (водными нефилимами). Партолон со своими людьми погибли от неизвестной эпидемии.

 

1 "Фоморы" означает: "подводные".

 

Следующим ступил на остров Немед со своими людьми, прибывшими из "Страны мёртвых" (согл."Книге Бурой коровы"). Они также сражались с фоморами и побеждали их несколько раз. Однако опять странная эпидемия скосила многих из них, включая Немеда. Оказавшись без предводителя, потомки людей Немеда попали в рабство к фоморам и были вынуждены платить дань. Наконец, сыновья Немеда Старн и Иаборн решили покинуть Ирландию. Иаборн ушёл на "север мира". Вышедшие с ним позже стали называться племенем Туата де Дананн. Старн ушёл в Грецию, откуда его потомки вскоре вернулись в Ирландию как племя Фир Болг.

 

Мифологический цикл начинается с повествования о том, как на острове, где жили Фир Болг, внезапно появились Туата де Дананн и потребовали отдать им земли Ирландии. Фир Болг не согласились, и завязалась битва, получившая название "Первая битва при Маг Туиред" (или при Мойтуре). Туаты были лучше вооружены, и Фир-Болг потерпели поражение. Так власть перешла к туатам, а Фир-Болг были сосланы в самую неплодородную и холодную часть Ирландии - Коннахт.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.