Исследование организовано и проведено на базах: Московского областного НИИ им. М.Ф. Владимирского, Института Рентгенологии РАМН, Московской городской поликлиники № 220, Всероссийского института противопожарной обороны, Московской средней общеобразовательной школе № 1, «Пансионе семейного воспитания» (негосударственном образовательном учреждении - НОУ), Центре временной изоляции малолетних правонарушителей (ЦВИМП), отделении восстановительной хирургии гортани и трахеи детской больницы им. Св. Владимира, Центра Медико-социальной реабилитации Федеральной службы миграции, Северо-Кавказского военного округа, СОБР ГУОП и ОМОН г. Москвы, Центральном Аэромобильном отряде (г. Жуковский) МЧС РФ, кафедры онкологии и лучевой терапии Московского государственного медико-стоматологического университета.
Общее количество испытуемых и их численность в группах приведены в табл.1
Таблица 1.Количество испытуемых в обследованных группах и перечень примененных методик в каждой группе.
Обследованные группы
N
Методики
Ветераны войны в Афганистане
SCID;CAPS;IOES-R;MS; MMPI;STAI;BDI;SCL-90-R
Ликвидаторы
SCID;CAPS;IOES-R; MS; STAI; BDI;SCL-90-R;MMPI
Беженцы
CAPS;IOES-R; MS; STAI; BDI;SCL-90-R
Онкологические больные РМЖ
CAPS;IOES-R; MS; STAI; BDI; SCL-90-R ;LEQ; WAS
Пожарные
IOES-R; MS; STAI; BDI; SCL-90-R
Спасатели
MS; STAI; BDI; SCL-90-R; EPI; LSI; УСК
Сотрудники МВД
IOES-R; MS; STAI; BDI; SCL-90-R
Младшие подростки
ПИВППСД; МБД; ШТ; ОСТ; ПМР;РС;PF-study
Жители Москвы
MS; STAI; BDI; SCL-90-R ;LEQ; EPI; ОПТУ
Жители ЧР
MS; STAI; BDI; SCL-90-R ;LEQ; EPI; ОПТУ
Жители Забайкалья
MS; STAI; BDI; SCL-90-R ;LEQ; EPI;ОПТУ
Всего
Примечание. В графе «методики» приводится принятое сокращенное название методики, которое изложено в разделе «Методы исследования».
Личное участие автора диссертации заключалось в разработке методологических принципов исследования, в обосновании адекватности применяемых подходов к проблеме психологии посттравматического стресса, организации и проведении циклов эмпирических исследований, в адаптации клинико-психологических интервью и психодиагностических методов для русскоязычной выборки, статистическом, психологическом анализе, интерпретации результатов и их обобщении.
Научная новизна
Интегративный подход, реализованный с помощью теоретико-методологического анализа достижений отечественной клинической психологии и различных подходов к изучению психической травмы и ее последствий, существующих в западной психологии и выполненный в контексте развития клинических представлений о посттравматическом стрессовом расстройстве, в сочетании с комплексным эмпирическим исследованием психологических характеристик посттравматического стресса, позволил разработать новое научное направление - психология посттравматического стресса.
Впервые проведен анализ взаимосвязей и взаимоотношений содержания понятий «стресс», «посттравматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройства», на основе чего «посттравматический стресс» выделен в самостоятельную категорию и определено его место в структуре психологического знания.
Впервые на основе теоретического анализа и обобщения результатов эмпирических исследований показано, что психологические последствия воздействия на человека экстремальных, психотравмирующих внешних и внутренних факторов, высокого уровня интенсивности, проявляются континуумом, представляющим различные виды и степени психической дезадаптации, одной из которых является посттравматический стресс.
Впервые выдвинуто и подтверждено предположение о том, что на психологическом уровне симптомы посттравматического стрессового расстройства представляют совокупность взаимосвязанных психологических характеристик (симптомокомплекс), входящую в семантическое поле понятия «посттравматический стресс».
Впервые в отечественной психологии в рамках российско-американского кросскультурального проекта проведено комплексное исследование, направленное на определение ПТС у участников боевых действий Афганистана.
Впервые показано, что травматическое переживание интериоризируется на разных иерархических уровнях психики человека в зависимости от типа стрессоров: «событийных» и «невидимых». «Событийный» стресс – вызван непосредственным восприятием стрессора; «невидимый» стресс обусловлен субъективно – эмоциональным реагированием на имеющиеся у данного человека знания об угрозе жизни, которой он подвергается (например, радиационной угрозе).
Впервые изучены психологические последствия переживания стресса радиационной угрозы у участников ликвидации аварии на ЧАЭС
Впервые на основе результатов эмпирического исследования, показано, что уровень и характеристики посттравматического стресса у лиц, переживших травматическую ситуацию, связанную с непосредственной угрозой жизни (участников боевых действий в Афганистане, участников ликвидации аварии на ЧАЭС, беженцев и больных раком молочной железы) достоверно выше аналогичных параметров, полученных при обследовании лиц, профессиональная деятельность которых связана с повышенным риском попадания в травматические ситуации (пожарных и военнослужащих МВД).
Впервые в отечественной психологии получено эмпирическое подтверждение данных зарубежных исследований о том, что диагностирование онкологического заболевания относится к числу чрезвычайных психотравмирующих стрессоров, в результате воздействия которых у части больных развивается ПТС; высокий уровень ПТС соответствует клинической картине ПТСР.
Впервые изучено проявления посттравматического стресса у детей 11-13 лет, переживших различные травматические ситуации (особенно насилие), показана специфика развития у них посттравматического стресса, обусловленная возрастными, половыми и индивидуально-психологическим характеристиками.