Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы формообразования



С развитием промышленного производства актульна стала проблема массого создания вещей с учетом потребности человека и установление стандартов и размерных систем, рассчитанных на удовлетворение различных потребностец человека. Актуализируется задача гармонизации структурных связей между человеком и промышленным изделием, включенный в процесс жизнедеятельности человека в социально бытовой сфере. Для этого применяются сложившиеся в практике дизайна, средства и приемы формообразования.Первоначально казалось, что невозможно совместить творчество дизайнера и унификацию. Такая несовместимость при ближайшем рассмотрении оказывается мнимой. В этом случае, подход к дизайн-процессу несколько другой, чем при проектировании единичного объекта.В основе формообразующего смысла унификации и агрегативности лежит ориентация на социально-культурные потребности человека, на его духовно-ценностное отношение к предметной среде, выражающейся в определенной эстетике и ощущения гармонии.

При проектировании каждого нового объекта выгоднее решать его не отдельно, а в определенной совокупности – параметрического ряда. В этом случае в ряду объединяются изделия одинакового назначения конструкции и градациями показателей. В основу ряда кладется единый тип изделия. Такой методический подход позволяет представить все изделия ряда в композиционном отношении, как одно взаимосвязанное целое, как комплекс. В первую очередь прорабатывается выбранный образец — «эта­лон» относительно всего ряда изделий. Найденное, обязательно характер­ное, композиционно-пластическое решение этого об­разца переносится на все изделия ряда (или в преде­лах градации ряда) для их объединения. В конечном счете, это дает не только ясно читае­мую композиционную общность и стилевое единство всего ряда, но и существенно облегчает и обогащает сам процесс поиска наиболее выразительной в худо­жественно-конструкторском отношении формы каждо­го изделия.
Выделяется два основных направления внедрения унификации в проектную практику:
1. Типовая, осуществляемая пу­тем создания и выпуска унифицированных рядов однородных изделий, с базовыми моделями и модификациями, либо с помощью типоразмерных ря­дов;
2. Межтиповая, достигаемая путем создания и применения в разнородных изделиях одних и тех же унифицированных элементов (агрегатов, уз­лов и деталей). [2, стр. 26]Межтиповая унификация связана с пространственной перемпановкой однородного или разнородного состава унифицированных элементов, то есть агрегатированием. Агрегатирование позволяет, изменяя первоначальное пространственное сочетание стандартных унифицированных основных элементов конструкции, перекомпонавать конструкцию изделия, переходя от выполнения одной инструментальной функции на другую. Каждый выпускаемый агрегатный элемент изделия входит в унифицированный ряд. В настоящее время развивается тенденция объединения агрегатных элементов в функционально самостоятельные блоки.Метод агрегатирования можно рассматривать также как «конструктор». В дизайн - концепциях этот принцип рассматривается как один из важнейших принципов морфологической трансформации формирования комплексных объектов. Это в своем роде трансформируемая морфологическая структура, состоящая из определенных базовых конструктивов.Метод агрегатирования позволяет представить все многообразие конструкторов лишь в трех его формах, как типоразмерный (размерно-подобный) конструктор, базово - модификационный конструктор и агрегатный (модульный) конструктор, в которых все их элементы -конструктивы определены по составу и номенклатуре и представляют собой своеоб­разные минимальные наборы.В агрегатном конструкторе (который может быть и модульным) все его конструктивы имеют унифициро­ванную взаимосвязь по своим основным па­раметрам, линейным размерам и геометрической фор­ме. Модульность конструктора предполагает создание и использование его элементов, размеры которых свя­заны единым размерным модулем, как своеобразных исходных «строительных» конструктивных модулей.

Эти конструктивные модули, как уже выше говорилось, могут быть законченными финальными изделиями. В конструкторе, в котором нет унификационной связи элементов, каждый из которых предназначен для формирования лишь своего исходного изделия, по сути перестает быть конструктором как таковым, так как его элементы не обладают исходным признаком —возможностью организации гибких и динамичных, трансформирующихся морфоструктур, имеющих воз­можность менять свои инструментальные функции. [2, стр. 27]Практика показывает, что сложность задач, решае­мых дизайнером в условиях унификации и агрегатиро­вания, меняется при переходе от менее сложных к более сложным функциональным решениям дизайн-объекта. Для удобства проектирова­ния и учитывая степень сложности задач, все элементы унифицированной совокупности изделия необходимо располагать иерархически, в виде ряда уровней.

С точ­ки зрения методики проектирования, расчленение лю­бой сложной системы на элементы, располагаемые по уровням, позволяет вести ее проектирование последо­вательно-параллельно с учетом соподчиненности и взаимообусловленности уровней, выполнить все элементы такой системы в едином стиле и максимально их унифицировать.Дизайн проектирование очень часто обращается к проектированию комплексных объектов. К ним относятся комплексы мебели, бытовые приборы, средовой комплекс. Можно сказать, комплексные объекты это основная часть окружающих нас вещей. Специфика проектирования любого комплексного объекта состоит в том, что каждый предметный комплекс рассматривается во взаимосвязи и взаимопроникновении всех типов комплексности, при доминировании точки потребителя. Дизайнер должен предусмотреть исследовательские и проектные мероприятия, направленные на формирование технического комплекса и его элементов в контекстах среды и функциональных систем деятельности. Здесь важно снабдить эти элементы единой проектной концепцией, чтобы обеспечить их типологическую взаимосвязь с точки зрения потребителя.Подводя итог в рассмотрении метода проектирования унификации и агрегативности, можно выявить их принципиальные отличия. Изделия построенные по методу унификации элементы конструкции многократно применяются в различных изделиях ряда, имея ту же неизменную конструкцию и выполняя ту же рабочую функцию, может легко конструктивно и композиционно входить во все изделия конструктивно – унифицированного ряда.

Совсем иначе обстоит дело построения изделия по методу агрегатирования. Агрегатирование предусматривает изменение первоначальной инструментальной функции изделия. Геометрическая форма и образный строй определенным образом меняется, трансформируется. Первоначальная композиция изделия изменяется, хотя при перекомпановки количество исходных элементов и характер морфологии и визуальной формы каждого агрегативного элемента остается без изменений. Форма изделия рассматривается как различные пространственные комбинации форм отдельных функциональных унифицированных элементов.

4. Пример использование метода унификации и агрегативности при реальном проектировании

Несколько месяцев назад мою был спроектирован модульный шкаф-стеллаж.Объект представляет собой два Г-образных модуля, потребитель может выставить эти шкафы в любом положении. Провоцирует человека на эксперименты. Вызывает интерактивность. Спроектированный объект предназначен для хранения вещей. Этот объект располагается в жилом помещении. Потребитель – энергичный жинерадостный человек, любит экспериментировать с окружающей его обстановкой, следит за модой.В основу проекта положен принцип максимальной унификации составляющих конструктор исходных элементов. В отделке используются современные, инновационные материалы, с целью того, чтобы выявить оригинальность объекта. Сделать вещь статусной.С другой стороны, проект предусматривает многочисленную вариабельность и многообразие возможной перекомпоновки модульных элементов.

Система модульного шкафа-стелажа состоит из двух самостоятельных подсистем. По форме и конструкции они практически ничем не отличаются. Только лишь поворотом: буква «Г» сторону, и буква «Г» в зеркальном отражении. Две подсистемы не зависимы друг от друга, но их сочитание составляют целостность композиции. Модули могут либо стоять на полу, либо висеть на стене.Композиция из этих модулей может быть развита в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Развитие в вертикальном и горизонтальном направлении дает возможность сформировать самые разные мебельные «стенки».Базовые модули могут соединятся друг с другом непосредственно боковыми, верхними и нижними гранями и соединяются с помощью специальных крепежных элементов.Использование подобных мебельных объектов в процессе организации развивающей предметно-пространственную среду, позволяет сделать ее более динамичной и гибкой. Рассматриваемый объект позволяет комбинировать и перемещать модульные элементы. Это позволяет, без использования дополнительных средств, создавать новый образ интерьра.

Заключение

Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объектами проектирования могут быть как материальные (мебель, бытовая техника, автомобили и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование). В тоже время сам процесс проектирования является нематериальным, характеризуемая как художественно - конструкторская деятельность создания концептуальных, идеальных объектов, которые должны служить человеку, решать многие его проблемы. Это так же информационно – аналитическая деятельность, направленная на выработку множества методов, средств и процедур для реализации задуманных концептов.Проектирование – протекающее действие проектной концепции, мыслительного и знакового оформлении проекта. Концепция в современном мире является первоначалом в процессе проектирования. Поэтому выбор методов проектирования объектов основывается на теоритическом выражении концепции. С помощью различных методов проектирования задуманная концепция оформляется в материальный объект, идеи становятся вещественными.При написании реферата было выяснено взаимоотношение концепции и методов проектирование. Они влияют друг на друга. Их совокупность организует целостность проектируемого объекта. Отсутствие какаго-либо компонента приводит к невозможности правильного создания предмета. Предмет, в этом случае, становиться реорганизованным, бессмысленным, бесполезным для социума.

Список используемой литературы

1. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм// Режим доступа:http://www.procept.ru/publications/proj_cult&conceptualism.htm.
2. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб. пос. М.: Архитектура - С, 2004. - 232 с. 3. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986.
4. Ожегов С. И. и Щведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
5. Российский Энциклопедический словарь

Записей не найдено.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.