Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку юридических документов.
Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:
— юридическая сила. Именно этот критерий взят в качестве пер-воначального в «Собрании законодательства Российской Федера-ции». Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу зна-чительного объема;
— хронология. Этот критерий может быть первоначальным иединственным, а может быть добавочным, как в «Собрании зако-нодательства Российской Федерации»;
— системность. Это очень трудный критерий инкорпорации, хотя дает возможность более обдуманно сгруппировать правовой материал. Инкорпорация по такому критерию может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще — ее часть, поскольку совре-менное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Допустим, создать сборник нормативных актов по финан-совому праву физически невозможно, по налоговому — крайне трудно, по бюджетному — вполне реально. Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям
362 Особенная часть
права (например, экологическое право) или, что чаще, к подотрас-лям или институтам права;
— предмет. Здесь речь не идет о всеобъемлющей инкорпорации
и привязке к отрасли или подотрасли права. Выбирается опреде-ленная разновидность общественных отношений или явление, по-лучившее правовую окраску, и проводится сбор соответствующих нормативных актов, например касающихся образования, здраво-охранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов.
Предметоминкорпорации могут быть различные правовые до-кументы:
— нормативные акты;
— акты толкования (например, постановления судов высших инстанций);
— правореализационные акты (их образцы), например договоры;
— правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам).
Текст правового документа освобождается от положений уста-ревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу.
В первоначальный текст правового документа вносятся офици-альные изменения.
Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют.
Инкорпорируемые правовые акты сохраняют свои реквизиты. Юридическая сила объединяемых правовых документов оста-
ется прежней.
Учет правовых актов
Понятие и значение учета правовых документов
Учет еще называют справочно-информационной работой, что тоже верно.
Учет правовых актов — это разновидность систематизации пра-вовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистра-ции, расположении в определенном порядке и поддержании в кон-трольном состоянии для быстрого нахождения и использования.
Глава 12. Правила систематизации юридических документов
Значениеучета правовых документов не стоит переоценивать,однако с определенностью можно констатировать, что это весьма полезная юридическая деятельность.
Во-первых, велико его значение для реализации права, в кото-рой участвует широкий круг граждан и организаций. Руководи-тели любой организации озабочены тем, чтобы не конфликто-вать с законом, а для этого законодательство должно быть под рукой, чтобы в случае необходимости быстро им воспользовать-ся. Учет правовых актов здесь обычно поручается юристу пред-приятия.
Во-вторых, учет еще более необходим в правоприменительной деятельности. Ведь здесь государственным органам приходитсяпринимать властные решения, оказывающие серьезное воздейст-вие на субъектов права. Особенно это касается прокурорских, су-дебных органов, адвокатских бюро. Ошибка недопустима, лучше лишний раз заглянуть в правовой акт, а для этого необходимо бы-стро его найти, установить связи с другими актами.
В-третьих, правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета законодательства; в противном случае ждать квалифицированного подхода к подготовке закона, его экспертизе не следует.
В-четвертых, учет правовых актов — это органическая часть ко-дификации, консолидации и инкорпорации, своего рода их первона-чальная стадия, хотя, как было указано выше, учет имеет и само-стоятельное значение.
В-пятых, без учета правовых актов нельзя осуществлять работу по правовому воспитанию, подготовке специалистов в области пра-ва, заниматься научной работой в области юриспруденции.
Одним словом, учет правовых актов обслуживает информаци-онные потребности субъектов права.