Термин «систематизировать» означает привести в систему, на-вести определенный порядок. В юридической науке споров отно-сительно понимания систематизации права практически нет. Вот определение, которое никем не опровергается.
Систематизация правовых актов — это деятельность, направ-ленная на их упорядочение и приведение действующих юридиче-ских документов в единую, согласованную систему.
Работа по систематизации правовых актов — это не одноразо-вая деятельность. Она должна иметь постоянный характер, следо-вательно, представляет собой объективную закономерность разви-тия права. Правотворчество — динамично развивающийся про-цесс, поэтому постоянно возникает необходимость принимать
I лава 11. Систематизация правовых актов как вид юридической работы
новые нормативные акты, изменять, дополнять действующие, от-менять устаревшие, некоторые акты приходится укрупнять, кроме того, порой требуется делать подборки актов, регулирующих опре-деленные сферы жизни, и комплектовать ими сборники1.
Объекты систематизации
Практически все ученые, касающиеся этой проблемы, ведут речь о систематизации нормативных актов, и только В. Н. Карта-шов заметил, что этим систематизация не ограничивается2. Сис-тематизируются не только нормативные, но и правоприме-нительные, а также интерпретационные акты (например, акты судов высших инстанций, а также акты Генерального прокуро-ра РФ, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационными документами. Их сис-тематизация не имеет публичного характера, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивидуальными актами, связанными с их деятельностью. Так, на каждом пред-приятии ведутся сброшюрованные подшивки приказов по лич-ному составу, в договорных отделах систематизируются заклю-ченные организацией договоры и т. п. Одним словом, система-тизаторская работа проводится в отношении практически всех юридических документов и это является залогом эффективной ра-боты организации.
Предметы систематизации
Вэтом вопросе первопроходцем опять следует признатьВ. Н. Карташова. По его мнению, непосредственными предмета-ми являются отдельные разделы (части, пункты и т. п.) этих актов, где содержатся конкретные нормативно-правовые, интерпретаци-онные, правоприменительные предписания, подлежащие учету игруппировке. Правда, С. С. Алексеев еще раньше отмечал, что систематизации подлежат не только нормативные акты, но и юри-
1 В этом плане трудно не согласиться с И. Б. Орешкиной, которая в кандидат-ской диссертации отмечала исключительную важность систематизации именно в период проведения реформ в России и формирования новой правовой системы. См.: Орешкина И. Б. Систематизация нормативно-правовых актов Российской Фе-дерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 9, 10. В этот период на первое место выходит правотворческая деятельность, которая будет более каче-ственной, если для нее предварительно расчищено правовое поле.
2 См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. С. 423.
336 Особенная часть
дические нормы1. Углубленный подход все же позволяет развести понятия «объект» и «предмет» систематизации, особенно это вид-но при консолидации.
Субъектысистематизации
Субъекты систематизации можно разделить на следующие две группы:
1) частные лица (граждане, организации), которые проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее результатом обычно является издание сборников. Такую система-тизацию еще называют неофициальной. Этими сборниками мож-но и нужно пользоваться, однако ссылаться на них при решении юридических дел нельзя;
2) компетентные органы. Их компетенция на проведение систе-матизации (которую еще называют официальной) устанавливает-ся каким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Такими органами являются, например, Государственная Дума, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституци-онный Суд и др.
Практика последнего десятилетия показывает, что доля и значе-ние официальной систематизации неуклонно снижаются. Работу посистематизации (за исключением кодификации) практически всех видов правовых документов беруг на себя частные лица. Это свя-зано с распространением компьютерных технологий, развитием частного издательского дела и другими причинами. Частные лица действуют более оперативно и предлагают очень удобные формы систематизации.