Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Субъектысистематизации



Определение систематизации

 

Термин «систематизировать» означает привести в систему, на-вести определенный порядок. В юридической науке споров отно-сительно понимания систематизации права практически нет. Вот определение, которое никем не опровергается.

 

Систематизация правовых актов — это деятельность, направ-ленная на их упорядочение и приведение действующих юридиче-ских документов в единую, согласованную систему.

 

Работа по систематизации правовых актов — это не одноразо-вая деятельность. Она должна иметь постоянный характер, следо-вательно, представляет собой объективную закономерность разви-тия права. Правотворчество — динамично развивающийся про-цесс, поэтому постоянно возникает необходимость принимать


 

I лава 11. Систематизация правовых актов как вид юридической работы

 

новые нормативные акты, изменять, дополнять действующие, от-менять устаревшие, некоторые акты приходится укрупнять, кроме того, порой требуется делать подборки актов, регулирующих опре-деленные сферы жизни, и комплектовать ими сборники1.

 

Объекты систематизации

 

Практически все ученые, касающиеся этой проблемы, ведут речь о систематизации нормативных актов, и только В. Н. Карта-шов заметил, что этим систематизация не ограничивается2. Сис-тематизируются не только нормативные, но и правоприме-нительные, а также интерпретационные акты (например, акты судов высших инстанций, а также акты Генерального прокуро-ра РФ, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационными документами. Их сис-тематизация не имеет публичного характера, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивидуальными актами, связанными с их деятельностью. Так, на каждом пред-приятии ведутся сброшюрованные подшивки приказов по лич-ному составу, в договорных отделах систематизируются заклю-ченные организацией договоры и т. п. Одним словом, система-тизаторская работа проводится в отношении практически всех юридических документов и это является залогом эффективной ра-боты организации.

 

 

Предметы систематизации

 

Вэтом вопросе первопроходцем опять следует признатьВ. Н. Карташова. По его мнению, непосредственными предмета-ми являются отдельные разделы (части, пункты и т. п.) этих актов, где содержатся конкретные нормативно-правовые, интерпретаци-онные, правоприменительные предписания, подлежащие учету игруппировке. Правда, С. С. Алексеев еще раньше отмечал, что систематизации подлежат не только нормативные акты, но и юри-

 

1 В этом плане трудно не согласиться с И. Б. Орешкиной, которая в кандидат-ской диссертации отмечала исключительную важность систематизации именно в период проведения реформ в России и формирования новой правовой системы. См.: Орешкина И. Б. Систематизация нормативно-правовых актов Российской Фе-дерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 9, 10. В этот период на первое место выходит правотворческая деятельность, которая будет более каче-ственной, если для нее предварительно расчищено правовое поле.

2 См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. С. 423.


336 Особенная часть

 

дические нормы1. Углубленный подход все же позволяет развести понятия «объект» и «предмет» систематизации, особенно это вид-но при консолидации.

 

Субъектысистематизации

 

Субъекты систематизации можно разделить на следующие две группы:

 

1) частные лица (граждане, организации), которые проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее результатом обычно является издание сборников. Такую система-тизацию еще называют неофициальной. Этими сборниками мож-но и нужно пользоваться, однако ссылаться на них при решении юридических дел нельзя;

 

2) компетентные органы. Их компетенция на проведение систе-матизации (которую еще называют официальной) устанавливает-ся каким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Такими органами являются, например, Государственная Дума, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституци-онный Суд и др.

 

Практика последнего десятилетия показывает, что доля и значе-ние официальной систематизации неуклонно снижаются. Работу посистематизации (за исключением кодификации) практически всех видов правовых документов беруг на себя частные лица. Это свя-зано с распространением компьютерных технологий, развитием частного издательского дела и другими причинами. Частные лица действуют более оперативно и предлагают очень удобные формы систематизации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.