Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 1. Экономика инновационной деятельности



Лекция 1

Тема: Основные понятия и классификация инноваций

Под инновациями (англ. «innovation» - новшество, нововведение, новаторство») современная наука понимает достижения различных областей науки, применение которых повышает эффективность функционирования социально-экономической системы (предприятия, организации, отрасли, национальной экономики)1.

В рыночной экономике, особенно на современном этапе ее развития, применение инноваций является принципиальным условием успешной предпринимательской деятельности. Однако не следует сводить значение инноваций только к их влиянию на результаты бизнеса: применение достижений общественных наук (социальные, в том числе политические инновации) часто имеет, по крайней мере, не меньшее значение для развития (в том числе экономического) социума.

В механизме воздействия инноваций на экономическую результативность можно выделить две составляющие, которые на практике часто действуют одновременно.

Во-первых, дополнительные издержки, связанные с научными достижениями и их внедрением, позволяют более существенно снизить текущие операционные издержки субъектов хозяйствования, на этой основе, создать условия абсолютного снижения цен и, как следствие, рост объемов продаж и прибыли.

Во-вторых, применение научных достижений позволяет повысить (часто радикально) качество выпускаемого продукта и его потребительскую ценность (или создать принципиально новую). В этом случае дополнительные издержки компенсируются за счет более высоких цен на продукт, увеличение которых, однако, ниже роста качества (позитивное соотношение «цена-качество»), что создает дополнительную прибыль.

Впервые понятие инновации, как экономической категории было введено Й. Шумпетером, который отмечал, не выделяя достижения науки, влияние новых комбинаций разнообразных факторов на динамику экономического роста. Типичными инновациями Й. Шумпетер считал:

• производство новой продукции иди придание уже производимой новых свойств;

• применение новых (для данного объекта2) технологий производства или (и) технологий коммерческой деятельности (закупок, продаж);

• применение нового (для данного объекта) вида сырья, полуфабрикатов;

• изменение системы управления (планирования, организации, мотивации, контроля) социально-экономической системы;

• освоение новых рынков сбыта (как географических секторов, так и потребительских сегментов).

Для формирования действенных методических подходов к решению комплекса задач экономики и управления инновационной деятельностью необходима объективно обоснованная классификация инноваций. Применение такой классификации позволяет:

• оценить потребности данной социально-экономической системы в определенном типе нововведений и информационные и ресурсные возможности их удовлетворения;

• определить доступные и эффективные инструменты комплексного финансового обеспечения инновационной деятельности в конкретной области;

• построить соответствующий данному типу инноваций механизм управления формированием и освоением инноваций

Современный международный подход к построению системы статистических данных об инновациях предполагает их классификацию по 10 признакам, схема которой приведена на рис. 1.

По предметным областям научно-технического и социального прогресса выделяют восемь видов инноваций, применяемых для удовлетворения жизненных потребностей человека; в технологических процессах; в химии и металлургии; в производстве текстиля и бумаги; в строительстве и горном деле; в механике, освещении, отоплении, двигателях и насосах, взрывных работах; в физике; в электричестве.

В каждой из этих отраслей применяются достижения различных наук, затраты на получение и внедрение которых, а также их экономический потенциал принципиально отличаются.

По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают:

• инновации-зародыши новых изделий, выявленные методами анализа на информации в научной публицистике на ранних этапах зарождения;

• новые конкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими фирмами, выявленные на основе информации об

 

Рис. 1. Классификационные признаки инноваций

изменениях внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений;

• товары-аналоги, выявленные на основе анализа группой экспертов количества патентов-аналогов и активности публикаций в данной предметной области

• новые конкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими фирмами, методом фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений.

Применение этой классификации позволяет точно определить направленность и снизить затраты на информационный поиск в каждом конкретном случае выявления возможностей использования инноваций.

По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические, применение которых соответствует перспективным задачам развития социально-экономической системы и реактивные, вводимые, как реакция на действия конкурента.

Установление причин возникновения инновации (потребности в нововведениях) является инструментом оптимизации затрат в данной области: затраты на стратегические инновации, как правило, многократно выше, чем на реактивные.

По целям разработки и сферам распространения выделяют:

• продуктовые инновации: создание и применение новых продуктов, материалов, полуфабрикатов или комплектующих изделий;

• процессные или технологические инновации: создание и использование новых процессов, технологий, методов управления;

• рыночные инновации: освоение новых рынков сбыта, создание новых услуг и видов финансовой и торгово-посреднической деятельности;

• научно-педагогические инновации: совершенствование исследовательского и образовательного процессов;

• правовые инновации: создание новых или усовершенствование существующих нормативно-правовых актов.

Отнесение инновации к одному из этих типов позволяет точно определить источник (разработчика, владельца) инновации, а также состав, структуру и объем затрат на ресурсное обеспечение получения и внедрения нововведений.

По преемственности могут быть выделены: замещающие (псевдоинновации), возвратные (ретровведения), отменяющие (видоизменения), открывающие (базисные), отраслеформирующие (способствующие формированию и возникновению новых отраслей) инновации.

Каждый из этих типов инноваций (в порядке их перечисления) требует все больших затрат и объективное отнесение конкретной потребности в инновации к тому или иному виду по преемственности позволяет точно определить эффективный уровень затрат на их получение и внедрение.

По особенностям процесса распространения различают:

• инновации-новшества, создаваемые и используемые внутри организации и не выступающие в товарной форме;

• инновации-нововведения - новшества, принятые к распространению как предмет торговли между ограниченным числом субъектов;

• диффузные инновации, распространяемые по коммуникационным каналам рыночной системы для использования в новых условиях или местах применения в течение длительного периода времени.

Возможная широта распространения конкретной инновации является принципиально важным фактором доходности инновационной деятельности. Точное определение этой характеристики позволяет ее области: затраты на стратегические инновации, как правило, многократно выше, чем на реактивные.

По целям разработки и сферам распространения выделяют:

• продуктовые инновации: создание и применение новых продуктов, материалов, полуфабрикатов или комплектующих изделий;

• процессные или технологические инновации: создание и использование новых процессов, технологий, методов управления;

• рыночные инновации: освоение новых рынков сбыта, создание новых услуг и видов финансовой и торгово-посреднической деятельности;

• научно-педагогические инновации: совершенствование исследовательского и образовательного процессов;

• правовые инновации: создание новых или усовершенствование существующих нормативно-правовых актов.

Отнесение инновации к одному из этих типов позволяет точно определить источник (разработчика, владельца) инновации, а также состав, структуру и объем затрат на ресурсное обеспечение получения и внедрения нововведений.

По преемственности могут быть выделены: замещающие (псевдоинновации), возвратные (ретровведения), отменяющие (видоизменения), открывающие (базисные), отраслеформирующие (способствующие формированию и возникновению новых отраслей) инновации.

Каждый из этих типов инноваций (в порядке их перечисления) требует все больших затрат и объективное отнесение конкретной потребности в инновации к тому или иному виду по преемственности позволяет точно определить эффективный уровень затрат на их получение и внедрение.

По особенностям процесса распространения различают:

• инновации-новшества, создаваемые и используемые внутри организации и не выступающие в товарной форме;

• инновации-нововведения - новшества, принятые к распространению как предмет торговли между ограниченным числом субъектов;

• диффузные инновации, распространяемые по коммуникационным каналам рыночной системы для использования в новых условиях или местах применения в течение длительного периода времени.

Возможная широта распространения конкретной инновации является принципиально важным фактором доходности инновационной деятельности. Точное определение этой характеристики позволяет ее По уровню разработки и масштабам распространения различают фирменные, корпоративные, отраслевые, региональные, республиканские, общегосударственные инновации.

Установление вида инновации по данному признаку при принятии решения об источниках ее финансирования: структура, объемы и условия получения финансовых ресурсов для фирменных инноваций принципиально более ограничены, чем для государственных.

 

Лекция 2

Тема: Сущность инновационного процесса и экономические особенности инновационной деятельности

 

Возникновение инноваций является результатом инновационного процесса, который представляет собой сложную совокупность последовательных и параллельных действий по получению научного результата и его использованию для достижения социально-экономического результата.

Общая схема последовательности инновационного процесса, отражающая его основные стадии и этапы, представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема последовательности инновационного процесса

Исследования, которые представляют собой процесс получения нового знания, включают два последовательных элемента:

• фундаментальные исследования – получение нового теоретического знания в данной области науки;

• прикладные исследования – выявление возможных областей применения результатов фундаментального исследования.

Главной особенностью исследований в целом является неопределенность возможности их использования, в конечном счете, в Рис. 2. Схема последовательности инновационного процесса

Исследования, которые представляют собой процесс получения нового знания, включают два последовательных элемента:

• фундаментальные исследования – получение нового теоретического знания в данной области науки;

• прикладные исследования – выявление возможных областей применения результатов фундаментального исследования.

Главной особенностью исследований в целом является неопределенность возможности их использования, в конечном счете, в производстве. Фундаментальные исследования носят характер свободного поиска и сколько-нибудь жесткое планирование их результатов вообще невозможно: большая часть из них вообще не дают позитивного результата. Прикладные исследования, которые проводятся по результатам успешных фундаментальных, также часто дают неприемлемые с позиций современной производственной практики результаты. Кроме того, общая продолжительность стадии исследований может составлять десятки лет. Однако, в тех случаях, когда инновации построены на ранее не применявшихся теоретических знаниях, они способны быстро дать наиболее значимый социально-экономический эффект.

Следует иметь в виду, что результаты одного и того же исследования могут быть источником многих, достаточно разнообразных по потребительской направленности инноваций.

Фундаментальные и прикладные исследования проводятся строго последовательно.

При проектировании конкретного инновационного процесса стадия исследований, как правило, исключается, поскольку принятие решения о разработке и производстве инновационного продукта в подавляющем большинстве случаев основывается на результатах законченного прикладного исследования.

Разработки – это процесс создания модели будущего объекта производства (продукта) в виде его научного описания. В зависимости от степени детализации модели различают:

• научно-исследовательские разработки (НИР), результатом которых является обобщенная модель продукта в виде, например, его структурной и принципиальной схемы и основных, в первую очередь, эксплуатационных параметров;

• опытные разработки (ОР), в ходе которых обобщенная модель развивается до уровня рабочей документации, описывающей все составные части продукта и точные параметры продукта (опытно-конструкторские разработки), технологию его изготовления (опытно-технологические разработки) и экономико-управленческие параметры производства (опытно-управленческие разработки).

НИР и ОР так же, как и фундаментальные и прикладные исследования, проводятся, главным образом, последовательно, в то время как их конструкторский и технологический этапы на практике достаточно часто и глубоко совмещаются во времени.

Результаты разработок являются основой конкретной инновации, выраженной в определенном продукте (изделии), который, в то же время, может иметь достаточно разнообразные модификации, выраженные в продуктовом ряде.

Внедрение состоит в комплексе действий, направленных на создание условий изготовления продукта и, в общем случае, включает в себя следующие последовательные этапы:

строительство, в ходе которого выполняются работы капитального характера (собственно строительство зданий и помещений, приобретение и монтаж производственного оборудования), создающие материально-техническую базу производства нового продукта;

освоение производства, основное содержание которого составляет процесс отладки технологии и вывод всех характеристик операционного процесса (объем производства, качество продукта, длительность производственного цикла, структура продуктового ряда, затраты и т.п.) на уровень, заложенный в рабочей документации;

производство – реализация регулярного операционного процесса с его полным экономическим и управленческим обеспечением.

Инновационному процессу присущи специфические свойства, особенно явно проявляющиеся на его ранних стадиях и в случае глубокого обновления продукта (стратегические радикальные, отраслеформирующие инновации), которые формируют экономические особенности инновационной деятельности.

Длительность инновационного процесса характеризуется продолжительностью жизненного цикла инновации: в общем случае промежутка времени от начала прикладных исследований до исчерпания эффекта новизны продукта5. Обобщенной характеристикой длительности инновационного процесса является значительный временной лаг получения эффекта, обусловленный, главным образом, протяженностью первых исследовательской стадии. С точки зрения экономики инновационной деятельности эта особенность инновационной деятельности означает медленный (относительно среднего в экономике уровня) оборот инвестиций. При этом продолжительная связанность средств (ресурсов) компенсируется только в случае успешной рыночной реализации инновационного продукта за счет высокой прибыли, что на практике достигается далеко не всегда (см. ниже, риски инновационной деятельности). В связи с этим, на практике следует стремиться к максимальному сокращению исследовательской стадии инновационного процесса за счет приобретения прав на использование уже достигнутых научных результатов. При таком подходе возникает реальная возможность не только сократить длительность инновационного процесса, но и общие затраты на него: установление точных сроков начала разработок и, далее, стадии и этапов внедрения позволяет достаточно жестко нормировать экономические показатели их выполнения.

Неопределенность результатов и риски представляют собой, соответственно, качественную и количественную оценку возможности достижения промежуточных (научных) и конечной (экономической) целей инновационной деятельности, где их уровень является более высоким, чем в стабильном производстве. Снижение рисков определяется необходимостью повышения экономической эффективности и инвестиционной привлекательности инновационной деятельности и может быть достигнуто за счет применения следующих подходов:

• снижение возможных потерь путем исключения (или минимизации) ранних стадий инновационного процесса, исходя из того, что риски резко снижаются по его ходу (см. выше);

• параллельное выполнение комплексных (охватывающих все стадии) или частных (по отдельным стадиям) альтернативных проектов: диверсификация инновационной деятельности;

• использование возможностей государства, как субъекта управления развитием инновационной деятельности с применением инструментов частно-государственного партнерства и экономических механизмов стимулирования производства и внедрения инноваций.

Высокая значимость человеческого фактора, как характеристика инновационной деятельности в целом и отдельного инновационного процесса, определяется тем, что именно профессиональные качества исследователей и разработчиков определяет плановые параметры продукта, а квалификация производственного персонала – его фактические характеристики. С точки зрения экономики это положение означает объективную необходимость более высоких, чем в стабильном производстве, затрат:

• на оплату и дополнительное стимулирование труда работников, участвующих в инновационном процессе;

• на выполнение работ по подбору кадров, включая исследование рынка труда, формирование объективных требований и оценку трудовых качеств потенциальных работников;

• на подготовку и переподготовку персонала в соответствие с изменением задач и естественным движением кадров.

Инициация структурных изменений представляет собой объективное изменение состава, содержания деятельности и связей между участниками инновационной деятельности при ее развертывании и при изменении ее задач и масштабов. Такие изменения происходят на всех уровнях национального хозяйства, что приводит к существенной экономической трансформации:

• на микроуровне происходит реформирование организационной структуры участвующих в инновационном процессе субъектов хозяйствования в направлении появления новых и ликвидации существующих подразделений, что требует определенных издержек помимо затрат на собственно инновационную деятельность;

• на мезоуровне изменяется структура отрасли или сектора экономики: появляются новые, развиваются, сокращают объемы деятельности или ликвидируются действующие предприятия, что приводит к изменению внутриотраслевого и межотраслевого кооперирования и экономических результатов функционирования отрасли;

• на макроуровне изменяется структура источников экономического роста и валового национального продукта и объемы и структура доходной и расходной части государственного бюджета.

 

Неприменимость жесткого целеполагания к результатам инновационного процесса выражается в исключении из практики инновационного планирования точных (однозначных) требований к итоговым показателям допроизводственных стадий процесса. Теория инноваций утверждает, что выдвижение таких требований, с одной стороны, неоправданно ограничивает инициативу исследователей и разработчиков, которые могли бы предложить решения, обеспечивающие достижение более высоких, чем плановые показателей, но, с другой, налагает на них ответственность за недостижение плановых параметров, которое может быть обусловлено объективными причинами.

С позиций экономики инновационного процесса отсутствие точного плана в отношении итогов исследований и разработок означает:

• невозможность конкретизации состава и нормирования объемов ресурсов, необходимых для проведения исследований и разработок, что на практике отражается в лимитировании затрат по укрупненной номенклатуре издержек;

• объективно обусловленное отсутствие точных плановых требований к экономическому эффекту (абсолютные показатели дохода и прибыли) и эффективности (показатели эффекта отнесенные к затратам на его достижение) на допроизводственных стадиях и этапах инновационного процесса;

• невозможность установить плановые экономические результаты процесса в целом.

Неформализуемость инновационных эффектов выражается в том, что последствия применения инноваций в экономической системе представляют собой сложные, многофакторные и нелинейные зависимости, определяющие влияние результатов данного инновационного процесса на иные области и сферы деятельности. Эта особенность находит свое отражение в диффузии не только результатов конкретных исследований, которые воплощаются в достаточно разнообразных инновационных продуктах, но и исследований и разработок, позволяющих существенно продлевать жизненный цикл инновации за счет более или менее глубокой модернизации продукта. Важным является то, что сфера использования результатов отдельных стадий, этапов и инновационного процесса в целом в большом числе случаев не ограничивается организацией или комплексом организацией-исполнителем. Диффузия результатов, которые могут быть объектом авторского права (интеллектуальная собственность) имеет коммерческий характер и приводит к следующим основным экономическим результатам, которые невозможно предусмотреть при принятии решения о проведении данного инновационного процесса:

• дополнительные доходы от рыночной реализации зарегистрированных прав собственности на интеллектуальные продукты;

• дополнительные доходы от участия в капитале организаций и предприятий за счет внесения в него доли в виде прав собственности на интеллектуальные продукты;

• дополнительные доходы от участия в новых инновационных процессах, как результат успешного выполнения данного;

• дополнительные доходы от увеличения длительности жизненного цикла данной инновации;

Важным неформализуемым инновационным эффектом являются социальные последствия инновационного процесса, находящие свое выражение в увеличении занятости, в росте квалификационного уровня работников сферы исследований, разработок и производства инноваций и смежных с ней, изменении потребности и требований к уровню и направленности подготовки кадров высшего профессионального уровня, повышение интеллектуального уровня потребителей инновации.

На практике инновационный процесс, как правило, трансформируется в инновационный проект, который представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, включающих все или некоторые этапы и стадии инновационного процесса, выполнение которых обеспечивает достижение конкретного коммерческого результата – интеллектуального или материального товара продукта.

 

 

Лекция 3

Тема: Жизненный цикл инновации и ресурсное обеспечение инновационной деятельности

Жизненный цикл инновации (рис. 3) в целом по длительности совпадает с длительностью инновационного процесса (на рис.: 1 – стадия разработок, 2 – стадия внедрения, 3 – стадия производства и использования) и представляет собой период от принятия решения о разработке нового продукта до окончания его производства (продаж).

 

Рис. 3. Жизненный цикл инновации

Однако, в его составе выделяют собственные элементы – периоды развития инновационного развития, которые не совпадают со стадиями инновационного процесса, поскольку признаками такого выделения являются не содержательные (в научно-техническом смысле), а экономические аспекты инновации. В соответствие с таким подходом выделяют:

I. Период зарождения продукта, который включает в себя часть стадии разработок: научно-исследовательские разработки и начало опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок (до начала производства опытного образца).

II. Период создания продукта, который включает окончание опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок и часть стадии внедрения – строительство и освоение производства.

III. Период вывода продукта на рынок (роста), который включает часть стадии внедрения – начало производства, и начало стадии использования – маркетинг и продажи нового продукта.

IV. Период зрелости продукта, который включает продолжение производства и использования продукта, потерявшего свою новизну;

V. Период упадка продукта, который включает окончание его производства и использования.

Для различных периодов жизненного цикла инновации и, соответственно, для элементов длительности инновационного процесса,

характерны существенные различия в поведении его результирующих показателей и в структуре потребных ресурсов.

Период зарождения продукта характеризуется следующими ресурсными особенностями:

• в структуре иммобилизованных активов7 наибольший удельный вес занимает дорогостоящее специальное научное оборудование, для использования которого объективно характерна низкая степень загрузки; во многих случаях высок уровень затрат на приобретение нематериальных активов, которое позволяет сократить затраты на оборудование и рабочую силу за счет использования готовых интеллектуальных продуктов;

• высок уровень потребления информационных ресурсов, которые могут быть выражены как основными фондами (например, компьютерная и коммуникационная техника), так и нематериальными активами (например, программными продуктами);

• потребление оборотных производственных фондов относительно невелико, поскольку ограничено в основном специальными материалами для исследований и обеспечением процесса проектирования;

• в затратах на заработную плату (приобретение трудовых ресурсов) высока значимость оплаты персонала высшей квалификации (научные работники, проектировщики высших категорий).

Общие затраты в период зарождения продукта растут достаточно высокими темпами, но не достигают высокого уровня, поскольку работы в этот период являются «кабинетными», а продолжительность его относительно невелика.

Для периода создания продукта отметим следующие ресурсные особенности:

• величина иммобилизованных активов резко возрастает, поскольку создаются новые основные производственные фонды: возможно строительство производственных зданий и сооружений, как правило, приобретается новое современное (часто импортное) оборудование, проводятся строительно-монтажные и пуско-наладочные работы8, однако, затраты характерные в этой части для первого периода практически исключаются;

• потребление информационных ресурсов в большинстве случаев продолжает расти за счет компьютерного оснащения производственного процесса (создание автоматических и автоматизированных производственных комплексов);

• радикально возрастает объем и изменяется структура потребления оборотных производственных фондов, которые в основном составляют сырье, материалы и полуфабрикаты для производства инновационного продукта, часть оборотных средств связывается в незавершенном производстве и расходуется непродуктивно (объективно высокий уровень производственного брака – см. ниже);

• структура затрат на заработную плату изменяется: сокращается доля персонала, занятого исследованиями и разработками, растет удельный вес работников, выполняющих строительно-монтажные работы (временно, до окончания периода), производственного и управленческого персонала;

• объем затрат на оплату труда растет: несмотря на то, что численность высокооплачиваемого научного и конструкторского персонала сокращается, численность иных групп (см. выше) увеличивается темпами, которые генерируют рост общих расходов на приобретение трудовых ресурсов.

Темпы прироста затрат в период создания продукта продолжают оставаться высокими, хотя к концу его падают за счет того, что оснащение производства закончено и начинается процесс его амортизации.

Отметим, что важным фактором высоких затрат в период освоения производства является брак, который возникает как результат применения новых средств труда и новых технологий производства продукта, отладка которых предполагает непродуктивное использование предметов труда. Теорией управления производственными системами установлено, что в период освоения производства затраты на брак сокращаются за счет связи между опытом, накопленным в производстве продукции, и суммарными издержками. Эта связь заключается в том, что удвоение объема производства ведет к снижению издержек производства на единицу продукции на определенный процент, что графически отображается кривыми освоения. В двойной логарифмической шкале кривые освоения превращаются в прямые линии с углом наклона, соответствующим постоянному темпу снижения издержек.

Общей характеристикой периодов зарождения и создания продукта (предпроизводственная стадия жизненного цикла инновации) является их затратность – на протяжении достаточно большого промежутка времени предприятие, предполагающее производить инновационный продукт, несет только издержки, размер которых определяется масштабностью инновации. Эти издержки не компенсируются производственными результатами и покрываются исключительно инвестициями (см. п. 1.4).

В период вывода продукта на рынок (роста) ресурсные потребности предприятия еще раз изменяются по объему и структуре:

• размер иммобилизованных активов стабилизируется, поскольку оснащение производства завершено, и их определенный (как правило, незначительный) рост возможен только в результате текущего усовершенствования общего проектного решения, а также (в ряде случаев весьма существенный) - за счет формирования инфраструктуры продаж (транспорт, складская сеть, дилерская сеть);

• в структуре информационных ресурсов значительно увеличивается удельный вес затрат на проведение рыночных исследований, которые требуют специального программного обеспечения;

• объем затрат на формирование оборотных производственных фондов в целом повышается в силу увеличения незавершенного производства, создания складских, транспортных и страховых запасов готовой продукции; в целом размер оборотных средств приближается к объективно необходимой (нормативной) величине, но одновременно несколько снижается за счет выхода качества производственного процесса на проектный уровень;

• структура затрат на оплату труда определяется масштабом производства: если он велик, то главной составляющей становится оплата труда производственного, вспомогательного и обслуживающего персонала; при небольших объемах производства доминирует оплата труда управленческого персонала, в том числе, маркетологов.

Следует отметить, что в период вывода продукта на рынок постоянно и объема производства (продаж) валовой доход начинает компенсировать затраты и, далее, превосходит их, в результате чего предприятие получает прибыль. При эффективном маркетинге этот процесс развивается высокими темпами: инновационность товара при его правильном рыночном позиционировании и продвижении является фактором установления высокой цены и получения дополнительной прибыли. Это явление, которое в маркетинге определяется как «эффект новизны», является главным экономическим стимулом инновационной деятельности.

Период зрелости продукта в целом характеризуется стабилизацией как результатов инновационного процесса, так и общих затрат на его реализацию. Вместе с тем отметим следующие возможные, главным образом, структурные изменения ресурсной базы:

• структура иммобилизованных активов может измениться в результате выбытия физически или морально изношенных основных фондов и их замены, что приведет к определенному увеличению затрат, поскольку накопленные амортизационные отчисления, как правило, не компенсируют рост цен на оборудование и обновление требует дополнительных инвестиций9;

• структура информационных ресурсов, как правило, изменяется в направлении снижения доли затрат на исследования и разработки, а затраты в целом снижаются при сохранении их объема в части обеспечения анализа рынка с целью прогнозирования момента начала упадка товара;

• оборотные фонды предприятия окончательно стабилизируются и по структуре и по объему;

• затраты на оплату труда структурно могут изменяться в направлении повышения доли обслуживающего и вспомогательного персонала в связи с износом основных фондов; возможно некоторое увеличение доли разработчиков и маркетологов при принятии решения о модернизации продукта.

С точки зрения результативности период зрелости продукта характеризуется постоянным превышением валового дохода над издержками и получением прибыли, которая снижается в силу исчерпания новизны продукта: как из-за некоторого снижения цен, так и – во второй части периода – из-за снижения объема продаж.

Потребности в ресурсном обеспечения инновационного процесса в период упадка продукта снижаются:

• объем иммобилизованных активов сокращается за счет их амортизации, а в ряде случаев, из-за продажи основных фондов, ставших избыточными в результате сокращения продаж;

• затраты на информационное обеспечение практически исключаются;

• объем оборотных фондов уменьшается пропорционально уменьшению объема продаж;

• расходы на оплату труда снижаются в процессе сокращения объема производства.

По ходу периода упадка продукта валовой доход от его реализации постоянно и возрастающими темпами снижается. Причинами этого является окончательное прекращение действия эффекта новизны, снижение спроса на продукт, стремление противостоять этой тенденции путем радикального снижения цен, распродажа складских запасов по ценам ниже затрат. Действие всей совокупности этих факторов приводит к тому, что в конце периода продукт начинает приносить убытки.

Для обеспечения непрерывного поддержания необходимого уровня эффективности функционирования предприятия его инновационная деятельность должна носить непрерывный характер. Инновационные процессы должны накладываться друг на друга во времени с тем, чтобы к моменту начала периода упадка продукта (сменяющие инновации). С точки зрения ресурсного обеспечения наиболее рациональными являются сменяющие инновации, которые позволяют в максимальной степени использовать имеющиеся иммобилизованные активы и оборотные средства. На практике такой подход может привести к ориентации предприятия исключительно на модифицирующие инновации и, таким образом, лишить возможности использования преимуществ радикальных.

 

Лекция 4

Тема: Финансирование инновационной деятельности

План:

4.1. Классификация источников финансирования инновационной деятельности

4.2. Финансирование инновационной деятельности за счет собственных средств

 

4.3. Заемные средства в финансировании инновационной деятельности

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.