Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации есть установленные законом и иными нормативными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов. Это одна из разновидностей статуса гражданина (наряду с политическим, трудовым и т.д.), реализация которого зависит от соответствующих действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Главная особенность, характеризующая граждан как участников административно-правовых отношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не правомочия государственных или негосударственных организаций, где они могут работать. Поэтому административно-правовые отношения между соответствующим органом (должностным лицом), выступающим в качестве одной стороны, наделенной государственно-властными полномочиями, и гражданами в качестве другой стороны, не наделенной такими полномочиями, но обладающей определенными правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, могут складываться в связи с: реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти; выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти; нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере; нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.
Круг возникающих при этом административно-правовых отношений весьма разнообразен, а происходящие в стране общественные преобразования приводят к значительному расширению и улучшению административно-правового статуса граждан.
В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — важнейшей обязанностью государства. Этим объясняется первоочередное значение рассмотрения статуса граждан как субъектов административно-правовых отношений.
Административно-правовой статус граждан имеет сложный комплексный характер и охватывает многие права и обязанности в сфере исполнительной власти.
Так, согласно ст. 32 Конституции, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.
Граждане имеют право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествия и пикетирование (ст. 31), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст. 27).
Граждане России имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Конституция и законы предусматривают ряд других личных, экономических и социальных прав, требующих активной деятельности и содействия государственных органов (право на жилье, образование, пользование связью, библиотечное обслуживание и т. д.).
Важнейшее значение имеют положения Всеобщей декларации прав человека, согласно которой все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона; никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию; каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Наряду с этим Конституция возлагает на граждан обязанности платить установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); защищать Отечество (ст. 59); соблюдать Конституцию и законы, в том числе административно-правовые нормы (ст. 15).
Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти, т. е. быть участником административно-правовых отношений, гражданин, как и другие субъекты административного права, должен обладать административной правоспособностью — фактической, обеспеченной государством возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью, не может быть отчуждаема или передаваема другому лицу, невозможен и отказ от нее. Однако правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных законодательством.
Статья 44 Уголовного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из видов наказаний лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Статьей 24 КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему права, например, права управления транспортными средствами Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении»* предусматривает возможность введения чрезвычайного положения, правовой режим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав и свобод граждан с указанием предела и срока действия.
Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, т. е. способности гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность означает возможность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.
Как правило, административная дееспособность возникает по достижении гражданином 18- летнего возраста, в ряде случаев — раньше, в частности с 16 лет.
По общему правилу, граждане обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Например, в соответствии со ст. 20 КоАП не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.
Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административно-правовые отношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административно-правовые отношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.