Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Административное принуждение: сущность, основания и виды



В числе административно-правовых методов назывались, в частности, и средства принудительного характера, с помощью ко­торых исполнительные органы (должностные лица) при необходи­мости обеспечивают должное поведение в сфере государственного управления. В своей совокупности они составляют самостоятель­ный правовой институт административного принуждения.

Что характерно для него?

Административное принуждение – не самоцель. Будучи раз­новидностью государственного принуждения, оно используется в качестве крайнего средства обеспечения и охраны правопорядка. В этом его карательное назначение (наказание за дисциплинарные и административные проступки). Но его цели значительно шире принудительные меры используются как средство предупрежде­ния и пресечения правонарушений, а также для процессуального обеспечения производства по административным правонарушени­ям. Следовательно, оно используется и для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. В самом же широ­ком смысле административное принуждение обеспечивает испол­нение правил поведения, выражаемых в административно-право­вых нормах.

Административное принуждение – это, как правило, принуж­дение внесудебное, т.е. осуществляемое исполнительными органа­ми (должностными лицами) непосредственно в процессе их повсе­дневной деятельности.

В предусмотренных законодательством случаях меры админи­стративного принуждения применяются и судами (судьями). Так, они применяют наиболее строгие административные взыскания за административные правонарушения; к их компетенции отнесено и аннулирование лицензий и т.п.

Меры административного принуждения применяются не всеми исполнительными органами (должностными лицами). Круг их определяется законом или подзаконными актами, по­скольку, во-первых, речь идет о применении специальных пол­номочий и, во-вторых, в отношении третьих лиц, т.е. тех, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномоч­ных субъектов управления. Это, как правило, граждане, а в неко­торых случаях и физические лица независимо от формы собствен­ности (например, в сфере борьбы с монополизмом и т.п.). Поэтому руководители исполнительных органов не вправе применять такие меры в отношении подчиненных работников.

Тем не менее и у них есть полномочия по внесудебному прину­дительному воздействию на поведение подчиненных – дисципли­нарная власть. По своей сути меры дисциплинарного принужде­ния, конечно, можно рассматривать в качестве видового варианта административного принуждения в широком смысле. Но у них есть четкие границы – государственно-служебные отношения. У мер административного принуждения в его собственном понима­нии таких границ нет. Точнее говоря, они применяются на любом участке сферы государственного управления.

Административное принуждение является функцией право­охранительных, как правило, органов, входящих в общую систему органов исполнительной власти. Например, это все органы, наде­ленные административно-надзорной компетенцией, органы внут­ренних дел и т.п.

Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, в которых содержатся общеобязательные правила поведения (например, правила безопасности движения, при­родоохранные, противопожарные правила и т.п.).

 


 

Арсенал такого рода принудительных мер достаточно широк. При этом они используются не только в целях обеспечения испол­нения норм, устанавливаемых административным правом. Они являются средством охраны норм многих других отраслей права (например, финансового, трудового и т.п.).

Административное принуждение, используемое в необходи­мых случаях, является проявлением административной власти, под которой предлагается понимать средства, используемые в про­цессе реализации исполнительной власти, т.е. фактически юриди­чески властные полномочия субъектов государственно-управлен­ческой деятельности. Однако надо учитывать при этом ранее отме­ченные ограничения (не все субъекты, не все нормы и т.п.). Поэто­му объем односторонних юридически властных полномочий таких субъектов, разумеется, шире, чем объем их же полномочий по при­менению мер административного принуждения.

Наличие средств административного принуждения в распоря­жении исполнительных органов (должностных лиц) вовсе не сви­детельствует о том, что методы управляющего воздействия осно­ваны исключительно на принуждении. Нельзя забывать о том, что такие средства нередко являются единственными, с помощью которых можно обеспечивать нормальные условия жизни (напри­мер, при стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях); что они служат правоохранительным, т.е. позитивным, целям; что лишь в крайних случаях они применяются в качестве кара­тельных мер, т.е. в буквальном смысле являются принудитель­ными.

Виды, мер административного принуждения. Разнообразные меры административного принуждения подразделяются в зависи­мости от своего целевого назначения на три группы:

а) административно-предупредительные меры;

б) административно-пресекательные меры;

в) административно-наказательные меры.

Рассмотрим особенности различных мер административного принуждения.

Административно-предупредительные меры. Они применя­ются с целью предупреждения возможных правонарушений и иных негативных проявлений в сфере государственного управле­ния. Так, их применяют для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан в условиях, которые не связаны не­посредственно с правонарушениями (например, при несчастных случаях, стихийных бедствиях), а также для обеспечения нор­мальных условий работы юридических лиц и государственных органов.

В числе конкретных мер такого рода можно назвать: контроль­ные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (та­моженный, милицейский); проверку документов, удостоверяю­щих личность; введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания; пре­кращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности (например, обрыв электропро­водов); закрытие участков государственной границы; администра­тивный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест ли­шения свободы; лицензирование отдельных видов деятельности и т.д.

Иногда высказывается мнение, что в подобных мерах элемент принудительного характера якобы отсутствует. Но это неверно, так как все эти меры осуществляются в одностороннем юридичес­ки властном и обязательном для других сторон порядке и содержат определенные ограничения для них.

Административно-пресекательные меры. Их целевое назна­чение – прекращение в принудительном порядке противоправ­ных действий и предотвращение их вредных последствий.

В их числе, например: требование прекратить противоправные действия (препятствующие осуществлению полномочий милиции, нарушающие правила противопожарной безопасности и т.п.); ад­министративное задержание (для составления протокола об адми­нистративном правонарушении, для доставления нарушителя в суд, милицию и т.п.); приостановление работы предприятия (при грубом нарушении правил охраны труда и техники безопасности и т.п.); принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; запрещение эксплуатации транс­портных средств, техническое состояние которых угрожает без­опасности движения; временное отстранение от работы инфекци­онных больных; непосредственное физическое воздействие; при­менение оружия и специальных средств (резиновые дубинки, сле­зоточивый газ и т.п.); запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требо­вания по обеспечению общественной безопасности; приостановле­ние действия лицензии и т.п. К ним можно отнести и меры процес­суального обеспечения административного производства, о кото­рых будет сказано далее.

Административно-показательные меры или меры админи­стративной ответственности (административные взыскания) имеют самостоятельное значение и им посвящен следующий раз­дел настоящего учебника.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.