Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема года: Освоение человеком Вселенной в разные периоды жизни на Земле



Задачи развития на год: развитие представлений об окружающем мире, космосе, человеке, природе, времени, обществе и их единстве, об освоении человеком окружающего природного ландшафта в разные периоды жизни на Земле; развитие понимания взаимообус­ловленности формы и характера украшения архитектуры от «вмещаю­щего ландшафта» (Л. Гумилёв), природных условий, общей экологии.

Общеразвивающие направления.Освоение истории развития архитектуры (храмовая архитектура, дворцовая архитектура, дворянские усадьбы, садово-парковые ансамбли, архитектура будущего). Формирование представлений о внутреннем устройстве архитектуры разного назначения — интерьер, быт (дворянский и крестьянский) в связи с окружающей природой, архитектурой, памятниками художественной культуры региона; развитие навыков использования выразительных возможностей графики в передаче художественного образа, основной идеи творческой работы.

 

Развитие пространственного мышления.Время в искусстве. Архитектурное пространство и среда. Архитектурный ансамбль: организация окружающего архитектурного пространства в зависимости от назначения, выполнение самостоятельных и коллективных проектов с учетом пространственных взаимосвязей между предметами в заданном пространстве. Решение в рисунке воздушной перспективы: тон, штрих, пятно, линия в работах великих мастеров.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Зависимость формы архитектуры и характера её украшения от «вмещаю­щего ландшафта» (Л. Гумилев), природных условий, общей экологии. Разнообразие архитектурных форм и их зависимость от местного ландшафта, национальных традиций. Предмет и его форма как часть определённой (конкретной) среды: предмет в интерьере, шрифт в плакате, декоративный элемент в орнаменте, знак в художественном тексте.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в архитектурном пространстве. Цвет и форма. Цветоведение, цветовой круг: развитие способности подбирать, составлять, использовать цвет для передачи основной идеи, замысла, художественного образа, эмоционального состояния. Передача пространственных закономерностей с помощью цвета. Формирование представлений: цвет и ритм в композиции, цвет и форма (передача формы цветом), тёплое и холодное в декоративной композиции, контраст и нюанс в графике.

Композиционные задачи в искусстве.Законы построения цветовой композиции, композиционный центр. Смысловое и стилевое единство элементов композиции. Освоение законов перспективы. Рисование архитектурного проекта с соблюдением законов линейной перспективы и изображение здания с использованием линии горизонта и точки схода в разных форматах (плоскость вертикальная, горизонтальная, квадрат); объемно-пространственные композиции.

Восприятие изобразительного искусства. Формирование представлений о взаимосвязи человек—природа—архитектура; исторический жанр в изобразительном искусстве: исторический портрет, натюрморт, символика в живописи и орнаменте.

Примерное тематическое планирование с учётом направлений развития школьников

Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
6 класс (34 ч.) Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму — 17 часов, развитие фантазии и воображения — 11 часов, художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) — 6 часов.
Глава 1. Введение
Тема 1. Отражение эволюции представлений человека о вселенной в исторических моделях архитектуры Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре. Тематическая композиция. Создание тематических композиций по материалам изученной темы, например: «В пещере», «Древнегреческий герой в лабиринте», «Данила в горах Уральских», «Кладовые Медной горы хозяйки», «Идеальные сады и величественный град». Создание объёмно-пространственной композиции по подсказке: создание макета с использованием развёртки пирамиды, геометрического или растительного орнамента по мотивам росписи народных промыслов. Работа на плоскости. Представлять историю развития жизни на земле. Уметь различать и объяснять характерные различия в архитектурных сооружениях разных эпох. Создавать тематические композиции на плоскости и в пространстве. Выполнять коллективные макеты изучаемого исторического периода. Использоватьв макетировании чертёжные инструменты (линейку, карандаш, треугольник, рейсфедер) для выстраивания правильной геометрической формы.
Тема 2. Мифы творения мира Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Развитие мировоззрения учащихся через формирование представлений о мифологии, в которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению мифов народов мира. Мировое древо. Создание образа Мирового древа, объединившего в себе все четыре времени года. Определение места для символов и знаков. Проведение исследовательских работ по изучению истории своей семьи и графическое изображение своего древа жизни (своей семьи). Работа на плоскости. Проводитьсамостоятельно исследования по изучению истории своей семьи. Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика) Грамотно использовать в композиции знаки и символы. Уметьобъяснять символику изображения. Участвоватьв обсуждении тем в классе (дискуссии, беседы, КВН).
Тема 3. Архитектура. Храмовая архитектура Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Формирование представления о храме как символической модели мироздания. Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей), с сознанием и чувствами человека (верхний этаж – сознание и разум, духовная жизнь; первый этаж – это здравый смысл и бессознательный разум; подвал — коллективный бессознательный разум и интуиция).   Проект храма Аполлона. Объёмно-пространственная композиция. Создание эскиза к храму науки (искусства, космоса и др.). Работа по подсказке – эскиз объёмной композиции. Коллективная работа в смешанной технике с применением развёрток геометрических фигур. Использование чертёжных инструментов и приспособлений при вычерчивании развёрток.   Художественное конструирование. Работа в объёме. Иметь представлениео храме как символической модели мироздания. Знакомствос исследованиями учёного К.Г. Юнга о символике здания. Самостоятельно создавать проект храма в технике объёмно-пространственной композиции. Работать по подсказке, данной в учебнике. Уметь работать над коллективной композицией. Использовать чертёжные инструменты и приспособления при вычерчивании развёрток.  
Тема 4. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления учащихся о разнообразии стилей и направлений в архитектуре. Характер формы дворцовой архитектуры тесно связан с культурой общества, национальными, историческими, географическими и ландшафтными особенностями местности, в том числе наличием строительного материала (дерево, камень). Значение дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей. Эскиз дворцового строения.Создание эскиза дворцовой архитектуры для своего города (села, посёлка, деревни). Передача в эскизе характерного стиля, пропорций, ритма форм и украшений. Работа на плоскости графическими материалами на цветном фоне (тушь, перо). Возможна групповая работа над ансамблем одного исторического периода.   Наблюдать и изучать окружающий мир, природные явления. Использовать в работе тонированную и цветную бумагу. Овладевать приёмами работы с графическими материалами. Выбирать материал и инструменты для изображения. Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Овладевать приёмами работы красками и художественными материалами. Работатьв группе. Создавать графические композиции на передачу особенностей изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.  
Тема 5. Дворянские усадьбы России. Предметно-пространственный мир дворянской усадьбы. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представлений о национальных особенностях архитектуры. Дворянские усадьбы — особое явление в архитектуре России. Характер архитектурных построек, относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки, архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое. Герб или вензель хозяина усадьбы на барский дом; парадный двор – с подъезжающими к нему экипажами, прогулка в саду (парке), в аллее, в беседке. Объемно-пространственная композиция в смешанной технике. Создание объёмно-пространственного эскиза оформления дворянской усадьбы по представлению или по литературному описанию для определенного назначения. Возможно решение отдельных помещений для конкретного назначения, например: комнаты для прослушивания музыкальных произведений; для чтения произведений устного народного творчества; былин; сказаний. Работа в малых группах, использование в работе готовых форм (коробки, пластмассовые бутылки), цветная бумага, картон, поделочный материал, краски. Создание предварительных эскизов — силуэтного изображения в технике компьютерной графики в программе Paint. Работа в объеме: работа с готовыми формами и лепка. Осваивать возможности ИКТ —программы Paint в графической изобразительной деятельности в создании предварительного эскиза будущей постройки. Использовать поисковую систему Интернет в нахождении нужной информации. Передаватьв форме и цвете характерный образ архитектуры. Различать характер и особенности архитектурных сооружений. Использоватьэлементарные правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой.  
Тема 6. Садово-парковая архитектура Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование способности различать характерные стилевые особенности архитектурных сооружений. Садово-парковая, или ландшафтная архитектура. Задача данного вида искусства – решение эстетической организации природной среды (около жилой архитектуры). Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древний Восток, Греция, Рим, Япония, Россия). Цветная графика. Графическая композиция. Создание графической композиции садово-парковой зоны, которую можно разбить возле школы. Работа в технике цветной графики (цветной карандаш, фломастер, акварель), включение в композицию характерных черт ландшафтной архитектуры (павильонов и беседок, мостиков), а также природных объектов (камней, деревьев и кустарников, цветников), садово-парковой скульптуры. При изображении учитывать законы воздушной перспективы. Создание серии цифровых фотографий с объектов садово-парковой архитектуры, находящейся в вашем городе, районе, и организация выставки в рекреации школы.   Работа на плоскости. Осваивать, гармонично заполнятьвсю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их своеобразие. Изображатьпо памяти и представлению. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Овладевать приёмами работы с графическими материалами. Выбирать материал и инструменты для изображения. Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение. Проводить экскурсии по выставке фотообъектов, созданных своими руками.
Тема 7. Монументальная живопись и фриз Развитие фантазии и воображения. Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды. Фризовая композиция. Выполнение эскиза фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги (технике пластинчатой мозаики) для конкретного здания. Тема композиции зависит от характера архитектурной формы и назначения здания. Архитектурный объект подбирать с помощью поисковой системы Интернет (можно предложить фризовую композицию для школьных кабинетов. Выполнение витража для оконного проёма в кабинет искусства (музыки, изобразительного искусства, литературы): создание эскиза, подготовка основы с прорезными фигурами для «цветных стекол», использование цветных прозрачных фильтров. Работа на плоскости. Различать понятия: «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Иметь представление о взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста. Понимать роль и значение монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Выполнять эскиз фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги с учётом конкретного здания. Пользоваться поисковой системой Интернет. Выполнять эскиз витража с применением цветных прозрачных фильтров.  
Глава 2. Предметно-пространственный мир русской усадьбы    
Тема 8. Дворянский быт, интерьер Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Освоение понятия «предметно-пространственный мир русской дворянской усадьбы». Характерные особенности дворянского быта, архитектурных построек дворян, внутренних жилых помещений. Оформление интерьера в зависимости от назначения. Элементы предметно-пространственного окружения дворян. Создание тематического натюрморта, характерного для интерьера усадьбы А.С. Пушкина в Болдино (например, предметы и письменные принадлежности; цветы и утварь, др.) Работа в цвете гуашевыми красками с использованием белил. Передача сознательного выбора точки зрения на группу предметов, пластическое единство группы изображаемых предметов. Соразмерность и масштаб. Работа по представлению или описанию в литературных произведениях А.С. Пушкина. Для более детального освоения обозначенной задачи предложить учащимся сделать несколько цифровых фотографий с разных точек зрения, разного расстояния от предметов и рассмотреть их.   Работа на плоскости. Наблюдатьза предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов. Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристике его хозяина. Работать сгуашью и белилами. Работатьпо описанию или представлению. Сознательно выбирать точку зрения на группу предметов. Передаватьпластическое единство группы изображаемых предметов, соразмерность и масштаб. Работа по представлению или описанию в литературных произведениях А.С. Пушкина. Уметьсамостоятельно составлять натюрморт. Учиться распределятьпредметы по планам на изобразительной плоскости. Уметь выбирать точку зрения в поиске композиции будущей фотографии.
Тема 9. Литературная гостиная и литературный салон Развитие фантазии и воображения. История появления первых салонов и их развитие в обществе в течение XVII—XVIII веков во Франции и России (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных концертов, конкурсов и др.). Проект литературной гостиной. Создание эскиза интерьера для организации литературной гостиной в школе (класс, зал, рекреация). В разработке эскиза учитывать тематику литературного вечера (можно выбрать самому или по рекомендации учителя). Вечер может быть посвящен тому литературному произведению, которое изучается в данный момент по литературе. Связь оформления с историческим периодом. Техника по выбору (эскиз — акварель, гуашь, макет с использованием небольшой коробки, аппликация).   Работа на плоскости или в пространстве. Иметь представление о литературных салонах и литературных гостиных. Выполнять эскиз интерьера литературной гостиной. Уметь передавать тематику литературного вечера в оформлении интерьера в соответствии с литературным произведением и историческим периодом. Применять разные техники и технологии работы. Работать в небольшой группе по созданию эскиза.  
Тема 10. Музыка в пространстве интерьера Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о характере работы композитора, специфике его жизни и творчества. Развитие понятий о взаимозависимости музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (каждому музыкальному произведению соответствует определённое пространство: камерное, большое, высокое, широкое, сферическое). «Музыкальный натюрморт». Создание натюрморта из трёх предметов, в котором «главную роль» (центр композиции) будет играть музыкальный инструмент (скрипка, балалайка, мандолина, барабан, др.). Работа по подсказке. Создание эскиза занавеса к определённому музыкальному произведению или к музыкальной театральной постановке. Работа акварельными красками.   Работа с реальными объектами и изображение на плоскости. Самостоятельно составлять натюрморт из трёх предметов, в котором центром композиции будет музыкальный инструмент. Передавать в натюрморте настроение и колорит музыки. Работать по подсказке из учебника. Создаватьэскиз занавеса, созвучного по цвету с музыкальным произведением. Работать акварельными красками.  
Глава 3. Предметно-пространственный мир русской деревни  
Тема 11. Мифология и символика русской избы Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие понимания предметно-пространственного мира русской деревни. Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов (полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различие внешнего вида избы и её украшения в зависимости от региона проживания, климата, традиций. Макет русской избы. Работа по подсказке – выполнение макета фасада избы в технике бумажного рельефа. Работа в малых группах. Передача в работе представлений о пропорциях, важных элементах, составляющих фасад крестьянского дома: наличнике (лицо), причелинах (чело), окнах (око), солнечных розетках, крестах и громовых знаках на полотенцах, коньке на крыше, жар-птице и петухах в обрамлении окон, на причелинах и лобовой доске «небесных хлябей» (городки, капли), берегинях, русалках, драконах на наличниках. Создание серии цифровых фотографий с объектов архитектуры вашего региона, в которых сохранились элементы украшения традиционного крестьянского жилья (интерьер и экстерьер) для коллективного альбома. Декоративно-прикладная деятельность. Уметь работать с натурой – передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш). Выполнять упражнения на изображение различных декоративных украшений. Работать самостоятельно по подсказке, данной в учебнике. Работатьв малых группах. Передаватьв работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Знать и уметь объяснять назначение каждого элемента, составляющего фасад крестьянского дома – избы. Уметь выбирать объекты для фотосъёмки в соответствии с обозначенными задачами.  
Тема 12. Тульский самоварРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар – «водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри». Рисование с натуры.«Натюрморт с самоваром». Изображение сюжетной композиции, центром которой является самовар. Задачи рисунка: выбрать ракурс – точки зрения на натюрморт и формат. Выделение на предметной плоскости трёх планов; применение знаний симметрии при изображении самовара; передача объёма и характерного колорита. Работа в технике цветной пастели или гуаши. Работа на плоскости. Передача характера объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Умение создавать тональную растяжкуиз нескольких тонов одного цвета. Передавать тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху. Передача планов композиции и расположения на них предметов. Уметьработать пастельными мелками. Грамотно выбирать нужный формат и точку зрения на натюрморт.
Тема 13. Фантастические звери в русском народном творчестве. Развитие фантазии и воображения. Развитие фантазии и воображения на основе олицетворения могущественных сил природы, вымышленных персона-жей народных сказок, былин, сказаний (лев и единорог как символы дня и ночи; семаргл – крылатый пёс; алконост – райская дева-птица; сирин – дева-птица, посланница властелина подземного мира; жар-птица – олицетворение огня, света, солнца; грифон – мифическое существо, полуорёл-полулев, стратим – птица-великан, ящер-крокодил, кот-баюн и др.). Графическое изображение фантастического зверя. Создание образа фантастического зверя в природной среде, используя в качестве подсказки «Красную книгу» животного мира. Слепить фантастического животного по описанию в сказке или былине (создание из готовых фигур животных коллективной композиции в природной среде). Работа по подсказке в учебнике (Центром композиции должен стать образ фантастического зверя, женской фигуры Богини-матери или Мировая гора). Работа на плоскости или в объёме(по выбору). Передаватьобраз фантастического зверя в природной среде. Использовать впроцессе работы ИКТ в поиске информации, например, «Красной книги» животного мира. Лепитьфантастического животного по описанию в сказке, былине (создание из готовых фигурок животных коллективной композиции в природной среде). Работать по подсказке в учебнике.  
Тема 14. Резьба по кости и камню Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений учащихся о видах традиционного народного искусства – резьбе по камню и кости – малораспространенном виде народного искусства. Разнообразие материалов народных мастеров-камнерезов и мастеров резьбы по кости. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве – анималистическим жанром. Анималистический жанр. Создание сюжетной композиции в анималистическом жанре на тему: «Играющие кошки» (тигры, волки и др). Возможна сюжетная композиция на темы басен И.А. Крылова « Лиса и виноград», «Волк и ягнёнок» и др. Использование в работе большого куска мыла или плотного пластилина, из которого с помощью резца, стека можно вырезать композицию способом отсечения лишнего.   Работа в объёме. Иметь представлениеоб этюде в лепке. Уметь работать с твёрдымпластилином или мылом с помощью инструмента – стека. Понимать связь всех изображаемых элементов в сюжетной композиции. Создаватькомпозицию по мотивам литературных произведений.  
Тема 15. Павловопосадские платки Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений учащихся о традиционных предметах и вещах русского человека — узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок — это обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения павловопосадских платков, их промышленного производства. Эскиз платка. Создание эскизов набивного платка по мотивам павловопосадского промысла. Выполнение двух вариантов узора платка в одном квадрате, разделённом на две части по диагонали. На получившихся треугольниках создать фрагменты (эскизы) росписи двух платков, разных по колориту и композиции. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России. Возможна работа парами: каждый ученик работает над своей половиной платка.   Декоративно-прикладная деятельность. Создаватьэскиз изделия по мотивам народного промысла. Предлагатьвариативное решение поставленной задачи. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России. Работать в паре. Понимать и уметь представить характерные особенности набивного промысла павловопосадских платков.  
Тема 16. Чугунное литьёРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления школьников о традиционном декоративно-прикладном промысле. Чугунное литьё. Разнообразие приёмов и видов литья из металла, зародившегося в ХVII веке в Великом Устюге и в Дагестане, позднее в сёлах Мстере (Владимирская обл.), Красном (Костромская обл.), Казаково (Нижегородская обл.), а также в Ростове, Санкт-Петербурге, Поморье, на Урале (Касли). Произведения мастеров чугунного литья: декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры, ограды, фигуры животных, сюжетные композиции. Эскиз декоративной решётки. Разработать эскиз кованой решётки для дворцовой, усадебной архитектуры. Предварительный эскиз решётки выполнить карандашом на листе тонированной бумаги, на который наклеить белую торцевую бумажную ленту (шириной 1,5—2 см) из ватмана с помощью клея ПВА. Данная работа может иметь коллективный характер. Работа на большом листе тонированной бумаги – создание сюжетной композиции «Прогулка в летнем саду». Техника — полуобъёмная бумажная пластика. Данная работа может иметь коллективный характер.   Декоративно-прикладная деятельность. Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры. Создавать полуобъёмную декоративную композицию на цветном фоне. Работать в коллективенад одной большой композицией. Уметь наблюдать и передавать изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе. Соблюдать условностьв передаче изображения: силуэт, ритм, символ.  
Тема 17. Пермская деревянная скульптура Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Пермская деревянная скульптура – культовая скульптура, являющая частью ансамблей церквей и часовен, — уникальный образец народного искусства. Фронтальная композиция, симметрия и статика этого вида искусства. Наброски с натуры.Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статичной позе как эскиза будущей скульптуры. Создание коллективной тематической многофигурной композиции на основе полученных набросков. Лепка из глины или пластилина.   Работа в объёме. Выполнять наброски с натуры фигуры человека в статичной позе. Использовать наброски в создании скульптурной композиции. Создаватьколлективную тематическую многофигурную композицию в скульптурном материале (глина, пластилин).  
Глава 4. Костюм в искусстве  
Тема 18. Костюм Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о костюме как искусстве — свидетеле истории. Уметь доказать это положение с помощью ИКТ. История развития костюма и его роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры (общее и различие). Исторический костюм. Создание силуэта костюмов разных исторических периодов (по выбору) из чёрной бумаги. Передача характерных признаков костюма разных исторических эпох. Образцом для подражания является архитектура соответствующей эпохи. Готовый костюм дополнить причёской, обувью, головным убором, аксессуаром. Работа может выполняться в технике графики или аппликации. Декоративно-прикладная деятельность. Создаватьсилуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передаватьв силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох. Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи. Соотноситьпричёску, обувь, головной убор, аксессуары с костюмом. Работать в технике графики и аппликации из чёрной бумаги.  
Тема 19—20. Исторический портрет, парадный портретРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений учащихся о различных видах портретного жанра. Формирование понятия о гравюре как виде графического искусства. Специфика данного вида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном виде изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет). Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его изображения. Созданиепортрета. Создание парадного портрета своей семьи – многофигурной композиции в костюмах определённой исторической эпохи. Использование в работе готовых фотографий (лица). Каждого персонажа одеть в костюм соответствующего исторического периода. Соблюдение пропорций фигуры и вырезанного из фотографии лица. Использовать греческий канон изображения человека на портрете.     Декоративно-прикладная деятельность. Создавать коллективный портрет – многофигурную композицию. Иметь представление о парадном историческом портрете. Понимать и передавать многофигурную композицию в костюмах определённой исторической эпохи. Использовать в работе готовые фотографии (лица). Каждого персонажа одеть в костюм соответствующего исторического периода. Соблюдать пропорции фигуры и вырезанного из фотографии лица. Использовать греческий канон изображения человека на портрете.  
Глава 5. Натюрморт    
Тема 21. Натюрморт Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов. Построение геометрических тел. Построение натюрморта из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра. Создание собственного натюрморта, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Передача иллюзии объёма, смысловой взаимосвязи между предметами.   Работа на плоскости. Представлять натюрморт в изобразительном искусстве как один из важнейших жанров изобразительного искусства. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра. Уметь создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Передавать иллюзию объёма и смысловую взаимосвязь между предметами.    
Тема 22. Натюрморт архоматический Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; развитие понятий: тон и светлота, гризайль. Создание натюрморта в ахроматических тонах. Освоение технологии создания ахроматической композиции натюрморта в технике гризайли. Работа по подсказке: выбор формата, организация предметной плоскости, создание предварительного рисунка, построение геометрических тел, тональное решение предметов в зависимости от удаления и расположения от источника света.   Работа графическими материалами на плоскости. Создаватьсамостоятельно натюрморт в ахроматических тонах. Осваиватьпо подсказке технологию создания ахроматической композиции натюрморта в технике гризайли. Работатьпо подсказке: Выбирать формат. Организовывать предметную плоскость. Создавать предварительный рисунок. Строитьгеометрические тела. Передавать тональное решение предметов в зависимости от удаления и расположения от источника света.  
Тема 23. Натюрморт абстрактный Развитие фантазии и воображения. Формирование широкого, объёмного представления учащихся о жанре натюрморта в изобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в изобразительном искусстве. Реальные предметы, изображаемые в картине, конструктивные и абстрактные композиции. Формирование понятия «абстрактное искусство», «художники-абстракционисты». Абстрактное искусство. Создание абстрактного натюрморта, в котором цвет и форма несут в себе определённый образ или настроение. Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла. Работа гуашью на больших форматах. Дать название, соответствующее настроению и созданному художественному образу. Возможна работа в группах по два человека.   Работа на плоскости. Иметь представление об абстрактном искусстве и художниках-абстракционистах. Уметь отличать реальное изображение от абстрактного и объяснять своё представление. Создавать абстрактный натюрморт по мотивам реальных предметов. Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла. Работать гуашью на больших форматах. Придумывать название, соответствующее настроению и созданному художественному образу. Работать в паре над одной композицией.  
Глава 6. Книга как произведение искусства    
Тема 24. Создание книги русской истории в иллюстрациях Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений учащихся об искусстве создания книги. Составляющие книгу элементы: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации. Книга-летопись. 1. Создание коллективной книги — летописи класса, в которой будут собраны самые интересные и смешные истории, произошедшие в походе, в школе, на уроке. Создание макета книги с учётом всех необходимых элементов. Распределение обязанностей в работе над книгой: макетчики, наборщики текста, редакторы, корреспонденты, составители, рецензенты, иллюстраторы, оформители. 2. Оформление эпического произведения ХII века «Слово о полку Игореве».   Работа с макетом. Иметь представление о книге как о свернутом мироздании. Уметь это объяснить. Представлять особенности и специфику искусства создания книги. Знатьвсе элементы книги: форзац фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка. Создавать макет, иллюстрации. Понимать связь иллюстрации и текста, зависимость шрифта и оформления книги от содержания. Работать в коллективе. Проводить коллективное исследование по искусству создания книги, в том числе с помощью поисковой системы Интернет.    
Тема 25. Экслибрис Развитие фантазии и воображения. Формирование представления учащихся о книжном знаке – экслибрисе. Назначение экслибриса, история его появления. Известные художники-графики, специализирующиеся в этом жанре (А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, И. Билибин, В. Васнецов, С. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в экслибрисе характера занятий человека, для которого он предназначается. Композиция экслибриса. Создание экслибриса для своей библиотеки. Освоение графической техники линогравюры. Материалы и инструменты, используемые в данной технике. Тушь, перо, линолеум, резцы, краска. Знакомство с творчеством известных художников-графиков, работающих в технике линогравюры, с помощью поисковой системы Интернет. Подготовка небольших иллюстрированных сообщений (презентаций) в классе.     Работа на плоскости (линогравюра). Иметь представление о книжном знаке – экслибрисе, его назначении. Знать именаизвестных художников-графиков в данном виде изобразительного искусства. Уметь создавать экслибрис для своей библиотеки. Осваивать графическую технику линогравюры. Работатьматериалами и инструментами, применяемыми в технике линогравюры: тушью, пером, линолеумом, резцами, красками. Знать творчество известных художников-графиков, работающих в технике линогравюры. Находитьнужную информацию в поисковой системе Интернет. Самостоятельно готовить небольшие сообщения (презентации) в классе.    
Тема 26. Художественный шрифт Развитие фантазии и воображения. Развитие представления о том, что шрифт —это один из важнейших элементов оформления книги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в написании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи.   Шрифт и текст. Написать текст поговорки или загадки шрифтом, наиболее полно отвечающим смыслу поговорки (загадки). Придумать шрифт, которым мог бы пользоваться любой литературный герой (Снегурочка, сверчок, мышка, Русалочка, др.). Используя возможности Интернета, собрать коллективную коллекцию шрифтов.   Иметь представление о том, что шрифт — это важнейший элементов оформления книги, плаката, журнала. Различатьшрифт по написанию, историческому периоду. Выполнять шрифтовую композицию. Создавать авторский шрифт, созвучный содержанию. Работать в поисковой системе Интернет.  
Тема 27. Шрифтовая композиция Развитие фантазии и воображения. Развитие представления учащихся о шрифте как выразительном средстве графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции. Приглашение на свой День рождения (другое приглашение — по выбору) или плакат (тема по выбору). Соединение шрифта и изображения. Шрифт можно подобрать с помощью Интернета. Работа в технике аппликации и графике. Графический материал по выбору. Можно использовать готовые изображения букв из цветной полиграфии.   Иметь представление о шрифте как выразительном средстве графической композиции, как знаке и как тексте. Применятьшрифт в графической композиции. Создавать шрифтовую композицию. Грамотно соединять в плакате шрифт и изображение.  
Глава 7. Символика    
Тема 28. Символика в живописи Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Формирование представлений учащихся о символике в европейской реалистической живописи (составляющие украшения интерьера, предметы натюрморта, цвет, священные лики, животные, цветы и др.). Символы в окружающей жизни современного человека.   Композиция по воображению. Создание нереального пространства, объединяющего в себе разные исторические периоды (архитектуру, детали украшения, архитектурные формы и др.) Наполнить вымышленное пространство своим символическим содержанием (по примеру работ художника Эшера). Работаем в графике по подсказке. Знакомство с ИКТ — искусством текстового рисунка — ASCII artwork, самостоятельные пробы работы в данной программе.   Работа в графике на плоскости. Иметь представление о символике, применяемой в европейской реалистической живописи. Уметь находить символы в живописи и объяснять их. Грамотно применять в беседах профессиональные художественные термины, называть выразительные средства изобразительного искусства. Создавать композиции по воображению и фантазии. Участвовать в дискуссиях, обсуждениях картин художников, экскурсий в музей. Уметь подготавливать небольшие презентации-выступления по картинам художников. Уметь выполнять простейшие графические работы в программе ASCII artwork.  
Тема 29. Символы в орнаменте. Геометрические символы Развитие фантазии и воображения. Развитие представления об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки. Геральдическая композиция. Геральдические композиции. Создание геральдической композиции для литературного героя или создание своего фамильного герба с помощью геометрических символов, предметных образов. Использование в работе разных принципов построения композиции – регулярного или свободно асимметрического, ленточного или с центральной симметрией. Подобрать соответствующую цветовую гамму. Выделение главных и второстепенных элементов. Иметь представление об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки. Создавать геральдическую композицию для конкретного человека. Использовать в работе разные принципы построения композиции – регулярный или свободно асимметрический, ленточный или с центральной симметрией. Подбирать соответствующую цветовую гамму. Выделятьглавные и второстепенные элементы композиции.    
Тема 30. Эмблема Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Освоение нового художественного термина –«эмблема». Развитие представления учащихся о том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер изображения: эмблема — особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид деятельности, например, на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-дизайнер должен учитывать. Знаки визуальной коммуникации. Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал). Сохранение единого условного языка изображения: размер, формат, колорит, общепринятые условности графического изображения. Работа в технике цветной аппликации.   Декоративно-прикладная деятельность. Иметь представление о знаках визуальной коммуникации. Создавать серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал). Передавать и сохранять единый условный язык изображения: размер, формат, колорит, общепринятые условности графического изображения. Работать в технике цветной аппликации.  
Тема 31. Марка как произведение искусства Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках. Композиционное решение марки. Создание серии марок, посвящённых культурному наследию вашего региона, например, исторической архитектуре. Разработка серии марок: решение формата марки для каждого из архитектурных памятников; композиционное решение марки с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое. Передача в марке необходимых сведений: цены, года выпуска, страны, выпускающей марки, названия архитектурного памятника.   Работа на плоскости. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников. Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое. Передавать в марке необходимые сведения: цену, год выпуска, страну, выпускающую марку, название архитектурного памятника. Работатьна цветном фоне.  
Глава 8. Проекты    
Тема 32. Город будущего Развитие фантазии и воображения. Развитие представлений учащихся о художниках-фантастах. Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе.   . Город и фантазия художника. Создание предметно-пространственной композиции «Город будущего» («Твой город, каким он будет через 100 лет», «Подводный город», «Город на Марсе» и подобные). Другие темы для изображения: город у подножья Мирового дерева, город Великих воинов, город мастеров. Работа по представлению. Продумать и изобразить транспорт будущего, другие способы передвижения человека по городу. Работа на большом формате в малых группах по 3–4 человека. Смешанная техника. Коллаж: аппликация, гуашь, другие материалы. Возможно выполнение композиции в программе Paint. Работа в рельефе (конструирование). Создавать предметно-пространственные композиции в смешанной технике. Работать по представлению и воображению. Продумывать и изображать детали, соответствующие общей идее композиции. Работать на большом формате в малых группах по 3–4 человека. Иметь представление о соразмерности объектов композиции. Передаватьвымышленные, фантастические формы, сюжеты в изобразительных (визуальных) образах. Выполнять композиции в графической программе Paint.    
Тема 33. Архитектурный проект школы будущего Развитие фантазии и воображения. Формирование представлений об архитектурном проекте, функциональном и эстетическом облике здания. Соотношении архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции.   Создание архитектурного эскиза-проекта «Школа моей мечты» или «Школа будущего». Работа индивидуальная или в малых группах. Продумывание важных функциональных особенностей архитектурного проекта конкретного назначения (аудитории, классы, залы, спортивные площадки, пришкольные территории, игровые зоны и зоны отдыха, др.).   Работа в объёме (конструирование). Представлять, что такое архитектурный проект. Понимать и передавать в композиции единство функционального и эстетического в архитектуре. Уметь передавать в архитектурном проекте соотношение архитектурных форм, деталей, декоративных элементов. Использовать в работе готовые оригинальные формы. Уметь объяснять функциональность и значимость используемых архитектурных форм.  
Тема 34. Великие имена в искусстве Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Художники-живописцы, жившие в разные исторические периоды. Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров живописи, о выразительных средствах живописи и их связи с другими искусствами. Разнообразие техник живописи. Знакомство с художниками-живописцами: Д.Г.Левицким, Дж. Моранди, В.И.Серовым, Яном Вермеером Дельфтским, М. Корнелисом Эшером. Живопись. Создание живописного произведения в подражание манере письма известного художника. Выбрать понравившееся произведение, приведённое в учебнике в разделе «Картинная галерея» и создать своё живописное произведение, подражая манере художника и сохраняя колорит полотна.     Работа на плоскости. Иметь представление о разнообразии видов и жанров живописи. Знать и уметь применять в беседе термины, обозначающие выразительные средства живописи, соотносить их с другими видами искусства. Создавать живописное произведение, подражая манере письма известного художника. Участвоватьв беседах по поводу искусства. Владеть языком искусства.

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Тема года: Художник как свидетель истории.

Задачи развития на год:формирование представления о значении искусства в развитии цивилизации; процесс художественного творчества, погружение в символику изобразительного искусства и мифологию. Природные формы в искусстве (конструирование, дизайн, архитектура, декоративно-прикладное искусство), биоархитектура в разные периоды развития человечества, освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).

Общеразвивающие направления на занятиях изобразительным искусством. Формирование представлений о гармонии и красоте как вечном в природе. Пространство космоса, его бесконечность. Отражение космических мотивов в искусстве. Биоструктура, биоархитектура. Реализация в искусстве идеалов и особенностей культуры народа, социокультурной роли искусства, его духовной составляющей.

Развитие пространственногомышления и представлений о пространстве в искусстве. Биопространство. Природные закономерности пространства в практике искусства. Пространственные взаимоотношения предметов, элементов внутри формы. Микрокосмос.

Формирование представлений о форме в искусстве и в окружающей действительности.Биоформа. Творение формы по мотивам природы. Единство функции и формы в природе, в жизни и в искусстве. Внешняя и внутренняя форма в архитектуре. Мотивы природы в застывших формах: природная форма и стилизация. Графическая грамота — рисование с натуры объектов природы, зарисовки и этюды фигуры человека в движении и в статике. Орнамент — метроритм, стилизация (работа в активном горизонтальном формате).

Развитие представлений о цвете в искусстве и в окружающем предметном мире.Цвет в природе и декоративном искусстве. Цвет — форма — биоархитектура.

Освоение композиционных задач в искусстве.«Искусство и композиция» и коллективные проекты, ориентированные на изучение достопримечательностей родного города и создание творческого проекта «Детская площадка».

Роль изобразительного искусства в театре: композиционное решение сцены, оформление спектакля, костюм, афиша, грим, пригласительный билет. Природные закономерности распределения масс на плоскости, в объёме, в пространстве.

Восприятие искусства и действительности. Формирование представлений о значении искусства в развитии цивилизации, о реализации в искусстве идеалов и особенностей культуры народа, о социокультурной роли искусства, о его духовной составляющей. Развитие заинтересованного отношения к природе, природным формам, пространству в природе. Понимание функциональной зна­чимости каждого звена природной структуры, ее отображение в творчестве художников разных исторических эпох.

Содержание курса Тематическое планирование Планируемые результаты
7 класс (34 ч.).Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму — 11 часов, развитие фантазии и воображения — 13 часов, художественно-образноевосприятие изобразительного искусства и музейная педагогика — 10 часов.
Глава 1. Природа в изобразительном искусстве  
Тема 1. Природная среда как источник художественного вдохновения. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Работа с натуры: наброски и зарисовки. Раскрыть перед учащимися роль и значение наброска и зарисовок в работе художника: запечатление мгновения, настроения, движения в быстром рисунке по восприятию, по впечатлению, с натуры. Изображение с натуры осеннего листа — набросок карандашом. Передача конструктивных особенностей формы листа, её неповторимости; работа лёгкими линиями, передача симметрии (ось симметрии). Тональное решение работы — уточнение формы листа с помощью штриха.   Работа на плоскости. Уметь рисовать с натуры. Владеть графическим материалом — карандашом. Передавать конструктивные особенности природных объектов (формы листа и её особенностей). Работать легкими линиями. Передавать симметрию природной формы с помощью оси симметрии. Владеть штрихом в передаче тональности.
Тема 2. Использование растительных мотивов в художественном творчестве. Развитие фантазии и воображения. Мотивы природных форм и элементы стилизации и обобщения формы из реальной в декоративную. Представление о творческой переработке природной формы художником. Переработка природной формы в декоративно-образную. Развитие фантазии и воображения. Создание нескольких вариантов декоративно-образной переработки природной формы (листа, цветка, травы, дерева). Можно использовать наброски и зарисовки листа, выполненные на предыдущем уроке.   Работа на плоскости. Уметь перерабатывать природную форму в декоративную. Вносить в художественную декоративную форму свои представления о красоте. Выполнять несколько вариантов переработки реальных форм в декоративные. Использовать в работе рисунки, зарисовки, выполненные раньше. Владеть разными графическими материалами: тушью, пером, акварелью, карандашом.  
Тема 3. Мир живой природы глазами художника Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Представление о художнике-анималисте. Изучение натуры: наблюдение, зарисовки, наброски, скульптурные этюды. Понятие о пластике в скульптурном изображении. Создание скульптурного этюда. Создание скульптурного этюда на основе выполненного ранее эскиза, зарисовки, наброска с животного (домашнее или из зоопарка). Передача пластики, характерного движения животного. Лепка из глины или пластилина способом вытягивания деталей и отсекания лишнего из целого комка.   Работа в объёме – лепка. Выполнять объёмную форму на основе наброска, зарисовки. Иметь представление о скульптурном этюде. Передавать пластику и характерное движение животного в лепке. Уметь лепить из глины и пластилина способом вытягивания деталей и отсекания лишнего из целого комка.
Тема 4. Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве Развитие фантазии и воображения. Формирование представлений о реальном и стилизованном изображении животных и птиц в изобразительном искусстве. Использование в стилизации формы животных характерных движений, поз; применение закона стилизации, применимого в декоративно-прикладном искусстве — минимум средств в передаче задуманного художественного образа (линия, форма, цвет, пластика). Мир флоры и фауны в работах художника-прикладника. Два задания на выбор: 1. Создание эскиза заколки, пряжки для ремня, застёжки, значка (по выбору), в основе формы которых лежат образы животного или птицы. 2. Создание декоративного фриза для кабинета биологии или географии на основе стилизованных изображений животных разных континентов. Продумать позу, движение животного. Перед началом работы выполнить несколько эскизов. Передать наиболее характерные выразительные детали, придать им декоративность. Работу выполнять в цветной графике.   Работа на плоскости. Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы (стилизованных изображений животных, птиц). Передаватьпозу и движение, характерные для животного. Выполнять несколько эскизов одного изделия. Выполнять наиболее характерные выразительные детали, в соответствии с выбранным образом. Работать в цветной графике.
Глава 2. Природа и творчество
Тема 5. Отражение природных форм в архитектуре Развитие фантазии и воображения. Освоение нового термина — архитектурная бионика. Гармоничность, надёжность природных форм и конструкций (крепление деталей, механизмы взаимодействия частей, функциональность и гармоничность формы, её назначение и др.). Применение особенностей природных форм и конструкций в создании предметов дизайна, техники, в архитектуре. Знакомство с творчеством архитектора А. Гауди. Мотивы природы в «застывших» формах архитектуры. Архитектурная бионика. Выполнение зарисовок с природных объектов, передача формы, структуры, пластики, особенностей изображаемого объекта. Создание эскиза или зарисовки архитектурных или дизайнерских форм, в основе которых лежит структура природных объектов. Работа тушью, пером, карандашом, фломастером. Знакомство с понятиями «диафильм», «диапроектор». Самостоятельная работа над созданием диафильма (визуальное повествование, сочетающим изображение и текст). Выполнение упражнений на «раскадровку» в диафильме. Создание коллективного диафильма по материалам исследования с использование видиозаписи, сделанной во время экскурсии. Работа на плоскости. Выполнять зарисовки с природных объектов. Уметь передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта. Раскрывать в эскизе архитектурных или дизайнерских форм особенности природных конструкций. Работатьтушью, пером, карандашом, фломастером. Уметь обосновывать свой проект. Иметь представление о диафильме, диапроекторе. Создавать несложные диафильмы с визуальным повествованием, сочетающим изображение и текст. Знать, что такое раскадровка. Создавать коллективные видеофильмы по материалам исследования, используя видиозаписи, сделанные во время экскурсии. Выстраивать свой видеоряд по теме исследования и создавать видеофильм.
Тема 6. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан) Развитие фантазии и воображения. Раскрытие особенностей работы архитектора: продумывание и конструктивное решение не только архитектуры, но и всего прилежащего к ней ландшафта («вмещающий ландшафт» — Л.Н. Гумилёв). Создание объёмно-пространственной композиции. Создание объёмной конструкции фонтана, который можно было бы установить возле одного из архитектурных сооружений А. Гауди. В основе архитектурной формы фонтана должны лежать природные мотивы. Придумать оригинальное название фонтана. Работа организуется в малых группах и рассчитана на использование дополнительного свободного внеурочного времени.Для защиты выполненного проекта перед аудиторией отводится специальное время. В процессе работы над композицией проводить фотосессии и видеосъёмки процесса работы учащихся, которые станут основой следующего проекта.   Работа в объёме (конструирование). Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты (проект): архитектурные, дизайнерские объёмные формы, в основе которых лежат природные мотивы. Придумывать оригинальные решения композиции, соответствующие предлагаемому заданию. Работатьв малых группах, согласовывать свои действия. Уметь защищать свой проект перед аудиторией. Применятьв работе поисковую систему Интернет в разработке проекта. Уметь выстраивать коллективные фотосъёмки и видеозаписи. Создавать по материалам фотоматериалов и видеозаписей авторские презентации.
Тема 7. Средства передвижения. Летательные аппараты – от Леонардо да Винчи до наших дней. Развитие фантазии и воображения. Творчество и жизнь Леонардо да Винчи: художник, учёный, инженер, изобретатель. Летательные аппараты, средства передвижения по земле, созданные художником по мотивам наблюдения за птицами, животными и др. Эскиз-проект средства передвижения по мотивам природных объектов (животных, птиц, насекомых). Графическое решение эскиза любого аппарата: автомобиля, самолёта, космического корабля, лодки, другого объекта, в основе которого ярко прочитываются мотивы природной структуры – бионики. Карандаш, фломастер, акварель. Попытки создания собственного мультфильма по мотивам выполненных фантастических работ учащихся с помощью силуэтного изображения, используя инструменты программы Paint: «Карандаш», «Ведро», «Текст».   Работа на плоскости. Создаватьграфический эскиз механизма, конструкции на основе природной структуры – бионики. Учитывать взаимодействие формы конструкции, её внешнего вида и назначения. Использоватьграмотно графический материал: карандаш, фломастер, акварель. Уметь обосновать свой выбор. Работать самостоятельно над созданием собственного мультфильма по мотивам работ учащихся с помощью силуэтного изображения, используя инструменты программы Paint: «Карандаш», «Ведро», «Текст».  
Глава 3. Художественное творчество и его истоки  
Тема 8. Наука и искусствоХудожественно-образное восприятие искусства — музейная педагогика. Размышления о науке и искусстве, их общих чертах и различии. Художник и философия, художник и математика. Художник и воображение. Этапы работы художника (писателя, поэта, драматурга, композитора) над произведением; научное открытие и воображение. Развитие представлений о том, что в основе любого художественного проекта или научной разработки лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы. Графический проект (архитектурный, дизайнерский) по выбору. Создание проекта любого предмета, постройки, средства передвижения (по выбору) с помощью компьютерной графики. Выполнение нескольких предварительных набросков для уточнения задуманного. Перевод наиболее удачного варианта наброска в зрительный образ. Продумывание всех механизмов действия аппарата и умение обосновать свой проект, свою художественную форму. Работа на плоскости. Иметь представление о графическом дизайне (компьютерных графическ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.