Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму



Изобразительное искусство

Интегрированная программа

Классы

Общеобразовательных учреждений

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

ББК 74.266.4

И 38

И 38

Авторы-составители: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская

Изобразительное искусство:интегрированная программа: 5—8 классы общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская — М.: Вентана-Граф, 2012 — с.

ISBN

Программа выстроена с учётом современных направлений в преподавании изобразительного искусства: создания целостного представления о развитии и взаимодействии различных видов художественного творчества, развития у школьников визуально-пространственных способностей, сохранения преемственности в изучении предмета учащимися начального и среднего звена. Программа ориентирована на формирование, развитие и активизацию творческого потенциала учащихся, помогает им составить целостное представление о культуре народов мира, стимулирует учителя на реализацию его творческих способностей.

Структура и содержание программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Авторы программы — лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области образования 2006 г.

©Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., 2012

©Издательский центр «Вентана-Граф», 2012

ISBN

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа выстроена с учётом ФГОС второго поколения и современных направлений в преподавании изобразительного искусства: создания целостного представления о развитии и взаимодействии различных видов художественного творчества, развития у школьников визуально-пространственных способностей, сохранения преемственности в изучении предмета учащимися начального и среднего звена.

При составлении тематического планирования были учтены современные тенденции в области художественного образования школьников, изменения в культурной жизни России за последние десятилетия, новые формы в искусстве. Методологическая основа программы, педагогический подход опираются на базовые положения научной школы Б. П. Юсова, в частности, его концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования.

Научно-методическое обеспечение программы, предлагаемые формы, методы и технологии обучения учитывают современный социокультурный уровень развития общества, историю развития национальных культур, региональный подход к обучению и воспитанию, передовой опыт учителей-практиков. Предлагаются нестандартные формы общения педагога с учащимися, построенные на принципах сотворчества, предполагающие изменение статуса ученика, превращение его из объекта в субъект образовательного процесса.

Программа ориентирована на формирование, развитие и активизацию творческого потенциала учащихся, помогает им составить целостное представление о культуре народов мира, стимулирует учителя на реализацию его творческих способностей.

Практическая деятельность основана на интегрированном подходе к организации урока (режиссуре урока), она направлена на формирование универсальных учебных действий в области изобразительного искусства и развитие ведущих компетенций: коммуникативных, социальных, исследовательских, языковых, полихудожественных, предметных и метапредметных.

 

Цельюуроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора РАЗВИТИЯ — общего и эстетического развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.

 

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

 

Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности проявить себя в нём, формирование художественных и эстетических предпочтений.

 

Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности.

Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приёмов работы с различными художественными материалами, инструментами, техниками.

Овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями.

Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

 

 

Фактор развития реализуется в программе через формирование дифференцированного зрения, освоение выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетность самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятие им разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

 

Характерными признаками полихудожественного подхода и развивающего обучения в условиях освоения изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение учащихся. Необходимость воспитания у подростков духовных потребностей и интересов, высоких эмоциональных переживаний по поводу искусства, нравственных помыслов как высшей задачи урока искусства и развития школьников. Духовная устремлённость помогает развивать в ребёнке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.

2. Действие, радость, увлечённость школьника процессом творчества. Изобразительная деятельность должна порождать в ребёнке чувство радости, инициировать самореализацию в творчестве и желание участвовать в коллективном творческом проекте, что является предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.

3. Живое общение с искусством. На уроках искусства необходимо организовать общение ребёнка с живым словом, музыкой, ритмом, движением, красками, формами: дети должны быть свидетелями и непосредственными участниками в создании творческого продукта.

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. В ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся картину мира во всех его проявлениях. Природное окружение, архитектура, произведения искусства, люди с их разнообразными характерами и жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звёзды, разные страны и континенты должны быть представлены во взаимосвязи и взаимодействии со всеми жизненным ситуациями в жизни общества.

5. Опора в обучении на региональный компонент художественной культуры. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических характеристик местности, своеобразие художественной культуры региона, которые педагогу важно учитывать и использовать в процессе обучения, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания.

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.Полихудожественный подход, в сравнении с монохудожественным, и интегрированные формы организации занятий обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусства помогает учащимся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.

7. Сенсорное насыщение представлений школьников, обогащение чувств и ощущений. Представления школьников нередко односторонни и разрозненны, основаны на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Для многогранного восприятия мира, который познает школьник и в котором ему предстоит жить, необходимо развивать все каналы восприятия (слух, зрение, осязание, обоняние, движение). Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность учащегося должны давать ему возможность раскрыть разнообразные чувства, ощутить полноту жизни за счёт активного развития тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс должен по возможности обеспечивать освоение и порождение учащимися полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:

1) исполнительская, техническая, механическая сторона искусства, основанная на многократном повторении, тренинге, научении, расчёте;

2) творческая, образная, неожиданная, инновационная, порождающая открытия, требующая выразительности, одухотворённости, фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;

3) самостоятельнаяжизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу духовного наполнения.

 

9. Активное творчество самих школьников. Содержание программы для 5–8 классов и заложенные в ней педагогические задачи требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление в искусстве и индивидуальное развитие каждого ученика. Всемерное развитие творческих способностей подростков решается в организации их напряжённой работы над выполнением заданий, требующих разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремлённость детей находит разрешение в социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Активное взаимодействие базового и дополнительного художественного образования способствует перенесению законов красоты и гармонии в жизнь.

 

В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного воплощения в собственных художественных работах.

Программа опирается на специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через основные направления в освоении выразительных средств искусства (формы, цвета, композиции), а также через развитие фантазии и воображения учащихся.

Учащийся основной школы – не только зритель и слушатель – наблюдатель, но и деятель, испытатель, творец.

 

Каждый этап обучения в основной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы.

В программе учтены предметные и метапредметные требования, изложенные в стандартах второго поколения предметной области «Изобразительное искусство»:

1) формирование более глубоких, по сравнению с начальной школой, знаний о роли изобразительного искусства в жизни и в духовно-нравственном развитии человека, становлении его мировоззрения;

2) овладение практическими умениями и навыками восприятия, анализа и эстетической оценки произведений искусства, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

3) овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) и проектной исследовательской деятельности.

 

В процессе работы над программой учитывались знания, практический опыт изобразительной деятельности, полученные учащимися в начальной школе на уроках изобразительного искусства, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

 

Класс

 

В программе для 5 класса содержатся темы, изучение которых расширяет представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры. Существенная часть программы посвящена изучению и освоению средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объёма, пространства и перспективы. Программа предполагает постепенное погружение учащихся в специфику и историю изобразительного искусства, чему способствует выполнение творческих заданий, направленных на освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи материал — форма — цвет — практическая значимость вещи (предмета). Предметная среда рассматривается как особое, личное, определённым образом организованное пространство каждого человека.

В основе раздела, посвящённого восприятию изобразительного искусства, лежит знакомство с искусством Древней Греции, русским этносом, традиционным народным творчеством России, былинами и сказаниями, ставшими основой для развития искусства. В разделе, посвящённом творчеству знаменитых художников, представлены очерки о А.Г. Венецианове, П.П. Кончаловском, Н.К. Рерихе, П. Гогене, П. Сезанне. Понять произведение искусства учащимся помогает осмысление взаимосвязи ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКУ – ЧЕЛОВЕК ПРИРОДЕ: они знакомятся с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическими особенностями местности разных народов и этнических групп, особенностями их мировосприятия и мировоззрения. Восприятие изобразительного искусства у школьников связано с развитием представлений о целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства, смысловой и образной связи во всем народном искусстве.

 

 

Класс

Содержание программы для 6-го класса направлено на развитие представлений учащихся об окружающем мире, природе, обществе, культуре и месте в нём человека, на формирование у школьников представлений о процессах освоения (обживания) человеком окружающего природного ландшафта в разные исторические периоды. Важное место занимает история развития архитектуры (храмовая и дворцовая архитектура, дворянские усадьбы, садово-парковые ансамбли, архитектура будущего) как отражение мировоззрения человека. В тесной связи с окружающей природой, архитектурой, памятниками художественной культуры рассматривается интерьер, костюм, предметы дворянского и крестьянского быта, а также организация окружающего пространства и его утилитарно-практическая составляющая в зависимости от назначения, в том числе литературная и музыкальная гостиные. Особое внимание уделяется формированию представлений о форме и стиле в искусстве.

Самостоятельное творчество учащихся направлено на выполнение индивидуальных и коллективных проектов, макетов, выполненных с учётом пространственных взаимосвязей между предметами в заданном пространстве, в том числе с помощью программ Paint, XnView, ASCII artwork. Используется также работа в компьютерных программах с простейшими текстовыми редакторами (Блокнот и WordPad), создание изображений (кадров диафильма) и сопроводительного текста в программе Paint.

Раздел восприятия произведений изобразительного искусства направлен на формирование представлений о глубинной взаимосвязи ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА — АРХИТЕКТУРА. Раскрывается взаимообусловленность формы и характера украшения архитектурного сооружения и «вмещающего ландшафта» (Л. Гумилёв), природных условий, общей экологии. Изучаемые темы дают представление об историческом жанре в изобразительном искусстве, в том числе об историческом портрете, натюрморте, символике в живописи и орнаменте. Учащиеся знакомятся с такими художниками, как Д.Г. Левицкий, В.И. Суриков, Дж. Моранди, Ян Вермеер Дельфтский, М. Энгр.

 

 

7 класс

В учебнике 7 класса содержится несколько глав, которые позволяют учащимся рассмотреть связи изобразительного искусства с наукой. Тема «Наука и искусство» раскрывает процесс художественного творчества, помогает осмыслить и понять символику изобразительного искусства и мифологию. Практическая часть ориентирована на освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).

Глава «Природа и творчество» посвящена биоархитектуре: мотивам природы в застывших формах, природной форме и стилизации, связи природы и дизайна. Большое внимание уделено развитию заинтересованного отношения к природе, природным объектам и функциональности их формы, пространственному расположению объектов в реальной в природной среде. Работа на уроках направлена на понимание функциональной значимости каждого звена природной структуры. Важной частью этого раздела является рисование с натуры объектов природы, создание зарисовок и этюдов фигуры человека в движении и в статике.

Значительное количество времени выделено на изучение изобразительного искусства в театре: сценографию, создание костюма, грима, оформление афиши, пригласительного билета.

Завершают курс тема «Композиция и её роль в искусстве» и коллективный творческий проект («Детская площадка»), ориентированные на изучение достопримечательностей родного города.

Раздел восприятия представлен именами художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Жоржа Пьера, К.С. Петрова-Водкина, Андрея Рублёва, П.Пикассо.

 

8 класс

Программа 8 класса, завершающего курс изобразительного искусства в школе, направлена на углубление знаний, полученных в предыдущих классах, и представляет собой начальный курс мировой художественной культуры. На этом этапе вводится понятие стиля в искусстве. В главе «Образы искусства» представлены искусство Древнего Египта и Месопотамии, неразрывно связанные с мифологией, искусство Античности, рассмотренное в связи с периодом падения Западной Римской империи, объединившего культуры Древней Греции и Рима; искусство европейского Средневековья, источником идей и образов которого стало христианство; искусство Возрождения, или Ренессанс, представленные как краткий, но очень важный для европейской культуры период перехода от Средних веков к Новому времени, в котором совпали условия, дарующие человеку редкое чувство полноты гармонического совпадения с миром. И далее – стили и направления: барокко и рококо, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и модерн. Завершает обзор стилей искусство ХХ века (модернизм и постмодернизм).

В курсе 8 класса рассматриваются и осваиваются художественно-образные средства искусства: форма, цвет (в живописи и в интерьере), пространство картины и пространство мира, особенности восприятия искусства, его понимания и осмысления (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство). Раскрывается понятие импровизации в разных видах искусства, рассматриваются взаимосвязи ритм —мелодия – динамика; равновесие – статика – динамика – симметрии, их роли в искусстве. Даётся представление о связи формы и содержания в искусстве. Осваивается взаимосвязь композиция — конструкция — структура на плоскости, в объёме, в пространстве.

Творческие задания связаны с созданием пластической формы (живопись, скульптура, дизайн) по мотивам других видов искусства (музыка, литература, движение).

В разделе восприятия искусства нашло отображение понятие исторического времени и пространства, связь времён в искусстве: пространство прошлого, настоящего, будущего. Формируется представление школьников о том, что художники – это свидетели истории. Все темы подкрепляются разнообразными творческими заданиями, проектной деятельностью, исследовательскими задачами. Подробное знакомство с художниками М. Врубелем, Веласкесом, Рембрандтом, А. Ивановым.

Особое внимание следует уделитьосмыслению пространственного образа разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, театра, живописи, литературы, музыки; человека в пространстве культуры и времени; зависимости формы, композиции, характера произведения от решаемого пространственного образа. Формируется представление о выражении времени в искусстве: историческое пространство — человек — среда — искусство. Искусство позиционируется как средство познания и усовершенствования мира.

 

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

· опора на практическую деятельность школьника и доведение её результатов до уровня творчества;

· процесс преподавания предполагает живое общение с ребёнком с учётом его возрастных особенностей, способности к самопознанию, саморазвитию и творческой самореализации (субъективный фактор), социальных и культурных изменений (объективный фактор); применение методов проблемного обучения; развитие наглядно-образного мышления учащихся;

· проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и отношений человека и природы, человека и культуры, роли личности в культуре, реализации человека в искусстве;

· активизация проектных, пространственных, композиционных, аналитических форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников и педагогического творчества учителя. Предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, творческой инициативы и самостоятельность в раскрытии темы, постановки задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, форм работы с детьми. Программа предоставляет педагогу возможность максимально проявить самостоятельность и занять активную личностную позицию. В ней даны примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Программа может стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.

Программа выстроена в соответствии с Государственными образовательными стандартами нового поколения по изобразительному искусству.

 

Условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость учащихся работой. Изобразительная деятельность служит источником положительных эмоций, доставляет детям радость. Уроки изобразительного искусства своим содержанием должны обеспечивать высокий интерес и активное отношение учащихся к занятиям искусством, к познанию мира в образной и художественной формах.

В практической работе выделяются четыре основные учебные проблемы: композиционная деятельность; цвет и краски; форма, пропорции и конструкция; пространство, объём и свет, которые проходят через весь курс обучения с 5 по 8 классы.

Важнейшей формой занятий и условием успешного освоения программы являются работа с натурой, наблюдение и изучение окружающей действительности, порождение художественного образа на основе совокупности знаний о мире и личностным уровнем владения художественными приёмами и языком изобразительного искусства. Программа предполагает широкое привлечение работ на заданные темы, по памяти и воображению, а также изображение различных сюжетов, основой для которых служат живые наблюдения, натурные постановки, иллюстрации, документальные материалы, литературные мотивы и другое. Предлагается знакомство с разнообразием техник, материалов и инструментов.

Одним из важных условий реализации программы выступает серьёзная работа со словом: обогащение словарного запаса, развитие способностей формулировать в слове замысел будущей работы, проекта, аргументированно обосновывать свой вариант решения творческого задания, общаться по поводу искусства и на языке искусства, чувствовать выразительную силу слова, его образное насыщение, мелодию речи и интонационные нюансы.

Виды деятельности:

Работа на плоскостипредполагает использование в творческой деятельности разных материалов – гуаши, акварели, цветных мелков, пастели, карандашей, туши.

Декоративно-прикладные виды деятельностисвязаны со стилизацией и обобщением природных форм цветов, деревьев, животных, рыб, птиц, насекомых и др. в декоративные (орнамент, элементы украшения, декоративные композиции и др. с использованием разнообразных материалов: красок, фломастеров, карандашей, в технике аппликации, коллажа).

Работа в объёмепредусматривает лепку (скульптура) из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых форм, упаковок), природных материалов (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривают беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

 

В программе выделено три направления развития учащихся, которые реализуются в конкретных видах деятельности и одинаково важны на любом уроке. Однако степень их приоритетности различна как на разных возрастных ступенях, так и на каждом занятии.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Изобразительное искусство и окружающий мир.Освоение выразительных возможностей художественного языка (композиция, цвет, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (ритм, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт, колорит, объём, свет, линия, пятно и др.) Развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Освоение истории возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в изобразительном творчестве (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Роль изобразительного искусства в истории: искусство – выразитель истории человечества в художественных образах.

2. Развитие фантазии и воображения.

Воспитание творческой инициативы учащихся, их способности выражать себя в каком-либо виде изобразительной деятельности. Развитие желания творить своё искусство. Воспитание индивидуального чувства цвета, формы, организации пространства и композиции. Самостоятельная творческая деятельность на занятиях изобразительным искусством рассматривается как один из самых важных видов и направлений работы с детьми. Она направлена на развитие способности учащихся самостоятельно принимать решения поставленной задачи.

Важным условием развития художественно-образного мышления является включение в процесс освоения изобразительного искусства других искусств. Это обосновано, во-первых, тем, что каждый ребенок, в силу своих индивидуальных психофизических возможностей, по-разному воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, любое искусство, будь то живопись, музыка, скульптура, поэзия, литература, театр, танец, опираются на одни художественно-выразительные средства. Полихудожественный подход позволяет разнообразить и обогатить процесс восприятия, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно художественное произведение с другим, способствует развитию у детей способности к обобщению, переносу образов из области одного искусства в область другого. Таким образом, развивается фантазия ребенка, его художественно-образное мышление, способность к творчеству и индивидуальность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.