ñ Тезис Парменида, выводящий бытие из необходимой истинности мысли о бытии, становится таким обоснованием и выступает как одна из основополагающих идей, связывающих воедино мышление и бытие.
ñ Суть этого тезиса состоит в том, что мысль, чем яснее и отчетливее она представляется человеком, есть нечто большее, чем просто субъективное переживание: она заключает в себе некую объективность, а, стало быть, бытие и мышление — это одно и то же.
«Философская поэма» Парменида
ñ «Один [путь] — что [нечто] есть и что невозможно не быть; это путь убеждения (ибо оно сопутствует истине). Другой — что [нечто] не есть и что по необходимости должно не быть. Вот эта тропа... совершенно неведома [—непознаваема], ибо то, чего нет, ты не мог бы ни познать (это неосуществимо), ни высказать».
ñ «бытие не возникло: [оно не могло возникнуть] ни из бытия, так как ему не предсуществовало другого бытия, ни из небытия, ибо небытия вовсе нет...
ñ Равным образом [абсолютное бытие не возникло] из не-вполне-бытия... ибо не-вполне-бытие не могло бы предсуществовать абсолютному бытию, но гипостазировалось после него».
ñ В таком случае остается лишь допустить, что бытие целокупно, не допускает в себе внутренних различий, совершенно и завершено, едино.
Демокрит против Парменида:
ñ Демокрит возражал Пармениду, утверждая, что то, "чего нет", на самом деле может существовать, например вакуум – пустое, однако реальное пространство, в котором движутся и собираются в различные сочетания атомы.
ñ Парменид первый в истории древнезападной философии различал вещь как предмет чувства, как феномен, и вещь как предмет мысли (предмет мысли — сущность вещи, а не сама вещь в ее чувственной явленности), как ноумен (согласно терминологии развитой философии). Парменид был прав, когда думал, что в подлинном смысле существует лишь то, что может быть предметом мышления, а не только чувственного восприятия, ибо в последнем много случайного, преходящего, кажущегося, субъективного. Но он был не прав, когда думал, что все мыслимое существует.
ñ Учение Демокрита о познании основано на представлении о телесности души и на различии двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует «в действительности» и то, что существует «в общем мнении». В действительности сущестуют лишь атомы и пустота, в общем мнении — чувственные качества.Т. е. цветовые, вкусовые и другие качества существуют лишь в общем мнении. Однако, подчеркивая, что чувственная качественность возникает не просто во мнении, а в общем мнении, Демокрит считал эту качественность общечеловеческой, а не индивидуально-субъективной. Философ различал два рода познания: темное (незаконнорожденное — знание посредством чувств) и истинное (законнорожденное — знание посредством мысли). Также он подчеркивал, что атомы и пустота как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, что открыть их можно лишь в результате напряженного размышления.
Вопрос № 48 Идея души у Платона.
Душа человека дое го рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты.Затем она попадает на грушную землю,где,временно находясь в человеческом теле,как узник в темнице, «вспоминает о мире идей».(здесь Платон имеет в виду воспоминания о том,что было в прежней жизни:основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения:появившись на свет она знает уже все,что нужно знать.Она сама избирает свой жребий:ей уже предназначена судьба.Душа-бессмертная сущность,в ней различаются три части разумная,обращенная к идеям,пылкая,чувственная.движимая страстями.Разумная часть-основа добродетели и мудрости,пылкая-мужества.В процессе мышления душа активна.ювнутренне противоречива,диалогична и рефлексивна.Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.