Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 46 Гносеология Демокрита и Парменида (аргументы в пользу возможности и невозможности чувственного познания)



Парменид

ñ «Мыслить и быть суть одно».

ñ «Бытие есть, небытия нет».

ñ Тезис Парменида, выводящий бытие из необходимой истинности мысли о бытии, становится таким обоснованием и выступает как одна из основополагающих идей, связывающих воедино мышление и бытие.

ñ Суть этого тезиса состоит в том, что мысль, чем яснее и отчетливее она представляется человеком, есть нечто большее, чем просто субъективное переживание: она заключает в себе некую объективность, а, стало быть, бытие и мышление — это одно и то же.

«Философская поэма» Парменида

ñ «Один [путь] — что [нечто] есть и что невозможно не быть; это путь убеждения (ибо оно сопутствует истине). Другой — что [нечто] не есть и что по необходимости должно не быть. Вот эта тропа... совершенно неведома [—непознаваема], ибо то, чего нет, ты не мог бы ни познать (это неосуществимо), ни высказать».

ñ «бытие не возникло: [оно не могло возникнуть] ни из бытия, так как ему не предсуществовало другого бытия, ни из небытия, ибо небытия вовсе нет...

ñ Равным образом [абсолютное бытие не возникло] из не-вполне-бытия... ибо не-вполне-бытие не могло бы предсуществовать абсолютному бытию, но гипостазировалось после него».

ñ В таком случае остается лишь допустить, что бытие целокупно, не допускает в себе внутренних различий, совершенно и завершено, едино.

Демокрит против Парменида:

ñ Демокрит возражал Пармениду, утверждая, что то, "чего нет", на самом деле может существовать, например вакуум – пустое, однако реальное пространство, в котором движутся и собираются в различные сочетания атомы.

ñ Парменид первый в истории древнезападной философии различал вещь как предмет чувства, как феномен, и вещь как предмет мысли (предмет мысли — сущность вещи, а не сама вещь в ее чувственной явленности), как ноумен (согласно терминологии развитой философии). Парменид был прав, когда думал, что в подлинном смысле существует лишь то, что может быть предметом мышления, а не только чувственного восприятия, ибо в последнем много случайного, преходящего, кажущегося, субъективного. Но он был не прав, когда думал, что все мыслимое существует.

ñ Учение Демокрита о познании основано на представлении о телесности души и на различии двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует «в действительности» и то, что существует «в общем мнении». В действительности сущестуют лишь атомы и пустота, в общем мнении — чувственные качества.Т. е. цветовые, вкусовые и другие качества существуют лишь в общем мнении. Однако, подчеркивая, что чувственная качественность возникает не просто во мнении, а в общем мнении, Демокрит считал эту качественность общечеловеческой, а не индивидуально-субъективной. Философ различал два рода познания: темное (незаконнорожденное — знание посредством чувств) и истинное (законнорожденное — знание посредством мысли). Также он подчеркивал, что атомы и пустота как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, что открыть их можно лишь в результате напряженного размышления.


 

Вопрос № 48 Идея души у Платона.

Душа человека дое го рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты.Затем она попадает на грушную землю,где,временно находясь в человеческом теле,как узник в темнице, «вспоминает о мире идей».(здесь Платон имеет в виду воспоминания о том,что было в прежней жизни:основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения:появившись на свет она знает уже все,что нужно знать.Она сама избирает свой жребий:ей уже предназначена судьба.Душа-бессмертная сущность,в ней различаются три части разумная,обращенная к идеям,пылкая,чувственная.движимая страстями.Разумная часть-основа добродетели и мудрости,пылкая-мужества.В процессе мышления душа активна.ювнутренне противоречива,диалогична и рефлексивна.Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.