Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 16. Этические и дианоэтические добродетели в этике Аристотеля



Свою этику Аристотель основывает на психологии, на делении человеческой души. Это деление философ повторяет и развивает и в своей работе "Этика". Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Последняя часть души, в свою очередь, распадается на рассудок и собственно разум, иначе говоря, на разум практический и теоретический. Теоретический и практический разум характеризуется и в трактате "О душе". Там сказано, что "созерцательный", или "созерцаюощий ум" "не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться", тогда как практический ум "от созерцающего ума отличается своей направленностью к цели", это "ум, размышляющий о цели, то есть направленный на деятельность". Неразумная часть души разделена в "Этике" на растительную (питательную) и страстную, стремящуюся, аффективную. Что касается растительной души, то там нет ни добродетели, ни пороков. Страстная и разумная части имеют как свои добродетели, так и свои пороки. У разумной души имеются свои дианоэтические, или интеллектуальные, добродетели и свои дианоэтические пороки. Дианоэтические добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие, а пороки - противоположные им состояния духа. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели - добродетели поведения, нрава, этические добродетели. Душа этически добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами. Как дианоэтические, так и этические добродетели даны человеку не от природы, от природы дана лишь возможность их. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, а этические – путем воспитания. Поэтому "всякий,- сказано у Аристотеля,- в известном отношении виновник собственного характера". Интересно, что философ рассматривает в этическом разрезе не только поведение человека, но и его интересы. Лишь тот человек полностью добродетелен, кто стремится к мудрости, т. е. философ. Стремление к высшим ценностям, надо полагать, считал Аристотель, возвышает душу и отвлекает ее от пороков, заставляя быть и этически добродетельной. Этические добродетели определяются философом как "середина двух пороков". Например, недостаток мужества - это трусость, избыток же мужества - тоже порок, ибо это безумная отважность. Но так как она встречается редко, то люди привыкли противопоставлять мужеству лишь трусость. Итак, этические добродетели - это мудрая середина между крайностями. Так, щедрость - середина между скупостью и мотовством.

 


 

Вопрос №18.Эллинистическая философия. Стоицизм, скептицизм, кинизм, эпикуреизм.

Завоевания Александра Македонского привели к тому, что Греция стала римской провинцией. Наступает эпоха эллинизма – период в истории стран Восточного Средиземноморья с 300гг до н.э. до 400гг до н.э. В эллинистической культуре смешивались традиции греческой и местных восточных культур. Главная ценность философии все более искалась в том, чтобы она давала человеку убежище от жизненных горестей.

Важнейшие философские течения эллинизма – стоицизм, скептицизм, кинизм, эпикуреизм.

Стоицизм

Стоизицм- одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона на Кипре. Его ученики первоначально назывались зеноновцами, а позднее получили название стоиков, по имени места их собраний «стойа пойкиле».

Стоизицм делится на три периода:

1. Древняя стоя (3-2в до н.э.), основатель Хриссип из Сол.

2. Средняя стоя (2-1в до н.э.). Представители- Панетий Родосский, Посидоний. Стоические идеи проникают в Рим.

3. Поздняя стоя (1-2в н.э.) – Сенека, Марк Аврелий.

Стоик- человек, отличающийся сильной силой воли, отсутствием излишних потребностей и строгим образом жизни.

Реальны, по их учению, только тела. Ибо реально только то,что действует или страдает. Согласно их учению, душа при рождении подобна неписанной доске. Руководящая мысль нравственного учения стоиков – все на свете повинуется законам, но только человек в силу своего разума способен познавать их и сознательно выполнять. Высший принцип- есть жизнь в согласии с природой.

Наряду с разумными влечениями в нас есть и неразумные – аффекты, которые уже Зенон сводил на 4 главных аффекта: удовольствие, вожделение, ограничение и страх. Стоическа добродетель носит характер борьбы с аффектами. Идеал стоиков - мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств.

Скептицизм

Школа Пиррона пытается найти цель жизни через отказ от всякого убеждения. Чтобы счастливо жить, по мнению Тимона, ученика Пиррона, нужно уяснить себе траякое: каковы свойства вещей, как мы должны относиться к ним и какую пользу может принести нам это отношение к вещам. Однако, на первые два вопроса можно только ответить, что свойства вещей нам совершенно неизвестны, так как восприятия показывают их нам не какие они есть, а лишь какими они нам кажутся, а наши мнения совершенно субъективны. Поэтому мы никогда не можем ничего утверждать, никогда не имеем права говорить: «это — таково», а должны всегда лишь говорить: «это кажется мне таковым»; и, таким образом, воздержание от суждения есть единственное правильное отношение к миру.

Кинизм

Основателем считается ученик Сократа Антисфен (5-4в до н.э.) Девизом всех киников можно считать слова Диогена: «Ищу человека!» Он утверждал,что человек всегда имеет в своем распоряжении средства для того, чтобы быть счастливым.Однако большинство живуи иллюзиями, которые Диоген хотел развенчать. Истинное счастье- полная свобода индивида. Средства для достижения свободы- аскеза-образ жизни, основанный на тренировках тела и духа, для того, чтобы быть готовым к жизненным невзгодам, умение властвовать над своими желаниями, воспитание презрения к наслаждениям.

Эпикуреизм

Эпикурезм- вид этического гедонизма, т.е. нравственного учения, положившего в основание стремление человека к счастью, благополучию. Эпикур видел цель философии в достижение безмятежного состояния духа, свободы от страха, смерти и природных влечений. Философ считал, что нет смысла бояться смерти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает,то нас уже нет». Единственное благо для человека- наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страданий. Для того, чтобы обрести такое наслаждение, надо устраниться от всех тревог, гос. деятельности, опасностей.

Классификация удовольствий по Эпикуру:1. Естественные и необходимые; 2. Естественные, но необходимые; 3. Неестественные и не необходимые.

Классификация страхов: 1. Страх перед Богом; 2. Перед необходимостью; 2. Страх перед смертью. Все страхи есть следствие невежества. Философия- средство от него.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.