Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
o милетская школа;
o школа Гераклита Эфесского;
o элейская школа (вопрос № 2);
o школа пифагорейцев;
o атомисты.
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
o ярко выраженный космоцентризм;
o повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
o поиск первоначала, породившее все сущее;
o гилозоизм (одушевление неживой природы);
o доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана (Милет – крупный торгово-ремесленный полис в Малой Азии). Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
o выступали с материалистических позиций;
o занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;
o пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»);
o искали первоначально субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес из Ионии (640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес оставил большое научное и философское наследие, в котором:
o первоначалом всего сущего является вода («архэ»);
o представлял Землю в виде плоского диска, покоящегося на воде;
o неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял всё сущее);
o допускал наличие множества богов;
o считал центром вселенной Землю;
o продолжительность года – 365 дней;
o сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр(610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:
o первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратится;
o вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
o первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Анаксимен(546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:
o первопричиной всего сущего считал воздух;
o выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);
o проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
o отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-я половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления, был прозван как «Плачущий философ», «Тёмный»;
o первоначалом всего сущего считал огонь;
o души людей делил на «влажные» и «сухие». Обладая светом, душа человека свидетельствует о своей огненной природе;
o вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
o считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
o был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
o признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
o всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
o выступал за материальность человеческой и мировой души;
o был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
o движущей силой всех процессов считал борьбу: «война» (борьба) есть отец всему и мать всему».
Пифагорейцы– сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
o первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
o выступали за познание мира через число;
o считали единицу мельчайшей частью всего;
o пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (чётное - нечётное, светлое – тёмное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.);
o мир называли «космос» - гармония и совершенство («космэ» – гр. слово - красота);
o свою философию основывали на четырех составляющих: математика + геометрия + мистика + логика.
Атомисты– материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит(около 460 г. до н.э. - ?). Родился в г. Абдеры. Много путешествовал. Был в Египте, Вавилонии, Индии. В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
o весь материальный мир состоит из атомов;
o атом– мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
o атом неделим;
o атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных) и различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
o между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
o атомы находятся в вечном движении;
o существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
o атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.