Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос №1 Досократические школы



Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

o милетская школа;

o школа Гераклита Эфесского;

o элейская школа (вопрос № 2);

o школа пифагорейцев;

o атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

o ярко выраженный космоцентризм;

o повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

o поиск первоначала, породившее все сущее;

o гилозоизм (одушевление неживой природы);

o доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана (Милет – крупный торгово-ремесленный полис в Малой Азии). Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

o выступали с материалистических позиций;

o занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;

o пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»);

o искали первоначально субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес из Ионии (640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес оставил большое научное и философское наследие, в котором:

o первоначалом всего сущего является вода («архэ»);

o представлял Землю в виде плоского диска, покоящегося на воде;

o неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял всё сущее);

o допускал наличие множества богов;

o считал центром вселенной Землю;

o продолжительность года – 365 дней;

o сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр(610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

o первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратится;

o вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

o первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен(546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

o первопричиной всего сущего считал воздух;

o выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);

o проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

o отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-я половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления, был прозван как «Плачущий философ», «Тёмный»;

o первоначалом всего сущего считал огонь;

o души людей делил на «влажные» и «сухие». Обладая светом, душа человека свидетельствует о своей огненной природе;

o вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

o считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

o был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

o признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

o всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

o выступал за материальность человеческой и мировой души;

o был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

o движущей силой всех процессов считал борьбу: «война» (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы– сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

o первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

o выступали за познание мира через число;

o считали единицу мельчайшей частью всего;

o пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (чётное - нечётное, светлое – тёмное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.);

o мир называли «космос» - гармония и совершенство («космэ» – гр. слово - красота);

o свою философию основывали на четырех составляющих: математика + геометрия + мистика + логика.

Атомисты– материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».
Демокрит(около 460 г. до н.э. - ?). Родился в г. Абдеры. Много путешествовал. Был в Египте, Вавилонии, Индии. В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

o весь материальный мир состоит из атомов;

o атом– мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

o атом неделим;

o атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных) и различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);

o между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

o атомы находятся в вечном движении;

o существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

o атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.