Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Состояние и перспективы развития превентивной психологии



Превентивная психология - это направление юридической психологии , которое изучает природу и механизмы отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психологопедагогические факторы, обусловливающие социопатогенез, а также предлагает научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспечению, предупреждению, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения.
Объектом исследований отечественных превентивных психологов преимущественно являются социально-дезадаптивные дети и подростки (иначе «трудновоспитуемые», «педагогогически запущенные»), чье отклоняющееся поведение на докриминальном уровне носит формы агрессивного, корыстного или социально-пассивного самораз- рушающегося характера.
Зарубежными учеными девиантное поведение рассматривается в более широком (преимущественно социокультурном) контексте. При этом среди богатства теоретических подходов зарубежных ученых к феномену девиации следует условно выделить три ведущих направления:
- в аспекте социализации;
- с позиции социальных реакций;
- в плане социального контроля.
В отечественных научных традициях отклоняющееся поведение обычно изучается через анализ системы поступков или отдельных социальных действий, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К его основным видам относят как преступное (делинквентное), так и непротивоправное (уголовно не наказуемое) аморальное поведение (например, систематическое пьянство, стяжательство, сексуальные и другие формы асоциальной распущенности). Однако приведенное выделение видов девиантного поведения является достаточно условным, т. к. игнорирование моральнонравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение.
Актуальность разработки нового, более многопланового (в том числе базирующегося на достижениях психологической науки) подхода к проблеме профилактики и предупреждения отклоняющегося поведения состоит в том, чтобы в постсоветской России при построении правового государства отказаться от ранее существовавшей «карательной профилактики», основанной на императиве санкций, а также мерах жесткого социального и административного контроля. Новый подход должен быть как «охранно-защитная профилактика», представлять собой комплекс мероприятий социальной, правовой, медицинской, педагогической и психологической помощи и поддержки конкретным категориям граждан и их общностям.
Среди первостепенных задач превентивной психологии рассматриваются следующие:
1) выявление закономерностей и механизмов отклоняющегося поведения, а также факторов, вызывающих социопатогенез, и разработка мер по их нейтрализации;
2) психологическое обеспечение социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики, осуществляемой учреждениями и специальными службами различных ведомств (народного образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и пр.).
Реализация первой из указанных задач требует проведения системного исследования генезиса отклоняющегося поведения, где возможно вскрытие сложной взаимосвязи биологических, социальных и культурных факторов, играющих различную роль на разных этапах развития индивида. Разноплановые негативные факторы, обусловливающие генезис асоциального поведения, можно классифицировать следующим образом:
1) индивидный фактор, действующий на уровне биопсихологи- ческих предпосылок асоциального поведения, которые могут затруднять социальную адаптацию индивида;
2) психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного развития, школьного и других видов образования, в формализме воспитательных функций производственных коллективов и т. д.;
3) социально-психологический фактор, охватывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближним окружением (в семье, на улице, в классе, на производстве и т. д.);
4) личностный фактор, раскрывающийся в активноизбирательном отношении человека к предпочитаемым видам деятельности и среде общения, а также к социальным нормам и ценностям, реализуемым конкретными государственными и общественными институтами;
5) социальный фактор, определяющийся политическими, социальными, правовыми, экономическими, культурными, этническими и другими условиями, которые имеют место в социуме.
Вышеуказанные факторы действуют не изолированно, а во взаимосвязи, в контексте жизненных ситуаций. При этом в различных возрастных периодах существует своя иерархия и проявляется в разной мере негативный вклад различных факторов в генезис отклоняющегося поведения.
Механизмы девиантного поведения различны на разных стадиях психосоциального развития человека и в контексте разноплановости действий в конкретных жизненных ситуациях тех или иных факторов. Так для «трудных подростков» характерны:
• гиперидентификация со своей спонтанной группой сверстников и нарушение межличностных отношений со взрослыми (родителями, учителями, и пр.);
• подверженность эмоциональному заражению при демонстрации «иррационального протеста» как самоутверждения;
• определенная жесткость, вызванная, с одной стороны, упрощенным пониманием мужественности (отождествление ее с грубостью), а с другой - анонимностью группового поведения (появление чувства безнаказанности).
В связи с тем, что поведение «трудного подростка» преимущественно ситуативно, а социальные нормы еще не стали действенным регулятором, то для него типичным является постоянное стремление выделиться и привлечь внимание (причем неважно чем: внешним видом, жаргоном, манерой поведения и пр.).
В отношении молодежи причины девиантного поведения часто объясняются реально имеющимся разрывом в их возможностях и степени удовлетворения ими тех или иных потребностей. При этом именно стремление к преодолению такого разрыва чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает молодых людей с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям, противоречащим социально-этническим или правовым нормам.
В социально-психологическом плане при выборе механизмов девиантного поведения решающая роль принадлежит отношению самой личности к совершаемым ею нарушениям, реагированию на мнение окружающих, всего общества. Для большинства девиантов это отношение носит самооправдательный характер, в чем, в частности, и проявляются конкретные психологические механизмы защиты (проекция, вытеснение, отрицание, подавление и др.). Поэтому самооправдание своих асоциальных поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были, есть реальный психологический феномен, который может затруднить проведение с ними профилактической работы. Так, по данным криминологов, признание вины в совершенном преступлении встречается лишь у четверти убийц, воров, насильников и еще более редко у хулиганов. Среди алкоголиков каждый пятый лично мало озабочен тем, что о нем думают другие люди.
В отечественной превентивной психологии в настоящее время ведутся активные исследования по разработке типологий и психологических характеристик, прежде всего, детей и подростков с патогенной, психосоциальной и социальной дезадаптацией. Однако прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного поведения ставит вопрос об изучении факторов и механизмов не только по конкретным видам отклоняющегося поведения, типичным для определенных возрастных групп, а разработка более глубоких концепций - о сути и механизмах социальной девиации. Ведь девиантное поведение как сложное многоплановое социальное явление, во-первых, не может быть раскрыто лишь через определенные аспекты (личностные, социальные, культурные и др.), во-вторых, быть сведено лишь к отдельным видам проявлений (аморальный поступок, деликт, девиации и т. п.). Девиантное поведение - это специфический способ передачи, усвоения и закрепления проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Операционализм предложенного определения, на наш взгляд, позволяет четко увидеть актуальность именно междисциплинарного подхода к исследованию девиантного поведения. Ведь его могут провоцировать (стимулировать) нестабильные политические, социально-экономические условия, неразработанность законодательства и дефекты правовой системы, недостатки семейно-бытовых отношений, деформированные индивидуально-личностные потребности, социально-культурное окружение, межгрупповые отношения и межличностное взаимодействие людей друг с другом.
Для реализации второй узловой задачи превентивной психологии - психологического обеспечения социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики с девиантными людьми - актуальным является, прежде всего, разработка адекватных методических средств по диагностике и коррекции, причем в рамках профессиональной компетенции лиц, занимающихся профилактической деятельностью (психологи, социальные работники, учителя, воспитатели, сотрудники правоохранительных органов и др.).
Инструментарий превентивной диагностики должен быть составной частью так называемых диагностико-коррекционных комплексов. Они должны позволять, с одной стороны, выявлять вид дефекта психосоциального развития, а с другой - определять комплекс - ную коррекционную программу его устранения.
В процессе превентивной психодиагностики и психокоррекции может быть реализован следующий процедурный алгоритм.
Диагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затруднивших социальную адаптацию ребенка (отставание или задержки в умственном развитии, наличие или отсутствие нервнопсихических заболеваний и патологий неврозов, психопатий, психиатрических расстройств и т. п.). При обнаружении подобных предпосылок требуются специальные лечебно-воспитательные программы, в реализацию которых необходимо включать патопсихологов, дефектологов, врачей-психиаторов и других специалистов.
Далее важно выявлять возможные дефекты индивидуальнопсихологического плана, в том числе нарушений эмоциональноволевой и мотивационной сферы (повышенная тревожность, агрессивность, сниженные эмпатийные качества, акцентуации характера, неадекватная самооценка и т. д.). Для устранения данного типа дефектов требуется индивидуальный психолого-педагогический подход, а также некоторые дополнительные психокоррекционные программы.
При дальнейшей диагностике выясняется уровень социального развития человека, в том числе изучается включенность в различные сферы социализации (познание, общение, труд и др.), характер референтной ориентации на определенные группы и социальные слои, а также выявляется направленность личности (ценностно-смысловые предпочтения, социальные установки, ожидания и т. д.). Для последующего определения условий, обусловливающих социальную дезадаптацию, исследуется атмосфера семьи, характер межличностных отношений и социометрический статус человека в среде сверстников (коллег) и многое другое. Полученная в данном случае информация, возможно, потребует распространения коррекционнопрофилактической деятельности и на ближайшую микросреду дезадап- танта.
Сегодня наиболее углубленное психологическое знание и наиболее полный диагностико-коррекционный инструментарий применяется психологами, работающими с детьми и семьями групп риска в системе учреждений образования и социальной защиты. Здесь психологи имеют надежные психодиагностические методики для выявления нарушений познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы характерологических и мотивационных особенностей детей и подростков. На основе результатов психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые психокоррекционные программы по устранению имеющихся дефектов. Одновременно широкое распространение получило психологическое консультирование родителей девиантных детей, их учителей и воспитателей с целью реализации индивидуального подхода к дезадаптированным детям и подросткам.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правовая психология?
2. Что вы знаете о проблемах правовой социализации личности.
3. Что такое превентивная психология?
4. Расскажите о проблемах, связанных с предупреждением, диагностикой и коррекцией отклоняющегося поведения.

Тест ко второй главе

1. Правовая психология - это подотрасль
а) юридической психологии
б) пенитенциарной психологии
в) возрастной психологии
2. Методом психологического воздействия является метод
а) индивидуации
б) убеждения
в) заражения
3. Дефекты правовой социализации личности возникают в случае
а) правового инфантилизма
б) лени
в) одиночества
г) карательной функции закона
4. Превентивная психология изучает
а) природу и механизмы отклоняющегося поведения
б) профилактику девиации
в) аморальное поведение
5. Поведение, противоречащее принятым в обществе нравственным нормам
а) девиантное
б) экспрессивное
в) фрустрированное

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.