Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания



Лишение свободы и помещение в исправительное учреждение (ИУ) - это всегда крах жизненных планов человека и резкая смена его образа жизни. Возникающие в связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления, которые в литературе часто называют «тюремным синдромом», протекают на фоне необходимо - сти адаптации осужденных к условиям конкретного пенитенциарного учреждения. Обследования осужденных свидетельствуют, что наиболее острые негативные психические состояния осужденные испытывают в фазе первоначальной адаптации к условиям отбывания наказания (первые 3-5 месяцев). Так, для впервые лишившихся свободы типичны состояния фрустрации, депрессии, тоски. Внешне это может проявляться в апатии, отрешенности или в повышенной раздражительности по мелочам, агрессивности в отношении к окружающим (в том числе к сотрудникам учреждения) или к самому себе. Подобные проявления обусловлены как ломкой сложившихся стереотипов, так и затруднениями в общей ориентировке и утверждении в среде осужденных. При этом в зависимости от уровня криминализации личности, источников информации и субъектов «адаптационной поддержки» осужденные могут избрать различные виды тактики вхождения в коллектив ИУ:
1) поддержка актива и администрации;
2) борьба за лидерство и самоутверждение на негативной основе;
3) выжидание;
4) четкий нейтралитет;
5) поиск покровителей;
6) полная неадаптированность и самоагрессия.
Учитывая возможность проявления осужденными указанных тактик, сотрудники исправительных учреждений и должны строить индивидуальную работу с ними. При этом внимательное отслеживание направленности внешней активности и характера переживаний осужденных, может позволить, во-первых, профилактировать возможные межличностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотвратить суицидальные попытки, в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания.
Примерно через 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении (причем, в зависимости от меры преодоления внутрилично- стных конфликтов и освоения требований внешней среды) для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации - «нивелировки». Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются и они все больше в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т. д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов «зоновского ролевого поведения». Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с «близкими по линии судьбы» осужденными («земляками», «сверстниками» и т. п.).
Третья фаза - «завершение адаптации», наступающая обычно к концу первого года отбывания наказания, характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовывать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На данной фазе главная задача сотрудников ИУ состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы (преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр.). Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными сотрудники исправительных учреждений (воспитатели, начальники отрядов и др.) должны воздействовать на него и через позитивные социально-психологические явления (ритуалы, традиции, обычаи и т. д.), имеющие место в первичных общностях и коллективе учреждения.
Успешность исправительных воздействий на осужденного во многом предопределяется психологической компетентностью сотрудников в вопросах стратификации (расслоения, поляризации) среды осужденных и наличием умений выявлять и учитывать их индивидуально-личностные особенности в построении взаимоотношений и в воспитательной работе. Научные исследования и практика отечественных исправительных учреждений свидетельствует, что в них расслоение осужденных на определенные статусно-групповые категории происходит, прежде всего, в зависимости от ориентации на групповые нормы - определенные правила, стандарты поведения, которые приняты в определенных группах и которым должно подчиняться поведение ее членов.
Если поведение осужденного, в первую очередь, регулируется нравственными и правовыми ценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить себя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь администрации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций, то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующих в трудовом процессе и общественной деятельности, в организации самоуправления осужденных.
Однако сотрудники колоний встречаются и с фактами, когда в актив стремятся попасть осужденные, которые внутренне не раскаявшись в совершенном преступлении и не имея установки на ведение правопослушного образа жизни после освобождения, в то же время в силу корыстных интересов (возможности использования предоставляемых законом льгот и условно-досрочного освобождения) демонстрируют псевдоподдержку требований администрации. Поэтому умение изобличить подобных типов людей с двойной моралью и убедить их в пагубности последнего есть свидетельство профессионально-педагогического мастерства сотрудников пенитенциарных учреждений.
Ко второй группе осужденных (причем, наиболее многочисленной) - «нейтралам» (или «пассиву») - относят тех, кто, с одной стороны, внешне солидарен с официальными нормами и выполняет требования администрации (не нарушает режим, хорошо трудится и т. д.), а с другой - открыто не осуждает поведение нарушителей режима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, т. к. считаются со многими неофициальными нормами, существующими в среде осужденных. Подобная двойственность в стратегии их поведения, когда поступки прежде всего зависят от создавшейся ситуации, требуют значительных воспитательных усилий со стороны сотрудников исправительных учреждений. Ведь в зависимости от того, на чью сторону удастся соориентировать «нейтралов», во многом и будет зависеть динамика развития оперативной обстановки в учреждении.
К третьей группе осужденных - «отрицаловке» («блатарям») - относятся те лица, для которых основным регулятором поведения выступают нормы, сформулированные в «воровском законе»:
- оппозиция, а порой и открытое противодействие администрации учреждения;
- уклонение от участия в общественно-полезном труде либо работа без усердия;
- стремление доминировать над другими осужденными и жить за их счет;
- материальная и физическая поддержка нарушителей режима (в том числе «подогрев» находящихся в ШИЗО и ПКТ);
- категорическое неучастие в работе самодеятельных организаций и пренебрежительное отношение к ним, борьба с активом за сферы влияния и т. д.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения численности данной категории осужденных. Это привело к повышению их агрессивности, моральному и физическому давлению по отношению ко всем осужденным, которые не придерживаются «воровского закона», усилению неповиновения администрации, организации побегов, захватов заложников, массовых беспорядков.
Четвертая группа осужденных - «пренебрегаемые». Это лица, чье поведение противоречит как официальным (нравственно-правовым), так и неофициальным («воровским») нормам и обычаям.
Отнесение конкретных осужденных к определенным статусным категориям в зависимости от их отношения к определенным ценностным нормам - это лишь первичная ориентация и прогнозирование возможного направления их поведения. Полноценное осуществление индивидуального подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных основано на знании индивидуальных особенностей их личности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.