Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура современной юридической психологии как науки



В структуре данной современной юридической психологии как прикладной науки следует выделять следующие основные составляющие:
1. Методолого-теоретические и методические основы, где обосновываются объект, предмет, задачи, система, методология и методы, а также раскрывается история и перспективы развития юридической психологии.
2. Правовая психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты правотворчества и правореализации, психологические закономерности и механизмы правовой социализации личности, развития правосознания и его дефекты.
3. Криминальная психология - раздел юридической психологии, где исследуются психологические особенности личности преступника и генезиса различных видов преступных деяний (насильственных, корыстных и др.), а также психология преступных групп и организованной преступности.
4. Психология следственной и оперативно-розыскной деятельности - разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.
5. Судебная психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы,
6. Пенитенциарная психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по их ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.
Кроме указанных основных составляющих в последние десятилетия активно начали развиваться и такие направления юридической психологии, как превентивная, военно-юридическая, психология юридического труда, психология правоотношений в предпринимательстве и др. 1.5. Методологические принципы юридической психологии

Базируясь на ранее сделанном обосновании объекта и предмета юридической психологии, раскрытии ее истории, а также опираясь на идеи методолого-теоретического характера, которые содержатся в публикациях 90-х годов ведущих отечественных ученых по проблемам повышения потенциала отечественной психологии, основными методологическими принципами юридической психологии необходимо рассматривать следующие:
1. Принцип системности в изучении и интерпретации психолого-юридических явлений отражает факт, что психика человека, являясь открытой функциональной самоуправляемой системой в силу многоуровневости ее организации, может обеспечивать человеку разноплановые проявления активности в правовой реальности.
Изучение психики как открытой самоуправляемой системы, где психические явления как элементы могут быть связаны друг с другом прямыми и обратными связями, дает возможность глубже вскрывать детерминацию и механизмы правопослушной или противоправной активности конкретных типов людей, т. к. в данном случае научный анализ может вестись через уровень развитости и характер взаимосвязи следующих структурных компонентов самоуправления в данной системе, связанных:
- с причинами, обуславливающими правовую активность (нравственно-правовой мотивационный потенциал: ценностные ориентации, идеалы, убеждения, потребности, мотивы, установки и т. д.);
- средствами, обеспечивающими правовую активность (операциональный потенциал: познавательные, эмоциональные и другие возможности);
- результативными паттернами правовой активности (потенциал реагирования: реакции, действия, деятельность, общение, поступки, поведение и пр.).
В методологическом плане именно системная взаимосвязь указанных компонентов обеспечивает следующие узловые моменты:
• во-первых, в качестве детерминант делинквентной (противоправной, преступной) активности человека могут выступать дефекты как в одном, так и сразу в нескольких структурных компонентах или иначе, видах потенций человека;
• во-вторых, механизмы правовой активности в различных ситуациях могут быть разными, т. к. психика как целостная система имеет два контура управления: а) сознательный - активность психики, специально направленная на контроль целенаправленности ее функционирования в правовой реальности; б) бессознательный - непреднамерненное, непроизвольное, автоматическое реагирование то ли в силу сформированных установок, то ли из-за ситуативных (в т. ч. стрессогенных) факторов;
• в-третьих, основные направления и технологии правовоспитания и превентивной деятельности должны выбираться в аспекте возвышения всех трех вышеуказанных видов потенций человека.
2. Принцип субъектности правовой активности отражает факт, что психика как система есть важнейший атрибут человека именно как субъекта различных видов активности: деятельности, общения, поведения, духовного созерцания и т. д. При этом гуманистическая трактовка человека как субъекта правовой активности (причем на любом уровне анализа: индивидуальном, групповом, социальном, духовном) позволяет, во-первых, преодолеть давлевшее ранее технократическое восприятие его как пассивного объекта правового регулирования, что было для нас типичным в период повсеместного процветания государственной идеологии тоталитаризма, а во-вторых, открывает перспективу одновременного изучения и воздействия по развитию правовой активности людей с учетом доминирования у них определенного способа отношения к другим людям и самому себе.
Субъектный подход в юридической психологии требует выяснения не только внешних, но особенно внутренних условий правовой активности, т. к. последние у социально зрелого человека в виде высшей системной целостности, отражающей сложнейшие взаимосвязи разноуровневых качеств и доминирующие механизмы, определяют направление и уровень проявления активности. Так, если у некоторых типов людей или их общностей доминируют эгоцентрические или группоцентрические устремления, то их субъектная правовая активность носит парциальный (в т. ч. порой и ущербный) характер. В случае же превалирования просоциальных, а особенно духовных стремлений, субъектная правовая активность может носить уже как гуманистический, так и эсхатологический характер, т. к. здесь правовые реальности сближаются с общечеловеческими императивами и сакральными ценностями.
3. Принцип процессуально-акторного развития правосознания отражает факт, что, во-первых, психика человека в целом как открытая функциональная система всегда избыточна и поэтому процессуально способна порождать новые содержания (причем в контексте как позитивной, так и негативной правовой ответственности), а во- вторых, акторность проявлений правосознания - это всегда целостное и одновременно индивидуализированно-специфическое выражение правовой активности у конкретных типов субъектов, имеющее по отношению к нормам права строго определенные начало и конец.
Несмотря на наличие в любом государстве императивно заданных правовых норм, характер и особенности развития правовой активности у различного типа его субъектов будет зависеть не столько от документально зафиксированных норм и особенностей правового регулирования (в т. ч. по виду контроля и серьезности санкций при несоблюдении тех или иных норм права), сколько от сложившейся у субъектов правовой ментальности, проявляющейся в доминирующих смысловых отношениях к правовой реальности. Так, можно утверждать, что конкретный субъект, формируя свою правовую позицию, определенную группу правовых норм может считать личностно значимыми и будет всегда стремиться их неукоснительно выполнять, другую же группу норм, рассматривая также как значимые, но в то же время субъективно трудными для постоянного следования им, будет выполнять уже с определенным волевым усилием, третью же группу норм может вообще считать малозначимыми, т. е. фиксирующими незначительные (с его точки зрения) нарушения, а поэтому одновременно при их слабом контроле со стороны правовых институтов общества последние можно (по его мнению) игнорировать.
В итоге целенаправленного изучения подобного индивидуально и дифференцированно для групп своеобразного «зонно-смыслового отношения к нормам права», думается, можно, во-первых, вести речь о широте и глубине присвоенности правовых норм конкретными субъектами, а во-вторых, в контексте выделения доминирующего уровня нравственно-духовного развития конкретных субъектов (эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный, духовный) делать и более адекватные прогнозы о возможных направлениях в развитии их правосознания и соответственно типе правовой активности, уровне правовой ответственности и т. д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.