Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, признаки и структура нормы права



Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное, санкционированное или признанное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.

Признаки норм права:

1.Норма права – правила поведения, которые носят общеобязательный характер, т.е. распространяются на всех участников общественных отношений независимо от их воли.

2. нормы права исходят, санкционируются или признаются государством, обеспечиваются возможностью государственного принуждения.

3.Нормы права возлагают на участников отношений юр. обязанности и предоставляют им субъективные права.

4.адресованы неопределенному кругу лиц, обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам.

5.формально определены и закреплены в формах права.

6.имеют определенную логическую структуру.

Структура норм права:

Норма права состоит из трех взаимосвязанных элементов

1. Гипотеза (предложение) (если) – указывает на условия, при которых реализуется данная норма, т.е. содержит указание на юр. факт. Юр. факты – жизненные обстоятельства, которые служат основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

2. Диспозиция (то) – определяет модель поведения субъекта, с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юр. фактов (гр. Право – права и обязанности сторон, в уголовном – содержат признаки запрещенных деяний).

3. Санкция (тогда) – определяет неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае нарушения правила поведения, установленного в диспозиции.

Гипотеза может быть:

1.По объему: простая и сложная

2.По форме выражения: абстрактные и казуистичные

Диспозиция:

1.По содержанию: управомочивающая, обязывающая, запрещающая

2.По степени определенности: абсолютно определенная, относительно определенная, бланкетная

Санкция

1.В зависимости от правовой природы: уголовно-правовая, гражданско-правовая, дисциплинарно-правовая, материально-правовая

2.По характеру последствий: правовосстановительные, штрафные

3.По степени определенности: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные.

 

 

  17.Теория (версии) происхождения права. Происхождение права наряду с происхождением государства с древнейших времен было предметом изучения и дискуссий. Было создано множество теорий происхождения права. Это многообразие можно объяснить различным временем их создания, разнообразием взглядов их авторов и факторов, оказавших влияние на появление права. Часто теории происхождения права созвучны с теориями происхождения государства (например теологическая, психологическая и т. д.). 1. Нормативистская теория происхождения права (Г. Кельзен). Право сводиться исключительно к совокупности правовых норм в отрыве от социальных факторов. Оно практически отождествляется с законом и подзаконными актами. Следовательно право устанавливается исключительно государством или выводиться из более сильной юридической нормы. Нормы законов составляют иерархическую пирамиду. Ее вершина — конституция. Достоинством теории является то, что данной теорией доказывается: • связь права и государства; • его обязательное исполнение всеми субъектами; • иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов. Недостатки теории в том, что: • отрицаются естественные права человека; • теория может служить обоснованием всевластия государства. 2. Естественно-правовая школа (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев и др.). Согласно данной теории существует две системы права — естественное и позитивное:естественное правосуществует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) — поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Оно исходит от природы и, следовательно, воплощает в себе высшую справедливость; • позитивное {писаное) правосовокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву. Достоинство: источники права отрываются от любого произвола государства, осуждаются неправовые законы, т.к. они противоречат, не соответствуют нравственным принцыпам естественного прав. Недостаток: создается риск полного отрыва права от государста. 4.Социологическая теория(Муромцев, Л. Дьюи, Р. Паунд). Право не основано на законе или наборе естественных прав, а является результатом реализации их предписаний, прежде всего посредством судейского решения в каждом конкретном случае. Представители этой школы права проводят границу между правом и законом. Предписания закона становятся живым, действующим правом, когда они фактически начинают применяться на практике. Важнейшее значение имеет судебная и арбитражная практика, свобода судейского решения, право в контексте социальных отношений. Теорию оценивают с точки зрения ее пользы. Сильная сторона теории в том, что большое значение придается изучению эффективности права, правоприменительной практике. Ее недостаток в том, что она не учитывает опасности произвола со стороны судебных и административных органов. 5. Историческая школаправа (Савиньи, Г.Гуго). Происхождение права — стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам. Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшие обычаи, феодально-крепостнические институты. 6. Психологическая теория происхождения права (И. Петражицкий, Г. Тард). В эмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Всякое право, существующее вне сознания человека, есть фиктивное, недействующее право. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями, обществом. Достоинство данной теории состоит в том, что в процессе создания права учитываются: • психологические факторы; • правосознание общества; • правовая культура; • социальная психология. Недостаток теории заключается в преувеличении роли психологических факторов, недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права. 7. Теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский, Ж. Маритен). Право — это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством. Сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат, христианская мораль, христианские заповеди: "Не убий", "Не укради". Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теор 8. Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) основана на материалистической философии. Она соотносит возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т. д. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е. согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, поэтому с ним можно не считаться как с пережитком прошлого. Отсюда идея диктатуры пролетариата, т. е. власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом. Данная теория близка к жизненным реалиям (право действительно во многом создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинства общества). Недостатками теории являются: • восприятие права как отжившего явления; • обоснование идеи диктатуры (буржуазному праву противопоставляется рабоче-крестьянская диктатура).   18Право: нормативное и широкое понимание. Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей. Краткое определение призвано отразить исключительно наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления. Признаки права: 1.Регулирует наиболее важные общественные отношения 2.Связано с государством, имеет государственно-волевой характер 3.Имеет формальную определенность и нормативность (закреплено в формах права и состоит из правовых норм. 4.Обязательно для всех 5.Обеспечивается возможностью государственного принуждения, которое возможно, но не обязательно. 6.Обладает системностью и динамичностью 7.Обусловлено экономической, политической, социальной и духовной системами и зависти от их. Существует два методологических подхода в понимании права. 1. нормативное (позитивное или объективное) В этом смысле право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, исходящих от государства, санкционированных или признаваемых им, обязательных для всех под угрозой государственного принуждения и направленных на урегулирование наиболее важных общественных отношений 2. широкое понимание правасвязанное с социологическим и филосовским подходами к праву. Право в широком смысле означает включение различного числа элементов, три из которых являются обязательными и общепризнанными. - правосознание – совокупность правовых идей, взглядов, чувств, эмоций, представлений людей о желаемом или действующем праве; это право, сформированное на уровне идей и осмысленное людьми. - объективное право– совокупность исходящих от государства, санкционированных или признаваемых им юридических норм - Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, которые формируются во внеправовой сфере, но регулируются и стабилизируются правом. Понятие права включает и другие элементы широкого понимания права: субъективное право, правотворчество, акты применения права, законность и правопорядок. Для широкого понимания права главной крайностью является полный отрыв права от государства и противопоставление права закону.     21.Понятие и признаки правового государства. Правовое государство- это суверенное, демократическое государство, выражающее суверенитет населения страны, в котором государственная власть ограничена законом, выражает и защищает права и свободы граждан. Сущность правового государства сводится к: · наиболее полному обеспечению и защите прав и свобод граждан; · связанность государства правом, т. е. - человеку дозволено все, что не запрещено законом. Запреты и ограничения могут быть связаны с защитой прав и свобод других людей, законности и правопорядка, безопасности и целостности государства; - государству дозволено только то, что разрешено законом. Государственные органы, в том числе законодательные, подзаконны, как и любой гражданин. Государственные органы, свободно избранные народом, от имени и в интересах народа принимают нормативные правовые акты, но сами обязаны им подчиняться. «Государство стоит под правом, а не вне и не над ним». 1) Экономическую основу правового государства составляют производственные отношения, базирующиеся на многоукладности и многообразии форм собственности. 2) Социальнуюоснову правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество. 3) Нравственную основу правового государства составляют принципы справедливости и гуманизма. Государство само себя ограничить не может, а может это сделать власть закона. Более того, государство создается для обеспечения неотчуждаемых прав человека. Признаки правового государства. 1.Верховенство права и закона, принимаемого с соблюдением процедуры, высшим органом государственной власти или референдумом. Законы должны быть правовыми, но при этом закон должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права и опираться на идеи естественного права. Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст.2), государство не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ст.17). Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). 2.Реальность и гарантированность прав личности, обеспечение ее свободного развития.Этот признак включает в себя: приоритет прав и свобод личности; социальную защищенность; социальную справедливость. 3.Высокая правовая и политическая культура граждан, которая предполагает их сознательное поведение в правовой сфере, что в свою очередь, обеспечивает стабильный правопорядок, режим законности и низкий уровень преступности. 4.Соблюдение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (при верховенстве законодательной власти и подзаконности исполнительной и судебной властей, при реальной независимости судов). 5.Четкое разграничение функций общества и государства, взаимная ответственность государства и личности.Государство должно содействовать общественному развитию, а не тормозить его и не паразитировать на общественном организме. Кроме того, личность и государство выступают во взаимоотношениях как равноправные партнеры, связанные взаимными правами и обязанностями и несущие ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение последних. 6.Это всегда демократическое государство, где единственным источником власти является народ, а власть существует для защиты прав и интересов человека. Основным признаком является наличие гражданского общества, а в свою очередь, гражданское общество не может существовать вне правового государства.   22. Гражданское общество. «Общество» - совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их взаимная зависимость друг от друга. Понятие «Гражданский»в интересующем нас контексте применимо к разнообразным общественным движениям, организациям, существующим наряду или в противовес государственным институтам и политическим партиям. Наличие гражданского общества не связано механически с наличием граждан.. Смысл гражданского общества сводился к тому, что оно является продуктом исторического развития человечества, возрастания значения личности человека, лучшим средством сочетания свободы каждого человека со свободой других людей и строится на принципах: 1) свободы члена общества как человека; 2) равенства его с другими как подданного; 3) самостоятельности члена общества как гражданина. Это относительно не зависимая от государства совокупность отдельных индивидов, групп и классов, взаимосвязь которых базируется на общности интересов и основана обретение экономической самостоятельности на базе частной собственности. Основу гражданского общества составляют экономические (основанные на частной собственности) и социокультурные (личные устойчивые связи) отношения. Основные субъекты гражданского общества - семья, - церковь, -объединения по интересам (творческие, спортивные и др.), - общественные организации, - хозяйственные (экономические) объединения, основанные на частной собственности, - кооперативы и др. Таким образом – это сфера проявления и реализации частных интересов индивидов (граждан) и их объединений. Т.о. Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, которые не зависят от государства и с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Это современная форма человеческой общности. Признаки гражданского общества. 1.Многообразие форм собственности, экономические свободы и рыночные отношения. 2.Признание и защита естественных, неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу и др.). 3.Равенство всех перед законом и судом, равноправие в социально-политической сфере. 4.Наличие правового демократического государства. 5.Политический и идеологический плюрализм, наличие многопартийности и легальной оппозиции. 6.Свобода печати и независимость СМИ. 7.Невмешательство государства в личную жизнь граждан, гарантированное право создавать независимые от государства объединения граждан. 8.Социальное партнерство и национальное согласие. 9.Социальная защищенность и достойный уровень жизни всех граждан.   25.Система нормативных правовых актов РФ. Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической (нормы нижестоящего НА не могут противоречить нормам вышестоящего НА) соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы. Система НПА вРФ включает в себя законы и подзаконные акты. Закон – НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Виды законов: 1.Конституция РФ – основной закон, принятый всенародным голосованием 12.12.1993г. Имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. 2.ФКЗ – законы, принимаемые в особом порядке по вопросам предусмотренным Конституцией РФ 3.ФЗ – законы, принимаемые на основе и во исполнение Конституции РФ и ФКЗ. 4.законодательные акты субъектов федерации Признаки законов: 1.Принимаются только законодательными органами или референдумом, не подлежат утверждению иными органами. 2.Имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими НПА 3.Регулируют наиболее важные, исходные, основополагающие отношения, содержат правовые нормы, которые детализируются и развиваются в других НПА. 4.принимаются в особом процессуальном порядке. Подзаконные НПА принимаются на основе и во исполниние законов и не могут им противоречить 1.Постановления палат Федерального собрания нормативного характера – носят преимущественно правоприменительный характер. 2.Акты Президента РФ (указы, распоряжения) – обязательны для исполнения на всей территории РФ. 3.Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения) 4. НПА федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения) Подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции 5.НПА органов исполнительной власти субъектов Федерации (указы и распоряжения Президентов республик в составе РФ, постановления губернаторов) 6.НПА органов местного самоуправления (постановления и распоряжения мэров городов) 7. Локальные НПА – принимаются на уровне конкретной организации или ИП (корпоративные акты, содержащие нормы права).    
24.Понятия и виды форм права. Форма права – внешнее выражение норм права, т.е. НПА, содержащие нормы права. Делятся: внутренняя– отражает внутреннее строение права; внешняя – совокупность источников в формальном смысле. Виды форм права: 1. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и приводящее к правовым последствиям. Не создается, но признается государством и поддерживается возможностью государственного принуждения. Широко распространен в морском и гражданском праве. 2. Правовой прецедент – предшествующее решение судебных или административных органов по конкретному делу, которым руководствуются при разрешении схожих дел. 3. Нормативно правовой договор – договор, который устанавливает, изменяет или прекращает нормы общего характера. Заключается уполномоченными на то субъектами, содержит нормы общего характера, заключается сторонами добровольно и предусматривает взаимную ответственность сторон и наличие правового обеспечения. 4. НПА – акт компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права и направленный на урегулирование общественных отношений Признаки НПА: - является результатом правотворческой деятельности компетентного органа и должностного лица - содержит нормы права - принимается и реализуется в особом процессуальном порядке - рассчитан на определенный срок действия - имеет определенную внутреннюю структуру 5. Судебная практика – может быть текущая, обзорная и руководящая 6. Правовая доктрина – научные теории и принципы, разработанные или признанные в конкретном государстве 7. Религиозные тексты – священные книги и сборники, нормы которых используются в юр. практике 8. Международные формы права: - Общепризнанные принципы и нормы международного права - Международные договоры - Международные правовые обычаи     29.Основания разграничения отрасли российского права. Система права – совокупность отраслей права, которые являются самым крупным ее элементом. Критерии разграничения отраслей права подразделяются: основные (предмет и метод правого регулирования) и дополнительные (социальное назначение, функции и цели отрасли, принципы, источники, понятийный аппарат). Основные критерии: 1. предмет – группа однородных общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли. Специфика этих отношений определяет: - особенности их основных субъектов (в трудовом праве – работник и работодатель). - особенности поведения их участников (выполнение трудовых обязанностей работником) - объекты – то по поводу чего складываются эти общественные отношения (наемный труд в трудовом праве). 2. Метод – совокупность юридических приемов, средств и способов, отражающих своеобразие регулирования качественно однородных общественных отношений, входящих в предмет отрасли. Императивный метод– основан на субординации субъектов права, властном предписании, подчинении одной стороны другой стороне. Характерен для отраслей публичного права (административное, уголовное, финансовое). Диспозитивный метод– основан на координации субъектов права, отсутствии подчинения и правовом ревенстве сторон, вариантности их поведения. Характерен для отраслей частного права ( гражданское, частное семейное, трудовое). Выделяют признаки отраслевого метода правового регулирования: 1.Правовое положение сторон правоотношения (для гражданского – характерно правовое равенство сторон, координация их деятельности, для административного – подчинение одной из сторон, субординация, либо их сочетание) 2.Особенности юридических фактов, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (для гражданского – сделка, для уголовного – преступление). 3.Порядок определения содержания прав и обязанностей сторон, уровни их установления. Он может предполагать: один центральный уровень; два уровня – законодательный и договорной; три уровня – законодательный, коллективно-договорной и локальный 4.Способы охраны прав и обеспечения исполнения обязанностей. Для одних отраслей возможна только универсальная судебная защита нарушенных прав, для других – судебная и административная, для третьих – судебная и самозащита. Дополнительные критерии: 1.Социальное назначение, цели и функции отрасли (уголовное – охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности) 2.Принципы отрасли (семейное право – добровольность брачного союза между мужчиной и женщиной) 3.Отраслевые источники права (уголовное – УК)   30.Общие характеристики отраслей российского права. Правовые отрасли – основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. Классификация: 1. Профилирующие отрасли материального и процессуального права, которые охватывают главные правовые режимы: - Конституционное право. Предмет отрасли – наиболее важные, исходные гос. отношения. Составляет основу, является исторически первой отраслью права. Его норма – Конституция – является исходным для всех других отраслей права. - Административное. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод – власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок. - Гражданское. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.. Основной нормативный акт – ГК РФ.. Главный метод регулирования – диапозитивный. - Уголовное. Предмет отрасли – общественные отношения, связанные с установлением оснований и принципов уголовной ответственности, определением, какие деяния признаются преступлением, и установлением видов наказаний и мер уголовно-правового характера за совершение преступления.Основной нормативный акт – Уголовный кодекс. Метод регулирования – императивно-запретительный. - Гражданско процессуальное право. Регламентирует рассмотрение гражданских дел судами, связанные, прежде всего с защитой права собственности. - Уголовно-процессуальное право. Регламентирует рассмотрение уголовных преступлений и рассмотрение уголовных дел судами. 2. Специальные отрасли, где правовые режимы профилирующих отраслей модифицированы и приспособлены к отдельным видам общественных отношений. - трудовое право. Предмет данной отрасли – сфера трудовых отношений. Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования – поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения. - семейное. Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Регулирует порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт – Семейный кодекс. Ведущие методы – равенство сторон и диспозитивный - Земельное. Регулирует вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт – Земельный кодекс. Методы регулирования – дозволения, разрешения, запреты. - Финансовое. Предмет данной отрасли – финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования – контроль, ревизии, властные предписания. - Право социального обеспечения.Регулирует общественные отношения, связанные с социальными выплатами в денежной форме. - Уголовно-исполнительное право.Регулирует общественные отношения, связанные с порядком отбытия наказания лицами, осужденными к лишению свободы, а также деятельность гос. органов по перевоспитанию осужденных. - Арбитражно-процессуальное право.Регулирует общественные отношения, связанные с деятельностью органов правосудия при рассмотрении хозяйственных споров в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. 3. Комплексные отрасли Характерно сочетание различных институтов, профилирующих и специальных отраслей. 4. Международное право – не является отраслью российского права - Международно публичное – регулирует отношения между государствами - международно-частное – регулирует отношения с участием лиц, представляющих разные государства.     31.Понятие и виды правотворчества. Правотворчество – деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене юр. норм, основанная на объективных социальных потребностях и общественных интересах. Субъекты правотворчества: 1. Гос. органы. 2. Негосударственные органы Принципы правотворчества: демократизм и гласность (высокая степень участия граждан в правотворчестве, что предполагает открытое опубликование проектов и широкое обсуждение предполагаемых к принятию, изменению или отмене юр. норм); профессионализм(привлечение к подготовке проектов юр. актов специалистов); законность(соответствие принимаемого акта Конституции РФ и иным актам большей юр. силы, его принятие в рамках компетенции правотворческого органа в строгих процедурных формах); научный характер, системность (значительная роль в обеспечении качества и эффективности НА научных исследований; пробелы в научном знании неизбежно порождают и погрешности, противоречия в законотворческой практике, при этом НПА должны быть не только внутренне согласованны, но и соглавовываться с другими НПА, вписываться в систему законодательства); связь с правоприменительной практикой, адекватность сложившимся общественным отношениям (необходимость принятия новых норм права должна выводиться из потребностей практики, при выявлении пробелов и противоречий в праве, при наличии устаревших и неэффективных норм). Виды правотворчества: 1.Правотворчество гос. органов.(по созданию НПА). 2.Санкционированное правотворчество (государство в законодательном порядке наделяет негосударственные органы правом создавать нормы права и определяет процедуру такого правотворчества) или признание государством норм права (государство в нормах законов признает за юр. актами, принятыми или выработанными негосударственными органами, значение источников права и определяет пределы их правотворчества). 3.Народное правотворчество, которое заключается в принятии законов посредством всеобщего голосования.   32.Законотворческий процесс и его стадии. Любой правотворческий процесс включает в себя стадии: подготовку, рассмотрение, утверждение и обнародование НПА. Составной и важнейшей частью правотворчества является законотворческий процесс. Законодательный процесс - урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативных правовых актов (законов) и принятие нормативных правовых актов (законов) высшим органом государственной власти. В России на федеральном уровне законотворческий процесс включает в себя 4 основные стадии: 1.Законодательная инициатива –право компетентного органа, организации или лица ставить перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона. Право инициативы принадлежит Президенты РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному суду РФ. 2.Обсуждение законопроекта, внесенного в Гос. Думу. Оно осуществляется в профильных комитетах и комиссиях, затем законопроект рассматривается на пленарных заседаниях палаты, в трех чтениях. 3.Принятие закона, осуществляемое Гос. Думой в форме голосования. (Для принятия ФЗ 50% + 1 голос или 226 из 450 голосов депутатов, ФКЗ – не менее 2/3 депутатов). Принятый закон в течение 5 дней передается на рассмотрение в Совет Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации если за него проголосовали более половины членов палаты ( 50% + 1 голос или 84 из 166), либо в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации РФ. ФКЗ – не менее ¾ членов Совета Федерации. 4. Подписание и обнародование закона Президентом РФ. Принятый ФЗ в течение 6 дней направляется Президенту РФ, который в течение 14 дней подписывает и обнародует его.   35Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона. Подзаконные нормативно-правовые акты - это официальные юридические документы, которые принимаются на основе закона, во исполнении закона и не должны закону противоречить. На основе закона принимаются подзаконные акты. Подзаконные акты детализируют, конкретизируют положение законов, а также подзаконные акты – акты, которые формируют и обеспечивают механизм действия закона. Действие НПА во времени обусловлено вступлением НПА в силу и утратой силы. 1. вступление в юридическую силу Согласно действующему законодательству законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлении другой порядок. Существует принцип, по которому закон не имеет обратной силы. Он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления закона в силу. Закон имеет обратную силу: если в самом законе об этом сказано и если закон смягчает или устраняет ответственность. - ФКЗ, ФЗ и акты палат Федерального собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования - Акты Президента и Правительства – по истечении 7 дней - ведомственные Федеральные акты – по истечении10 дней - НПА субъектов федерации и органов местного самоуправления – в порядке, определенном самими этими субъектами - локальные НА – со дня их принятия. Обратная сила НПА: - когда это прямо указано в самом НПА - когда он смягчает наказание за уголовное преступление или административные проступки, иные правонарушения или исключает деяние из числа наказуемых Запрещается обратная сила НПА, устанавливающего или отягощающего юр. ответственность за правонарушение, или иным образом ухудшающего положение лица. 2. утрата юридической силы: - по истечении срока действия акта, на который он был принят - в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена) - на основе прямого указания, конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена). Действие НПА в пространстве. Определяется территорией, на которую он распространяется. 1.на всю территорию РФ (Конституция, ФЗ) 2.на территорию субъекта РФ или муниципалитета (законы областей или распоряжения мера) 3.На отдельную территорию (районы Крайнего Севера, зона ликвидации Чернобыльской катастрофы – гарантии, льготы). 4.на локальную территорию (правила внутреннего трудового распорядка предприятия). Действие НПА по кругу лиц: Определяется, на каких лиц он распространяется, обычно в самом акте или вытекает из его характера. На территории России НПА действуют в отношении всех ее граждан, иностранцев, лиц без гражданства, гос. органах и общественных организаций. Существуют специальные НПА для отдельных категорий граждан (пенсионеры, судьи, гос служащие). Существует принцип гражданства по которому граждане России обязаны соблюдать российские законы, где бы они не находились.   36.Понятие и виды правоотношений. Правоотношения– общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых обладают соответствующими субъективными правами и юр. обязанностями. Признаки правоотношений: 1.общественные отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся на основе нормы права. 2.Носят волевой характер, т.е. в такие правоотношения вступают по своей воле, либо по воле уполномоченного на применение мер принуждения органа. 3.Участники правоотношений всегда связаны субъективными правами и юр. обязанностями взаимного характера. 4.Охраняются возможностью гос. принуждения. 5.Отличаются индивидуализированностью субъектов и персонификацией прав и обязанностей. Виды правоотношений: 1.По отраслевому признаку – в зависимости от отраслевой принадлежности нормы права, которая данные отношения регулирует: - гражданские - уголовные - семейные 2.По направленности регулируемых отношений: - регулятивные – возникают из правомерных действий субъектов, складываются в соответствии с регулятивным предписанием обязанностей и установление позитивных субъективных прав и юр. обязанностей (брачные правоотношения). - охранительные – возникают из неправомерных действий субъектов, складываются в соответствии с охранительным предписанием или спором о праве и связанные с гос. принуждением (разрешение гражданско-правового спора). 3. По степени определенности: - абсолютные– когда конкретно определена только одна сторона, имеющая права, и неопределенный круг лиц, имеющих пассивную обязанность (правоотношения собственника, когда у собственника есть правомочие на владение, пользование и распоряжение, а у всех остальных есть пассивная обязанность не препятствовать собственнику осуществлять владение, пользование и распоряжение свой собственностью). - относительные – когда точно определены все стороны правоотношений (трудовые правоотношения между работниками и работодателями). 4. По степени активности поведения субъектов: - активные – предполагающие необходимость совершить определенные действия - пассивные – предполагающие воздержание от совершения нежелательных действий. 5. По числу участников: - простые (двусторонние) - сложные (многосторонние) 6. По длительности существования: - кратковременные или разовые (договор розничной купли-продажи) - долговременные – существующие определенный временной отрезок (трудовые правоотношения).   39.Юридический факт. Юридический факт – определённое жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений (т.е. правовые последствия). На юридический факт указывает гипотеза нормы права. В этой связи юридическими фактами можно признать только те жизненные обстоятельства, которые входят в сферу правового регулирования и порождают правовые последствия, определённым образом выраженные вовне. Например, взаимное признание в любви мужчины и женщины, объявление о помолвке и венчание правовых последствий не порождают, а регистрация брака в органах ЗАГСа – порождает. Юридические факты имеют значение «рычажков», приводящих в действие нормы права и выступающих в качестве связующего звена между нормой права и правоотношением. Юридические факты – это обстоятельства, с которыми сопряжена вся жизнь правоотношения – его возникновение, изменение, прекращение. Классификация юридических фактов: 1.По волевому признаку: - События, которые объективно не зависят от воли людей (стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, лесные пожары), катастрофы, аварии и т.д.). События могут быть абсолютными, которые не только не зависят от воли людей, но и не связаны с ней (наводнение, извержение вулкана). Относительные события могут быть вызваны и действиями людей, но выступают в данном правоотношении независимо от породив- шей их причины и независимо от воли его участников (производственная авария, техногенная катастрофа, военные действия, финансовый кризис). - Действия (деяния), которые носят волевой характер и зависят от самого субъекта. Они подразделяются, прежде всего, по признаку того, как они согласуются с предписаниями юридических норм, требованиями правопорядка на два вида: а) неправомерные, т.е. деликты, или правонарушения ; б) правомерные, т.е. в рамках, предусмотренных нормами права. В свою очередь, правомерными действиями могут быть: - юридические поступки, действия, имеющие юридическое значение, влекущие возникновение правоотношения независимо от воли лиц, их совершивших (нахождение клада, написание литературного произведения и др.); - юридические акты, которые специально направлены на возникновение правовых последствий и подразделяются на односторонние и двух- /многосторонние. В качестве двух- и многосторонних актов выступают договоры (гражданско-правовые, трудовые и др.). Их надо отличать от нормативных договоров, которые являются источниками права. В качестве односторонних актов могут выступать правоприменительные акты государственных органов (например, приговоры и решения суда, протоколы), акты других органов и лиц (приказ работодателя о поощрении работника, заявление в орган ЗАГС, жалоба, исковое заявление в суд и др.). 2.По характеру последствий: · правообразующие (например, регистрация брака, заключение трудового договора и др.); · правоизменяющие (например, приказ о переводе студента на другую форму обучения, новация в договор подряда, изменение условий, определённых сторонами трудового договора и др.). · правопрекращающие (приказ работодателя о прекращении трудового договора, исполнение сторонами договора подряда своих взаимных обязательств, истечение срока лишения свободы и др.); 3. По степени сложности выделяют: - простой фактический состав (при наличии одного юридического факта); - сложный фактический состав, когда для возникновения правоотношения необходимо несколько юридических фактов. Важная черта фактического состава состоит в том, что входящие в него обстоятельства образуют цельную систему: а) сложный альтернативный состав предполагает наступление правовых последствий при наличии хотя бы одного юридического факта из этого состава; б) сложный совокупный состав предполагает наличие всей совокупности юридических фактов одновременно; 4) По характеру продолжительности действия выделяют: - факты однократного действия; - факты непрерывного юридического действия, т.е. юридические факты-состояния (состояние в браке, нахождение на действительной военной службе, наличие судимости, состояние кровного родства, нахождение на иждивении и др.). Состояния нередко выражаются в виде право- отношений. Например, состояние в браке не допускает регистрацию ещё одного брака (ст. 14 СК РФ), ранее судимые не могут быть приняты на службу в органы милиции и др. Особым юридическим фактом является время, точнее – начало и завершение установленного в нормах права срока. Это касается сроков исковой давности, сроков обращения в Комиссию по трудовым спорам (КТС), сроков кассации по уголовным и гражданским делам, сроков привлечения работника к дисциплинарной ответственности и др. 40.Реализация и применение права. Реализация права – воплощение предписаний правовых норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений. Это фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав. Особой формой реализации права является правоприменение. Субъекты могут самостоятельно осуществлять следующие формы реализации права: 1. Соблюдение права - субъекты воздерживаются от неправомерного поведения, соблюдают запреты (запрет преступных действий в Особенной части УК РФ, запрет вмешательства в частную жизнь и др). Предполагается пассивное поведение субъектов, причем эта форма реализации охватывает всех без исключения субъектов, носит наиболее универсальный характер. Обычно она осуществляется вне конкретного правоотношения (в абсолютном правоотношении), происходит естественным путем и документально не фиксируется. 2. Исполнение права - поведение в соответствии с возложенными юридическими обязанностями, исполнение обязанностей (уплата законно установленных налогов и сборов, оплата проезда в общественном транспорте, соблюдение правил дорожного движения). Исполнение норм права предполагает активное поведение субъектов, результаты которых обычно в той или иной форме фиксируются. За неисполнение правовых предписаний может наступить юридическая ответственность. 3. Использование права - субъекты могут по своему желанию реализовывать предоставленные права, установленные управомочивающими нормами (приобретать имущество в собственность, заключать трудовые договоры и расторгать их, заключать и расторгать брак и др.). Главное отличие – добровольность. Невозможно принудить к использованию норм права. Всё это формы непосредственной реализации права через поведение самих субъектов. Применение права (правоприменение) как форма реализации права Если сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно, собственными действиями без вмешательства компетентных, прежде всего государственных, органов, наделённых властными полномочиями, то в таких случаях осуществляется применение права. Таким образом, для возникновения правоприменительных отношений необходим специальный юридический факт и появление как бы «третьей стороны» в уже имеющихся правоотношениях, которая и решает юридическое дело по существу. Правоприменение - однаиз форм властной деятельности государственных и иных уполномоченных органов, направленная на воплощение правовых предписаний в жизнь. Она состоит в рассмотрении конкретного юридического дела и вынесении по нему индивидуального решения, отражаемого в правоприменительном акте. Правоприменение может выражаться через: - оперативно-исполнительную функцию, т.е. организацию выполнения правовых предписаний; - правоохранительную функцию, т.е. охрану и защиту прав от нарушений. Признаки правоприменения: 1. Это государственная властная деятельность или деятельность негосударственных органов (третейские суды, профсоюзы в части профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, примирительно-посреднические органы по разрешению трудовых споров), наделенных правоприменительной функцией в силу закона. 2. Осуществляется в рамках конкретных правоотношений (правоприменительных правоотношений) субъектами, наделёнными конкретными властными полномочиями, и в пределах их компетенции (суды, прокуратура, милиция, Президент РФ, Правительство РФ и др.). 3. Осуществляется в установленных государством процессуальных формах. 4. Это определённый процесс, состоящий из нескольких стадий, который сопровождается вынесением индивидуального правоприменительного акта (акта применения права). Этот акт всегда носит индивидуальный характер (персонифицирован и казуистичен) и рассчитан на однократное применение, чем он принципиально отличается от нормативного правового акта. Указанное решение является обязательным для его адресата.       45.Законность и правопорядок. Законность – это строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами права требований законов и иных источников права. Её можно определить также как систему требований общества и государства, состоящую в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно. Законность выражается не только в требовании соблюдения и исполнения предписаний закона, но и в их реальном соблюдении и исполнении всеми субъектами права. Является одним из основных принципов права. Законность включает в себя две стороны: - наличие качественных, полноценных законов и иных источников права; - их реализация (соблюдение, исполнение) всеми и повсеместно (с учётом ограничения их действия в пространстве и по кругу лиц). Структура законности: 1. Цель – достижение строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми. 2. Принципы, которые составляют содержание и теоретическую основу законности (о них ниже). 3. Система средств и приёмов, с помощью которых реализуются идеи законности (меры убеждения, информирования, принуждения и др.). 4. Мотивированная деятельность человека, которая определяет социальную природу законности (главный мотив соблюдения требований законов человеком – выгода, интерес). Законность является юридической формой выражения справедливости, а законы выполняются, если они в интересах большинства. Деятельность человека в правовой сфере осуществляется в силу внутреннего убеждения (оптимальный вариант), под принуждением, по привычке; его поведение может быть конформистским, маргинальным и др. 5. Юридические основы законности – действующая система законодательства (в широком смысле). 6. Критерии оценки законности – правореализационная практика. Основные принципы законности: · Единство законности: вертикальный срез (иерархия источников права при верховенстве закона) и горизонтальный срез (территориальное распространение и обязательность). Иными словами, она обязательна для всех (общеобязательность) и на всей территории государства. · Гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина. ·Неотвратимость юридической ответственности за правонарушения в публичной сфере (уголовные преступления и административные проступки). ·Недопустимость подмены законности целесообразностью. Целесообразность допустима, если её предполагают сами нормы права (например, при выборе из нескольких альтернативных видов уголовного наказания, одного из вариантов дозволенного поведения и др.). Но эта целесообразность «в законе» сама является проявлением законности. · Взаимозависимость уровня законности и уровня культуры. Законность является своеобразным отражением уровня общей, политической и правовой культуры населения. В этой связи законность не может быть в полном объеме реализована при низкой культуре населения. Так, внедрение самых прогрессивных законов и свободных выборов в слаборазвитых государствах, население которых не отличается высокой культурой, обычно заканчивается не торжеством законности, а установлением авторитарных политических режимов. Гарантии законности можно разделить на две группы: 1.Общие: а) экономические (развитая экономика, высокий среднедушевой уровень доходов экономически активного населения, отсутствие экономически депрессивных регионов, относительно сопоставимое распределение доходов по видам деятельности и др.); б) политические (разделение властей, развитая политическая система, реальная многопартийность и политическая конкуренция, легальная оппозиция и альтернативность политических программ и др.); в) духовные (уровень общей культуры, религиозный фактор, моральные ориентиры, идейные течения и др.). 2. Специальные (юридические): а) полнота и эффективность юридических норм; б) эффективность применения мер юридической защиты и ответственности; в) качественная работа государственных органов, прежде всего правоохранительных, по обеспечению режима законности; г) совершенствование правореализационной и правоприменительной деятельности; д) развитое правовое сознание и высокая правовая культура. В формальном смысле законность сводится к требованиям реализации любых предписаний объективного права (содержащихся в формах права). В содержательном смысле законность требует и того, чтобы сами законы и иные формы права были правовыми, соответствовали общепризнанным принципам и нормам права, основывались на признании человека как высшей ценности, на закреплении и защите его неотъемлемых естественных прав. В этой связи режим законности в бóльшей степени касается государства, его органов и госслужащих. Именно они, прежде всего, могут нарушать своими действиями законность. Иные лица нарушают преимущественно правопорядок. Правопорядок -налаженное состояние, обладающее устойчивостью. Соответственно, правопорядок – порядок на основе права. В самом общем смысле правопорядок представляет собой реализованную законность, т.е. установление порядка, сложившегося на основе действующих норм права. Это система общественных отношений, в которой поведение субъектов является правомерным; состояние урегулированности социальных связей. Структура правопорядка: 1. Право и законность – нормативно-юридическая основа. 2. Правомерное поведение субъектов правоотношений – содержание правопорядка. 3. Субъекты (участники) правоотношений, наделённые субъективными правами и юридическими обязанностями – субъекты правопорядка. Правопорядок является важнейшей составной частью и предпосылкой общественного порядка, представляет собой состояние урегулированных правом связей в обществе, основанное на законности. 46.Правомерное поведение: понятие и виды.Объективно оценка общественно значимого поведения закрепляется в правовых нормах. Общественно значимое поведение может быть: · юридически безразличным (простое дозволение, например самостоятельно определять свой распорядок дня, варианты проведения досуга, хобби, круг друзей, личные симпатии и др.). Такое поведение правом не регулируется, безразлично для него, хотя и является общественно значимым; · неправомерным, т.е. правонарушением или деликтом; · правомерным, соответствующим правовым предписаниям. Правомерное поведение – это поведение в соответствии с предписанием права в форме использования, исполнения или соблюдения (аналогично формам реализации права). Правомерным должно быть поведение управомоченных субъектов и в процессе правоприменительной деятельности. Признаки правомерного поведения: 1. Правомерное поведение соответствует норме права, в силу чего и является правомерным. Правомерное поведение может быть: а) необходимым (уплата налогов, соблюдение правил дорожного движения и др., т.е. соблюдение запрещающих норм и исполнение обязывающих норм); б) желательным (участие в выборах, получение высшего образовании и др., т.е. использование управомочивающих норм); в) социально допустимым (фактический брак, аборт и др., т.е. формально не запрещённое нормой права, но и не являющееся одобряемым значительной частью населения). 2. Правомерное поведение социально значимо и, как правило, общественно полезно, имеет внешнее выражение в отношениях с другими лицами. В этой связи мысли, эмоции, переживания вне их внешнего проявления оценке на правомерность не подлежат. Это не исключает того, что вина (психическое отношение к содеянному), цель, мотивы преступления подлежат оценке, как составляющие субъективной стороны преступления. 3. Правомерное поведение подконтрольно воле и сознанию лица. В этой связи невменяемые (ст. 21 УК РФ, ст. 2.8 КоАП РФ) и недееспособные (ст. 29 ГК РФ) лица, которые не осознавали (не могли понимать) последствия (значение) своих действий (бездействий) или не могли руководить ими, не подлежат юридической ответственности. Ещё раз подчеркнём, что правомерное поведение в самом общем смысле определяется как поведение в соответствии с нормами права. Это деяние субъекта, соответствующее нормам права и социально значимым целям. Правомерное поведение имеет тот же состав, что и правонарушение, только с противоположным содержанием: 1) субъект (правосубъектное лицо). Из этого не следует, что малолетним, невменяемым или недееспособным предоставлено право на неправомерное поведение. Просто поступки этой категории лиц во многом зависят от их опекунов, а сами они не могут в полном объёме руководить своим поведением в силу возраста либо психического состояния; 2) объект (то, на что направлено это поведение, его общественно полезный или общественно нейтральный результат); 3) объективная сторона (действия либо бездействия, не противоречащие праву, его последствия и связь данных действий либо бездействия с наступившими последствиями); 4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки субъекта правомерного поведения). В зависимости от мотивов правомерное поведение может быть: - сознательным, социально активным исполнением требований норм права как целесообразных и соответствующих собственным интересам. Это наиболее желательное и наименее подверженное колебаниям поведение; - социально пассивным, основанным на подчинении требованиям норм права не в силу внутренних убеждений, а из страха наказания. При этом у человека отсутствует твёрдая и чёткая личная установка на соблюдение норм права. При наличии определённых условий такое поведение может перерасти в противоправное (отсутствие свидетелей, минимальный риск и др.); - конформистским . Это пассивное подчинение требованиям норм права («я как все»), ситуативное поведение, во многом основанное на подражании; - привычным, когда нормы права реализуются по привычке, без внутренней мотивировки («так надо»), что является естественным, само собой разумеющимся; - маргинальным, вызванным боязнью наказания. Оно уже подходит к грани неправомерного поведения. При ослаблении контроля или под влиянием текущих обстоятельств оно достаточно легко становится противоправным (влияние окружения, нужда в материальных средствах, низкая эффективность работы правоохранительных органов и надежда на безнаказанность и др.). Свойственно маргиналам (бомжам, алкоголикам и наркоманам и др.) и некоторым другим слоям населения; - нигилистическим, основанным на отрицании социального значения права. Это уже предпосылка к правонарушениям, хотя идейный нигилизм противоправным не является. В конечном итоге он может выразиться только через общественно вредное поведение, правонарушение. 47.Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений. Правонарушение – это виновное, противоправное, общественно вредное деяние (в форме действия или бездействия) деликтоспособного лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. Оно является юридическим фактом – основанием возникновения охранительного правоотношения. Признаки правонарушения: 1. Это деяние (волевой акт) людей и их объединений в форме действия (активное поведение, например кража, разбой или превышение скорости, оскорбление словами или действиями) или юридически значимого бездействия (пассивное поведение, например неуплата налогов, неоказание помощи, неисполнение должностных обязанностей и др.). В случае совершения такого действия лицо обязано было от него воздерживаться. Наоборот, при бездействии лицо было обязано к активному поведению, но не вело себя соответственно. 2. Это противоправное деяние, нарушающее правовое предписание. Правонарушение, как неправомерное поведение, заключается в несоблюдении запрещающих норм, неисполнении обязывающих норм и превышении полномочий, предоставленных управомочивающими нормами. Правонарушением может быть и злоупотребление правом. 3. Оно причиняет вред охраняемым правом общественным отношениям (общественно вредно). Преступление как вид правонарушения является общественно опасным. Формы проявления вреда могут быть различными: а) по объекту причинения: материальный (имущественный) и моральный (физический, нравственный); б) по возможным последствиям: восполнимый и невосполнимый; в) по размерам (масштабам): значительный (существенный) и незначительный (несущественный) и др. 4. Это виновное деяние - волевое поведение, когда лицо должно осознавать, что оно действует противоправно и, следовательно, виновно. Действия под физическим и психическим принуждением в этой связи могут быть невиновными. 5. Это деяние должно быть совершено деликтоспособным лицом, т.е. лицом, способным самостоятельно нести юридическую ответственность. Это одно из проявлений правосубъектности лица. 6. Это деяние должно быть наказуемо, т.е. за данное деяние должна быть предусмотрена юридическая ответственность. Наказуемость – термин условный, т.к., строго говоря, наказание предусмотрено только за уголовные преступления и административные проступки. Виды правонарушений 1. В зависимости от степени общественной опасности: - преступления, т.е. виновно совершённые общественно опасные деяния, запрещённые уголовным законодательством (т.е. УК РФ) под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ) (убийства, грабежи, разбои и др.). Только преступления являются общественно опасными; -проступки (все остальные правонарушения, не признанные уголовным законом преступлением). Они являются общественно вредными. 2. По правовой природе проступки могут быт: - гражданско-правовые, посягающие на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, охраняемые нормами гражданского, а также семейного, земельного и ряда других отраслей права. Могут быть связаны как с деликтами (причинением внедоговорного вреда, например вследствие ДТП, умышленной порчей имущества), так и с нарушениями договорных обязательств (несвоевременной поставкой товара, невозвратом кредита). - административные, посягающие на установленный порядок управления, а также права и интересы граждан, право собственности. ( нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд в общественном транспорте); - дисциплинарные, связанные с нарушением трудовой, учебной и служебной дисциплины лицом, состоящим в трудовых, учебных или служебных отношениях (нарушение правил внутреннего трудового распорядка). Характерны для трудового, административного, государственного права; - материальные, связанные с причинением вреда работником или служащим имуществу работодателя (или государства) или работодателем имущественным и личным неимущественным правам работника (служащего) ( приведение в негодность оборудования в силу нарушения должностной инструкции, ДТП по вине водителя на служебном автомобиле). Характерны для трудового, административного, государственного права. Дисциплинарные и материальные правонарушения можно объединить в один вид трудовых правонарушений. Преступления и административные проступки носят, по сути, общеправовой характер и могут быть сов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.