При написании реферата необходимо проявить самостоятельный подход, показать умение пользоваться первоисточниками, директивными документами, фактическим материалом. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно.
Начинать работу надо с тщательного изучения данных методических указаний. Тема работы выбирается в соответствии с приведенным перечнем, либо самостоятельно, при согласовании с преподавателем. Далее подбирается необходимая литература.
Обязательной является предварительная консультация, на которой уточняется тема, обсуждается необходимость привлечения дополнительной литературы, а также основные направления разработки темы. Реферативная работа должна раскрывать основные вопросы в свете проработанной литературы по психологии и педагогике, а также фактического материала, иллюстрирующего тему.
Недопустимо дословное переписывание литературных источников, тем более, устаревших. Как правило, не следует использовать периодическую печать и статьи более чем трехлетней давности издания.
Подготовку и написание работы следует осуществлять в определенной последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий литературный и статистический материал, использовать для этого рекомендованные журналы, учебники, брошюры и научные издания. На основе изученного материала составляется развернутый план, придерживаясь которого следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышают ценность работы графики, диаграммы и другой иллюстративный материал.
В начале работы пишется название темы, затем дается подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. В конце работы оформляется библиографический список использованной литературы с соблюдением требований ГОСТ 7.1-84 и ГОСТ 7.1-76. В списке литературы указываются автор, название работы, место издания и название издательства, год издания и количество страниц. Недопустимо сокращение слов, небрежность в исполнении (зачеркивание, отсутствие полей, плана, списка литературы и т. п.).
Объем реферата должен составлять примерно 15–20 страниц формата А-4.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Основные этапы развития юридической психологии в России и за рубежом.
2. Основные направления развития юридической психологии.
3. Юридическая психология как отрасль психологической науки, ее предмет, структура и взаимосвязь с другими науками.
4. Взаимосвязь теории права и психологии права.
5. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии.
6. Правовая психология личности и общностей.
7. Психологические аспекты правовой социализации.
8. Средства массовой информации как важнейший фактор, влияющий на правовую психологию населения.
9. Психология уголовной ответственности.
10. Психологические мотивы изучения личности преступника.
11. Роль индивидуальных свойств и состояний личности в формировании антиобщественного поведения.
Ж – это поведение, связанное с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскуднением, сужением круга интересов;
Вариант10
Каковы психологические особенности корыстных преступников?
Назовите основные атрибуты криминальной субкультуры и охарактеризуйте их.
Перечислите важнейшие профессиональные качества защитника.
Социальная норма это….
А - механизм, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен;
Б - образец поведения людей в группе;
В - совокупность требований и ожиданий общности к своим членам;
ВАРИАНТ 2
1. Определите, какая из представленных характеристик поведения относится к противоправному поведению; среди них - к делинквентному поведению, аддитивному, аутодеструктивному поведению,
А –синдром патахарактерологической реакции у подростков, проявляющаяся в совершении ими проступков или мелких правонарушений;
Б – поведение, отклоняющееся от общепринятых нравственных норм.
Г – поведение, нарушающее не любые, а лишь наиболее важные для данного общества в данное время, социальные нормы, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией;
Д – поведение, отклоняющееся от психологических и медицинских норм, угрожающее целостности личности и ее развитию;
Ж – зависимое поведение, связанное со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то и нарушением ее потребностей , в целом саморегуляцией и адаптацией.
2. Социальная норма это….
А - механизм, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен;
Б - образец поведения людей в группе;
В - совокупность требований и ожиданий общности к своим членам;
3. Теория стигматизации рассматривает истоки девиаций :
А - в представлении человека о модели собственного поведения;
Б – в постепенном формировании репутации соответственно исполняемой социальной роли, независимо от личностных устремлений человека;
В – как следствие “наклеивания” обществом на личность соответствующих ярлыков, которые затем выступают “самореализующимся предсказанием”.
4. В качестве какого состояния обычно рассматривают следующие диагностические признаки поведения:
-снижение удовольствия от деятельности, обычно приятной;
-пробуждение утром за 2 (или более) часа до обычного времени;
-внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация;
-заметное снижение или повышение аппетита;
-снижение либидо;
Какие еще признаки такого поведения вы знаете?
5. К формам профилактики подростковой суицидности относят (выбрать верное):
А – неукоснительное соблюдение педагогической этики;
Б – ранее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях наблюдения и своевременной психолого - педагогической коррекции;
В – активный патронаж семей;
Г – усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств;
Д – открытый анализ факторов суицидальных случаев в школьном коллективе;
6. Хромосомные нарушения типа 47ХУУ при нормальном наборе хромосом у мужчин 46ХУ, встречающемся у преступников в 36 раз чаще назвали :
А –“геном агрессии”;
Б –“антропологическим” открытием врача Ломброзо Ч.;
В - “точковая мутация” в работах Х.Г.Бруннера;
Г - синдромом Клайнфельтера
К какому из психологических подходов, объясняющие девиантное поведение относятся данные исследования?
7. Выбрать из приведенных ниже форм поведения аутоагрессивные:
А- процесс перехода от первичной ко вторичной девиации, вкотором личность утверждается в девиантном статусе;
Б – парадоксальность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личного успеха и его достижения;
В – состояние, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость.
9. Определите тип акцентуаций характера подростков по следующим проявлениям:
А -Б.Сергей максимальное количество баллов по …. типу. Б.С. был выбран нами связи с субъективной оценкой дезадаптированности в среде однокласников. Такому типу свойственно: мнительность, болезненность, недоверчивость. Периоды подъема настроения сменяются периодами спада. Неудачи вызывают депрессию, подросток может изолироваться, замыкаться. Таким подросткам свойственна заниженная самооценка. При ситуациях, превышающих толерантность терпения могут быть аффективные реакции. …… тип не относится с “рисковым” по отношению к школьной дезадаптации, но при такой акцентуации иногда обнаруживаются признаки невропатии –плохой сон, капризность, страхи, заикание и т. п. Поэтому таким подросткам необходимо внимание взрослых, педагогов и других специалистов (психологов, при необходимости психотерапевтов).
Анализ анамнестических показателей: Б.Сергей выделялся среди сверстников выраженной психической истощаемостью, неустойчивой работоспособностью, отвлекаемостью, сменой настроения, трудностью запоминания учебного материала, а также приступообразными головными болями, головокружениями, зависимостью самочувствия от состояния погоды, плохой переносимостью шума, запахов и прочих раздражителей. Иногда преобладали признаки "тормозимости": пониженный фон настроения, общая двигательная скованность, тревожность, впечатлительность и робость в общении.
Б -Х.Эдик–….тип по результату ПДО. Таким детям характерно неприятие социальных норм (делинквентность), слабоволие, неспособность ставить и достигать цель. Самооценка неадекватна.
Неполная семья - одна мать. Эдик плохо учится, часто пропускает уроки, прогулы могут длиться несколько дней. Мать не всегда осведомлена о нахождении своего сына. Обязанности по воспитанию перекладывает на учителей6 “Он мне не подчиняется”. Эдик стремится к пустому времяпровождению в компании сверстников. Попал в “сомнительную компанию”, как отмечает классный руководитель, и совершил кражу, за что поставлен на учет в детскую комнату милиции. Употребляет алкоголь.Основной чертой таких подростков является слабохарактерность, слабоволие Поэтому в основу коррекционной работы ложиться жестко регламентированный контроль.
10. Анализ созависимости позволяет выделить некоторые существенные параметры поведения. Укажите какие именно:
А – на поведенческом уровне созависимость проявляется в виде стереотипных форм;
Б – созависимость связана с нарушением возможности открытого выражения чувств и обсуждения личностных и межличностных проблем;
В – созависимость связана с обеднением эмоциональной сферы личности;
Г – созависимость выражается в перемещении фокуса отвкетственности и контроля со своей жизни на жизнь других;
Ж – это поведение, связанное с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскуднением, сужением круга интересов;
Перечень тем для рефератов
1. Психология розыскной деятельности.
2. Психология допроса.
3. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий.
4. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности.
5. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа.
6. Основы ведения переговоров с преступниками.
7. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.
8. Психология прокурорской деятельности.
9. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры.
10. Психология милицейской деятельности.
11. Психология таможенной деятельности.
12. Психологические особенности суда присяжных.
13. Психология в адвокатской деятельности.
14. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология).
15. Психология деятельности частных охранных и детективных служб.
Примерные тестовые задания
ВАРИАНТ 1
Задание 1.
Вопрос 1. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии?
1. Юридическая психология как научная дисциплина занимает промежуточное положение между юриспруденцией и психологией.
2. Юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации.
3. Юридическая психология исследует особенности функционирования психики человека в системе правовых отношений и в условиях юридической деятельности.
4. Юридическая психология - это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности “человек-право”.
5. Юридическая психология занимается изучением юридической деятельности.
Вопрос 2. Назовите принципы психологии, составляющие основу ее теории. Какой из приведенных ниже принципов не относится к ним?
1. Принцип детерминизма.
2. Принцип развития психики.
3. Принцип единства сознания и деятельности.
4. Принцип историзма.
5. Личностный подход.
Вопрос 3. Что такое профессиональная деформация личности юриста?
1. Психическое расстройство, возникшее под влиянием неблагоприятных условий деятельности.
2. Уровень профессиональной подготовки юриста.
3. Показатель, свидетельствующий о профессиональной принадлежности человека.
4. Психологический иммунитет к действию отрицательных факторов деятельности.
5. Чрезмерная выраженность профессиональных качеств, навыков, умений, которая затрудняет гибкость высших психических функций.
Вопрос 4. Кто из ученых прошлого объяснял криминальную направленность личности особенностями строения тела человека?
1. Э. Дюркгейм.
2. Ч. Ламброзо.
3. З. Фрейд.
4. К. Юнг.
5. В.М. Бехтерев.
Вопрос 5. Какой из принципов юридической науки ориентирует юриста на поиск причин, побуждающих человека к противоправным действиям?
1. Принцип личностного подхода.
2. Принцип единства сознания и деятельности.
3. Принцип детерминизма.
4. Принцип развития психики.
5. Не знаю.
Задание 2.
Вопрос 1. Что такое личность в понимании юридической психологии?
1. Человек, являющийся субъектом уголовного дела.
2. Индивид, имеющий криминальную направленность.
3. Любой человек, обладающий необходимыми психологическими признаками.
4. Человек, обладающий необходимыми психологическими признаками, включенный в систему правовых отношений.
5. Социальная сторона психики человека.
Вопрос 2. Какие из перечисленных критериев не относятся к психологическим признакам личности?
1. Самосознание.
2. Саморегуляция.
3. Активность.
4. Индивидуальность.
5. Возраст и пол.
Вопрос 3. Какой из перечисленных факторов оказывает самое сильное влияние на личность?
1. Наследственность.
2. Среда.
3. Деятельность.
4. Воспитание.
5. Нормы морали и права.
Вопрос 4. Можно ли судить о правовом сознании человека по его образованию?
1. Можно при любых обстоятельствах.
2. Можно, если он имеет юридическое образование.
3. Нельзя ни при каких обстоятельствах.
4. Нельзя, если не учитывать других факторов формирования личности.
5. Можно только после проверки знания им норм права.
Вопрос 5. Чем отличается содержание личности преступника от содержания личности правопослушного гражданина?
1. Не отличается ничем.
2. Отличается противоположностью моральных принципов, жизненным опытом, знаниями и умениями, а также мотивами поведения.
3. Преступник не знает законов, а законопослушный человек их знает.
4. Если преступник раскаялся, то не отличается.
5. Законопослушный может управлять своими эмоциями, а преступник - нет.
Задание 3.
Вопрос 1. Какие причины чаще всего удерживают законопослушного человека от совершения преступления?
1. Уважение норм права, ответственность перед родными и близкими.
2. Страх перед наказанием.
3. Семейные традиции правомерного поведения.
4. Боязнь быть опознанными свидетелями и очевидцами.
5. Неуверенность в получении личной выгоды от содеянного.
Вопрос 2. Что такое “свойства личности”?
1. Качества, которые обеспечивают индивидуальность человека.
2. Преобладающее эмоциональное состояние человека.
3. Элементы психики человека, обеспечивающие его основные жизненные перспективы, динамику его деятельности и поведения, своеобразие отношения к жизненно важным для него объектам, успешность в работе по достижению целей.
4. Особенности типа высшей нервной деятельности человека.
5. Проявление интеллекта, воли и эмоций в его поступках.
Вопрос 3. Из приведенных суждений выберите то, которое раскрывает сущность характера человека.
1. Характер - это такое психическое свойство, которое передается от родителей и воспитывается в семье.
2. Черты характера социально типичны.
3. Характер есть единство мотивов, эмоций и воли.
4. В характере проявляются способы действия, которыми человек добивается своих целей.
5. Характер - это свойство личности, которое отражает отношения человека к значимым для него объектам и придает своеобразие его поведению.
Вопрос 4. Что такое темперамент человека? Выберите наиболее точное суждение.
1. Темперамент - это свойство личности, в котором отражаются динамические особенности его психики.
2. Это подвижность, импульсивность, активность человека.
3. Особенности темперамента зависят от биохимического состава крови и типа нервной системы.
4. Недостатки темперамента легко компенсируются психофизическими тренировками.
5. Темперамент проявляется только в поведении.
Вопрос 5. Выберите определение, наиболее полно отражающее сущность способностей человека.
1. Это свойство личности, определяющее успех выполнения определенных видов деятельности.
2. Это наследуемые человеком анатомические и физиологические признаки, врожденные проявления.
3. Способности делятся на общие и специальные.
4. Уровнями развития способностей является общая одаренность. талант. гениальность.
5. Это личность в ее эффективности.
Задание 4.
Вопрос 1. Какое из перечисленных качеств не является типичным для личности преступника?
1. Конфликтность, агрессивность.
2. Тревожность, беспокойство.
3. Эгоизм, эгоцентризм.
4. Ригидность (негибкость) мышления и поведения.
5. Слабоумие.
Вопрос 2. В чем специфика криминальной мотивации? Какая из перечисленных особенностей не характерна для нее?
1. Недостаточная осознанность побуждений. Преобладание побуждения типа “влечения”.
2. Преобладание материальных и естественных побуждений над духовными.
3. Ведущую роль в мотивации играют узколичностные побуждения.
4. Ориентация на ближние цели.
5. Мотивы ответственности, дружбы и взаимопомощи.
Вопрос 3. Какое из определений наиболее точно отражает сущность акцентуации личности?
1. Это крайние варианты нормы психического развития, граничащие с психическими расстройствами.
2. Это те особенности личности, которые затрудняют нормальное общение человека с другими людьми.
3. Они способствуют совершению правонарушений.
4. По типу акцентуаций можно прогнозировать характер преступления (насильственное, сексуальное, корыстное).
5. Акцентуации личности не ограничивают вменяемости человека.
Вопрос 4. В каком возрасте характерна наибольшая криминальная активность?
1. 14 - 17 лет.
2. 18 - 24 года.
3. 25 - 29 лет.
4. 30 - 40 лет.
5. 40 - 50 лет.
Вопрос 5. Для какого типа акцентуаций характерны серийные сексуальные преступления?
1. Возбудимый тип.
2. Шизоидный тип.
3. Эпилептоидный тип.
4. Циклоидный тип.
5. Конформный тип.
Задание 5.
Вопрос 1. Можно ли преступника считать личностью?
1. Нельзя, поскольку он противопоставляет себя обществу.
2. Можно, если он нарушил закон случайно или по неосторожности и т.д.
3. Можно, если он осознал тяжесть содеянного и раскаялся.
4. Любого преступника нельзя считать личностью, поскольку он социально опасен.
5. Можно, если обладает всеми необходимыми психологическими признаками.
Вопрос 2. Какие из перечисленных понятий не относятся к интеллектуальному компоненту личности?
1. Знание законов.
2. Уровень развития мышления: глубина, широта, критичность, самостоятельность и т.д..
3. Знание юридических и моральных норм поведения в обществе.
4. Отношение к преступности.
5. Умение анализировать и оценивать поступки и их юридические последствия.
Вопрос 3. Что такое мотив преступления?
1. Это тот предмет, который человек собирается получить преступным путем.
2. Это побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности.
3. Это объяснение своего поступка, которое задержанный дает следствию.
4. Потребность, которую испытывает человек для достижения преступной цели.
5. Процесс выработки решения совершить преступление.
Вопрос 4. Лицо БОМЖ совершило очевидное преступление: украл продукты из магазина. Какие потребности и мотивы заставили его это сделать?
1. Желание доказать свою смелость и самоутвердиться среди своих друзей.
2. Удовлетворить физиологические потребности в пище.
3. Доказать свою принадлежность к группе себе подобных лиц.
4. Реализовать свои воровские амбиции.
5. Обезопасить себя на завтрашний день от голода.
Вопрос 5. Должностное лицо акционерного общества совершает хищение путем присвоения денег из фонда для покупки картины престижного автора. Какие потребности и мотивы побудили его на это?
1. Желание реализовать свои возможности и получить признание среди своего окружения.
2. Криминальный азарт.
3. Стремление надежно вложить капитал и обезопасить себя от форс-мажорных обстоятельств.
4. Удовлетворить физиологические потребности.
5. Влияние ближайшего окружения, бесконтрольность, чувство безнаказанности.
Задание 6.
Вопрос 1. Какие элементы входят в психологическую структуру юридической деятельности?
1. Знания, навыки и умения юриста.
2. Социальный и личный опыт юриста.
3. Мотивы, цели, средства, действия, результаты работы.
4. Обстоятельства, нормы права, требования руководства.
Вопрос 4. Для какой категории лиц характерна сосредоточенность на внешнем оформлении образа партнера по общению?
1. Для пожилых людей.
2. Для женщин.
3. Для подростков.
4. Для мужчин.
5. Для лиц творческих профессий.
Вопрос 5. Что включает в себя проксемические средства общения?
1. Интонацию, дикцию, темп речи.
2. Смех, плач, вздохи, аплодисменты.
3. Мимику.
4. Жесты.
5. Позы, дистанцию общения, движения по отношению к партнеру.
Задание 11.
Вопрос 1. Какие способы обмана Вы знаете? Что из перечисленного не относится к ним?
1. Умолчание.
2. Селекция.
3. Искажение.
4. Конструирование.
5. Фантазия.
Вопрос 2. Каковы типичные причины самооговора подозреваемого?
1. Уйти от наказания за более тяжкое преступление или отвести подозрение от другого преступника.
2. Слабодушие.
3. Ложное понимание товарищества.
4. Эмоциональная неустойчивость.
5. Растерянность.
Вопрос 3. Какие особенности речи подозреваемого могут говорить о его виновности и попытке обмануть юриста?
1. Подчеркивание своей честности, уклончивые ответы на прямые вопросы, клятвы в невиновности.
2. Самоуверенный тон речи.
3. Агрессивность, обвинения юриста в необъективности.
4. Многословие, обмен информации.
5. Невнимательность.
Вопрос 4. В какой последовательности возрастает достоверность показаний, передаваемых при помощи вербальных и невербальных средств общения?
1. Дистанция общения, содержание информации, эмоциональность речи, мимика, позы и жесты.
2. Эмоциональность речи, позы и жесты, мимика, содержание информации, дистанция общения.
3. Содержание информации, эмоциональность речи, дистанция общения, поза и жесты, мимика.
4. Позы и жесты, мимика, дистанция, содержание, эмоциональность речи.
5. Мимика, поза и жесты, дистанция, эмоциональность, содержание.
Вопрос 5. Свидетель умышленно изобразил поведение потерпевшей при изнасиловании как провокационное, подчеркивая невиновность обвиняемого. Какой способ обмана он использовал?
1. Умолчание.
2. Конструирование.
3. Искажение.
4. Затрудняюсь ответить.
5. Селекция фактов.
Задание 12.
Вопрос 1. Чем определяется существование мотивационного барьера при переговорах с преступниками?
3. Характером поведения и особенностями речи преступников.
4. Различными задачами, потребностями и способами действий сторон по достижению цели.
5. Наличием у сторон своего “образа врага” партнера по общению.
Вопрос 2. Для достижения психологического контакта с преступниками при переговорах применяются различные способы. Какой из приведенных способов неприменим?
1. Создание имиджа объективного человека.
2. Создание образа особо осведомленного человека в делах и проблемах преступников.
3. Оперативность информации.
4. Точное прогнозирование поведения преступников.
5. Твердые гарантии их освобождения от уголовного преследования и наказания.
Вопрос 3. Каково оптимальное соотношение методов рационального и эмоционального воздействия на преступников при ведении с ними переговоров по освобождению заложников?
1. а. 50% на 50 %.
2. б. 70% на 30%.
3. в. 30% на 70%.
4. г. 10% на 90%.
5. д. 90% на 10%.
Вопрос 4. Какой из перечисленных способов воздействия противоречит требованию метода убеждения и затрудняет процесс переговоров?
А) Психологические аспекты деятельности психолога;
Б) Психологические особенности трудовой деятельности человека;
В) Онтогенез различных психических процессов.
7. Возрастная психология изучает …
А) Психологию развития;
Б) Психотерапию;
В) Онтогенез различных психических процессов.
8. Первые представления о психике связаны с …
А) Гуманизмом;
Б) Детерминизмом;
В) Анимизмом.
9. Платон считал, что мужество размещается в …
А) Груди;
Б) Голове;
В) Брюшной полости.
10. По мнению Аристотеля, особой формой интеллектуальной активности является …
А) Нус;
Б) Мышление;
В) Память.
11. Отцом психологии как науки называют …
А) Аристотеля;
Б) Гераклита;
В) Сократа.
12. В античной медицине Гиппократ разработал учение о …
А) Четырёх типах темперамента;
Б) Ощущениях;
В) Мышлении.
13. В России первая психофизиологическая лаборатория была организована …
А) В 1885 г.;
Б) В 1861 г.;
В) В 1870 г.
14. А.Н. Леонтьев разработал …
А) Культурно-историческую теорию развития высших психических функций;
Б) Структуру психического отражения;
В) Психологическую теорию деятельности.
15. З. Фрейд под бессознательным понимал …
А) Нереализованные влечения;
Б) Бред;
В) Сновидения.
16. Ощущением называется …
А) Продукт переработки центральной нервной системы;
Б) Психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений;
В) Значимые для человека раздражители.
17. Экстерорецептивные ощущения – это …
А) Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
Б) Ощущения жажды и боли;
В) Мышечные ощущения.
18. Адаптацией ощущений называется …
А) Изменение ощущений;
Б) Повышение чувствительности;
В) Приспособление к изменившимся условиям.
19. Восприятием называется …
А) Процесс переработки поступившей информации;
Б) Процесс формирования образов предметов и явлений;
В) Появление образов предметов и явлений.
20. Апперцепция характеризует зависимость восприятия от …
А) Ощущения;
Б) Прошлого опыта и содержания деятельности;
В) Сознания.
21. Иллюзиями называют …
А) Слабые восприятия;
Б) Фантастические восприятия;
В) Ошибочные восприятия.
22. Оперативная память – это …
А) Потенциально полезная информация, необходимая для решения актуальных проблем;
Б) Кратковременная информация;
В) Переработанная информация.
23. Педагогика – это наука о сущности, закономерностях и организации …
А) Педагогического процесса;
Б) Развития;
В) Обучения.
24. Предмет педагогики – это …
А) Процесс образования;
Б) Реальный целостный педагогический процесс;
В) Процесс обучения.
25. Труд «Великая дидактика» принадлежит перу …
А) Я.А. Коменского;
Б) Квинтилиана;
В) М.В. Ломоносова.
26. Образование – это …
А) Процесс освоения уровней определённой системы знаний;
Б) Результат освоения уровней определённой системы знаний;
В) Всё верно.
27. Воспитание – это …
А) Процесс формирования личности человека;
Б) Процесс усвоения знаний, навыков и умений;
В) Принуждение.
28. Обучение – это …
А) Процесс формирования личности человека;
Б) Процесс усвоения знаний, навыков и умений;
В) Всё правильно.
29. Основные принципы образования закреплены в …
А) Конституции Российской Федерации;
Б) Законе РФ «Об образовании»;
В) Государственной образовательной программе.
30. В систему образования в России в современных условиях не входит …
А) Парламентский контроль;
Б) Государственные образовательные стандарты;
В) Органы управления образованием.
31. К образовательным относятся следующие программы …
А) Начального дошкольного образования;
Б) Начального общего образования;
В) Основного среднего образования.
32. К принципам организации педагогического процесса относятся …
А) Научность, наглядность, преемственность;
Б) Классовость и партийность;
В) Толерантность и культуросообразность.
33. Термин «дидактика» ввёл в педагогику …
А) Я.А. Коменский;
Б) В. Ратке;
В) К.Д. Ушинский.
34. Предметом дидактики является процесс …
А) Развития;
Б) Обучения;
В) Воспитания.
35. Принципы обучения – это руководящие …
А) Правила;
Б) Идеи;
В) Принципы.
36. В традиционной классификации не существует метода обучения …
А) Практического;
Б) Наглядного;
В) Технического.
37. Средства обучения – это …
А) Машины, расположенные между педагогом и учащимся;
Б) Объекты, расположенные между педагогом и учащимся;
В) Материалы, расположенные между педагогом и учащимся.
38. Формы организации обучения – это …
А) Организационные формы;
Б) Виды учебных занятий;
В) Типы учебных занятий.
39. Воспитание – это процесс эффективного …
А) Общения;
Б) Взаимодействия (сотрудничества);
В) Развития.
40. Цели воспитания бывают …
А) Федеральными и региональными;
Б) Общими и индивидуальными;
В) Массовыми и личными.
41. К принципам воспитания относятся …
А) Связь с жизнью;
Б) Гуманизация;
В) Всё верно.
42. Методы воспитания – это …
А) Направления воспитательной работы;
Б) Пути воспитательной работы;
В) Способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых.
43. К организационным формам воспитания не относятся …
А) Индивидуальные формы;
Б) Массовые формы;
В) Личные формы.
44. Самовоспитание – это …
А) Специально организованная встречная активность личности;
Б) Процесс самосовершенствования;
В) Процесс саморазвития.
45. Самовоспитание начинается с …
А) Осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности;
Б) Мотива;
В) Постановки цели деятельности.
46. К формам и методам самовоспитания не относится ...
А) Самокритика;
Б) Самопознание;
В) Самовнушение.
ВАРИАНТ 2
1.1. Нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью (массовидные социальные явления): пьянство, преступность, фанатизм, тоталитаризм это - …
а) массовые социальные явления;
б) социальные отклонения;
в) динамика отклонения.
1.2. Назовите количественные и качественные характеристики социальных отклонений.
а) уровень, структура и динамика;
б) пьянство, преступность, фанатизм;
в) массовость, устойчивость и распространенность.
1.3. От каких факторов зависит уровень (коэффициент) отклонения?
а) поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты.
б) поведение, управляется чувством собственной грандиозности
в) поведение, проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности погруженности в мир собственных фантазий.
1.12. Какое поведение противоречит правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей и что включает в себя любые действия или бездействие запрещенные законодательством?
а) антисоциальное поведение
б) асоциальное поведение
в) аутодестуктивное поведение
1.13. Сколько видов нарушений поведения в детском и подростковом возрасте включает в себя классификация Р.Дженкинс?
а) 6
б) 7
в) 8
1.14.Критерий нормы, который отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности называется…
а) индивидуально-психологический;
б) статистический;
в) социально- нормативный;
1.15. В соответствии с негативным подходом в психологии нормальный (здоровый) человек – это тот, у кого отсутствуют…
а) физические нарушения;
б) аномалии;
в) психические нарушения;
1.16. Какие методы (нормы) математической статистики используются для получения эталона (условной группы людей без аномалии)?