Зак-во,как и право,имеет свою систему,под кот. понимается его внутр. строение.Различие по след. Основаниям:1)если первичным элементом системы права явл. норма,то элементом системы зак-ва-нормат. акт;2)если система права выступает в качестве содержания,то система законодательства-в кач. формы;3)если система права склад-ся объективно в соот. с сущ-щими общест. Отнош-ми,то система зак-ва преимущ. субъективна,т.к. зависит от законодателя;4)если система права имеет первичный х-р,то система зак-ва-производный(первая служит исходной базой для 2ой);5)если система права имеет только горизонтальное(отраслевое)строение,то система зак-ва еще и вертикальное(федеративное,иерархическое);6)система права и система зак-ва различаются по объему:зак-во,с одной стороны,не охватывает всего разнообразия нормативности(ведь кроме зак-ва право оформляется и в юр. обычаях,и в нормативных договорах);а с др. стороны,включ. в себя кроме формулировок норм и иные элементы-преамбулы,названия разделов,глав,статей и т.п.
58. Пробелы в праве. Способы их восполнения
В стадии формирования правовой основы в процессе правоприменения могут возникнуть помехи из-за наличия в законодательствепробела, который представляет собой отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.
Пробелы в праве следует отличать от случаев полной неурегулированности социальной сферы, которая может быть ликвидирована лишь путем право-творческой деятельности.
Отличительная черта пробела в праве в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы, законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы - это своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических норм, которыенежелательны и, в принципе, должны быть исключены из общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.
С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может бытьпервоначальнойипоследующей.
Первоначальная имеет место в том случае, когда обстоятельства, требующие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировками нормативно-правового акта.
Последующая пробельность является следствием появления новых отношений в предмете правового регулирования в результате развития регулируемой социальной сферы, то есть той сферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Таким образом, в каком-то смысле образование последующих пробелов в законодательстве - явление закономерное, хотя в таких ситуациях в полной мере себя должно проявлятьправовое прогнозирование.
В принципе, пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права, пробел в праве можно восполнить еще в процессе реализации права, а именно — в процессе правоприменения.
Традиционно в юриспруденции выделяютдва способа восполнения пробелов в праве -аналогию законаианалогию права. Некоторые авторы в качестве еще одного способа называютсубсидиарное применение права.
Аналогия закона (думается, что правильнее в этом случае говорить об аналогии правовой нормы) предполагаетсоблюдение ряда условий:
а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;
б) отсутствие адекватной юридической нормы;
в)существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правопри-менитель.
Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.
Аналогия права представляет менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагаетсоблюдение следующих условий:
а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;
б) отсутствие адекватной юридической нормы;
в)отсутствие аналогичной нормы.
В литературе отмечается, что в этой ситуации правоприменитель должен в решении юридического дела исходить из общих начал и смысла законодательства. На практике это означаетиспользование принципов - общих, межотраслевых, отраслевых, принципов институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.
Применение аналогии права при наличии аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной, будет ошибкой правоприменителя.
Субсидиарное применение права (от слова «subsidium» — помощь) — это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой -родственной отрасли права. Такое возможно, например, между нормами гражданского права и семейного, административного и финансового права. Понятно, что субсидиарное применение не имеет смысла, если аналогичная норма имеется в той же отрасли права.
По нормам международного права недопустима аналогия в сфере уголовного права.