Законотворчество– это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм.
Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах.
Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности.
Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права.
В законотворческой (нормотворческой) деятельности законодательдолжен основываться на определенных общих принципах –основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает качество иэффективность всей системы права.
Основными принципами законотворческого процесса выступают следующие исходные положения.
Во-первых, это научный характер законотворчестваи его связь справоприменительной практикой.
Принцип научности выражается в использовании достижений науки, приемов и методов научного анализа в законотворческом процессе.
Органы законодательной власти при разработке и принятии юридических норм изучают объективные потребности развития социальной жизни, обосновывают необходимость и целесообразность правового регулирования существующих общественных отношений.
Только в этом случае юридические нормы будут эффективными в механизме правового регулирования.
Научная обоснованность законотворческой деятельности – необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм.
Во многом это зависит от высокого профессионализма и компетентности тех, кто занят разработкой и научной экспертизой законопроектов.
Научная экспертиза принимаемых законопроектов дает возможность выявить, насколько они отвечают предъявляемым требованиям.
Научная обоснованность принятия юридических норм особенно возрастает в наши дни, когда общественная жизнь выдвигает на передний план новые проблемы правового регулирования социальных отношений.
А для этого нужна четкая научно обоснованная политика в области законодательного процесса, которая могла бы своевременно выявить недостатки существующей нормативно-правовой базы, избежать просчетов в процессе дальнейшей законодательной деятельности. Необходима научно обоснованная концепция развития законодательства во взаимосвязи с экономическими, политическими и социальными реформами.
Во-вторых, это принцип законности, который предполагает строгий учет иерархии правовых норм, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами государственной власти. Конституция РФ закрепляет принцип верховенства Конституции и законов Российской Федерации по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам.
Подзаконные нормативные акты, принимаемые органами государства, должны соответствовать законам. Верховенство законов обеспечивает строгое соответствие всех норм права иерархической структуре системы права и их эффективную реализацию.
В-третьих, принцип демократизма,который проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов представительными органами государственной власти, а также в широком привлечении граждан к законотворческой деятельности.
Принцип демократизма предполагает непосредственное участие народа в законотворческой деятельности, а также учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов.
Народ участвует в законотворческом процессе через своих представителей (депутатов), а также
через свои общественные организации, которые выступают с законодательной инициативой. Конституция РФ предусматривает возможность принятия наиболее важных законопроектов (Конституция государства и др.) путем непосредственного всенародного голосования – референдума, что является наиболее ярким проявлением демократизма законотворчества. Законы, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу.
В-четвертых, в процессе законотворчества должен соблюдаться принцип системности, который предусматривает внутреннюю логику построения права и изложения всей системы юридических норм, в том числе отраслей и институтов права.
Принцип системности также предполагает соответствие региональных законов федеральным законам, их согласованность и непротиворечивость, т. е. единство всей системы законодательства страны.
Разработка законопроектов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта, редактирование его окончательного текста.
В ходе нормотворческой деятельности необходимо соблюдать конституционно установленную процедуру подготовки и согласования. законодательных актов, их принятия и вступления в силу.
Процедура законодательной деятельности представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:
1) законодательная инициатива;
2) обсуждение законопроекта;
3) принятие закона;
4) подписание и обнародование закона.
Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно- правового акта или же подготовленного законопроекта.
Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, законодательный орган обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или нет.
Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, СоветуФедерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы,Правительству Российской Федерации, законодательным(представительным) органам субъектов Российской Федерации. Эти органыпользуются правом законодательной инициативы в полном объеме, т. е. онимогут вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу,относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведениюРоссийской Федерации и ее субъектов. Право законодательной инициативы
принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Перед внесением законопроекта в законодательный орган проводится большая работа по его подготовке.
Принимается решение о подготовке законодательного акта и разрабатывается общая концепция будущего закона.
Необходимо четко определить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательного акта, и каков при этом должен быть объем правового регулирования.