Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормы права и основные источники (формы) права в различных правовых системах



СЕМИНАР ПО ПРОБЛЕМАМ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Правотворчество и реализация права.

Понятие, субъекты и виды правотворчества.

Правотворчество– деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

 

Субъектамиправотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.д.), наделенные соответствующими полномочиями, а так же народ при вынесении законов на референдумы.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах.

Правотворчествохарактеризуется тем, что:

 

А) представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

Б) основная его продукция – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах, договорах, обычаях, прецедентах;

В) это важнейшее средство управления обществом, где формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

Г) уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества;

 

Правотворчеству присущи следующие принципы:

 

Научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества);

Профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди: юристы, управленцы, экономисты и т.д.)

Законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

Демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процессуальных норм и институтов в обществе);

Гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации);

Оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов);

 

Виды правотворчества:

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды:

 

А) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума»

Б) правотворчество государственных органов (Государственной думы, Правительства);

В) правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, министра);

Г) правотворчество органов местного самоуправления;

Д) локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении);

Е) правотворчество общественных организаций (профсоюзов)

 

В зависимости от значимости правотворчество делиться на:

Законотворчество (правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

Делегированное правотворчество(нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента);

Подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами и т.д.)

 

 

Нормы права и основные источники (формы) права в различных правовых системах.

Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец(модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях.

Норма права – это особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки.

Правовым нормам должны быть свойственны все признаки, характерные для права.

Это такие признаки, как свобода, равенство, справедливость, общеобязательность, нормативность, системность.

Признаком правовой нормы является, во-первых, ееформальная определенность.

Это свойство не только позволяет выделить норму права изсловесной оболочки того или иного источника права, но и определитьструктуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести нормуправа с конкретной ситуацией, с ее участниками.

Формальнаяопределенность характеризуется тем, что норма права выражена вписьменной форме, т. е. имеет государственно-признанную формувыражения: форму закона, нормативного договора и т. д.

Во-вторых, юридическая норма имеет общеобязательный характер.

Норма права – это общеобязательное веление, выраженное в форме государственного предписания, которое носит безусловный (императивный) характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано, неважно, касается ли оно создания того или иного способа жизнедеятельности, т. е. для возможного, дозволенного поведения или же направлено на строго обозначенное обязательное поведение.

В случае нарушения правила поведения субъект отношений несет заранее установленные негативные последствия.

 

В-третьих, юридическая норма имеет предоставительно-обязывающий характер.

С одной стороны, она предоставляет субъектам правоотношенийопределенную свободу действий, направленных на удовлетворение своихинтересов или потребностей.

Чаще всего такие нормы содержатся в частномправе, а в публичном праве, наоборот, речь идет об обязывающих нормах.

Системность– еще один признак нормы права. Этот признак характеризует свойство нормы права быть в определенной связи с другими нормами, с правовым институтом, отраслью права. Юридическая норма всегда представляет собой часть единого целого – системы права.

Только в рамках системы правовая норма может функционировать и решать стоящие перед ней задачи по регулированию и охране общественных отношений.

Свои же подлинные правовые свойства она обретает в органичном единстве с другими юридическими нормами и иными правовыми явлениями.

Системность характеризует иерархию правовых норм, их первичность и вторичность.

Примером может служить разделение правовых норм по видам, по иерархии актов, в которых они содержатся: закон, подзаконные нормативные акты.

Юридическая норма это формально определенное общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно - обязывающий характер и официально установленное (санкционированное) государством.

В отечественной юриспруденции под «источниками права»традиционно понимаются внешние формы выражения (установления) правовых норм.

Под источниками права в формально юридическом значении понимаются внешние формы выражения правовых норм.

Форма права – это способ выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ официальной фиксации.

 

Под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:

· законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые

компетентными органами государственной власти и управления или

всенародным голосованием (референдумом);

· общепризнанные принципы и нормы международного права;

· юридический прецедент (судебный и административный);

· религиозные источники (священные писания, книги, трактаты);

· правовой обычай;

· нормативный правовой договор;

· доктрина, или юридическая наука.

 

1. Чаще всего правовые нормы содержатся в государственных правовых актах.

Нормативный правовой актявляется наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством.

Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе.

Нормативно-правовой актэто официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права.

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками.

Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности органов государства.

Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний,

содержащихся в нормативно-правовых актах.

Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания.

Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.

 

Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением определенной процедуры.

Так, например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе. Статья 116 этого Регламента закрепляет положение, что «рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях».

Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.

В-третьих, нормативно-правовой акт имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам.

В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни.

А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему.

 

В-четвертых, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия.

Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в

самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового.

Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с их распространением на территории государства.

Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства.

Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

 

В-пятых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью.

 

2. Общепризнанные принципы и нормы международного праваимеют приоритет перед законами или иными источниками внутригосударственного права.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Данное положение Конституции РФ предусматривает прямое действие норм международного права в случае их противоречия нормам национального права.

Так ст. 69 Основного Закона закрепляет, что «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

 

3. Юридический прецедентсоздается в тех случаях, когда в силу неопределенности или противоречивости нормативных предписаний суд создает новые нормы права вследствие обнаруженных пробелов в праве при отсутствии соответствующего нормативно-правового акта. Различают судебный и административный прецеденты.

В настоящее время правовой прецедент является одним из основных источников права там, где действует англосаксонская правовая система (в Англии, США, Канаде, Австралии, Индии), и имеет место в тех случаях, когда общеобязательная сила придается решениям суда по конкретному делу и такое решение становится общеобязательным для других аналогичных дел.

В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона.

Суд обязан вынести решение по такому делу, и оно впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

Если существует прецедент, то судебная практика может выработать нормы права.

Принцип прецедента означает, что суд руководствуется накопленной практикой.

Акты судебной практики обобщаются высшими судебными органами и дают разъяснения по ним.

 

4. Священные религиозные книги(Талмуд, Библия, Коран) являются одним из древних источников права и сохраняют свое значение в традиционалистских правовых системах.

В них содержатся религиозные нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных.

В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, что является отличительной особенностью данной правовой системы. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране– собрании изречений пророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом.

Юридические положения мы находим в строфах Корана (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»).

Это строфы (их определенное количество), которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25).

Вторым по значимости источникоммусульманского права является Сунна – сборник преданий о пророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях.

Третьим источником мусульманского права считается иджма(или единое соглашение мусульман-

ского общества), которая используется для углубления и развития легального толкования божественных источников.

Четвертый источник – кияс, или суждение по аналогии.Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне.

5. Юридический обычай– один из наиболее древних источниковпозитивного права.

Он был распространен в эпохи Древнего мира и средневековья (Законы Хаммурапи, Законы XII таблиц, Законы Ману, Русская Правда, Салическая Правда и т. д.).

Юридический обычай – это исторически сложившееся, укоренившееся в результате постоянного и единообразного применения правило поведения, и благодаря этому ставшее устойчивой нормой поведения, санкционированное затем государством.

Правовой обычай – это такое правило поведения, в котором содержится отсылка к законодательству.

Однако в современных условиях роль правового обычая как источника права невелика, и он сохраняет свою значимость лишь в тех случаях, когда закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу правового регулирования.

Не каждый обычай выступает в качестве источника права. Источником права является только правовой обычай.

Правовым обычай становится тогда, когда в законодательстве государства содержится ссылка на него и государство придает ему обязательную юридическую силу.

Поэтому отличительная особенность правового обычаязаключается в том, что он санкционирован государством и ему присущи те же признаки, что и правовой норме.

Англия – страна, где обычаям (custom) придается самое большое значение.

Здесь писаное законодательство строится на обычаях, и они могут быть даже источником конституционного права.

Английские обычаи спасают Англию от английских правовых законов.

При этом законодатель должен хорошо знать обычаи страны.

 

6. Договоры нормативно-правового содержания.

Нормативный правовой договор как источникправа признается во всех правовых системах.

В развитом гражданском обществе он становится едва ли не главной юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов.

Нормативные договоры не только устанавливают права и обязанности участников правоотношений, но и могут быть направлены на установление общеобязательных правил поведения, адресованных субъектам права на неопределенное время.

Нормативный договор очень развит в области международных отношений.

Международный договор – это соглашение между государствами, устанавливающее общее правило поведения в виде взаимных прав и обязанностей.

Во внутригосударственном праве нормативные договоры как источник права имеют место в конституционном, гражданском, трудовом праве.

Нормативно-правовой договор характеризуют следующие основные признаки:

· содержание норм общего характера;

· добровольность заключения, т. е. свободное волеизъявление

сторон;

· равенство сторон как партнеров;

· согласие сторон по всем существенным аспектам договора;

· эквивалентный, чаще всего возмездный, характер;

· взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

· законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силу.

 

7. Доктрина, или юридическая наука– это изложение правовыхпринципов, правил поведения в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение.

Доктрина как источник права признавалась в Древнем Риме.

Римские юристы, авторитет которых был чрезвычайно высок, имели право давать разъяснения, которые были обязательны для судов.

В настоящее время доктрина признается как источник права в Англии.

Суды при рассмотрении дел ссылаются на трактаты юристов.

А в мусульманском праве доктрина признается как важнейший источник права.

Например, в законодательстве некоторых стран (Египет, Ливан, Сирия, Судан) судьи при рассмотрении семейных дел применяют «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».

 

Национальные правовые системы современных государств, помимо общих черт, в свою очередь, имеют свои характерные особенности источников права.

Так, например, во Франции – классической стране романо-германской системы права, которой присуща ведущая роль законодательства, – в сфере административного права в связи с существованием развитой системы административной юстиции (специальной системы для рассмотрения административных дел) ощущается огромное влияние специфического судебного прецедента – решений судов административной юстиции.

Главную роль в создании таких прецедентов играет Государственный совет Франции, являющийся высшей инстанцией административной юстиции.

В отличие от континентальной (романо-германской) правовой системы, где основным источником права являются нормативно-правовые акты, в англосаксонской системе права (системе «общего права»), наоборот, основным источником права является судебный прецедент.

В некоторых. странах основным источником права выступают религиозные источники, например, в мусульманском праве – Коран.

В современных государствах Африки наряду с «обычным правом» действуют законодательные акты и акты судебной власти.

В современном российском законодательстве и в теории права в формальном юридическом смысле доктрина не признается источником права, а в широком смысле – признается.

Комментарии к законодательству ведущих ученых – юристов и практиков, хотя и не являются официальным источником права, но применяются юристами в правоприменительной практике для разъяснения положений нормативно-правовых актов.

 

 

Источниками права в Российской Федерации являются:

 

права и свободы человека и гражданина,

общепризнанные принципы и нормы международного права,

нормативно-правовые акты,

нормативно-правовые договоры,

судебный прецедент,

правовой обычай.

 

А) Основные права и свободы человека – это основа законов, их смысла и содержания, а значит источник законности иных источников права.

Б) Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а значит, являются одним из важнейших источников права.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.