Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы правления в различных типах государства



Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных орга­нов. а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактичес­ки — парламент и правительство во главе с премьер-министром; США — республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две груп­пы: монархии и республики.

Монархия (в пер. с греч. — власть одного) как форма правле­ния иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

1) существование единоличного главы государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая явля­ется верховной, нераздельной и суверенной (независимой),

3) наследственный порядок передачи власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридическая безответственность монарха,

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную мо­нархию.

Дляабсолютной монархии характерно отсутствие предста­вительных учреждений народа, сосредоточение всей государствен­ной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чинов­ников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему ус­мотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государствен­ной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) н зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на пра­вительство не оказывает, как, например, в России до революции 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может нало­жить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющих силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституци­онной) свойственно ограничение власти монарха как в законода­тельной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что фор­мально главу правительства и министров назначает монарх, пра­вительство несет ответственность не перед ним, а перед парла­ментом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция. Великобритания).

Существует несколько систем наследования престола:

1) кастильская, принятая а странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значениепринаследовании престала имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;

2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры занять престол;

3) австрийская — самая жесткая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царском роду вообще но останется мужчин.

Республика (в пер. с лат. — дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республике присущи следующие признаки:

1) правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;

2) республиканское правление основано на принципе разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) в формировании власти участвует народ, в процессе выбо­ров власти могут применяться различные избирательные систе­мы, одни менее, другие более демократичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два ос­новных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединени­ем в его руках полномочий главы государства и главы правитель­ства. Поскольку президент и правительство избираются внепарла­ментским путем, то эти институты власти в определенных ситуа­циях могут политически противостоять парламенту. Президентс­кая республика создает благоприятные предпосылки для сосредо­точения в руках президента больших полномочий, что стабилизи­рует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монар­хические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонацио­нальный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, та­ких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современной России, поэтому вопрос выбора вида рес­публики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президент­ской республики.

Парламентская республика характеризуется провозглаше­нием принципа верховенства парламента, перед которым прави­тельство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламен­те. Хотя президент формально наделяется большими полномочия­ми, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуще­ствление государственной власти, как, например, в Германии. Пар­ламентская республика — менее распространенная форма правле­ния,чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндии, Турция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют, и другие виды республики: cyперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) респуб­лики.

Следует заметить, что форма правления не может быть выб­рана произвольно. Во многом она зависит от уровня сознания лю­дей, проживающих в данном государстве. В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмот­ренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления ха­рактерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной влас­тью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример — Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламен­та по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конститу­ции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непре­одолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие 'президента за­креплено конституцией не только России, но и Франции).

По окончании установленного законом срока истекают пол­номочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. Сле­довательно, республиканская форма правления в наибольшей сте­пени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государствен­ной власти получают закрепление в конституции страны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.