Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и классификация юридических (фактических) составов



Сложные юридические факты не следует смешивать с юридическим составом Фактический состав - это система юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий - возникновения, прекращения и изменения правоотношения. Пример' для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельство (плюс сам акт призыва) порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы. Отличается от сложного юридического факта тем, что фактический состав состоит из нескольких юридических фактов. Если сложный юридический факт - это сложное многоаспектное (но целостное) явление, то фактический состав - это система (комплекс) явлений. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов -юридических фактов, но и соблюдение определенного порядка их накопления в фактическом составе.

Классификация фактических составов:

1. Поавообоазуюшие. поавоповкрашаюшие. праве/изменяющие. Правовые последствия, связанные с фактической предпосылкой, могут выражаться в создании, изменении, прекращении правоотношений. Такая классификация распространяется на фактические предпосылки относительных, абсолютных и общерегулятивных правоотношений.

2. Однородные и комплексные составы:

1) составы одной отрасли;

2) объединенные юридические факты из различных отраслей.

3. Завершенные и незавершенные:

1) такие, в которых процесс накопления закончен и, в результате юридические последствия наступили;

2) отсутствует один или несколько элементов.

4. По критерию структурной сложности:

1) составы с независимым накоплением элементов - для возникновения правовых последствий требуется одновременное существование всех элементов. Порядок накопления не имеет значения;

2) составы с последовательным накоплением элементов, т.е. при нарушении порядка накопления влечет юридическую недействительность данного фактического состава;

3) составы, построенные с использованием различных структурных принципов.

5. По волеизъявлению. Эту группу составов можно назвать «активной», они связаны с индивидуальным волеизъявлением.

1) фактический состав, включающий 1 или несколько волеизъявлений субъектов - физических или юридических лиц.

2) фактический состав, содержащий 1 или несколько властных волеизъявлений должностных лиц или компетентных государственных органов,

3) сочетание властных и невластных волеизъявлений других субъектов права;

4) фактический состав со сводным волеизъявлением субъектов, где субъект вправе проявить и не проявить свою волю;

5) фактический состав с ограниченной свободой волеизъявлений субъекта. Субъекту предоставлено право или проявить свою волю, или не проявить ее.

6. Составы с элементом конкретизации. Этот элемент - решение суда, организационного управления, акты иных органов:

1) по направлению конкретизации:

а) конкретизация фактической предпосылки (гипотезы нормы);

б)конкретизация фактического последствия (конкретизация диспозиции или санкции);

в) конкретизация и фактические предпосылки и фактические последствия (одновременно и гипотезу и диспозицию (санкцию)

2) по объему:

а) с альтернативной конкретизацией имеют место в тех случаях, когда соответствующий субъект выбирает один из нескольких указанных нормой вариантов фактической предпосылки;

б) с факультативной конкретизацией - один из возможных вариантов предусмотрен как основной, а другой реализуется в порядке исполнения;

в) с ситуационной конкретизацией - конкретизация производится в соответствии с обстоятельствами дела с учетом данной ситуации.

 

Понятие нормы права.

НП - исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное формально-определенное правило поведения, являющееся государственным регулятором ОО. Особая разновидность социальных норм наиболее развитая, выражающая высшую нормативность права.

Признаки НП:

1. Государственно-властный характер (исходит от государства - НП санкционирована либо правотворчество признано государством).

2. Государственный регулятор ОО.

3. Устанавливается, изменяется, отменяется в порядке, официально установленном государством.

4. Содержат четкое описание внешних границ человеческого поведения.

5. Имеют ясно обозначенную санкцию за их нарушение.

6. Неперсонифицированный характер.

7. Рассчитаны на заранее определенное число случаев

8. Способствуют удовлетворению общесоюзных потребностей. Нормы права - общее правило поведения, созданное сознательной человеческой деятельностью, которому следуют субъекты.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.