Практикуйтесь в умении слушать внимательно, целенаправленно, ничего не пропуская. Стивен Кови, автор книги «7 привычек высокоэффективных людей» указывает следующее: «Стремитесь сначала понять и лишь затем - быть понятым. Слушайте с намерением глубоко понять». Большинство людей слушают отнюдь не с намерением понять; они слушают с намерением ответить. Торговые агенты и прочие специалисты по продажам часто делают указанную ошибку в чрезмерном рвении заключить сделку.
Позвольте познакомить вас с суперслушателем и суперпродавцом Джо Гандолфо. Джо продает больше полисов страхования жизни, чем любой другой человек в мире. Забудьте такой показатель, как миллион долларов в год, - случился такой год, когда Джо продал страховок на общую сумму в миллиард долларов. Да-да, это был именно миллиард. С такими верительными грамотами он заслуживает того, чтобы его выслушали. «Самая большая проблема специалистов по продажам состоит в том, что они слишком много говорят и недостаточно слушают, - говорит он. - Полагаю, что для торговою агента и всякого продавца есть хорошее правило, которому надо следовать: когда потенциальный клиент закончил говорить, нужно. прежде чем самому произнести хоть слово, мысленно посчитать до пяти. Тем самым вы будете уверены, что он ничего больше сообщить не хочет. Это очень важно».
Когда ваш клиент или поставщик говорит, то он по существу делится с вами тем, что ему хочется, чего не хочется и как он вообще себя чувствует. Он излагает вам его точку зрения. Разве дго не ценно? Однако слишком часто всё это упускается в спешной погоне за подписанием сделки. Иногда ваш подход к клиенту и презентация полностью готовы еще ранее, чем вы войдете в двери. А когда клиент говорит, вы только лицемерно делаете вид, будто внимательно выслушиваете его мнение, в то время как на самом деле всё время ждете секундной паузы, чтобы вставить слово и изложить собственные соображения насчет скорейшей продажи. В этом и состоит проблема. Мы думаем, будто уже заранее знаем, что они там собираются говорить. Мы думаем, что знаем, чего именно они хотят.
Получите урок от Джона Ф. Макдоннелла, бывшего президента авиационной корпорации «McDonnell Douglas»67, который постиг данный принцип на собственной шкуре. «Мы не всегда выслушивали то, что собирались нам сообщить клиенты, прежде чем начать рассказывать им, чего они хотят на самом деле».
Всё это быстро изменилось, когда фирма «Макдоннел-Дуглас» заметила, что цена ее акций на бирже резко падает. Инженеры и представители компании вскоре принялись регулярно работать со своими клиентами на местах, изучая всё, что только можно, относительно их потребностей. «Мы учились как можно больше слушать», - сказал Макдоннелл.
2. Слушайте сердцем, а не только умом.
Суть подлинного выслушивания не в том, что вы соглашаетесь с кем-то или предлагаете блестящие решения; она заключается в полном постижении того, какие проблемы испытывает другой человек и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане. Вы проживаете их вместе с ним, смотрите на них его глазами и через призму его ценностей. Вы вслушиваетесь не только в то, что сказано, но и в то, что не было произнесено, что осталось за скобками. Вы слушаете в поисках чувств, эмоций. Вы ощущаете, вы интуитивно улавливаете, вы нащупываете смысл, лежащий вне слов. Вы вслушиваетесь всеми пятью вашими чувствами. Лишь малая толика того, о чем вам сообщают, заключена в словах. Будьте восприимчивы ко всем сигналам и посылам, исходящим как от сознания, так и от подсознания. Доверьтесь своим инстинктам и тому, что вы чувствуете. Слушайте всеми пятью чувствами.
Грег Зингер управляет преуспевающей оптовой компанией по торговле продовольствием. Он рассказал мне, как однажды кто-то из числа самых крупных его клиентов заартачился по поводу увеличения цены на один из продуктов, поставляемых Гре-гом. «Я знал, что этот покупатель был под давлением необходимости срезать затраты, - поделился со мной мистер Зингер, - но как раз на том конкретном продукте наша прибыль и без того была ничтожной, и мы уже давно просрочили здесь с прибавкой цены, так что я отказался уступить хоть цент. Я не менял свою позицию и был прав, поступая таким образом. Но чего я не делал, так это не видел во всей полноте, как обстоит ситуация с его нуждами и желаниями. Я застрял на вопросе принципа. Вместо того чтобы чуть отступить и, возможно, даже немного потерять на том продукте, я не отдавал ни пяди территории, держась за свои аргументы и за логику того, почему я должен поднять цену. Мой потребитель неохотно согласился, но инстинктивно я знал, что он обиделся на это. Несколькими месяцами позже я целиком потерял данного клиента и уверен, что корни этого лежали в том самом инциденте. Теперь я всегда ставлю себя на место клиента и пристально вглядываюсь во всю ситуацию в целом, прежде чем что-нибудь говорить или делать. Я больше не хочу никогда терять еще хоть одного клиента из-за собственной близорукости».
3. Практикуйтесь не позволять разуму оценивать и планировать.
Следите за собой. Следите за тем, как вы отключаетесь и начинаете планировать, придумывая решения, - и всё это в то время, когда человек еще продолжает говорить. Ловите себя на этом. Осознание того, что вы так поступаете, - первый шаг к избавлению от данной привычки. Невозможно одновременно и по-настоящему выслушивать, и обдумывать, так что практикуйтесь в том, чтобы покончить с таким параллелизмом и только слушать. Будьте едины с другим человеком на все сто процентов; не думайте о решениях и ответах; они придут естественным путем. Только слушайте и внимайте всеми вашими пятью чувствами.
Когда наша чуткость глубока, а сознание остается спокойным и ясным, то у перспективного взгляда появляется глубина. При той ясности мышления, которую дает подлинное выслушивание, у нас имеется возможность видеть и слышать как всё то, что говорится фактически, так и те вещи, которые могли остаться невысказанными. Наш разум слышит и улавливает множество деталей, внимание обретает воистину проникновенный и задушевный характер, а чувства становятся по-настоящему глубокими. В моменты, подобные этому, мы чувствуем нашу тесную взаимосвязанность с собеседником и внутренне присущий нам обоим потенциал того, как мы можем помочь друг другу. Решения и озарения перестают таиться. Нам не требуется «вычислять» их; они приходят сами по себе, и им присуще больше мудрости, чем мы когда-либо могли себе вообразить.
Нужно слышать и понимать то, о чем нам стремятся поведать другие, и быть готовым изменить манеру, в которой мы слушаем. Мы должны включить в общение с окружающими другие важные аспекты, которые ранее, возможно, игнорировали. Первый шаг к этому - понять, сколько мы теряем из-за своих старых, давно сложившихся привычек.
Позвольте рассказать вам одну историю. Она случилась с моим коллегой после того, как мы провели весьма плодотворный вечер, обсуждая основные принципы умения слушать и беседуя о том, насколько часто мы по существу не слышим того, что говорят нам окружающие. Мы наметили снова собраться на следующее утро и продолжить наш разговор. Коллега встал в 6.30 утра и завтракал, когда на кухню пришла его маленькая дочь, чтобы присоединиться к нему. Жена еще спала. Прошла пара минут, когда девочка посмотрела на него и сказала: «Папочка, я тебя люблю». Он был на мгновение ошарашен, но, справившись с эмоциями, спросил у малышки: «А почему ты вдруг сказала это?» - «Папуленька! - ответила ему дочка, - я ведь говорю это тебе каждое утро».
«Я никогда не знал этого или же никогда раньше по-настоящему не слушал, что она мне щебечет», - честно сказал он при встрече. Мы оба просто продолжали молча сидеть в моем кабинете и ошеломленно смотреть друг на друга. Сколько же времени мы в процессе общения на самом деле отсутствуем?
РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ
Наше главное желание - человек, который заставит нас сделать то, что мы в силах.
Эмерсон
Почитание героев не должно исчезнуть вместе с юностью. Герои могут и должны быть для нас источником вдохновения и мотивации на протяжении всей жизни. Многие из самых известных и влиятельных людей, которых мы знаем, уже взрослыми стали формировать свою жизнь по образцу великих мужчин и женщин, замечательно преуспев в этом, а посему вы тоже можете так поступить.
Задолго до того, как стать одним из «Битлз», Джон Леннон боготворил многих из числа старых гигантов стиля «ритм-энд-блюз»68 вроде Чака Берри69 и Мадди Уотерса70. У него на стене висели фотографии обоих, и он использовал их в качестве источников вдохновения, когда впервые сам взял в руки гитару. Так он мог воображать, что является одним их них. Это были не только праздные мечтания, своего рода сны наяву, - такой подход позволяет высвободить из подсознания новые творческие идеи. Он дает нам возможность вырваться за рамки предвзятых ограничений. Это превосходный метод развития вдохновения и реализации творческого потенциала.
Вуди Аллен смотрел фильмы братьев Маркс сотни раз и мечтал о том, чтобы стать точно таким же забавным и талантливым. Нет никакого секрета в том, что на этого талантливого создателя кинофильмов весьма существенное влияние оказал Гручо Маркс.
Миллиардер Тед Тернер изучал в университете древнегреческих классиков. Его отец, весьма практичный бизнесмен, не мог понять, зачем сын тратит впустую время на подобные занятия. Он совершенно не понимал, что Тед формирует и настраивает свой разум с помощью образов легендарных греческих героев, которые ловили возможности, превращали безусловные поражения в победы и преодолевали неисчислимые препятствия, чтобы достичь своих целей. Во многом почти так же, как станет делать в своей последующей жизни сам Тед. Певица Уитни Хьюстон наблюдала за тем, как ее более старшая кузина Дионна Варвик71 выпускала хит за хитом, и не переставала мечтать о том, что однажды станет точно такой же. Ей повезло - у нее была родственница, которая стала для нее примером и образцом, когда Уитни пролагала себе путь к успеху72. Уитни имела возможность ходить, в студии звукозаписи, смотреть, как Дионна поет, наблюдать, как та ведет себя в различных ситуациях. Всё это оказало огромное воздействие на г-жу Хьюстон. но вам совсем не обязательно лично знать человека, чтобы моделировать себя по его подобию. Не надо даже хоть раз встречаться с этим человеком. Немногие из нас получают подобный шанс, но это не мешает всё же использовать воодушевляющие нас личности в качестве ролевых моделей или, иначе говоря, образцов для подражания.
Женщина-миллионер, владеющая фирмой по изготовлению одежды, однажды рассказала мне, как в первые годы своей деятельности, борясь за успех, черпала вдохновение от других благополучных и преуспевших женщин. У нее висели на стене портреты видных женщин, которые добились многого. Они стали ее наставницами. Каждый раз, когда она смотрела на указанные фотографии, изображенные на них женщины несли ее поддержку и призывали к дальнейшим действиям. Моя знакомая не уставала напоминать себе: если ее любимые женщины смогли сделать это, то и она тоже сумеет. И она действительно сумела.
У всех крупных компаний, которые гордятся своими блистательными достижениями, имеется то, что они называют «историями с полей битв». У IBM, Microsoft, ЗМ и Hewlett Packard - у всех есть давние истории про их служащих, которые в трудных обстоятельствах совершили настоящие трудовые - а иногда и не только трудовые - подвиги. То были люди, достигшие потрясающих результатов, мужчины и женщины, которые сделали невозможное, которые преодолели все преграды и победили.
Они стали частью эпоса этих компаний, наподобие народных сказаний, и сегодня продолжают вдохновлять других сотрудников, призывая их продолжать и развивать ту же традицию.
Всем нам необходимо знать, что цель, к которой мы стараемся прийти, действительно достижима. Возможно, это потребует почти сверхчеловеческих усилий, но мы должны верить, что если соберем в кулак и используем до конца все наши ресурсы и решительность, то всё намеченное может быть претворено в реальность. И именно здесь нам могут помочь наши герои: они могут доказать нам, что поставленные цели не являются не достижимыми.
Они также могут подсказать нам, как поступать в любой ситуации, особенно в трудной. В книге под названием «Подсознание может всё!» я упоминаю Наполеона Хилла, миллионера и автора бестселлера «Думай и богатей», который регулярно проводил воображаемые беседы со своими «невидимыми консультантами». Он выбрал девять человек, чья жизнь и деятельность производили на него наиболее сильное впечатление. Вечером перед тем, как лечь спать, Хилл закрывал глаза и представлял эту группу людей собравшимися вместе с ним вокруг его стола для совещаний. Он обсуждал с ними проекты, над которыми сейчас работал, и просил их о помощи и содействии. Хотя Хилл настоятельно подчеркивал, что все эти дискуссии происходили исключительно в его воображении, он в такой же мере непреклонен, что идеи, рожденные благодаря указанному процессу, привели его «на чудесные тропы смелых предприятий и богатства». Достигнутые результаты настолько поразили его, что он превратил подобные мысленные заседания в ежедневную привычку.
Такие наши современники, как первая леди Америки Хилла-ри Клинтон и гостеприимный телеведущий Ларри Кинг73, используют подобные методы воображаемых бесед и обращаются за советом к тем, кого уважают и кем восхищаются. Большинство людей предполагает, что все эти диалоги происходят только в воображении, но только ли там? Ведь есть отдельные люди, которые ощущают всё прошлое, настоящее и будущее содержащимся внутри данного момента. Нобелевский лауреат, физик Дэвид Бом, протеже Эйнштейна и один из наиболее уважаемых в мире специалистов по квантовой теории74, видит мир гологра-фическим и всегда существующим внутри рамок настоящего. Если такая модель действительности истинна, то проведение «реальной» беседы либо телефонного разговора с обитателем прошлого или будущего теоретически можно считать вполне возможным.
Хотя подобная гипотеза бросает вызов нашей логике, но отсюда никак не вытекает, что такое не может быть реализовано. Девятнадцатилетний Грэм Кирни твердо убежден, что может. Художник, обладающий потрясающим талантом, он начал рисовать в возрасте пяти лет. Его первая выставка состоялась в 1994 году, когда мальчику было всего четырнадцать, и немедленно была встречена шумным одобрением. Вскоре после этого Грэм стал получать заказы, и его картины теперь украшают вестибюли крупных отелей и дома состоятельных меценатов во всем мире.
Занимаясь оттачиванием своего мастерства живописца, Грэм воображал себя беседующим с великими художниками прошлого. «Всё обстояло так, будто они действительно находились со мной, - настаивает он. - Это было больше, чем только мое воображение. Я действительно ощущал их присутствие, руководящее мною». На самом ли деле этот одаренный молодой человек получал указания от великих мастеров кисти? Можем ли и мы сделать то же самое? Или в данном случае имеет место просто проявившаяся необычайным образом подсознательная реакция на требования, предъявляемые к себе? Но разве это имеет значение? По-видимому, нам никогда не будет дано знать этого наверняка, но сам данный процесс, тем не менее, обладает наглядно выраженной силой, и он доступен каждому.
Когда мы лепим себя по образцу тех, кто достиг величия, то берем за основу характер своих моделей, их силу и решительность. И очень скоро их успех ведет к нашему успеху, а в процессе этого мы заметно улучшаем себя.
Ролевое моделирование - эффективный и мощный шаг в деле достижения успеха, потому что оно наделяет нас вдохновением и призывает двигаться вперед, невзирая на временные неудачи. Оно также стимулирует творческое воображение и извлекает из подсознания мысли и озарения, которые не вышли бы наружу, не испытай мы такого вдохновения.
И давайте не забывать самый важный принцип, лежащий за всем этим. Независимо от того, что вы думаете по данному поводу, углубленное погружение в какой-то вопрос, сфокусированность на нем будет налагать отпечаток на подсознательную часть разума. Тем самым вы сможете запечатлеть в своем мозге как раз те качества, которыми восхищаетесь в своих наставниках. А это, в конечном счете, и есть самый большой подарок, который они могут нам дать. Так выбирайте же своих героев и образцы для подражания мудро, а потом позвольте им поднять вас к таким высотам, на достижение которых без их помощи вы даже не могли бы надеяться.
Часть III Сбалансированность
ДОСУГ
Лучше бездельничать и проиграть, чем вообще никогда не бездельничать.
Джерри Джиллис
Когда я выступаю в какой-либо корпорации перед собравшимися там руководителями и сотрудниками, то часто ошарашиваю аудиторию высказыванием, что ключ к их успеху - работать меньше, а не больше. И вот что я подразумеваю при этом.
Досуг столь же необходим для успеха, как и работа. Именно правильный баланс двух указанных составляющих позволяет вам действовать эффективно и последовательно. Никогда не забывайте этого.
Наиболее обычная ошибка в типичных на сегодняшний день трудовых навыках, как я это вижу, состоит не в недостаточно упорном труде (тут как раз всё в полном порядке), но в том, что люди не предоставляют себе достаточно времени для качественного досуга. А в результате страдают и они, и их работа.
Досуг - вовсе не награда за хорошо выполненную работу; досуг - это часть работы. И между двумя указанными подходами существует важное различие. Вы ведь не смазываете и не заправляете маслом свой автомобиль в конце длинной поездки - смазка и масло нужны вам в ходе путешествия, и тогда машина будет работать гладко и без проблем.
Досуг позволяет вам расслабиться и отдохнуть, отпустить вожжи, устроить голове перерыв. Это необходимо, поскольку именно в тот период, когда ум находится в расслабленном состоянии, вдали от цифр, сумм и крайних сроков, вы даете творческим идеям возможность выйти на поверхность и подать весточку о себе.
Университеты веками используют данный принцип. Они называют это творческим отпуском; профессорско-преподавательский состав каждые шесть или семь лет имеет право на творческий отпуск длительностью в один семестр с сохранением зарплаты. Педагоги часто продлевают такие отпуска на следующий семестр, но уже без оплаты. Их призывают использовать указанное свободное время, чтобы заниматься наукой или путешествовать, но самое важное чтобы уйти от повседневных обязанностей преподавателя. Стоящая за этим теория такова: после перерыва преподаватель или профессор возвратится восстановившим свое здоровье, полным энергии и бодрости, а также новых, животворных идей, которые, в свою очередь, обогатят университет и его студентов. Надо сказать, что данная теория хорошо подтверждается фактами.
Бёрк Стинтсон, старший менеджер корпорации «AT&T» по связям с общественностью, полностью убежден в пользе такой практики. Начиная с 199 2 года примерно 1500 служащих этой корпорации воспользовались творческими отпусками. «Мы рассматриваем их как средство, позволяющее нашим сотрудникам восстанови гься и принести потом на рабочее место новые навыки, умения и перспективы».
В консалтинговой фирме «Segal Company», базирующейся в нью-йоркском Манхэттене, сотрудники после десяти лет получают меся чный оплачиваемый творческий отпуск. После пятнадцати лет им предоставляется два месяца, а после двадца ги пяти лет - целых четыре.
«Segal» явилась одной из первых компаний, которые стали предлагать своим ветеранам творческие отпуска, инициировав данную программу еще в начале 1960-х годов. Это свободное время можно использовать на любые цели: можно заняться своим хобби, покрасить дом, пройти учебный курс или отправиться в путешествие. «Данная программа была начата в нашей фирме, исходя из следующих двух основных целей, - говорит Роберт Крински, глава и администратор программы творческих отпусков в фирме «Segal Company». - Во-первых, творческий отпуск-должен помочь человеку обрести новый перспективный взгляд на свою работу и жизнь, а это обладает огромисй ценностью. Во-вторых, другим сотрудникам фирмы тем самым предоставляется возможность возлагать на себя иные, новые для них обязанности».
В биотехнологической компании «Genentech», расположенной в южном районе Сан-Франциско, сотрудники, работающие на полной ставке, имеют право в дополнение к своим обычным ежегодным отпускам брать творческий отпуск продолжительностью шесть недель подряд, причем с полной оплатой. «Программа творческих отпусков - одна из нескольких наград, предоставляемых нашим сотрудникам в знак признания высокой степени интенсивности их труда и той самоотверженности, которых требует работа в «Genentech», - говорит Джуди Хейбоэр, вице-президент компании по кадровым вопросам.
«Высокая степень интенсивности труда». Звучит знакомо, не правда ли? Похоже, именно такова норма в сегодняшней практике трудовой деятельности, но как насчет сбалансированности?
«Часть деятельности всякой компании - это признание того факта, что в жизни каждого человека важна сбалансированность, - говорит Франк Филлипс, руководитель одной вашингтонской фирмы, занимающейся пенсионным консалтингом и управлением деньгами. - Мы здесь отнюдь не превозносим сплошных восьмидесятичасовых рабочих недель. На самом деле мы думаем, что человек, который вынужден работать в подобном режиме, в конечном счете, оказывается не очень-то разумным».
Нас учили, причем неправильно, что упорный труд - это путь к успеху. Упорный труд без балансирующего досуга почти всегда ведет к неудаче. Именно время досуга, чередующееся с работой, позволяет вам снова и снова возвращаться к своему проекту - посвежевшим, с новой энергией, бодростью и энтузиазмом.
Пока у подавляющего большинства из нас нет возможности брать годичный отпуск от своих занятий, а посему нужно тем более не забывать о необходимости продуктивно использовать на отдых все отпуска, уик-энды плюс случайно подвернувшиеся свободные деньки. Глупо и беспечно поступать иначе.
Интересно обратить внимание на следующее: многие знаменитые люди, добившиеся успеха в этом мире, признавались, что совершили свои самые крупные прорывы и великие открытия после того, как находили время на раздумья и переоценку взглядов. Это нетрудно понять, потому что, когда вы пребываете в состоянии ничегонеделания, ваше подсознание (творческий ум) интенсивно работает. Очень часто как раз в период праздности и безделья в голову приходят блестящие свежие идеи. Пол Бойер, Нобелевский лауреат 1997 года75, отдыхая в своем доме и любуясь видами Лос-Анджелеса, соглашается с этим: «Уход от всего этого, расслабление и отпускание вожжей более способствуют рождению новшеств, нежели непрерывная сосредоточенность на своем проекте».
Помните, именно сбалансированность работы и досуга - самый верный и прямой путь, который приведет вас к успеху. Выделите сегодня же вечером время и подумайте о десяти способах, с помощью которых вы можете пополнить свою неделю досугом. Что вам по-настоящему нравится делать? Что доставляет вам удовольствие? Дисциплинируйте себя таким образом, чтобы включить указанные действия в свой стандартный распорядок дня.
А для тех из вас, кто совершенно зря думает, будто не может позволить себе такую роскошь, как трату времени на досуг, у меня имеется специальное сообщение: так вот, вы не можете не позволить себе этого. Если вы действительно хотите систематически, день за днем работать качественно, то должны предоставлять себе качественный досуг. Всё остальное означает вводить себя в заблуждение. И в результате пострадает именно ваша работа.
Все мы видели и испытывали на себе то истощение физических и духовных сил, которое случается, когда человек сжигает себя избыточной работой. Как гласит мудрость дзэн-буддизма:
«Лук, который всегда держат туго натянутым, сломается». Это - факт, который мы игнорируем во вред себе, подставляюсь опасности. Отводите себе время на качественный отдых, расслабляйтесь и наслаждайтесь досугом, а также излюбленными занятиями, причем вовсе не потому, что вы ленивы, но потому, что вы хотите добиться успеха.
НЕСИТЕ В МИР ПЕРЕМЕНЫ
Вы сами должны быть тем изменением, которое хотите видеть в этом мире.
Как нести в мир перемены? Как ни странно, можете делать это посредством почти каждого действия, которое вы предпринимаете. Вы делаете это, когда вытираете лицо своему ребенку, когда утешаете и ободряете того, кто впал в депрессию, когда навещаете своих родителей или бабушку с дедушкой, когда поздравляете кого-то с хорошо сделанной работой. Чтобы нести перемены, вовсе не требуется изменять весь мир; нужно только стать более внимательным и заботливым.
Фей Стокхилл несет в мир перемены. Она отвечает за программу самоусовершенствования, которую ведет в тюрьмах, обучая заключенных позитивному мышлению и помогая им обрести чувство собственного достоинства. «Единственная вещь, которая у тамошних обитателей имеется в изобилии, - говорит она, - это время подумать». Она понимает также, что думы, которые посещают узников в тюрьме, несомненно предопределят, что случится с ними, когда они снова окажутся на воле. Поэтому она несет им помощь. Речь идет о всесторонне полезной, обогащающей, хорошо продуманной программе, созданной женщиной, которая заботится о людях, - и достигаемые результаты потрясают. Несколько раз я отправлялся в тюрьму вместе с Фей и наблюдал за ее работой. Фей - маленькая, немного застенчивая женщина, словом, последний человек, которого вы ожидали бы увидеть на работе такого рода, но она страстно верит в то, чем занимается. Когда она говорит о человеческом потенциале, ее глаза загораются. Заключенные любят ее, и каждый раз, когда Фей входит в камеру, их лица выражают уважение, которое они к ней питают.
Выслушивать этих взрослых людей, порой закоренелых или ожесточенных, разделять с ними их самые интимные и в большинстве своем тяжкие переживания, видеть их нараспашку открытыми и иногда плачущими - трудное испытание. Находясь там, в тюрьме. Фей всё время поддерживает их, ободряет и воодушевляет, питая своих подопечных позитивными выводами и заставляя их поверить в себя, потому что сама верит в них. Вы могли бы подумать, будто тюремные власти встречают ее с распростертыми объятиями. Вовсе нет. На каждом дюйме пути ей приходится бороться против бюрократии. Сначала ей платят, но потом, по истечении нескольких месяцев, в бюджете больше не оказывается денег. Это может привести в отчаяние. Но Фей переносит подобные неурядицы совершенно спокойно. Она продолжает свое дело, несмотря на все препоны, поскольку убеждена. что может нести в мир перемены.
Анна Авилес - учительница музыки в бесплатной средней школе № 161 нью-йоркского района Бруклин. Ее ученики-главным образом из неимущих семей, дети, которые не всегда верят в себя. Кто может винить их? Среда, окружающая этих ребят. дает не слишком много оснований для надежды. Но Анна верит в своих питомцев, и ее цель состоит в том, чтобы наделить их добрыми чувствами к самим себе. «Если они смогут хорошо думать о себе даже в какой-то одной сфере их жизни, то сумеют надеяться на себя и на свое будущее в других областях тоже, - с большой убежденностью заявляет Анна. - Всё, что они должны сделать - это преуспеть в одной области, всего лишь в одной, а это сразу породит в них веру, что они в состоянии сделать то же самое и в других сферах».
Посему они вместе ставят спектакли. Десятилетние, двенадцатилетние, четырнадцатилетние дети и подростки репетируют и показывают на школьной сцене бродвейские шлягеры. А после того, как представление состоится, их выступление становится крупным событием местного значения. Свою репетиционную работу воспитанники Анны начинают в 7.30 утра, за час до школьных занятий, и, кроме того. остаются еще после школы. Они учатся сотрудничеству, дисциплине, умению начинать и завершать проект, узнают, как превратить идею в реальность, и, помимо всего прочего, еще и получают удовольствие. Когда все закончено, дети испытывают чувство удовлетворения, а также уверенности в себе. Они знают, что преуспели в данной конкретной сфере своей жизни, и видят в будущем совершенно иную перспективу. «Возможно, всего лишь только возможно, - думают подростки, - нам удастся проделать то же самое снова». Анна Авилес несет в мир перемены.
Глин Эванс - один из партнеров в фирме «Stonehenge Filmworks», занимающейся производством кино- и видеофильмов в Торонто, Канада. Я встретился с ним, когда несколько лет назад его компания выполняла для нас кое-какие рекламные и сопутствующие работы. Глин принадлежит к ассоциации «Старшие братья» - международной организации, помогающей тем мальчикам, у кого нет отцов. Раз в неделю он берет своего маленького «брата» на какое-либо загородное мероприятие, а также на игру в бейсбол, в кино или в любой другое место, где они могут провести время вместе. Между ними возникли настоящие узы дружбы - и обязательности. Глин помногу работает. Часто он настолько занят, что у него действительно нет времени отправиться на подобное мероприятие, но этот человек все-таки находит его. Я сам видел, как он покидает важное совещание до его окончания, чтобы успеть на свидание со своим младшим братом. Это - обязательство, которое дал Глин, и он держит его. Глин Эванс несет в мир перемены.
Возраст человека - количество прожитых им лет - не может быть препятствием для того, чтобы нести в мир перемены. Каждый из нас может сделать свой посильный вклад. Дэвид Левитт стал носителем перемен в возрасте шести лет. Обратив внимание на то, сколько еды выбрасывают каждый день в школьном кафетерии, он задался вопросом: «А нельзя ли отдать ее бездомным?» Он убедил админис грацию и учеников своей школы, расположенной в Тампа-Бей, штат Флорида, поступать именно так. Это был 1994 год. Четырьмя годами позже, в 1998 году, в программе «Жатва», как ее теперь называют, участвовали 144 школы со всей Флориды - они продолжают и развивают то, что первоначально было всего лишь «идеей одного маленького мальчика». Дэвид Левитт несет в мир перемены.
Десять лет назад наша компания решила выделять 10 процентов прибыли на фонд «Нести перемены», который мы сами же и создали. Эти деньги должны были далее распределяться между группами, отдельными лицами и организациями, которые несут перемены, которые помогают сделать этот мир лучше. Такой шаг доставлял нам приятные чувства; кроме того, он казался в то время весьма революционным и радикальным, Я тогда слабо понимал, сколько радости, удовольствия и удовлетворения принесет с собой данное решение. Мы постановили с самого начала сосредоточиться на небольших «почвеннических» организациях, которые стихийно возникают в широких массах, не пользуются особым вниманием и действительно нуждаются в наших деньгах.
За десять прошедших лет мы усграивали утренники для детей из бедных семей, поддерживали Фей Стокхилл в ее работе с заключенными, помогали круглосуточным прибежищам для безработных, вносили арендную плату за центры защиты преследуемых женщин, а также предоставляли стипендии и гранты спортсменам, которые стали инвалидами, местным отделениям организации «Гринпис», занимающейся защитой окружающей среды, молодежным группам, а также бесчисленному количеству других. Это дает замечательное, просто потрясающее чувство, и я уверен, что хоть и в малой степени, но мы тоже несем в мир перемены. Причем это - только начало.
Недавно я смотрел телевизор; глава крупной транснациональной компании защищал сводный отчет своей фирмы перед въедливым журналистом. «Мы - хорошие граждане и хорошая корпорация», - выпалил он в ответ на предположение репортера, что они, возможно, делают недостаточно. И это заставило меня подумать - что это означает: «хорошие граждане и хорошая корпорация»? Уплату налогов? Предоставление грантов благотворительным организациям? Меценатскую поддержку искусства? Или существует нечто большее? Каковы в этом отношении обязанности корпораций и отдельных индивидуумов? Можем и должны ли мы делать больше для мира, в котором живем? Анита Роддик имеет по данному поводу вполне твердое мнение.
Анита является основательницей фирмы под названием «The Body Shop International» [«Международный магазин тела»]77. В Великобритании ее история уже стала легендарной. У этой тридцатитрехлетней домохозяйки с двумя юными дочерьми возникла идея создать магазин натуральных продуктов для ухода за кожей, волосами и телом. Получив в банке ссуду в размере 7000 долларов, она вместе с мужем приступила к организации и обустройству своего магазина. Теперь фирма «Магазин тела» успешно работает более чем в сорока странах и имеет обороты свыше миллиарда долларов. Но самым необычным во всём этом является отнюдь стремительный рост фирмы, а ее целевая установка. Данная сеть магазинов по уходу за телом почти так же известна своей страстной защитой окружающей среды, как и косметикой. Роддик сделала собственные убеждения по поводу среды обитания человека неотъемлемой частью своего бизнеса, предлагая, например, только такие продукты, которые бесследно разлагаются микроорганизмами, и снабжая их упаковкой, допускающей повторное использование. Ее корпорация даже имеет специальное отделение проектов по защите окружающей среды. Указанное подразделение использует свои фирменные магазины в качестве основы для проведения серии весьма броских и результативных кампаний, направленных на то, чтобы спасти китов и остановить вырубку влажных тропических лесов,, а также на достижение многих других благородных целей,
Анита убеждена, что коммерческие фирмы должны делать гораздо больше, нежели просто зарабатывать деньги, создавать приличные рабочие места и продавать доброкачественные продукты. «Компании должны реально помогать в решении наших основных социальных проблем, не только жертвуя определенный процент своей прибыли на благотворительную деятельность, но и используя имеющиеся у них ресурсы, чтобы придумывать и предлагать действенные ответы. Бизнес - это всего лишь еще одна форма проявления человеческой предприимчивости, так почему же мы должны ожидать и соглашаться принимать от него меньше, чем от самих себя?» - убедительно аргументирует она. И у Аниты имеется большая, перспективная мечта: «Я верю, причем со всей страстью, что существует лучший путь. Думаю, мы сможем переписать наново все учебники по бизнесу. И убеждена, что можно торговать в соответствии с законами этики, сохранять преданность общественным идеалам и доверять своим сотрудникам, причем всё это - одновременно».
Я тоже убежден - придет такое время, когда корпорации признают, что они несут ответственность за то, что происходит в мире, когда их вдохновит брошенный им вызов и они примут его - сначала медленно, а затем со страстным нетерпением и порывом, когда фирмы станут рассматривать прибыль лишь как одно из мерил успеха.
Это потребует надлежащих людей - таких людей, которые, занимая ответственные посты и в правительстве, и бизнесе, будут готовы принимать мужественные решения и брать на себя большие обязательства. Потребуется больше людей, подобных Фей Стокхилл, Анне Авилес, Дэвиду Левитту и Глину Эвансу, которые бы, несмотря на свою плотно заполненную делами жизнь, нашли время, чтобы нести миру перемены. От всех нас потребуется изменить приоритеты, ценности и убеждения, но в этом нет ничего невозможного. Такое может произойти, если мы воистину захотим этого.
Я смотрю на всё вышеуказанное с позитивными надеждами, и у меня есть для этого серьезные основания.
Я верю, что тот образ будущего, который мы в себе храним, способствует появлению именно такого будущего. Потенциальная сила нашего общества будет создаваться интенсивностью и энергией наших образов будущего. Будущее не предопределено. Оно не наступает само по себе. Выбор того, действительно ли мы станем или не станем двигаться в определенном направлении, в очень большой степени зависит от нас с вами. Именно наши решения и действия будут, в конечном итоге, нести перемены. Все мы оказываемся перед необходимостью сделать в своей жизни выбор. Мы можем выбрать несение миру перемен.
Давайте начнем с того, что сделаемся оптимистами. «Оптимизм - это стратегия для создания лучшего будущего, - сказал публицист, писатель и активный общественный деятель Ноам Хомский78. - Ведь если вы не верите, что будущее может быть лучше, то маловероятно, что вы сделаете шаг вперед и возьмете на себя ответственность за его создание именно таким. Если вы предполагаете, что никакой надежды нет, то тем самым гарантируете, что никакой надежды и не будет. Если же вы считаете, что возможности изменить ситуацию существуют, то имеется шанс, что вы сами сможете внести вклад в создание лучшего мира. Выбор остается за вами».
Активная общественная фигура и бывший министр здравоохранения и образования США Джон Гарднер79 сказал: «Люди \огя1 упорно работать над тем, во что они верят. Люди в основе своей являются хорошими, любящими и заботливыми, но получается так, что большинство из нас не знает с чего начать». Похоже, все мы беззвучно произносим: «Но каким образом могу я в качестве сугубо частного лица нести миру перемены?» Ответ прост: начинайте с того фрагмента Вселенной, который находится прямо перед вами.
Одна приятельница рассказала мне, как она, уходя с пляжа, обязательно забирает с собой не только собственный мусор, но и немного сверх того. «Я не делаю из этого большую проблему, - говорит она. - И не пробую очистить весь пляж. Но каждый раз, отправляясь домой, я не забываю захватить с собой, по крайней мере, лишний мешочек набросанной бумаги и прочего сора - словом, хоть что-нибудь такое, чего я не приносила. Тем самым у меня появляется ощущение, что берег немно! о выигрывает от моего прихода туда». Это красиво. И мы можем испытывать подобное чувство во всех сферах нашей жизни. Мы все можем нести в мир перемены.
УДОВОЛЬСТВИЕ
Поспешая заработать на жизнь, не забудь просто пожить
Неизвестный автор
Каждый день получайте удовольствие, как минимум, три раза. Звучит слишком фривольно? Думаете, что я предлагаю вам не воспринимать свою работу всерьез? Ничего подобного. Ум нуждается в разнообразии и процветает на многообразии. Если в течение вашего рабочего дня вы получите удовольствие и это станет для вас привычкой, то ваша работа всегда будет более эффективной.
Сколько времени занимает такая штука, как получение удовольствия? Иногда совсем немного. Можно получать удовольствие почти в любой ситуации. Когда вы за рулем едете на работу и наслаждаетесь хорошей песней, передаваемой по радио, - это и есть удовольствие. Анекдот, рассказанный сослуживцу или услышанный от него, глава, прочитанная в хорошем романе, даже оживленная прогулка быстрым шагом по солнцу или разминка в спортзале - всё это может быть удовольствием.
Я поделился этой мыслью со своим партнером, имевшим тенденцию быть слишком серьезным. Он внимательно выслушал и затем решил предпринять попытку в данном направлении. Я предоставлю ему возможность самому рассказать вам, что из этого получилось: «На следующий день после того, как Джон рассказал мне о принципе получения хотя бы трех удовольствий в день. у меня было намечено несколько деловых свиданий за пределами офиса. Я был настроен скептически, но как можно успешно опровергать его мысль, пока сам не попробуешь, по меньшей мере, день-другой применять ее на деле? Должен тем не менее признать, что я понятия не имел, откуда на меня вдруг свалится удовольствие.
Я ехал по улицам и слушал радио, когда мне попался музыкальный магазин. Тут я вспомнил, что есть один компакт-диск, который мне хотелось бы купить. Я удачно припарковался и приобрел этот компакт, так что мог теперь слушать в машине ту музыку, которая была мне по вкусу. Тут я подумал, что это вполне тянет на удовольствие, поскольку приятная музыка вместо непрекращающейся болтовни радиоприемника очень успокаивала. Хорошо, пусть это будет удовольствие номер один, подумал я, понемногу загораясь вызовом, который бросил мне Джон.
Обычно, когда я отправляюсь потолковать с клиентами, то захватываю с собой бутерброд или булочку с начинкой и перекусываю на ходу. Однако сегодня я решил остановиться и поесть сидя. Это будет моя вторая порция удовольствия. Я нашел итальянский ресторанчик, заказал спагетти с чем-то и даже выпил бокал вина, что редко позволяю себе за ленчем. При этом уложился в сорок пять минут и был очень рад, что устроил себе этот незапланированный перерыв, - вот получилось и второе удовольствие.
Третья порция удовольствия оказалась самой лучшей. Когда я закончил дела и уже поехал в сторону офиса, у меня возникла радикальная идея. Вместо того, чтобы ставить машину на мое обычное место, почему бы мне не припарковать ее чуть дальше от офиса и прогуляться пешком? Я обожаю ходить, но никогда не делаю этого в достаточном количестве и обычно вообще чувствую себя виноватым, что почти не занимаюсь никакими физическими упражнениями. В результате я без проблем нашел место для стоянки в десяти кварталах от работы и дальше двинулся пешком. Это показалось мне настолько смелым, необычным, нелогичным - в общем, мне понравился такой шаг, а точнее, довольно много шагов. Энергичная прогулка на расстояние в десять кварталов заняла примерно пятнадцать минут. День выдался солнечным, и я бесконечно наслаждался лучами солнца, ходьбой - всем. Вот я и получил причитающиеся мне удовольствия все три раза. Было крайне неприятно признавать это, но я подумал, что, пожалуй, в словах Джона могло что-то быть. Я решил попробовать это снова, и вы знаете, что? Мне пришла в голову мысль, что отныне это и будет моим новым местом для парковки».
Словом, в моем друге пробудилось радостное желание удовольствий, а ведь и вы с такой же легкостью можете привнести в свою жизнь то, что для него оказалось маленькой революцией. Во время наших последующих встреч и бесед я наблюдал, как приятель внес данный принцип в отношения с женой и детьми. Короче говоря, жизнь в целом начала доставлять ему больше удовольствия.
Мы должны обеспечить, чтобы каждый день нес с собой немного удовольствия. Составьте список всех действий или событий, которые могут приносить вам радость, и посмотрите, сколько из них вы можете включить в свой распорядок дня. Практикуйтесь в том, чтобы доставить себе удовольствия. Ищите возможности получать их. Проявляйте и здесь творческий подход и признайте за собой право действовать подобным образом. Причем каждый раз, когда это случается, не забывайте напомнить себе, что вы сейчас получаете удовольствие. Тем самым вы увеличиваете удовольствие и делаете его более непосредственным и ощутимым. Иногда мы бываем настолько заняты делом и настолько сосредоточены на нем, что даже не распознаём удовольствие, когда оно случается. Не позволяйте себе отсутствовать как раз в тот момент, когда вы получаете удовольствие.
Удовольствие заряжает вас энергией. Оно наделяет вас силой, освежает и помогает работать лучше. Так что не лишайте себя всех этих благ. Сделайте удовольствие важной составной частью каждого своего дня. Это разумно, оздоровляюще, это наделяет энергией, подпитывает, повышает продуктивность, приносит пользу и еще - послушайте, я чуть не забыл самое важное - это доставляет удовольствие.
Вид
Мы живем на грани чуда.
Генри Миллер80
Когда несколько лет назад я проводил семинар в Сиднее, Австралия. один из слушателей моих курсов спросил, не смогу ли я посетить его отца, у которого недавно диагностировали рак. Болезнь со всей очевидностью распространилась более чем на 60 процентов организма немолодого джентльмена, и никаких шансов выздоровления по существу не было. Доктор отца сказал своему пациенту, что жить тому осталось всего лишь три месяца. Семья была охвачена отчаянием; отец испытал настоящий шок.
Я согласился, и мы назначили время визита. К дому больного я доехал на такси, а он приветствовал меня в дверях и поблагодарил за приезд. Родственники заранее договорилось и всё устроили так, чтобы мы в течение часа побыли одни. Этот час мне никогда не забыть.
В течение пятнадцати или двадцати минут мы разговаривали о жизни, о ее скоротечности и непостоянстве. Затем он пригласил меня выйти на задний двор своего особняка - оттуда открывался ошеломляющий вид на бухту издание сиднейского оперного театра, и я мог видеть парусные шлюпки и яхты, скользящие по всей акватории гавани. Это было величественно. И здесь он произнес слова, которые потрясли меня до глубины души. Он сказал: «Джон, я весьма практический человек с практическими идеалами. Я верю в упорный труд, имеющий целью обеспечить мою семью и дать ей комфортную жизнь. Предполагаю, что вы могли бы назвать меня трудоголиком… или, точнее, бывшим трудоголиком, -поправил он себя со слабой улыбкой. -Я прожил в этом доме двадцать лет. Как раз в сентябрь с гукнет ровно двадцать. Четыре дня назад, узнав от врача, чго мне осталось жить только три месяца, я был убит. Немного погодя я вышел сюда. сел прямо там, где мы располагаемся сейчас, и посмотрел на этот вид. Я смотрел, насколько он красив и безмятежен. И внезапно понял, что никогда прежде не видел этой великолепной картины. Не видел по-настоящему. Конечно же, я выходил сюда и бросал взгляд на всё это сотни раз, но всегда думал про свой бизнес. У меня в голове вечно что-то сидело. Я действительно никогда не мог просто остановиться, сделать паузу и понаслаж-даться этим зрелищем. А ведь оно воистину прекрасно»… Тут его голос оборвался, и он начал тихо плакать. Мы оба продолжали стоять. Двое взрослых мужчин, разделяющих муку этого тяжкого момента.
Мне бы очень хотелось рассказать вам, что у этой истории был счастливый конец, но это не так. Отец умер через несколько месяцев после того, как я его видел. Однако здесь для всех нас имеется урок, и его надо извлечь. Я сформулирую его совсем просто: «Не забывайте о виде». Имеется в виду тот вид, который открывается перед вами каждый и всякий день вашей жизни. Ваша жизнь и есть этот вид. Не пропустите ее. Не позвольте ей пройти мимо вас. Джон Леннон выразил это красиво:
«Жизнь - это всё, происходящее в то время, пока мы заняты тем, что строим совсем иные планы». И в результате случается именно это. Мы становимся вечно занятыми. Мы слишком заняты, чтобы увидеть и оценить. А еще мы попадаем в ловушку классификации каждого события как хорошего или плохого, позитивного или негативного. Того, благодаря которому мы чувствуем себя хорошо или, наоборот, не очень. Но разве всё, что доводится испытывать, не является частью жизни, да и почему вообще жизнь всегда должна быть приятной?
Если мы ожидаем, что жизнь неизменно будет нести с собой одно хорошее, будет вечно радовать нас, принося лишь одно приятное и желанное, то мы живем иллюзиями. Причем довольно жалкими! Коль человек нуждается в том, чтобы быть счастливым, удовлетворенным и оживленным на протяжении каждого часа каждого дня, то мы имеем дело с невротиком. Мы стали такими скаредными. Мы не оставляем в себе и в своей жизни никакого места, куда могли бы беспрепятственно войти боль, замешательство или даже простая скука. Мы избегаем и отторгаем всё, что хоть сколько-нибудь неприятно. Но, уходя от подобных испытаний и переживаний вместо их приятия как части нашей жизни, мы подсознательно отторгаем саму жизнь. Мы начинаем страдать понапрасну, и сердце у нас обливается кровью из-за самых несущественных пустяков. Мы не в состоянии понять, что, как любит формулировать один мой друг, «жизнь - штука многогранная». Не к чему привередничать и выбирать. Не к чему говорить, что я люблю это, но не люблю того. Жизнь многогранна и неразрывна. Как говорят дипломаты, она представляет собой пакетное соглашение. Ее можно взять только целиком. Даже неудача, болезнь и тяжкий удар судьбы играют свою роль в великой картине разворачивающейся жизни.
Принимая жизнь во всей ее полноте и уделяя время на то, чтобы оценить ее разнообразие и богатство, мы открываем себе глаза на многие вещи, которые считали само собой разумеющимися. Например, текущий момент всегда заключает в себе всю жизнь и заполнен бесконечными сокровищами. Он содержит гораздо больше, чем мы в состоянии воспринять. Посмотрите на облака, деревья, на птиц, играющих детей, на многоцветье всего окружающего. Бутоны распускаются, насекомые жужжат, муравей ползет, день сменяется ночью, и мы можем взглянуть на луну и на звезды. Каждый Божий день несет в себе больше красоты и радости, чем мы вообще в силах принять и до конца оценить.
Однако же мы всё равно продолжаем проживать нашу единственную и неповторимую жизнь, оставаясь сосредоточенными на будущих сроках и задачах: когда мне надо погасить очередной взнос за что-то; когда я должен выполнить свои обязательства; когда я разбогатею; когда произойдет то особенное событие; когда ситуация изменится. Ну да, всё это прекрасно, но как насчет сегодняшнего дня? Как насчет данного текущего момента?
В дзэн-буддизме существует практика, которая некоторыми называется «глубокий глоток» и означает прорыв через все ограничения вечно занятого разума с целью полностью оценить всё таким, как оно есть. Когда вы едите, то должны во всей полноте воспринимать еду - вкус, цвет, текстуру пищи. Когда вы находитесь в саду, всё становится особенным: цветы, небо, воздух, гул насекомых, ощущение земли под ногами. Ни в чём ином нет нужды. Всё уже есть, и оно здесь. И вы тоже здесь, - замечающий, ценящий и понимающий. Это требует практики, но зато мы сумеем научиться делать это по-своему - в нашей семье, на нашей работе, в нашей занятой жизни. Можно выделять специальное время, чтобы делать это.
Иногда человеку нужно поставить всё с ног на голову, чтобы ощутить смысл окружающего. А что, если момент, когда вы чувствуете дуновение ветра на лице, обнимаете своего ребенка, смеетесь вместе с другом, собираете всю семью на пикник, когда помогаете тому, кто в этом нуждается, когда любуетесь закатом, выносите мусор, отправляетесь на прогулку, приглашаете друзей на ужин… что, если оно и есть то, ради чего всё делается? Что, если это и является по-настоящему важным? Тем, ради чего стоит устроить остановку в той ежедневной гонке по жизни, постоянными участниками которой мы являемся, и к чему есть смысл присмотреться.
И давайте начнем еще видеть красоту, которая существует в сердцах окружающих нас людей. Слишком часто мы забываем об этом. Хорошо напоминать себе, что в мире, в человеческом сердце существует много доброго и благого. Признаем тот факт, что на каждое ограбление, убийство, мошенничество, о которых мы слышим или читаем, приходятся тысячи актов доброты, совершённых обычными людьми. На самом деле мы живем в мире, где люди постоянно помогают друг другу.
Вы не верите этому? Не видите этого? Отложите вашу газету. Выключите ваш телевизор. Ступайте на прогулку по соседству и в близлежащие окрестности. Распахните глаза и душу. Почувствуйте сердца простых людей. Ведь кругом такая красота! Доброта, великодушие, щедрость, любовь, чувство товарищества - они всюду. Посмотрите на женщину, которая обучает сослуживца новым для него вещам. На другую, которая отправилась в больницу, чтобы навестить свою подругу или коллегу по работе. Или еще на одну, испекшую торт, чтобы отнести его пожилой тетушке и угостить им одинокую старушку. И на того мужчину, кто успокаивает и ободряет друга в час горя. Посмотрите на молодого человека, который тренирует маленьких ребятишек и обучает их премудростям футбола, а потом после игры покупает своим мальчишкам сок с булочкой за деньги, вынутые из собственного кармана. Либо на того, кто помогает другу починить автомобиль - разумеется, без всякого вознаграждения. Или на человека, занимающегося вместе с соседями организацией какого-то местного мероприятия. И на ту женщину, которая помогает подкормить бездомных. Вы удивлены? Вы не знали, что мир - это прекрасное место, где приятно жить? Не ведали, что людские сердца полны доброты? Но загляните в собственное сердце - разве там нет доброты? И учтите, что имеется бессчетное множество других - таких же, как вы. Не дайте себя в этом смысле обмануть и не обманывайтесь сами.
Энди Уорхол сказал, что жизнь - это искусство, и был прав в большей степени, нежели сам думал. Каждый из нас - художник, и наша жизнь - это наш холст. Мы сами должны покрыть этот холст разными красками и образами по собственному выбору и усмотрению. Никто не может и не будет рисовать за нас. Никто не в состоянии прожить нашу жизнь, кроме нас самих, и только мы творим ее в соответствии с нашим мужеством, видением и пониманием.
Жизнь каждого человека уникальна. И самый великий шедевр, который можно создать, - это хорошо прожитая жизнь.
Получайте удовольствие, преуспевайте, зарабатывайте много денег, будьте тем человеком, кто несет миру перемены, а прежде всего - не забывайте тот самый вид.
Посетите Джона дома
Как писатель, заинтересованный поддержанием постоянного контакта со своими читателями, Джон Кехо лично приглашает вас присоединяться к нему через Интернет, чтобы поделиться вашими вопросами и соображениями по поводу подсознания, которое может всё. Каждый месяц Джон прямо из своего дома будет отвечать на подборку корреспонденции по тематике, представляющей интерес для постоянно расширяющегося сообщества его читателей и учеников. Вы также найдете здесь потрясающий новый сайт, куда загружены важные новости и свежая информация, расписания лекционных турне Джона, сведения об интересных контактах, а также полезные указания по использованию подсознания, которое может всё, таким образом, чтобы получить от жизни максимум!
КОММЕНТАРИИ
1 Русский перевод - «Подсознание может всё!»
2 В СНГ этот диапазон (UHF, 0,3-3 ГГц) иногда принято называть дециметровым.
3 Знаменитая голливудская студия «Метро-Голдвин-Майер», одним из владельцев которой был Луис Б(арт) Майер (1885-1957) - американский кинопродюсер родом из Минска (с 3 лет - в Канаде, затем в США), который в течение 25 лет являлся самой мощной фигурой в Голливуде. Эмблема MGM - рычащий лев.
4 Компания «Time Wamer Inc», одна из самых больших корпораций в области коммуникаций и развлечений, была создана в 1990 г. в результате слияния издательской компании «Time Inc», владевшей рядом крупнейших журналов США (в том числе одноименным), и корпорации «Wamer Communications Inc», которая действовала в сфере развлечений и включала знаменитую киностудию «Warner Brothers». а также отделение музыки. Считается, что это «Time Wamer Inc» приобрела компанию «Turner Broadcasting System».
5 МАКЛЮЭН Херберт Маршалл (1911-1980) -канадский культуролог и теоретик в области коммуникаций, который утверждал, что метод передачи информации оказывает на публику большее влияние, нежели сама информация. Отрицая «цивилизацию письменности», нарисовал картину «глобальной деревни», где с помощью средств массовой коммуникации возникает идиллия свободного от индивидуализма общения людей.
6 «Дзэн» (в Японии) или «чань» (в Китае) - буддистская секта созерцателей, ищущих истину в размышлении. Для них характерны критическое отношение к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения просветления посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом или вопросом, элементы интуитивизма. С середины XX века дзэн-буддизм приобрел (в рамках контркультуры) популярность среди западной интеллигенции.
7 Количество звезд, наблюдаемых невооруженным глазом, составляет около 6000.
8 ФУЛЛЕР Ричард Бакминстер (1895-1983) - известный американский архитектор и инженер, стремившийся решать практические проблемы с помощью простых конструкций, которые требуют минимума материалов и энергии, автор геодезического купола - изобретенной им в 1947-1948 гг. легкой и прочной сферической конструкции из прямых стержней, где находящиеся под напряжением треугольные или многоугольные грани, которые состоят из распорок или плоскостей, заменяют арки и распределяют напряжения; мы впервые увидели такой купол в 1959 г. в американском выставочном павильоне в московских Сокольниках.
9 Хеппенинг (буквально «случай, происшествие») - создание многозначных ситуаций с привлечением людей и предметов по сценарию, который допускает и даже предполагает случайные факторы. Соответствующее художественное движение оформилось в США в конце 1950-х гг.
10 ЛУИС Джо Барроу (1914-1981) - американский боксер-профессионал, который удерживал звание чемпиона мира в тяжелом весе почти 12 лет (1937-1949), успешно защитив его 25 раз подряд, что является рекордом.
11 Первое послание к Тимофею святого апостола Павла, 6:10.
12 ТЕРЕЗА (мать Тереза, в миру Агнес Гонджа Бояджиу, 1910-1999) - албанка, учредительница (1950, Индия) и настоятельница католического Ордена милосердия. В разных странах основывала школы, медпункты, приюты для бедняков. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). Церковь вскоре намеревается причислить ее к лику святых.
13 Ролевая модель (психологич.) - образец для подражания.
15 ДРУКЕР Питер - видный австрийско-американский просветитель и консультант в сфере менеджмента, принадлежащий к числу ведущих преемников Ф. У. Тейлора (1856-1915).
16 ФРОСТ Роберт Ли (1874-1963) - видный американский поэт, чьи на первый взгляд простые стихи, действие которых часто разыгрывается в деревенской местности Новой Англии, исследуют отношения между личностями, а также между ними и природой. Стихи о ломке некогда цельного сельского мира, о нравственном кризисе современной цивилизации, трагической утрате живого, гармоничного контакта между человеком и природой лежат в русле англоязычной классики и фольклора.
17 Мантра - ритуальная и заклинательная формула ведизма и индуизма, священная словесная формулировка, многократно повторяемая в молитве, медитации или колдовском заговоре, например обращение к богам, магическая формула, отдельный слог или краткий отрывок из священного текста, несущий в себе мистические потенциальные возможности.
18 Одна из них, «Принцип Дилберта», вышла в издательстве «Попурри», Минск, 2000. Все они осмеивают рутину казенной канцелярщины в компьютеризованном мире офисных кабинок, бездушных начальников и беспомощных, хотя и полных иронии подчиненных.
19 УОРХОЛ Энди (собственно, Эндрю Вархола) (1928-1987) - американский художник, инициатор и ведущий представитель поп-арта 1960-х годов; его штампованные произведения (гигантские копии консервных банок, бутылок «Кока-колы», а также портреты политических лидеров, в т.ч. Ленина и Мао Цзэдуна, и многое другое) явились апофеозом банальности коммерческой масс-культуры. Ловкий специалист по саморекламе, он пропагандировал концепцию художника как безличной и праздной фигуры, но при том преуспевающей знаменитости, бизнесмена и карьериста. Причудливо смешав принципы массового и авангардно-элитарного искусства, он вместе с тем придал методам постмодернистского «открытого искусства» особую масштабность и драматическую мощь.
20 Речь идет, скорее всего, о человеке, создавшем в начале XX века сталелитейную империю, либо, что менее вероятно, о его полном тезке (возможно, родственнике) - владельце одной из крупнейших современных брокерских и консалтинговых фирм.
21 А слово «enthous» или «entheos», в свою очередь, состоит из слов «en» + «theos», которые означают, соответственно, «в» и «бог», так что буквально исходное греческое слово означает «тот, кем овладел бог», т. е. «боговдохновенный».
22 АЛЛЕН Вуди (собственно, Аллен С. Кенигсберг) (род. в 1935) - американский кинорежиссер, актер, сценарист, писатель. В основе многих его фильмов - насмешка над жанровыми условностями кинематографа, бытовыми реалиями повседневности, стереотипностью мышления. За ленту «Энни Холл» (1977) получил две премии «Оскар» - за лучший фильм и как лучший режиссер.
23 ГЕТТИ (Жан) Пол (1892-1976) - американский нефтяной предприниматель и финансист, а также автор монографий по коллекционированию живописи. Свой первый миллион заработал в 23-летнем возрасте, одолжив деньги у отца. Со времен второй мировой войны и до самой смерти считался одним из самых богатых людей в мире. Художественные коллекции, которые он начал собирать в 1930-х годах, сформировали ядро богатейшего музея Пола Гетти, открытого в 1953 г. (нынешнее здание - в 1974 г.) в его имении в Малибу, штат Калифорния. Эксцентричная личность, был женат и разведен пять раз, после войны жил в основном вне США. Автор не раз ошибочно именует его Джоном (впрочем, и имя Жан почти никогда не использовалось), а также указывает неверную дату смерти.
24 Вряд ли это слово (Madden), означающее по-английски «бешеный», представляет собой настоящую фамилию, а не псевдоним.
25 В разных источниках эта цифра колеблется от 1,0 до 2,5 млн.
26 МЕРДОК Кейт Руперт (род. в 1931) - американский издатель родом из Австралии. Владелец транснациональной корпорации средств массовой информации «News Corporation» с отделениями в Великобритании и США, а также многих австралийских газет, телекомпании «Fox» и др.
27 КЭМПБЕЛЛ Джозеф (1904-1987) - американский писатель и педагог, известный своими работами в области мифологии. Под влиянием искусства Пикассо и Матисса, трудов Фрейда и Карла Юнга, а также прозы Джеймса Джойса и Томаса Манна участвовал в своего рода «прививке» первобытных символов и верований к древу современной литературы.
28 ХОЛМС Оливер Уэнделл старший (1809-1894) - американский писатель, а также ученый-медик. Рационалист, критик пуританского кальвинизма и религиозной нетерпимости. Автор многих книг, сатирических стихов и мемуаров. Известен, впрочем, и его полный тезка. Оливер Уэнделл Холмс-младший (1841-1935), видный американский юрист, хотя вряд ли здесь речь идет о нем.
29 Эту повесть для детей (1900) и еще 13 сказок о стране Оз и ее обитателях написал американский писатель и журналист Франк Баум (1856-1919). Указанные книги обрели такую популярность, что после смерти автора многие подражатели с большим или меньшим успехом продолжали писать об этой волшебной стране (у нас эти истории более известны в неавторизованном пересказе А. М. Волкова под названием «Волшебник Изумрудного города», 1939 г. и др.).
30 «American Telephone and Telegraph» [«Американский телефон и телеграф»] - транснациональный коммуникационный гигант, базирующийся в США.
31 ТОФФЛЕР Олвин (род. в 1928) - знаменитый американский футуролог. Его переведенная на русский язык книга «Шок будущего» (1970) сама явилась шоком и во многом положила начало широкому распространению научной футурологии.
32 В оригинале невоспроизводимая игра слов, разнящихся всего одной лишней буквой: learning a living rather than earning a living - буквально «..учиться жить. а не зарабатывать на жизнь».
33 КЕЛЛЕР Элен (Адамс) (1880-1968) - видная американская публицистка и педагог, которая с двух лет была слепой и глухой. Ее обучение и деятельность являют собой экстраординарное достижение в сфере подключения инвалидов по зрению и слуху к нормальной жизни. О Келлер написаны многочисленные книги и сняты кинофильмы.
34 КЭРРОЛЛ Льюис (собственно, Чарлз Латуиндж Доджсон) (1832-1898) - английский математик, логик и писатель, продолживший традиции гротескной британской «поэзии бессмыслицы» в своих знаменитых сказках «Алиса в стране чудес» (1865) и «В Зазеркалье» (точнее «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье») (1871) - как бы детских и сочиненных автором для конкретной девочки, но в действительности очень глубоких и многозначных.
35 Патанджали - полулегендарный древнеиндийский философ, живший предположительно в период от II в. до н. э. до II в. н. э..
36 Мысль, вынесенная в заголовок данного раздела, по сути и формулировке идентична главному из «законов», сформулированных известным британским сатириком С. Норткотом Паркинсоном (1909-1993), «работа обладает свойством заполнять всё время, которое ей отводится».
37 ГУРДЖИЕВ Георгий Иванович (собственно, Георге С. Георгиадис, 1877 [1872?]-1949) - мистик и духовный учитель греко-армянского происхождения. В юности много путешествовал по Востоку, воспринял исламскую традицию суфизма. В 1918 г. открыл в Тифлисе Институт гармонического развития человека. С 1922 г. купленный им замок в Фонтенбло (под Парижем) становится центром эзотерической практики раскрытия индивидуальных способностей человека -так называемого «четвертого пути».
38 СТИВЕНС Уоллес (1879-1955) - американский, поэт, чьи искусные и новаторские сочинения затрагивают роль воображения для привнесения порядка в наш хаотический мир.
39 Фильм получил в 1979 г. высшую награду - золотую пальмовую ветвь и премию ФИПРЕССИ на наиболее престижном в мире международном кинофестивале в Каннах.
40 ДЮВАЛЛ Роберт (род. в 1931) - американский актер кино и театра, режиссер. Родился в семье морского офицера, дослужившегося до адмирала. Видимо, от отца перенял военную выправку и сдержанность