Суть теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Один из основателей этой теории американский социолог Э. Богардус писал, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству».
В начале 1930-х гг. Э.Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, –
ум,
энергия,
способность предвидеть,
привлекать к себе внимание,
такт,
чувство юмора,
твердый характер
и др.
Среди современных черт, присущих политическому лидеру, обычно называют
острый ум,
твердую волю и целеустремленность,
кипучую энергию,
незаурядные организаторские способности,
компетентность,
готовность брать на себя ответственность.
К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют
фото- и телегеничность,
внешнюю привлекательность,
способность внушать людям доверие и т.п.
Недостатки:
индивидуальные качества лидера совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще;
в некоторых сферах деятельности высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха;
часто выдающиеся способности людей на протяжении многих лет оказываются невостребованными, не находят применения.
В рамках теории черт появиласьфакторно-аналитическая концепция.
Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты, стиль поведения, связанные с достижением определенных политических целей и составляющие его «вторую природу».
Стиль поведения и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определенных социальных условий.
Ситуационная концепция
Развивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий (Р.Стогдилл, Т.Хилтон, А.Голдиер и др.).
Она исходит из относительности и множественности лидерства.
Лидер - функция определенной ситуации.
Как писал американский социолог Р.Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях».
Лидерство – это продукт сложившейся в группе ситуации.
В ситуациях, весьма благоприятных или, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на решение ключевых задач, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей.
Ситуационный метод более пригоден для анализа отношений в микрогруппах, где можно лучше учесть всю совокупность факторов, влияющих на взаимоотношения людей.
Недостатки:
ситуационный подход упрощает проблему лидерства, упускает из виду то обстоятельство, что лидер сам может овладеть социально-политической ситуацией, направить развитие событий в нужное русло;
сложно его применять для изучения феномена лидерства в социальных общностях, где достаточно много субъектов действия и изменяющихся ситуаций.
Теория конституентов
Объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов.
«Именно последователь, утверждает Ф.Стэнфорд, - воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство».
Лидер и его конституенты составляют единую систему, выступающую выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты - последователи - активисты - лидер.
В современной науке круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются:
политические активисты;
все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера;
избиратели;
все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние.
Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, зачастую действующего вопреки своим собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям.
Взаимодействие лидера и его конституентов - обоюдонаправленное, двустороннее движение.
Лидеры могут в значительной мере менять свою социальную опору.
Самостоятельность лидера по отношению к конституентам зависит
от характера политического строя,
от степени концентрации власти в руках руководителя,