Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос №14 Форма государственного правления: понятие, признаки, классификация



Форма правления - это организация верховной власти, ха­рактеризуемая ее формальным источником и принципами вза­имоотношений между высшими (центральными) органами го­сударственной власти (глава государства, парламент, правитель­ство) и населением.

Форма правления характеризует порядок орга­низации государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, отвечает на вопрос о том, как организована госу­дарственная власть, какие органы ее осуществляют и каковы принципы взаимоотношений между ними.

Главным, определяющим признаком формы правления являет­ся правовой статус главы государства (выборный и сменяемый - в республике, наследственный – в монархическом государстве).

Для современных государств характерны две формы правле­ния: монархия и республика.

Монархия(от греч. monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государ­ства - монарха (короля, царя, султана, шаха, императора и т.д.).

Власть главы государ­ства (монарха) считается непроизводной от какой-либо другой власти, какого-либо другого органа или избирателей. Сам мо­нарх формально считается источником государственной власти (властвует по собственному праву и занимает престол в порядке престолонаследия, как правило, пожизненно).

Монархии существуют во многих развитых государствах (Ве­ликобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерлан­ды, Люксембург, Монако, Япония).

Монархии подразделяются на аб­солютные и ограниченные (конституционные) монархии.

Абсолютная монархия- разновидность монархической фор­мы правления, характеризующаяся юридическим и фактиче­ским сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духов­ной (религиозной) власти в руках монарха.

Власть монарха ни­чем не ограничена (отсутствуют конституция, парламент и какой-либо другой представительный орган). Законы издаются монархом.

В настоящее время в мире сохраняются абсолютные монар­хии в Бахрейне, Брунее, Катаре, ОАЭ, Омане, Саудовской Ара­вии. В некоторых странах сделаны первые шаги по переходу к конституционной монар­хии. В частности, в ОАЭ (в 1971 г.), в Катаре (в 1972 г.) были приняты конституции, а в Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущен­ные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного ха­рактера этих восточных монархий. В Саудовской Аравии госу­дарственная власть короля дополняется религиозной.

Ограниченная (конституционная) монархия - особая разно­видность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена нормами конституции, имеется выборный законодательный орган - парламент и формально независимые суды.

Конституционная монархия впервые возникла в Великоб­ритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции.

В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционные монархии разделяются на ду­алистическую, парламентарнуюивыборную.

Дуалистическая монархия - переходная форма правления, при которой полномочия главы государства ограничены в не­значительной степени; власть разделена между монархом и пар­ламентом.

Существует как бы двойственность власти. Монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадле­жит парламенту. При этом монарх обладает широкими полно­мочиями налагать абсолютное вето на парламентские законы.

Современная дуалистическая монархия близка к абсолют­ной и характерна для стран с сильными пережитками феодализ­ма (к ним можно отнести Кувейт, Марокко, Иорданию).

Парламентарная монархия представляет собой гораздо более демократическую форму правления, при которой отсутствует какой-либо дуализм.

Права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти, реальными полномочи­ями по осуществлению государственного управления, проведе­нию самостоятельной внешней и внутренней политики он не обладает. Все исходящие от него акты нуждаются в одобрении правительства или отдельных ми­нистров (так называемый институт контрасигнатуры).

Парламенту по конституционным нормам принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство форми­руется парламентом и ответственно перед ним. Его главой становится лидер парламентского большинства.

Эта государственная форма распространена в совре­менных условиях и существует, например, в Бельгии, Испании, Норвегии.

Особая разновидность монархии — выборная (или избиратель­ная), сочетающая элементы монархии и республики.

Такая мо­нархия существует ныне в Малайзии, Бутане. Например, в Федерации Малайзия главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов (султанатов), входящих в эту федерацию.

Республика(от лат. respublica, res - дело, publicus - обще­ственный) - форма правления, при которой все высшие орга­ны государственной власти либо избираются, либо формируют­ся общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают значительными правами и свободами.

Отличительным признаком является наличие из­бираемого на определенный срок главы государства - президента, власть которого юридически производна от представи­тельного органа или избирателей. В настоящее время примерно две трети современных госу­дарств являются республиками.

В рамках республиканской формы правления принято раз­личать президентскую, парламентскую республики и республи­ки смешанного типа (полупрезидентские, гибридные).

Особой разновидностью республики является так называемая советская республика, олицетворением которой был СССР.

Родина президентской республики - Соединенные Штаты Америки. Ныне эта форма правления получает широкое рас­пространение (Венесуэла, Мексика, Бразилия, большинство государств Тропической Африки, Казахстан и др.).

В современном мире существует несколько моделей прези­дентской республики. Согласно классической модели(США)пре­зидент формирует с согласия верхней палаты парламента (сена­та) администрацию, члены которой несут политическую ответ­ственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить главу госу­дарства только в порядке импичмента, что бывает чрезвычайно редко.

Для латиноамериканских президентских республикхарактерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской от­ветственности отдельных членов президентского кабинета (Ко­ста-Рика, Уругвай).

Для президентских республик постсоветских государств(Бела­русь, Казахстан, Узбекистан) характерно существование органа исполнительной власти — правительства, возглавляемого президентом, а также наличие так называемого административного премьер-министра. В отдельных случаях президент может фор­мально не являться главой исполнительной власти, но прави­тельство при этом ответственно только перед ним (Кыргызстан).

Встречаются также случаи коллективной парламентской от­ветственности правительства (Замбия) и нередко предоставле­ние президенту права роспуска парламента (Туркменистан).

Крайней формой президентской республики является супер­президентская республика. В правовой науке этот термин используется для обозначения особой разновидности республиканской формы правления, характеризующейся юридическим и фактиче­ским сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии.

Парламентская республикараспространена в современном мире гораздо меньше, чем президентская (Италия, Индия, ФРГ, Венгрия, Латвия, Ирландия).

Смешанная республиканская форма правлениявпервые возник­ла в 1958 г. во Франции, которая сегодня считается классиче­ской полупрезидентской республикой, и с тех пор получила широкое распространение (Румыния, Болгария, Литва, Польша, Португалия). Используется эта форма правления и в постсоци­алистических странах, в частности, в государствах СНГ.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Виды: монархия и республика.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху), который занимает престол по наследству, и не несет ответственности перед населением.

Признаки монархии:

1) глава государства – монарх;

2) власть монарха передается по наследству;

3) деятельность монарха не ограничена сроком;

4) монарх не избирается народом, и не может быть принудительно смещен с должности;

5) монарх является главнокомандующим вооруженными силами;

6) особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность, церемониал.

Виды монархии: неограниченные (абсолютная) – Саудовская Аравия ограниченные – Великобритания, Швеция.

Неограниченные монархии характеризуются абсолютной монополизацией власти правителем, в руках которой сосредотачивается неограниченная власть, он выполняет функции главы государства, законодательные и исполнительные функции, наделен полномочиями вершения правосудия и рядом контрольных функций.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств (Ближний Восток).

Ограниченная монархия. Здесь носителем полномочий наряду с монархом выступают иные органы государственной власти, ограничивающие власть монарха. При такой форме правления власть в государстве рассредоточена, как правило, между монархом и выборным представительным органом (парламентом, правительством).

Разновидности ограниченной монархии:

1. Дуалистическая – промежуточная от абсолютной к парламентской, где власть монарха ограничена, но незначительно. Признаки:

- наличие с монархом и парламента и правительства;

- назначение членов парламента монархом;

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед ним;

- монарх выполняет функции реального главы государства (Кувейт, Непал).

2. Парламентская – власть монарха значительно ограничена парламентом. Это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом, монарх же не вправе ее изменить. Признаки:

- с монархом имеется парламент, правительство;

- парламент избирается народом;

- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом;

- есть разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны, и носят церемониальный характер;

- лишь в некоторых парламентских монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством, но на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Европа: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Япония.

Особой разновидностью монархии являются нетрадиционные монархии:

а) Арабские Эмираты – состоят из нескольких монархий – эмиратов, возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

б) Малайзия – состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

Республика – («общенародное дело») – это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Республикам присущ демократий способ образования верховных органов государства; в развитых странах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями, и ответственны перед ними.

Признаки:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- осуществление государственной власти по поручению народа, деятельность органов ограничена сроком;

- разделение властей;

- в предусмотренных случаях юридическая ответственность главы государства;

- обязательность решений верховенства: государственная власть для всех других органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства;

- взаимная ответственность личности и государства.

Республики делятся на:

- президентскую

- парламентскую

- смешанную

- нетрадиционную.

1. Президентская республика. Сущность в том, что среди высших органов власти ключевое положение занимает президент, который является главой государства и главой правительства:

- президент избирается народом, либо выборщиков, следовательно, независим от парламента;

- президент назначает, и смещает членов правительства;

- президент возглавляет правительство, которое ответственно перед ним;

- является верховным главнокомандующим;

- имеет право вето на законы, принятые парламентом;

- имеет право распускать парламент;

- президент выполняет функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

США.

2. Парламентская республика. Суть ее в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование Правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Признаки:

- парламент является важным органом;

- правительство формирует партии, завоевавшие большинство мест в парламенте на выборах;

- правительство ответственно перед парламентом;

- фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер министр;

- предусмотрена должность президента, однако, он номинальное лицо.

Италия, Германия.

3. Смешанные республики – здесь баланс полномочий между президентом и парламентом. Признаки:

- имеются одновременно сильный парламент и президент;

- президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

- наряду с президентом имеется должность премьер – министра, наделенного широкими полномочиями;

- президент и парламент участвуют в формировании правительства;

- правительство ответственно и перед парламентом.

Франция, Украина.

4. Нетрадиционные республики (советские):

- наличие особого органа – советов (законодательные, распорядительные и контрольные функции);

- наличие единой соподчиненной иерархии советов во главе с Верховным Советом;

- советы не являлись представительными, и являлись волей масс;

- императивный мандат (наказы депутатам), отсутствие четкого разделения властей;

- пост президента отсутствовал или был номинальным;

- главой политической силой общества являлась правящая партия.

Вопрос № 15. Монархия как форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху), который занимает престол по наследству, и не несет ответственности перед населением.

Признаки монархии:

1) глава государства – монарх;

2) власть монарха передается по наследству;

3) деятельность монарха не ограничена сроком;

4) монарх не избирается народом, и не может быть принудительно смещен с должности;

5) монарх является главнокомандующим вооруженными силами;

6) особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность, церемониал.

Виды монархии: неограниченные (абсолютная) – Саудовская Аравия ограниченные – Великобритания, Швеция.

Неограниченные монархии характеризуются абсолютной монополизацией власти правителем, в руках которой сосредотачивается неограниченная власть, он выполняет функции главы государства, законодательные и исполнительные функции, наделен полномочиями вершения правосудия и рядом контрольных функций.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств (Ближний Восток).

Ограниченная монархия. Здесь носителем полномочий наряду с монархом выступают иные органы государственной власти, ограничивающие власть монарха. При такой форме правления власть в государстве рассредоточена, как правило, между монархом и выборным представительным органом (парламентом, правительством).

Разновидности ограниченной монархии:

1. Дуалистическая – промежуточная от абсолютной к парламентской, где власть монарха ограничена, но незначительно. Признаки:

- наличие с монархом и парламента и правительства;

- назначение членов парламента монархом;

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед ним;

- монарх выполняет функции реального главы государства (Кувейт, Непал).

2. Парламентская – власть монарха значительно ограничена парламентом. Это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом, монарх же не вправе ее изменить. Признаки:

- с монархом имеется парламент, правительство;

- парламент избирается народом;

- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом;

- есть разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны, и носят церемониальный характер;

- лишь в некоторых парламентских монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством, но на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Европа: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Япония.

Особой разновидностью монархии являются нетрадиционные монархии:

а) Арабские Эмираты – состоят из нескольких монархий – эмиратов, возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

б) Малайзия – состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

 

Вопрос № 16. Республика как форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Республика – («общенародное дело») – это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Республикам присущ демократий способ образования верховных органов государства; в развитых странах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями, и ответственны перед ними.

Признаки:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- осуществление государственной власти по поручению народа, деятельность органов ограничена сроком;

- разделение властей;

- в предусмотренных случаях юридическая ответственность главы государства;

- обязательность решений верховенства: государственная власть для всех других органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства;

- взаимная ответственность личности и государства.

Республики делятся на:

- президентскую

- парламентскую

- смешанную

- нетрадиционную.

1. Президентская республика. Сущность в том, что среди высших органов власти ключевое положение занимает президент, который является главой государства и главой правительства:

- президент избирается народом, либо выборщиков, следовательно, независим от парламента;

- президент назначает, и смещает членов правительства;

- президент возглавляет правительство, которое ответственно перед ним;

- является верховным главнокомандующим;

- имеет право вето на законы, принятые парламентом;

- имеет право распускать парламент;

- президент выполняет функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

США.

2. Парламентская республика. Суть ее в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование Правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Признаки:

- парламент является важным органом;

- правительство формирует партии, завоевавшие большинство мест в парламенте на выборах;

- правительство ответственно перед парламентом;

- фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер министр;

- предусмотрена должность президента, однако, он номинальное лицо.

Италия, Германия.

3. Смешанные республики – здесь баланс полномочий между президентом и парламентом. Признаки:

- имеются одновременно сильный парламент и президент;

- президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

- наряду с президентом имеется должность премьер – министра, наделенного широкими полномочиями;

- президент и парламент участвуют в формировании правительства;

- правительство ответственно и перед парламентом.

Франция, Украина.

5. Нетрадиционные республики (советские):

- наличие особого органа – советов (законодательные, распорядительные и контрольные функции);

- наличие единой соподчиненной иерархии советов во главе с Верховным Советом;

- советы не являлись представительными, и являлись волей масс;

- императивный мандат (наказы депутатам), отсутствие четкого разделения властей;

- пост президента отсутствовал или был номинальным;

- главой политической силой общества являлась правящая партия.

 

Вопрос № 17. Форма государственного (государственно-территориального) устройства: понятие, признаки, классификация.

Особая роль государства в политической системе общества предопределяется его особыми признаками, свойствами, которыми другими политическими и неполитическими организации не обладают:

1. Государство обладает наивысшим суверенитетом, независимостью, не подчиненностью никаким другим организациям и потому способно осуществлять верховную власть.

2. Государство распространяет свою власть на всю территорию страны и даже за ее пределами.

3. Является выразителем воли народа и его официальным представителем по международной арене. Не одна другая организация не обладает такими правами и возможностями.

4. Государство, осуществляя правотворческую функцию, устанавливает общие нормативы, общеобязательные правила поведения тем самым устанавливая в обществе правопорядок, в условиях которого могут функционировать все другие организации, обеспечиваются права и свободы человека.

5. Государство обладает специальным аппаратом для управления и принуждения, т.е. подчинения своей воли граждан, граждан других государств, находящихся на его территории. Государство имеет силовые структуры.

6. Государство обладает многими монопольными правами и возможностями. В его компетенции находятся: законодательство, гражданство, установление денежных единиц, охрана границ, принятии бюджета – то, что позволяет ему быть главным звеном в политической системе общества.

Особое место обусловлено следующими факторами:

- государство – единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

- государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого;

- государство является официальным лицом внутри страны на международной арене.

Роль государства в политической системе общества:

- единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственных границ;

- обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти;

- координирует основные стороны жизни общества.

Форма государственного устройства – это внутренняя структура государства, характеризующая его национально – территориальное деление, которое в свою очередь, раскрывает характер взаимоотношений между высшими государственными органами и органами составных частей государства.

Форма государственного устройства отражает:

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории государства.

Виды:

1. Унитарное государство.

2. Федерация.

3. Конфедерация.

Один из признаков государства – территория, которая представляет собой пространство, на которой распространяется его власть. В территории более емко ощущается такой признак, как целостность – и выступает непременным условием существования государства.

Территориальное устройство определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением и развитием, и существованием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно одновременно выступает и как фактор развития и как его результат.

1. Унитарное государство.

Наиболее распространенная форма устройства государств. Унитарное государство – это единое, целостное государство, которое имеет простое административно – территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами, и не имеют статуса государственных образований.

Признаки:

1. Единство и однородность территории.

2. Отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства.

3. Деление страны осуществляется по административно – территориальному признаку.

4. Административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства.

5. Наличие только одной общегосударственной Конституции.

6. Наличие единой системы законодательства.

7. Единые для всей страны высших органов государственной власти.

8. Парламент, как правило, имеет однопалатную структуру.

9. Органы власти административно – территориальных образований подчиняются центральной власти.

10. Единое гражданство для всей территории.

11. Единая денежная система.

12. Общая финансово – кредитная и налоговая политика.

Сейчас существует разнообразные унитарные государства:

- централизованные – местное самоуправление в правах ограничено или они вообще отсутствуют;

- -децентрализованные – органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно (имеют бюджет, свои решения по вопросам компетенции);

- простые – состоят только из административно – территориальных единиц;

- сложные – имеют в составе административные автономии. Они создаются по разным причинам, но цель одна – учесть национальную, историческую, культурную традиции региона.

Китай (Тибет, Гонконг), Украина (Крымская автономия).

1. Федерация.

Федерация – это сложное государство, где его части представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими последствиями.

Федерация – это союзное государство, части, входящие в него, имеют элементы государственности, определенную политическую самостоятельность. Характерно сложное деление территории, государственного образования называются субъектами. Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничивается общегосударственной Конституцией или договором между центром и субъектами.

Верховная власть в государстве принадлежит высшим органом государственной власти, вместе с этим субъекты вправе иметь свои органы власти и управления.

Субъекты могут иметь свою систему законодательства, гражданство, право выступать в международных отношениях от своего имени.

Наличие двухпалатного парламента, где один из них представляет интересы субъектов.

Территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов, т.е. территория федераций – это территория ее субъектов.

Может быть принято двойное гражданство. Два вида субъектов – федеральные и законы субъектов, а также существует двойная система налоговых потоков (федеративному центру и субъектам Федерации).

Федерации могут быть:

1. Территориальные – в основу положен принцип разделения по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления (обычно в больших по территории государствах) – США, Бразилия.

2. Национальные – субъекты создаются на основе проживающих в них наций – Союзная Республика Югославии (Союз Сербии и Черногории). Обычно это непрочные образования.

3. национально – территориальные. В основу формирования субъектов положен и национальный и территориальный признак. РФ – 328 – национальностей, 57 – территорий.

2. Конфедерация.

Союз государств – это временное объединение суверенных государств, созданное для достижения определенных целей, как правило, на основе договора. Конфедерация в отличии от федерации не образует нового государства.

Конфедерация – союз двух и более государств, при котором союзные органы лишь координируют их деятельность по тем субъектам, которые явились причиной объединения.

Особенности конфедерации:

1. отсутствие общего аппарата управления;

2. нет единого гражданства;

3. нет единой денежной системы;

4. нет единой территории;

5. нет единой Конституции и единого законодательства;

6. нет единой налоговой и финансовой систем.

Субъекты не утрачивают своего суверенитета, и остаются полностью самостоятельными государствами. Для эффективного решения поставленных задач образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативно – правовые акты рекомендательного характера. Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами – участниками из взносов в размерах, устанавливаемых соглашением сторон.

Конфедерации, как правило, создаются на недолгое время и после достижения целей их создания либо прекращают свое существование, либо объединяются в иную форму государственного устройства, чаще – в федерацию.

Египет и Сирия – объединенная Арабская Республика в период с 1958 по 1961 годы.

В правовой науке под формой государственного устройства понимается способ территориальной организации государства или образующих союз государств, обусловливающий определенные взаимоотношения институтов всего государства с органами его составных частей.

Она отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами, характери­зует объем прав час­тей государства. Данное понятие отвечает на следующие вопросы: как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест (регионов).

Для формы государственного устройства большое зна­чение имеют экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности, исторические традиции, социокультурный и этнический факторы. Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется термин «форма нацио­нально-государственного устройства».

Различаются три формы государственного устройства: уни­тарное государство, федерация (федеративное государство), конфедерация.

Государство считается унитарным(целостным, простым, еди­ным), если все или большинство его частей являются обычны­ми административно-территориальными единицами. В его составе нет каких-либо государственных обра­зований, обладающих политической самостоятельностью. Территория может включать отдельные автономные националь­но-государственные образования, в том числе имеющие неко­торые атрибуты собственной государственности (например, на­личие в составе унитарной Украины Республики Крым).

Признаки унитарного государства:

единая конституция;

еди­ное гражданство;

единая система центральных органов государ­ственной власти;

единая судебная и правовая система.

Важнейшим принципом функционирования унитарной го­сударственности является то, что местные органы управления подчинены центральным институтам го­сударственной власти и им подконтрольны. Составные части унитарного государства имеют статус обычных ад­министративно-территориальных единиц: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их тер­ритория может быть изменена простым общенациональным за­коном. Согласия местных (региональных) органов и населения при этом не требуется.

В зависимости от степени и формы контроля центра за мест­ной властью выделяют три разновидности унитарных госу­дарств: децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.

К числу первых относятся государства, в которых региональ­ные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на нача­лах децентрализации (Новая Зеландия, Япония). Таким государством является Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают са­мостоятельностью (автономией).

Относительно децентрализо­ванные - государства с развитой административно-территори­альной автономией (Португалия, Испания, Италия).

К централизованным относятся унитарные государства, в которых преобладает централизм в государственном управле­нии: подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из столицы (Дания, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан, Нор­вегия).

Федерация(от лат. foederatio - союз, объединение) - это форма государственного устройства, представляющая собой слож­ное (союзное) государство, состоящее из государственных образова­ний, обладающих определенной политической самостоятельностью.

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, республики, края, области) являются субъектами (членами) Федерации и имеют свое собственное администра­тивно-территориальное устройство.

В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями обра­зования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. В этом слу­чае говорят об асимметричности федерации, т. е. о наличии не­которого неравенства в правовом статусе субъектов Федерации (М. В. Баглай, Б. Л. Железнов, В. А. Туманов и др.).

В настоящее время насчитывается более 30 федеративных государств, в которых проживает одна треть населения планеты (Российская Федерация, США, ФРГ, Бельгия, Бразилия, Индия, Исламская Федератив­ная Республика Коморские Острова, Танзания, Папуа - Новая Гвинея и др.).

Современные федерации от унитар­ных государств отличаются более высоким уровнем социальной и национальной напряженности, связанной в немалой степени с несовершенством федеративной структуры и неразвитостью политико-правовых связей внутри федерации.

Выделяют признаки федеративного государства как абсолют­ного (обязательного), так и факультативного характера.

К обязательными признакам относятся:

- добровольность объединения государственных образований в единое государство;

- единая территория государства, образованная в результате вхождения территорий субъектов Федерации;

- симметричный конституционный статус субъектов Федерации и их равноправие;

- разграничение компетенции между союзом (центром) и субъектами Федерации;

- наличие двухуровневой системы законодательства (соб­ственно федерации и ее членов);

- существование самостоятельной системы органов законо­дательной и исполнительной власти субъектов Федерации;

- наличие единого федерального гражданства.

К признакам факультативного характера, т. е. необязательно присущим федерации, но встречающимся на практике в ряде государств, относятся:

- наличие собственной конституции субъекта Федерации;

- существование самостоятельной судебной системы на регионально-субъектном уровне;

- возможность установления гражданства субъекта Федера­ции;

-асимметричный конституционный статус членов федерации.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в полном смысле слова. Они не облада­ют суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права самостоятельного участия в между­народных отношениях.

В случае нарушения союзной конституции или законода­тельства центральная власть имеет право принятия принуди­тельных мер по отношению к субъекту федерации (институт федеральной интервенции или федерального вмешательства).

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются фе­дерации, организованные:

на территориальной основе, которых большинство (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Ве­несуэла, Бразилия, Мексика),

на национальной основе (Бельгия, Нигерия, Пакистан, частично Индия)

и на смешанной нацио­нально-территориальной основе (Российская Федерация, Швей­цария, Канада).

Принимая во внимание виды правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два типа феде­рации: конституционные и договорные.

Конституционные федерации создаются как бы «сверху» в ре­зультате принятия конституции (США, Канада, Бразилия), а договорные возникают «снизу» на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, ОАЭ).

До начала 90-х гг. понятие «конфедерация» в отечественной науч­ной литературе практически не разрабатывалось. Предполагалось, что конфедерацияпредставляет собой форму государственного устройст­ва, основными признаками которой являются: наличие учредительно­го договора, в котором фиксируются функции, объем правосубъект­ности и структура объединения государств; констатируется сохранение государствами, входящими в конфедерацию, суверенитета, собствен­ных финансовых и налоговых систем; закрепляется право выхода из конфедерации при соблюдении условий учредительного договора; от­ношения между государствами - членами конфедерации строятся на основе норм права, изложенных в заключенных между ними междуна­родных договорах.

В связи резким обострением проблем национально-государственного устройства СССР, а затем и России понятие конфедерации привлекло внимание широкого круга отечественных юристов и было уточнено. Ряд ученых справедливо высказался против подхода к конфедерации как форме государственного устройства. Ведь конфедерация - такой союз государств, когда не возникает нового государства, поскольку отношения государств в конфедерации регулируются норма­ми международного права; как единое целое конфедерация выступает только в международных отношениях.

В историческом плане термин «конфедерация» получил широкое распространение главным образом в XIX в. в Европе. В это время были образованы Рейнская конфедерация (1815-1848 гг. и ранее в 1291-1798 гг.), Германская конфедерация (1815-1866 гг.), Австро-Венгрия (до 1918 г.), США (1781-1787 гг. и 1861-1865 гг.).

В XX в. этот термин практически не употребляется (исключение составляет объединение государств, предшествовавшее образованию Союза ССР). Однако широкое распространение получил термин «международная организация». Последняя создается и действует на основе международного догово­ра о её создании, ее членами являются государства; она имеет орга­ны, которые выражают ее волю. Государства, составляющие меж­дународную организацию, остаются суверенными. В то же время они уполномочивают ее действовать от их имени в определенной области и определенных рамках. Но даже в тех случаях, когда меж­дународная организация (ее наднациональный орган) принимает решения, имеющие прямое действие на территории государств-чле­нов, все равно это не означает, что последние теряют свой сувере­нитет.

Для международной организации существенно то, что ее цели, за­дачи, компетенция, организационная структура имеют договорную (согласованную) основу. Создавая международную организацию, го­сударства-члены наделяют ее определенной право- и дееспособ­ностью. Это означает, что организация имеет права и несет обязаннос­ти, участвует в создании и применении норм международного права, охраняет последние от нарушения. Иными словами, международная организация как новый субъект международного права осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функ­ции в определенной сфере - сфере международного сотрудничества. Однако по сравнению с государствами объем правосубъектности меж­дународной организации принципиально уже; он ограничен целями, задачами и функциями, выполняемыми организацией. Особенность правоспособности международной организации состоит в ее договорном характере и регулируется правилами данной организации. Это означает, что международные организации вправе заключать самые разнообразные соглашения, но в рамках своей компетенции, закрепленной в учредительных актах и других документах. Как субъект международного права международные организации в случае нанесения ущерба своей деятельностью или совершения правонарушений несут соответствующую ответственность.

Как видно из сказанного, понятия конфедерации и международной организации по сути своей во многом тождественны. Однако в соответствии с распространенной классификацией международных организаций конфедерации обычно относят к союзам государств.

В то же время сущность и содержание конфедерации невозможно уяснить без сравнения ее с федерацией. Обычно разграничение между этими понятиями осуществляется по следующим признакам:

- правовая форма закрепления государственных связей для федерации - в конституции, для конфедерации - в договоре;

- суверенитет - в федерации суверенитет принадлежит союзу, но не его субъектам, субъекты не обладают верховенством власти на своей территории, не имеют независимости в международных отно­шениях, лишены права на сецессию (односторонний выход из союза), конфедерация же не обладает суверенитетом, каждый ее член имеет право на сецессию;

- бюджет, денежная система, вооруженные силы для федерации едины, в конфедерации бюджет формируется за счет добровольных взносов ее членов, нет единых вооруженных сил, еди­ной денежной единицы;

- в конфедерации об­разуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам (судебные органы обычно отсутствуют). В предметы их ведения входит небольшой круг вопросов (война и мир, внешняя политика, общая система коммуни­каций и т.п.). Постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий, их акты адресованы, как правило, не гражда­нам, а государственным органам, парламент союза обычно формиру­ется парламентами его членов;

- в конфедерации парламенты вправе устанав­ливать таможенные и иные ограничения, препятствующие движению лиц, товаров, услуг и капитала;

- высшие органы государственной власти для федеративного го­сударства являются общими, субъекты федерации не обладают правом нуллификации, а общефедеральные органы власти в опреде­ленных случаях правомочны отменять акты, изданные органами субъектов федерации. Для конфедерации таких органов нет, акты органов, создаваемых для решения общих для союза вопросов, не обязательно действуют на территории всех государств, субъекты конфедерации обладают правом нуллификации;

- различен правовой статус территории: для федерации - это единая территория союза, образованная в результате объединения его субъектов в одно союз­ное государство, в конфедерации нет единой территории, но есть территория отдельных государств, вступивших в союз;

- в федерации существует единое союзное гражданство и одновременно гражданство ее субъектов, в конфедерации нет единого гражданства, а только гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз.

Вопрос № 20. Политический (государственный) режим: понятие, признаки, классификация.

Государственный режим – совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Это важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

Политический режим – понятие более широкое, так как включает в себя не только методы государственного властвования, но характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует, но можно выделить общие черты, присущие той или иной разновидности режима.

Демократический режим. Здесь государственная власть формируется народом, провозглашаются, и гарантируются личные права и свободы, осуществляется защита личности от беззаконья. Демократический режим характеризуется наличием механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти, демократическими методами властвование, правовым характером деятельности всех государственных органов.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Признаки:

1. Свобода личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

2. Реальные гарантии правового человека и гражданина. Его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных и других организациях.

3. Независимое судопроизводство.

4. Плюрализм политики и идеологии.

5. Эффективный механизм прямого воздействия населения на характер государственной власти (через избирательную систему).

6. Защита личности от произвола, беззакония.

7. Учитывается интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

8. Базирует на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, более спокойное разрешение конфликтов между государством и личностью, между социальными и национальными группами людей.

Близки к нему США, Англия, Швеция, Дания. В России также провозглашен демократический режим, но реальности еще не совпадают с действительностью.

Антидемократический (ограничение демократии) режим.

Характеризуется контролем государства над всеми сферами общественной жизни, государственная власть не формируется, и не контролируется народом, подавлением личности и отсутствием реальных прав и свобод, в то время когда в основном законе государства они декларируются. Государство возвышается над правом, играет доминирующую роль. В таких государствах происходит постепенная милитаризация всех отраслей жизни. Существует одна партия, при провозглашении многопартийности какие – либо оппозиционные взгляды и убеждения подвергаются преследованию.

1. Деспотический - концентрация всей власти у монарха, объяснение власти монарха божественной волей подавления личности. Монарх является и первосвященником (Вавилон, Древнеегипетское государство).

2. Тиранический – схож с деспотическим. Характерно физическое и моральное насилие над людьми и обычаями, навязывание иных религиозных норм (Османская империя).

3. Авторитарный – более мягкий, чем тоталитарный. Формально действуют демократические институты, но фактически власть у одного лица (СССР при Хрущеве). Характеризуется ликвидацией или значительным, ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением воли выборных государственных органов и усиление роли исполнительно – распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

4. Тоталитарный режим – крайняя форма антидемократического режима. Он более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. Любые партии, кроме правящей, возглавляемой лидером организации, запрещены (Иран).

Выделяют переходные и чрезвычайные режимы.

5. Переходные режимы отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Они устанавливаются в результате победы радикальных аппозиционных сил.

6. Чрезвычайные режимы устанавливаются в связи с необходимостью ликвидации или предотвращения негативных для общества явлений (массовые беспорядки, попытки государственного переворота), которые угрожают нормальному функционированию процессов, протекающих в нем.

7. Фашистский (расистский) режим. Сходен с тоталитарным, является его разновидностью. Основан на националистической идеологии. Характеризуется агрессивной внешней политикой (Фашистская Германия).

Политический режим современного Российского государства.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, а так же от соотношения политических сил в стране. Решающее влияние оказывает исторический тип государства. Специфику формы государства определяют и характеризуют взаимоотношения государства и его органов с негосударственными органами (предприятиями, церковью, профсоюзами).

РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета в данном государстве является народ, именно он осуществляет свою сласть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Суверенитет РФ распространяется на всей территории РФ. К РФ и ФЗ имеют верховную силу на всей территории. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономной области – равноправных субъектов РФ. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной ценности, единстве системы государственной власти, равноправии и самоопределении народов РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равны. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье человека. РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не ограничит права и свободы человека и гражданина.

Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти.

Всякие изменения, происходя­щие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государст­венного устройства. Данная категория показывает реальное функционирование всей политической и государственной системы в конкретной стране, осуществ­ление власти господствующим классом (господ­ствующими классами или правящими социальными группами). Все принципиальные изменения в природе госу­дарственной власти и способах ее организации неизбежно отражаются на политическом режиме.

Существуют две точки зрения на соотношение понятий «политический режим»и «государственный режим». Согласно одной понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо вклю­чает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических пар­тий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим - это динамическая, функциональная ха­рактеристика политической системы. Категории «политическая система»и«политический режим»тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в поли­тической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Политический режим в отличие от формы правления или формы государственного устройства выражен в конституцион­ных и законодательных актах неполно и фрагментарно. Каче­ственные черты политического режима формируются в течение длительного периода времени, нередко спонтанно.

Понятие «политический режим» включает в себя параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно на­родом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной вет­вями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государст­венной безопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;

18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократиче­ский и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авто­ритарный). Из двух разновидностей политического режима ис­торически первым был авторитаризм, возникший в глубокой древности в государствах Востока.

Основными чертами (признаками) демократического режима являются:

1)население участвует в формировании и осуществлении госу­дарственной власти посредством прямой (напри­мер, когда граждане на референдуме непосредственно принимают решения по важ­нейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (напри­мер, когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2)решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3)базируется на гражданском обществе с его развитой струк­турой;

4)предполагает существование и действие принципов правового государства;

5)выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

6)легитимность государственной власти;

7)силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем обще­ства, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8)доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9)во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных ос­нованиях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

13) гласность; средства массовой информации свободны от цен­зуры;

14) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить по­вседневную политику государства) и судебную (призванную высту­пать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонару­шений).

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая «непосредственная» демократияпозволяет осуществлять власть самим на­родом без политических посредников, проводится в жизнь через инсти­туты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего из­бирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные и местные обсуждения. Выборы и референдумы четко регламентированы нормативными правовыми актами (конституцией, конституционны­ми, органическими и обычными законами), носят импе­ративный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур; другие институты прямого народовла­стия носят консультативный характер.

Референдум нашел широкое применение в таких странах, как США (на реги­ональном и муниципальном уровне), Швейцария, Италия, Канада.

К достоинствам прямой демократии относится то, что она предоставляет более широкие возможности для выражения интересов граж­дан и их участия в общественно-политической жизни; в боль­шей мере обеспечивает легитимизацию власти; позволяет в оп­ределенной степени контролировать политическую элиту.

К недостаткам можно отнести: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной политической и управленческой деятельностью; сложность и дороговизна про­водимых государственно-общественных мероприятий; низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофесси­онализма большинства «правителей» и т. д.

Представительная демократияпозволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полити­ческих партий и общественных организаций.

К достоинствам представительной демократии можно отнес­ти то, что она дает больше возможностей (по сравнению с ин­ститутами прямой демократии) для принятия эффективных ре­шений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, про­фессионалы, компетентные лица и органы, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально орга­низует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом.

Ее недостатками являются: возможность злоупотребления властью, развитие бюрократии и коррупции; отрыв избранных представителей от народа; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, раз­личного рода лоббистов и т. д.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть не­однородными. В частности, особыми их разновидностями выс­тупают либерально-демократические и консервативно-демокра­тические режимы. Если либерально-демократические режимы ха­рактеризуются тем, что акцентируют внимание на приоритете личности, ее прав и свобод и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конститу­цию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. Однако подобная дифференциация является весьма условной.

Антидемократический политический режим целесообразно рассмотреть через его разновидности: тоталитарный, авторитарный, фашистский режимы.

Тоталитарный режимхарактеризуется абсолютным контро­лем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Термин «тоталитаризм» (от лат. totalis) оз­начает «весь, целый, полный». Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его использовал лидер ита­льянского фашизма Б. Муссолини. С 20-х гг. начинается пери­од становления и укрепления антидемократического тоталитар­ного строя на Апеннинском полуострове.

Основными чертами тоталитарного политического режима являются:

- государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

- общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании форми­руется представление о единстве, слиянии власти и народа;

- господствует монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, ре­лигией и т. д., вплоть до личной жизни;

- абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламента­ция общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

- государственная власть формируется на бюрократической основе, по закрытым каналам, окружена секретностью и недо­ступна для контроля со стороны граждан;

- доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

- властвует одна партия, происходит фактическое сращива­ние ее профессионального аппарата с государством, запрещена легальная деятельность оппозиционно настроенных сил;

- права и свободы человека и гражданина носят декларатив­ный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

- характеризуется наличием одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

- происходит центра­лизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

- экономической основой выступает крупная собственность: об­щинная, монополистическая, государственная;

- бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

- отсутствие правовой государственности и гражданского об­щества;

- государственная власть осу

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.