Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теологическая и патриархальная теории происхождения государства



Вопрос № 3

Теологическая теория происхождения государства получила рас­пространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в совре­менных условиях ее развили идеологи исламской религии, католи­ческой церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных ор­ганизаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться госу­дарю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продол­жателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание госу­дарственной власти может расцениваться как непослушание Все­вышнему.

Эта теория не отвергала необходимости со­здания и функционирования земного государства, обеспече­ния надлежащего правопорядка.

Наделяя государство и государей (как представителей и вырази­телей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и спо­собствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — Церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-эко­номических и иных отношений на государство и не позволяет опре­делить, как совершенствовать форму государства, как улучшать го­сударственное устройство. К тому же теологическая теория в прин­ципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что госу­дарство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А уве­личение числа этих семей и их объединение приводят к образо­ванию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В Средние века, обосновывая существование в Англии аб­солютизма, Р. Филмер в работе «Патриархия, или защита есте­ственного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не толь­ко отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в Рос­сии. Историк М.Н. Покровский считал, что древней­ший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Не без влияния данной теории пус­тила глубокие корни вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, суперличность, способную решать все проблемы за всех.

В целом, они обосновывают тот факт, что люди — существа коллектив­ные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникно­вению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в ре­зультате объединения людей и увеличения числа этих семей приво­дят, в конечном счете, к образованию государства.

Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «пат­риарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Как и в семье, отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государст­венности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.