Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет Информационных технологий и Вычислительной техники
(ФИТиВТ МИЭМ-ВШЭ)
Программа дисциплины Экономика
для направлений:
230100.62 Информатика и вычислительная техника;
специализации «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Информационно-коммуникационные технологии», «Системы автоматизированного проектирования»,
221400.62 Управление качеством
подготовки бакалавра
Автор программы:
Савчук Р.Р. к.ф.н,.доц. RSavchuk@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры экономической теории 28 августа 2014 г.
Зав. кафедрой Серегина С.Ф.
Москва 2014
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа определяет содержание дисциплины «Экономика», устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для студентов направления 230100.62 «ВсиС», 230100.62 «ИКТ», 230100.62 «САП», 221400.62 «УК», обучающихся на 3-м курсе бакалавриата факультета Информационных технологий и Вычислительной техники и разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом и образовательной программой направления соответствующих направлений подготовки.
Цели освоения дисциплины
Цельпреподавания дисциплины – формирование системного экономического мышления для понимания экономической логики законов развития общества, процессов и явлений, происходящих на микро- и макроуровнях, с возможностью дальнейшего применения полученных знаний в практической деятельности.
Предмет изучения дисциплины – экономика как экономическая система общества.
Задачи изучения дисциплины:
· усвоение студентами основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях людей и общества, путях их удовлетворения;
· формирование умений самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания;
· овладение навыками сопоставления различных подходов и точек зрения по конкретным проблемам, логичного формулирования самостоятельных выводов;
· понимание сути экономических процессов в современном мире, их взаимосвязи с социальными, экологическими, политическими и другими процессами, происходящими в обществе;
· способность к творческим подходам в решении профессиональных задач.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
Освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные понятия, категории и методологию экономической теории;
· основные принципы экономического анализа микро и макроэкономических явлений и процессов;
· основные показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
· экономические аспекты поведения участников экономических процессов;
· механизм взаимодействия участников рынка и бизнеса;
· ограниченные возможности политики в области влияния на рыночный пордок.
Уметь:
· применять понятийный аппарат и методологический инструментарий экономической науки для анализа экономических и социально-политических процессов;
· выносить аргументированные суждения об экономических явлениях и процессах на различных уровнях организации экономической деятельности;
· использовать принципы и методы экономического анализа для объяснения и прогнозирования экономического поведения субъектов при диагностировании и прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций.
Иметь навыки:
· самостоятельной работы с экономической литературой;
· использования знаний по экономике и экономической политике для решения профессиональных задач в области инженерии;
· предвидения кризисных ситуаций в сфере макроэкономики:
· принятия грамотных экономических решений на микро- и макроуровне.
В результате освоения дисциплины студент должен приобрести и развить следующие компетенции:
Компетенция
Код по ФГОС/ НИУ
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Владение культурой речи, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи
ОК-1
- самостоятельно прорабатывает лекционный материал, учебники, учебные пособия, научную литературу, периодическую печать, ресурсы Интернет и выполняет письменные и устные задания
- умеет грамотно и аргументировано сформулировать вопросы, требующие пояснения и обсуждения
Лекции
Различные формы семинаров
Самостоятельное изучение отдельных тем
Консультация
Деловые игры
Анализ кейсов
Методы совместного и интерактивного обучения
Свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, уметь создавать и редактировать тексты, анализировать логику рассуждений и высказываний
ОК-2
-представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада
- демонстрирует умение ясно и четко излагать суждения, сопровождать выдвинутые тезисы грамотной аргументацией, воспринимать и анализировать различные точки зрения, давать им личную адекватную оценку, обобщать и делать выводы
- имеет навыки устного и письменного изложения результатов анализа с соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
Конспектирование лекционного материала
Участие в работе семинаров
Выполнение письменных контрольных работ
Дискуссии
Анализ кейсов
Стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-8
-демонстрирует навыки самостоятельной работы, самоорганизации и умение организовать выполнение поручений
Самостоятельная работа
Выполнение домашних заданий
Способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству, к кооперации с коллегами
ОК-10
- демонстрирует умение работать в команде, вступать во взаимодействия с другими студентами, поддерживать творческую атмосферу в коллективе
Дискуссии и деловые игры
Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социальные и экономические проблемы и процессы
ОК-11
- воспроизводит основные экономические законы, грамотно использует в устных и письменных высказываниях категории и понятия экономической теории;
-демонстрирует умение использовать адекватные экономические методы и модели для анализа экономических проблем и процессов на микро- и макроуровнях и прогнозирования их возможного развития в будущем
- демонстрирует умение интерпретировать текстовую экономическую информацию с помощью графиков и использовать графические модели для анализа описанных в тексте экономических явлений и проблем;
- выносит адекватные аргументированные суждения в ходе дискуссий по социально-значимым экономическим проблемам;
Лекции
Решение задач, выполнение заданий и упражнений
Анализ кейсов
Выполнение анализа текстовой экономической информации с использованием графических моделей
Проведение семинаров-дискуссий
Понимание сущности и значения информации в развитии современного общества, соблюдение основных требований информационной безопасности; знание основных методов, способов и средств получения, хранения и переработки информации; владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умение работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способность работать с информацией в глобальных сетях
ОК-14
Самостоятельно прорабатывает лекционный материал, учебники, учебные пособия, научную литературу, периодическую печать, ресурсы Интернет по заданной теме
Самостоятельная подготовка
Место дисциплины в структуре образовательной программы
В соответствии с рабочим учебным планом дисциплина «Экономика» относится к базовой части циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
Данная дисциплина изучается на 3 курсе (1 и 2 модуль).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: