Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЁМА И ЕДИНИЦ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ



 

Понятие объёма определяется так же, как понятие площади. Но при характеристике понятия площадь мы рассматривали многоугольные фигуры, а при характеристике понятия объём мы будем рассматривать многогранные фигуры.

Объёмом фигуры называется неотрицательная величина, определённая для каждой фигуры так, что:

1/ равные фигуры имеют один и тот же объём;

2/ если фигура составлена из конечного числа фигур, то её объём равен сумме их объёмов;

3/ существует тело, объем которого равен 1.

Программа по математике предусматривает, наряду с рассмотренными величинами, знакомство с объёмом и его измерением с помощью литра. Так же рассматривается объём пространственных геометрических фигур и изучаются такие единицы измерения объёма, как кубический сантиметр и кубический дециметр, а так же их соотношения.

 

Приведем примеры ситуаций, которые учитель может использовать на уроке по теме “Литр”.

Ситуация 1. Предлагаются два сосуда с водой. Один узкий, другой широкий. Уровень воды в обоих сосудах одинаков. Кроме этого, на столе учителя два стаканчика различной емкости (обозначим их № 1 и № 2).

— Выясните с помощью мерки № 1, в каком сосуде воды больше.

Учащиеся выясняют, что в широком сосуде таких мерок 7, а в узком 5. 7>5. Делается вывод.

Затем используется мерка № 2. В широком сосуде их 4, а в узком 2. 4>2. Делается вывод.

Затем учитель предлагает измерить количество воды в широком сосуде меркой № 2, а в узком — меркой № 1. Обсуждение результатов приводит учеников к выводу, что для сравнения количества воды в сосудах необходимо пользоваться единой меркой.

Ситуация 2. Два сосуда: один широкий, другой узкий. В одном и другом налита вода. Уровень воды в узком сосуде выше, чем в широком. Учитель задает вопрос:

— В каком сосуде воды больше?

Ответы противоречивы. Нужно решить проблему — как убедиться, в каком же сосуде воды больше. После того как разобрана первая ситуация, учащиеся сами предложат использовать для этой цели третий сосуд; он будет выполнять функции мерки. Будет интересно, если в один и другой сосуд налито одинаковое количество воды. Учитель подводит итог: для того чтобы убедиться, какая емкость больше (где воды больше), нужно использовать мерку. Общепринятой меркой является литр (проводится аналогия с сантиметром и килограммом).

После того как введена единица измерения емкости, решаются различные практические задачи. Например:

“В одном сосуде 5 л, а в другом 3 л воды. Как сделать, чтобы количество воды в сосудах было одинаково?”

(Из первого отпить 2 л, тогда в каждом сосуде будет по 3 л, или из первого перелить во второй 1 л.) Задача решается практически. Оформляется запись:

1-й способ: 5—2 = 3, 3 = 3.

2-й способ: 5—1=4, 3+1=4, 4 = 4.

“В одном сосуде 3 л, а в другом на 2 л больше. Что можно сделать, чтобы во втором сосуде воды было больше на 1 л?”

Задача решается практически, но требует от ребенка проведения рассуждений, в процессе которых ученик должен как бы предвосхитить будущий результат. Полезно рассмотреть различные способы решения задачи: 1) Учащиеся могут предложить долить в первый сосуд 1 л воды. Если такой способ предложен, он проверяется практически. Проверку, которая связана непосредственно с умением измерять емкость с помощью мерки, может осуществить любой ученик. В результате измерения - в первом сосуде 4 л, во втором 5 л, 5>4 на 1.

Возможен и такой вариант: в первый сосуд долить 2 л, а во второй долить 1 л. Результат проверяется практически: 6>5 на 1. Таким образом, в процессе решения задачи, требующей от учеников определенных рассуждений, формируется необходимое умение измерять емкости.

 

Можно на урок «приводить» сказочных героев:

- Как-то раз Вини-Пух пришел в гости к Кролику. Как настоящий гостеприимный хозяин, Кролик решил угостить своего друга. Поставил пирог на стол и пошел за чашками для компота; открыл дверцу буфета и призадумался: у него не оказалось одинаковых чашек. Вини может обидеться, если у него будет чашка меньше. Как же быть? Давайте поможем Кролику выбрать чашку!

Учитель ставит на стол различные чашки: чашку, из которой пьет Кролик (чашка-образец), и ряд других различной емкости и формы. При выборе чашки учитель преднамеренно направляет учащихся на неправильный вариант решения:

- Возьмите эту чашку. Она маленькая и красивая. Вини обязательно понравится, (нет, в нее воды помещается меньше, чем в чашке Кролика).

В результате обсуждения и выполнения практических действий находится нужная чашка. Учитель, показывая чашку Кролика и найденную чашку, говорит, что такие чашки называются одинаковыми по емкости: они вмещают одинаковое количество жидкости.

Далее учитель выставляет на стол набор сосудов А, Д, С:

- Что вы можете сказать об этих сосудах? (изготовлены из различных материалов, некоторые одинаковы по цвету и т.д.).

Один из учеников высказывает предположение, что сосуды А и Д одинаковы по емкости. Это высказывание проверяется практически при использовании сосуда-посредника. В результате практической деятельности определяются равные и неравные сосуды, отношения между ними фиксируются при помощи знаков >, <, =.

А = Д, С < А => С<Д

(если сосуд С вмещает воды меньше, чем сосуд А, и сосуды А и Д одинаковой емкости, то сосуд С вмещает воды меньше, чем сосуд Д).

На следующем этапе урока учитель предлагает сравнить с помощью мерки-посредника сосуды А и С и зафиксировать результат сравнения числом. Выполняя практические действия, учащиеся устанавливают, что данная мерка в сосуде А помещается 7 раз, а в сосуде С 5 раз. 7 > 5, значит емкость сосуда А > чем емкость сосуда С. А>С

Затем учитель предлагает измерить емкость сосуда А этой же меркой, а сосуда С - другой меркой (меньшей емкости, но детям это не сообщается). В результате получается: в сосуде А мерка помещается 7 раз, а в сосуде С - 9 раз; 7 < 9, значит А < С.

- В чем дело? Может, мы неправильно считали?

Учащиеся приходят к выводу, что они считали верно, только мерки были разные, а надо пользоваться одной и той же меркой. Работа в такой последовательности подводит учащиеся к выводу о необходимости введения единой (одинаковой) мерки для сравнения емкости сосудов. Учитель сообщает, что такой общепринятой меркой определения емкости сосудов является метр. Показывает банку, бутылку, кружку в 1 литр, вводит его обозначение.

В ходе разнообразных практических упражнений формируются измерительные умения Например, игра в «магазин» - продавец отпускает молоко; устанавливается, сколько литров вмещает кастрюля, ведро; сколько стаканов воды в литровой банке.

В процессе решения задач учащиеся складывают и вычитают единицы измерения емкости:

В банке 3 л молока, а в бидоне 5 л. На сколько литров молока больше в бидоне, чем в банке?

Позднее вводятся задачи на умножение и деление:

На поливку клумбы израсходовали 3 ведра воды, по 7 л в каждом. Сколько литров воды израсходовали на поливку клумбы?

(по традиционной программе сравнение величин, перевод величин – отсутствуют, т.к. единица измерения только одна).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.