Понятие времени более сложное, чем понятие длины и массы. В обыденной жизни время - это то, что отделяет одно событие от другого. В математике и физике время рассматривают как скалярную величину, потому что промежутки времени обладают свойствами, похожими на свойства длины, площади, массы.
Промежутки времени можно сравнивать. Например, на один и тот же путь пешеход затратит больше времени, чем велосипедист.
Промежутки времени можно складывать. Так, лекция в институте длится столько же времени, сколько два урока в школе.
Промежутки времени измеряют. Но процесс измерения времени отличается от измерения длины, площади или массы. Для измерения длины можно многократно использовать линейку, перемещая её с точки на точку. Промежуток времени, принятый за единицу, может быть использован лишь один раз. Поэтому единицей времени должен быть регулярно повторяющийся процесс. Такой единицей в Международной системе единиц названа секунда. Наряду с секундой используются и другие единицы времени: минута, час, сутки, год, неделя, месяц, век. Такие единицы, как год и сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком.
Год - это время обращения Земли вокруг Солнца.
Сутки - это время обращения Земли вокруг своей оси.
Год состоит приблизительно из 365 суток. Но год жизни людей складывается из целого числа суток. Поэтому вместо того, чтобы к каждому году прибавлять 6 часов, прибавляют целые сутки к каждому четвёртому году. Этот год состоит из 366 дней и называется високосным.
Неделя. В Древней Руси неделя называлась седмицей, а воскресенье – днём недельным (когда нет дел) или просто неделей, т.е. днём отдыха. Названия следующих пяти дней недели указывают, сколько дней прошло после воскресенья. Понедельник - сразу после неделя, вторник - второй день, среда - середина, четвёртые и пятые сутки соответственно четверг и пятница, суббота - конец дел.
Месяц - не очень определённая единица времени, он может состоять из тридцати одного дня, из тридцати и двадцати восьми, двадцати девяти в високосные годы (дней). Но существует эта единица времени с древних времён и связана с движением Луны вокруг Земли. Один оборот вокруг Земли Луна делает примерно за 29,5 суток, и за год она совершает примерно 12 оборотов. Эти данные послужили основой для создания древних календарей, а результатом их многовекового усовершенствования является тот календарь, которым мы пользуемся и сейчас.
Так как Луна совершает 12 оборотов вокруг Земли, люди стали считать полнее число оборотов (то есть 22) за год, то есть год – 12 месяцев.
Современное деление суток на 24 часа также восходит к глубокой древности, оно было введено в Древнем Египте. Минута и секунда появились в Древнем Вавилоне, а в том, что в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд, сказывается влияние шестидесятеричной системы счисления, изобретённой вавилонскими учёными.
Время является самой трудной для изучения величиной. Временные представления у детей развиваются медленно в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.
Временные представления у первоклассников формируются прежде всего в процессе их практической (учебной) деятельности: режим дня, ведение календаря природы, восприятие последовательности событий при чтении сказок, рассказов, при просмотре кинофильмов, ежедневная запись в тетрадях даты работы - всё это помогает ребёнку увидеть и осознать изменения времени, почувствовать течение времени.
Единицы времени, с которыми знакомятся дети в начальной школе: неделя, месяц, год, век, сутки, час, минута, секунда.
Начиная с 1 класса, необходимо приступать к сравнению знакомых, часто встречающихся в опыте детей временных промежутков. Например, что длится дольше: урок или перемена, учебная четверть или зимние каникулы; что короче: учебный день ученика в школе или рабочий день родителей?
Такие задания способствуют развитию чувства времени. В процессе решения задач, связанных с понятием разности, дети приступают к сравнению возраста людей и постепенно овладевают важными понятиями: старше - моложе - одинаковые по возрасту. Например:
«Сестре 7 лет, а брат на 2 года старше сестры. Сколько лет брату?»
«Мише 10 лет, а сестра моложе его на 3 года. Сколько лет сестре?»
«Свете 7 лет, а её брату 9 лет. Сколько лет будет каждому из них через 3 года?»
Во 2 классе у детей формируются более конкретные представления о данных промежутках времени. (2 кл. «Час. Минута» с. 20)
Для этой цели учитель использует модель циферблата с подвижными стрелками; объясняет, что большая стрелка называется минутой, маленькая - часовой, поясняет, что все часы устроены таким образом, что пока большая стрелка движется от одного маленького деления до другого, проходит 1 мин, а пока маленькая стрелка движется от одного большого деления до другого, проходит 1 час. Счет времени ведется от полуночи до полудня (12 ч. дня) и от полудня до полуночи. Затем предлагаются упражнения с использованием модели часов:
♦ назвать обозначенное время (с. 20 №1, с. 22 №5, с. 107 №12)
♦ обозначить время, которое называет учитель или ученики.
Даются разные формы чтения показаний часов:
9 ч 30 мин, 30 мин десятого, половина десятого;
4 ч 45 мин, 45 мин пятого, без 15 пять, без четверти пять.
Изучение единицы времени используется при решении задач (с. 21 №1).
В 3 классе уточняются представления детей о таких единицах времени, как год, месяц, неделя. (3 кл. ч. 1, с. 9) С этой целью учитель использует табель-календарь. По нему дети выписывают названия месяцев по порядку и количество дней в каждом месяце. Сразу же выделяются одинаковые по продолжительности месяцы, отмечают самый короткий месяц в году (февраль). По календарю учащиеся определяют порядковый номер месяца:
♦ как называется пятый месяц в году?
♦ которым по счету является июль?
Устанавливают день недели, если известно, число и месяц и наоборот, устанавливают, на какие числа месяца приходятся определенные дни недели:
♦ в какой день недели будет праздник 8 Марта в этом году?
♦ на какие числа приходятся воскресенья в ноябре?
С помощью календаря учащиеся решают задачи на нахождение продолжительности события:
♦ сколько дней длится осень? Сколько недель она длится?
♦ сколько дней длятся весенние каникулы?
Понятия о сутках раскрывается через близкие детям понятия о частях суток - утро, день, вечер, ночь. Кроме того, опираются на представления временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. (3 кл., ч. 1, с. 92 «Сутки»)
Детям предлагается перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра, что будет делать начиная с сегодняшнего вечера до завтрашнего вечера и т. п.
«Такие промежутки времени называют сутками»
Устанавливается соотношение: Сутки = 24 ч
Затем устанавливается связь с изученными единицами времени:
Позднее вводится такая единица времени, как квартал (каждые 3 мес, всего 4 квартала).
После знакомства с долями решаются задачи:
♦ Сколько минут составляет третья часть часа?
♦ Сколько часов составляет четвертая часть суток?
♦ Какую часть года составляет один квартал?
В 4 классе уточняются представления об уже изученных единицах времени (ч. 1, с. 59): вводится новое соотношение -
1 год = 365 или 366 суток
Дети узнают, что основными единицами измерения являются сутки - время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси, и год - время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца.
Тема «Время от 0 часов до 24 часов» (С. 60). Дети знакомятся с 24 -часовым счислением времени суток. Они узнают, что началом суток является полночь (0 ч.), что счет часов в течение суток идет от начала суток, поэтому после полудня (12 ч.) каждый час имеет другой порядковый номер (1 час дня - это 13 ч, 2 часа дня -14 ч...)
Примеры упражнения:
♦ Как сказать по-другому, сколько сейчас времени:
1) если от начала суток прошло 16 ч, 20 ч, три четверти часа, 21 ч 40 мин, 23 ч 45 мин;
2) если сказали: четверть пятого, половина второго, без четверти семь.
Вырази:
а) в часах: 5 суток, 10 суток 12 ч, 120 мин
б) в сутках: 48 ч, 2 недели
в) в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес, четверть года
г) в годах: 24 мес, 60 мес, 84 мес.
Рассматривают простейшие случаи сложения и вычитания величин, выраженных в единицах времени. Необходимые преобразования единиц времени здесь выполняют попутно, без предварительной замены заданных величин. Чтобы предупредить ошибки в вычислениях, которые намного сложнее, чем вычисления с величинами, выраженными в единицах длины и массы, рекомендуется давать вычисления в сопоставлении:
30мин 45сек - 20мин58 сек;
30м 45см - 20м 58см;
30ц 45кг - 20ц 58кг;
♦ С помощью какого действия можно узнать:
1) какое время покажут часы через 4 ч, если сейчас 0 ч, 5 ч...
2) сколько времени пройдет от 14 ч до 20 ч, от 1 ч до 6 ч
3) какое время показывали часы 7 ч назад, если сейчас 13 ч, 7ч 25 мин?
Далее учащиеся знакомятся с веком и секундой (4 кл, ч. 1, с. 63). Сначала вводится секунда, рассматривается секундомер, устанавливается соотношение:
1 мин = 60 с
Затем рассматривается самая крупная из рассматриваемых единиц времени - век, устанавливается соотношение:
1 в. = 100 г.
Примеры упражнений:
♦ Сколько лет в 3 веках? В 10 веках? В 19 веках?
♦ Сколько веков составляют 600 лет? 1100 лет? 2000 лет?
♦ А.С. Пушкин родился в 1799 г, а умер в 1837г. В каком веке он родился и в каком умер?
Усвоению отношений между единицами времени помогает таблица мер, которую следует повесить в классе на некоторое время, а также систематические упражнения в преобразовании величин, выраженных в единицах времени, их сравнении, нахождении различных долей любой единицы времени, решение задач на вычисление времени.
1 в. = 100 г. в году 365 или 366 суток
1 г. = 12 мес. в месяце 30 или 31 сутки
1 сут = 24 ч (в феврале 28 или 29 суток)
1 ч = 60 мин
1 мин = 60 с
В теме «Сложение и вычитание величин» рассматриваются простейшие случаи сложения и вычитания составных именованных чисел, выраженных в единицах времени:
♦ 18ч 36 мин -9ч
♦ 20 мин 30 с + 25 с
♦ 18ч 36 мин - 9 мин (в строчку)
♦ 5 ч 48 мин + 35 мин
♦2 ч 30 мин - 55 мин
Позднее рассматриваются случаи умножения:
♦ 2 мин 30 с • 5
Для развития временных представлений используется решение задач на вычисление продолжительности событий, его начала и конца.
Простейшие задачи на вычисление времени в пределах года (месяца) решаются с помощью календаря, а в пределах суток - с помощью модели часов.
Упражнение № 1
Детям предлагается прослушать две магнитофонные записи. Причём одна из них 20 секунд, а другая 15 секунд. После прослушивания дети должны определить, какая из предложенных записей длится дольше, чем другая. Данная задача вызывает определённые затруднения, мнения детей расходятся.
Тогда учитель выясняет, что для того, чтобы выяснить продолжительность мелодий, их необходимо измерить. Вопросы:
-какая из двух мелодий длится дольше?
-можно ли это определить на слух?
-что, нужно для того. чтобы определить продолжительность мелодий.
На этом уроке можно ввести часы и единицу измерения времени - минуту.
Упражнение № 2
Детям предлагается прослушать две мелодии. Одна, из них длится 1 минуту, а другая 55 секунд. После прослушивания дети должны определить, какая мелодия длится дольше. Это задание вызывает затруднение, мнения детей расходятся.
Тогда учитель предлагает во время прослушивания мелодии считать, сколько раз будет двигаться стрелка. В процессе этой работы дети выясняют, что при прослушивании первой мелодии стрелка двигалась 60 раз и прошла полный круг, т.е. мелодия длилась одну минуту. Вторая мелодия длилась меньше, т.к. пока она звучала стрелка двигалась 55 раз. После этого учитель сообщает детям, что каждый « шажок » стрелки - это отрезок времени, который называется секунда. Стрелка, проходя полный круг- минуту - совершает 60 «шагов, т.е. в одной минуте 60 секунд.
Далее учитель сообщает, что стрелка, которой они пользовались, называется секундной, а стрелка, которая меньше секундной, указывает на минуты.
Детям предлагается афиша: «Приглашаем всех учащихся школы на лекцию о правилах поведения на воде. Длится лекция 60.....».
Учитель объясняет, что художник, который рисовал афишу, не знал единиц времени и не написал, сколько будет длится лекция. Ученики первого класса решили, что лекция будет длится 60 секунд, т.е. одну минуту, а ученики второго класса решили, что лекция будет длится 60 минут. Как вы думаете, кто из них прав? Ученики выясняют, что правы ученики второго класса. В процессе решения данной задачи дети делают вывод, что при измерении отрезков времени необходимо пользоваться единой мелкой. На этом уроке вводится новая единиц измерения времени - час.
Вопросы:
- почему вы решили, что правы ученики второго класса?