Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ



 

С самых первых дней существования человека мужчины и женщины удивлялись и поклонялись многочисленным тайнам жизни. Из необходимости удивляться и поклоняться родилось понимание, а от понимания - смысл. Мы зачастую думаем, что понимание и смысл заменяют тайну, но нет ничего более далекого от истины, чем это предположение. Когда понимание и смысл прочно поселяются в наших сердцах и умах, мы понимаем, что тайны никуда не делись. Они стали более интересными и более глубокими. Потребность удивляться, потребность поклоняться и потребность понимать - составные части одного человеческого желания, и эти составные части стремятся к единству, каковое выражается в древних духовных упражнениях. Те же самые древние тайны являются центром моих собственных духовных верований. Эти тайны ведьмы называют "Древней религией".

Любая религия повествует о творении. Но это не значит, что религия является сборником легенд о том, как творец или творцы создали вселенную, она повествует и о том, каким образом живущие в данный момент мужчины, женщины и дети принимают участие в непрерывном процессе создания вселенной. Творению нет конца, это - вечный процесс. У некоторых племен существует традиция вызывать посредством песнопений восход и закат солнца. В этом ритуале сокрыта глубокая мудрость, которую нельзя отвергать на том основании, что солнце прекрасно может обойтись и без помощи человека. То, что ночь сменяется днем, а зима - весной, просто не может не быть результатом человеческой, как впрочем, и божественной деятельности. Будучи сторонниками Древней Религии, ведьмы принимают активное участие в том, что мы называем вращением Колеса Года и в смене времен года. Мы принимаем участие в создании вселенной.

 

НАША МАТЬ, ЗЕМЛЯ

 

Религия повествует о творении, и по этой причине религия должна повествовать о земле. Для многих людей это оказывается неожиданностью, поскольку современные религиозные теории ставят спасение выше творения и сосредотачивают свое внимание не на земле, а на рае и аде. А вот язычники считали, что биологические процессы являются и духовными процессами и что в каждом естественном событии сокрыт божественный смысл.

Будучи участниками вечной драмы творения, наши предки верили, что великие тайны жизни - это тайны преобразования: каким образом один предмет превращается в другой, каким образом предметы растут, умирают и снова рождаются. Вероятно, самыми яркими из всех подобных преобразований, которые происходили на их глазах, были трансформации, происходившие с женщиной. Способность зачать новое человеческое существо и дать ему рождение, свойство давать молоко и кровоточить в соответствии с фазами луны, вызывали священный трепет. Центральное положение женщины в человеческом сообществе не может вызывать никаких сомнений. Она одна обладает способностью давать и поддерживать жизнь. Без нее невозможно появление новой человеческой жизни. Женские циклы совпадают со сменой времен года на земле и с месячными фазами луны. Вовсе не суеверия и фантазии заставили древних ученых обратить внимание на общность женщины и природы - ведь и та, и другая выполняют великую роль матери, а биологический факт.

Самые первые произведения искусства, на которых изображен человек, посвящены материнству. Эти произведения были созданы за десятки тысяч лет до рождества Христова, так называемые "статуэтки Венеры" (определение археологов). Это фигурки зрелых, полностью сформировавшихся женщин на последних месяцах беременности. Большие животы, полные груди и мощные бедра этих маленьких, выполненных из кости, камня или глины изваяний, представляют собой не просто образцы эротического искусства того времени. Авторитетный знаток мировой мифологии Джозеф Кэмпбэлл, в своей книге "Образ животной силы", подчеркивает: "Со всей уверенностью можно сказать, что это не произведения искусства, выполненные в духе натурализма, а абстракции, в которых сокрыто некое символическое послание". О том, что они представляли собой нечто священное, свидетельствует и то, что древние размещали их в своих святынях, а также на местах захоронений. Моника Сье и Барбара Мор в своем объемном труде "Великая Космическая Мать: новое открытие Религии Земли", посвященном религиям, в которых верховным богом была женщина, утверждают, что женские половые органы были для древних "мистическим центром". В то время, когда мужская роль в зачатии либо не понималась вообще, либо понималась очень смутно, женское тело считалось единственным источником человеческой жизни, подобно тому, как земля была единственным источником жизни биологической.

Среди произведений искусства того времени не обнаружено изображений мужчин. Действительно, роль мужчины в зачатии была установлена относительно недавно, что-то около пяти тысяч лет тому назад. Скорее всего, правильное понимание роли отца в зачатии получило широкое распространение не раньше 300 года до Рождества Христова. Великий антрополог двадцатого века Бронислав Малиновский обнаружил в Полинезии живущие в каменном веке племена, которые весьма смутно представляли себе роль мужчины в зачатии человеческой жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на роль отца в течение столь длительного времени не обращалось никакого внимания. Поскольку далеко не каждый половой акт приводил к беременности, а женщина замечала беременность только по прошествии дней или недель после акта, то связь между зачатием и сексуальными отношениями с мужчиной была не очень-то очевидной. Наши предки полагали, что мужчина "открывает" влагалище, но новая жизнь в матке появляется в результате деятельности божественной силы или посетившего женщину духа. А может быть, они воображали (если судить по получившему всемирное распространение мифу о девственном зачатии), что женщина способна создавать новую жизнь сама по себе. В любом случае, концепция отцовства и постоянного совокупления получила развитие гораздо позднее. Антрополог Льюис Генри так высказался по этому поводу: "Патриархат установился только в тот период истории человечества, о котором уже имеются письменные свидетельства"

За многие тысячелетия до того, как кроманьонцы вырезали своих "Венер", неандертальцы хоронили своих мертвых в позе эмбриона, предварительно окрасив их тела красной охрой. Это было символом того, что умершие возвращаются в лоно земли. Они снова окрашены в кровь матери. Они возвращались в лоно земли в буквальном и переносном смысле, завершив то, что наши жившие в Ледниковом Периоде предки считали полным циклом жизни - от матки до матки, от конкретной матери до Великой Матери.

Такое богатство археологических, исторических и антропологических доказательств (статуэтки богинь, погребальные обряды, наскальные рисунки рожающих женщин, на которых новорожденные были изображены еще связанными с ними пуповиной) позволяют мне выразить абсолютную убежденность в том, что наши предки понимали тесную связь между силой женщины и силой земли. Женщина была источником жизни. Женские циклы совпадали с циклами природы. Великий "миф о вечном возвращении" (великолепная фраза Мирче Элиаде, известного исследователя религий мира) был отражением жизненного цикла женщины, ее беременностей, которые производили на свет новые жизни, и ее таинственных кровотечений, совпадавших с фазами луны. Отождествляя женщину с землей, а землю с божественной силой, наши предки имели все основания предположить, что Творец был женского рода. Моника Сье и Барбара Мор высказались по этому поводу предельно сжато. "Бог был женщиной, по крайней мере первые 200 000 лет существования человека на земле". А для ведьм Бог по-прежнему существо женского рода.

Древняя религия, с ее ориентацией на материнство, была религией экстаза. Существуют археологические доказательства первичных религиозных ощущений. Это наскальные рисунки и рисунки в захоронениях и на домашней утвари, на которых изображены люди с широко раскрытыми в благоговейном ужасе глазами, человеческие существа, танцующие с дикими животными, летающие с птицами и плавающие с рыбами и змеями. Религиозные обряды и ритуалы шаманов, которые сохранились до наших дней у некоторых примитивных народов, также связаны с проявлениями религиозного экстаза - танцы, барабанный бой, песнопения, разыгрывание в лицах вечного мифа о сотворении мира и вхождение в транс. Если собрать все накопившиеся за сотни лет доказательства, то можно сделать вывод, что проявления религиозного экстаза были нормой во всех дохристианских цивилизациях. Так и должно было быть, поскольку эти цивилизации - уделяли большое внимание ощущениям женщины. Великая Богиня и ее жрицы были живым воплощением единства тела, разума и духа. Эти цивилизации не разделяли разум и тело, дух и материю.

Последователи Древней Религии верят, что вселенная была создана из тела и разума Великой Матери всех существ в момент экстаза. Древнейшие мифы о сотворении мира являются свидетелями того, как различные народы представляли себе появление земли, неба, растений, животных и первого человека. Сказания северо-западной Индии повествуют о Куджум-Ханту, Божественной Матери, которая создала земные пейзажи из различных частей своего тела. В мифах восточного Средиземноморья рассказывается о том, как Эвномия, богиня всех вещей, родила землю в танце. В Венесуэле вам расскажут о Пуане, Змее, который породил Куму, первую женщину, прародительницу всех живых существ и родоначальницу обычаев народа Яруру. Легенда племени Гуронов повествует о женщине, спустившейся с небес, которая с помощью черепахи создала первого человека. Народ Фон, проживающий в африканской области Дагомея, почитает Нан Булуку, Великую Мать, создавшую мир. А из древнего Китая пришла легенда о том, что поначалу вселенная походила на куриное яйцо, содержавшее таинственное "нечто", еще не родившееся. Из этого женского начала вышло Фан Ку, первое существо, создавшее землю. Таитянский миф также гласит о первой искре жизни, загоревшейся внутри большого яйца, где Таароа в течение многих веков ожидала своего рождения, чтобы начать великий труд творения вместе со своим другом Ту. Среди многочисленных греческих мифов о сотворении мира есть миф о Гее, земле, которая появилась из Хаоса или Пустоты, и создала Небеса и Море, а затем могучих Титанов. Вавилоняне рассказывали друг Другу историю о божественных матерях, Апсу и Тиамат, которые создали богов. Шумерский миф гласит, что боги были созданы Богиней Моря Намму, "матерью - прародительницей". А у древних Майя было немало историй о Создателе и Строителе, которого они нарекали разными именами, в том числе и такими, как Бабушка и Дедушка.

В иудейских легендах всемогущий Яхве сначала был Богиней Яху-Анат, и, как утверждает Элизабет Голд Дэвис в своей книге "Первобытный секс", это имя было "заимствовано у богини Шумера". Имя Яхве также напоминает об имени лунного божества Хаанитов, Яреа, которого они, вероятно, считали двуполым. Даже в Книге Бытия мы можем найти свидетельства того, что боги женского рода принимали участие в процессе творения. В одном из двух рассказов о творении, слово Элохим, которое было переведено как "Бог" в единственном числе на самом деле является существительным во множественном числе, и, по мнению многих исследователей Библии, более точный перевод -это "творящие духи природы". То, что Элохим существовал во множественном числе и был, отчасти, женского рода, ясно видно из следующего отрывка из Книги Бытия: "И сказал Бог: сотворим (!) человека по образу Нашему (!), по подобию Нашему (!)... мужчину и женщину сотворил он". Если "образ и подобие" творца были как мужского, так и женского рода, то мы можем предположить, что, по крайней мере, некоторые из этих "творящих" духов обладали женскими чертами.

 

ТРИЕДИНАЯ БОГИНЯ ЛУНЫ

 

Во многих частях света о самой главной Богине говорят, как о Великой Богине Луны, триедином божестве. Она представляет собой великую женскую троицу - Девушка, Мать и Старуха. Во многих сказаниях, дошедших до нас в письменном виде, и во многих уцелевших произведениях искусства мы находим это триединство (иногда оно изображается в виде трех лиц), отраженное в трех фазах луны.

Последователи самых ранних религий понимали, что в женщине и луне заключена одна и та же тайна или сила. Как заметил Джозеф Кэмпбэлл: "Миф об общей тайне земных и небесных вещей родился в разуме человека, когда он в первый раз обратил внимание на сходство небесного порядка пребывающей луны и земного порядка матки". В трех фазах Луны, помимо триединства Богини, нашли свое отражение биологические циклы земных женщин Любая женщина могла отождествить себя с Богиней, посредством отождествления происходящих в ее организме трансформаций с прибыванием и убыванием Луны.

Ритуалы и гипнотические сеансы ведьм всегда проводятся в соответствии с фазами Луны, а колдуньи подстраивают свою работу под свой менструальный цикл. Поразмыслив над тремя фазами луны и традициями поклонения богам женского рода, мы обнаружим, что луна обладает силой и тайной, а также свойственной ей одной мудростью, которая повествует о Божественной Матери вселенной.

 

Девушка

 

Узкая полоска ночного светила, девственная и нежная, становится шире и ярче, с каждым днем занимая на небе все более высокое положение, пока, наконец, мы не увидим полную луну. Для древних эта фаза луны символизировала юную девушку, которая взрослеет день ото дня. Она - чистая свободная охотница, которую в средиземноморских странах называли Дианой или Артемидой. Повзрослев, она превращается в зрелую могучую женщину-воительницу, амазонку, которая знает, как защитить себя и своих детей.

В некоторых цивилизациях эту независимую богиню называли Повелительницей Дикой Природы и обращались к ее изображению во время охотничьих ритуалов. Богиня была изображена с охотничьим рогом в руках (рог сделан из рога быка), поскольку бык и корова были ее любимыми животными. Рог имел форму полумесяца. Одно из самых ранних изображений, которому 21 000 лет, было обнаружено во время археологических раскопок во Франции и получило название Венера Лассельская. Это окрашенная красной охрой фигурка женщины, вздымающей охотничий рог в триумфальном жесте. Искусствовед Зигфрид Гидеон назвал ее "самым эмоциональным скульптурным изображением человеческого тела во всем первобытном искусстве". По словам Джозефа Кэмпбелла, она представляет собой мифический персонаж, притом персонаж настолько известный, что "символический смысл поднятого рога не требовал пояснений" Символический смысл, который был понятен людям каменного века, заключался в том, что женщина с рогом может принести успех в охоте, ибо, будучи женщиной, она хорошо знает все тайны диких животных. Когда наши современные историки говорят об охотниках Ледникового периода, они говорят прежде всего о насилии, жесткости и мужчинах. Между тем, как заметил историк Вильям Ирвин Томпсон: "Все найденные нами статуи и рисунки буквально кричат о том, что человечество Ледникового периода любило искусство, животных и женщин".

 

Мать

 

Заливающая ночное небо своим светом полная луна олицетворяет Богиню-Мать, ее матку, набухшую новой жизнью. Все ведьмы и колдуны знают, что это время великих возможностей. В это время нас тянет посетить священные места - укромные ручьи и пещеры, которые женщины Неолита использовали в качестве родильных домов. В своем увлекательном труде "Великая Мать" Эрих Нейманн высказывает следующее предположение: "Самыми первыми святынями первобытного общества, скорее всего, были места, где женщины рожали детей". Там женщины могли слиться с Великой Матерью и, находясь в уединении и безопасности, под шум бегущей рядом воды, родить ребенка подобающим этому святому делу образом. И по сей день храмы, церкви, священные рощи и убежища наделены неподвижностью матки и атмосферой, которая позволяет надеяться на надежную защиту от мира мужчин, войн и разрушения. Когда при свете полной луны мы входим в эти священные места, мы чувствуем себя так, как будто заново родились и стали ближе к источнику жизни.

В соответствии с материнским аспектом полной луны, богиня охоты стала также и Царицей Урожая, Великой Матерью Посевов, которая щедро одаривает землю своим богатством. Римляне называли ее Церера. От этого имени во многие европейские языки пришло слово "лук" (Лук" по-английски пишется cereal. Прим. пер ). Древние Греки называли эту Богиню Деметрой, и это имя состояло из женской буквы "дельта" (Д), и слова meter, что означает - "мать". В Азии ее называли "Дверь-За-Которой-Находится-Тайна-Женщины" и "Корень-Из-Которого-Произросли-Небо-И-Земля" В Америке ее называли Кукурузница, то есть та, которая принесла на землю маис, чтобы людям было что есть. Во всех ее ипостасях она неизменно является матерью всех растений, которые мы употребляем в пищу. Зимой, когда она уходит от нас (Деметра, например, спускалась в Подземное Царство на поиски своей дочери Коры), земля остается "голой". Весной, когда она возвращается, все вокруг снова расцветает.

Мифы Ближнего Востока, Средиземноморья и древних народов Европы часто повествуют о том, что Мать-Богиня родила сына, молодого охотника, который со временем стал ее мужем. Хотя современному человеку такое воспевание "кровосмешения" может показаться странным, мы не должны забывать о том, что в "мифическом смысле" все женщины -потенциальные матери, а все мужчины - взрослые сыновья.

Во многих древних легендах говорится о том, что юный Бог должен умереть. В данном случае в древнем мифе нашли свое отражение потребности тогдашнего общества. Поскольку женщины играли решающую роль в выживании племени, ибо только они могли рожать и вскармливать новорожденных, то опасное задание выследить и убить дикого зверя поручалось мужчинам. К 7000 г. до Рождества Христова Сын Божественной Матери в легендах европейских народов прочно занял место Бога-Охотника и часто изображался с оленьими рогами на голове. Такое изображение несло в себе как практический, так и духовный смысл. Одевая во время отправления охотничьего ритуала на голову оленьи рога, молодой охотник отождествлял себя с животным, которого он надеялся убить, и выражал свое почтение его духу. А в экстазе религиозных ритуалов человек становился в глазах своих соплеменников Богом или Богиней и с ним обращались, как с божеством. Итак, водрузив на голову рога, охотник телом, разумом и духом превращался в добычу. Он выглядел, как предполагаемая добыча; он думал, как предполагаемая добыча; он воплощал дух предполагаемой добычи. Отождествление охотника с добычей должно было обеспечить успех охоты.

С практической точки зрения, рога и шкура животного давали охотнику безопасность и возможность добиться успеха. Скрыв с их помощью свои человеческие формы и запах, он мог приблизиться к стаду, не вспугнув его. Еще в XIX веке, американские индейцы, чтобы приблизиться к стаду бизонов, натягивали на себя бизоньи шкуры вместе с головой и рогами. Охота на крупного рогатого животного была опасным занятием. Многие охотники были убиты рогами или затоптаны. У племенного костра удачливому охотнику оказывали почести и торжественно вручали рога убитого им животного, чтобы он мог носить их в знак своей победы и благодарности племени, ибо он рисковал своей жизнью. Со временем этот охотник-сын Великой Богини стал почитаться как Рогатый Бог и его готовность принести свою жизнь в жертву обществу воспевалась в песнях и ритуалах.

Зачастую смерть настигала охотника зимой, то есть в то время года, когда шкуры животных были покрыты густым мехом, а мясо хорошо сохранялось на холоде. Солнце почти не согревало, и казалось, что все вокруг умирает или засыпает, а длинные зимние ночи заставляли наших предков забираться в теплую тьму жилищ, словно во чрево матери. Это было время льда и смерти. Джозеф Кэмпбэлл в своей книге "Сила Зверя" пишет, что "ежегодное исчезновение и появление птиц и животных также способствовало возникновению представления о существовании великой тайны времени". В соответствии с этим загадочным законом каждой сущности предопределен час ее смерти и нового рождения. Религия, основанная на природных циклах, могла сделать этот закон священной истиной. Последователи этой религии могли радостно встречать даже сезон смерти, ибо они знали, что за ним последует сезон нового рождения. Если сын должен умереть, то он должен и снова родиться, подобно тому, как солнце возвращается весной. Об этом побеспокоятся Земля и Женщина. Это было тайной Великой Матери-Богини, Великой Матки Земли.

В найденных в Британии, северо-западной Европе в американских штатах Огайо и Миссисипи поселениях земледельцев времен Неолита обнаружены большие рукотворные земляные холмы. По мнению Сье и Мор, то что "земляные холмы времен Неолита имеют форму пчелиного улья не случайно и глубоко символично. В те времена пчеловодство было символом земледелия оседлых племен и изобилия. А пчела была подобна светившейся ночью полной луне". Земляные холмы, которые напоминали полные груди Богини Молока и пчелиные ульи, в которых правила Королева Пчел, были возведены человеком для того, чтобы прибавить земле округлостей, наряду с естественными возвышениями, которые почитались, как священные груди и живот Богини. Образ пчелиного Улья пробуждает в памяти сказания о "землях, где текут молочные реки в медовых берегах. То было молоко матерей, золотой мед Королевы, Из Африки пришли легенды о женщинах-воительницах, которые питались молоком кобылиц и медом. В любом случае, вся пища была дана Богиней Земли и Луны, и все матери сильны благодаря той силе, которая таится в их тепах.

Когда в полнолуние я черчу магический круг, я заряжаю силой луны чашу с чистой родниковой водой, которую я держу в своих руках. Когда я гляжу в чашу, я вижу свое лицо в серебряном отражении луны. Затем, в нужный момент, я погружаю в чашу свой ритуальный кинжал, раскалывая поверхность воды, разбивая отражение луны на множество мелких частей, похожих на кусочки хрусталя.

Медленно, с наслаждением, я выпиваю силу и энергию луны. Я чувствую, как она проникает в мой организм, как она разливается по всему моему телу. Богиня вошла в меня. Я выпила луну.

Когда ведьмы в полнолуние окунают свои ноги или руки в пруд, озеро или любой другой водоем, они через пальцы втягивают в себя отраженную силу луны. Мы вбираем в себя ее силу, когда плаваем в водоеме, залитом лунным светом. В древних ритуалах использовалось зелье, которое варилось в котлах, стоявших под полной луной, так что свет самой Богини мог добавляться в варево. В Новой Англии зимы холодные, и шабаш приходится проводить в помещении, но, даже собравшись в моей квартире у камина, мы, тринадцать ведьм, образуем полную луну, став в круг. Иногда мы представляем себе луну, глядя в кубок с водой, в котором отражается огонек одинокой свечи, ибо любой отраженный свет содержит в себе часть природы луны, и в его отблеске можно увидеть невидимые вещи.

 

Старуха

В жизни женщины наступает период, когда менструальный цикл заканчивается. Женщина перестает кровоточить в соответствии с фазами луны. Она сохраняет свою кровь навсегда. По крайней мере, так считали наши предки. Она накапливает свою силу, и, стало быть, она переполнена этой силой. Она стала старше. Теперь она - мудрая старуха. Подобно убывающей луне, ее тело съеживается, ее энергия уходит и, в конце концов, она исчезает во тьме смерти, подобно тому, как луна исчезает на три темные ночи. После наступления смерти ее тело снова возвращается на землю, а потом она снова рождается, свежая и девственная, подобно молодой луне в ту ночь, когда она снова становится видимой, словно драгоценный камень, приколотый к западной части неба в момент заката.

Греки называли эту старуху Гекатой - Богиней Ночи, Смерти и Распутья. Она царила в абсолютно темные ночи, когда на небе нет луны. В эти три ночи люди приносили ей дары, чтобы добиться ее расположения. Геката находилась в любой точке, в которой пересекались три дороги, ибо древние считали, что в этом месте жизнь и смерть встречаются и расходятся снова. Даже в наши дни, в безлунные ночи, ведьмы оставляют на перекрестках дорог и лесных тропинок выпечку, чтобы тем самым выказать ей свое почтение.

Считалось, что в момент смерти Геката встречает покинувшую тело душу и ведет ее в Подземное Царство. В Египте Богиню Безлунных Ночей называли Гекет, и она была также богиней колдуний, ибо сила, которая уводит душу - это та же самая сила, которая возвращает ее к жизни. В средние века Гекату стали называть Королевой Ведьм, ибо мудрые старые повивальные бабки, знакомые с учением Богини, были также и колдуньями. В результате многолетней практики они овладели искусством приема родов и духовными познаниями, благодаря которым они могли объяснить загадку рождения.

Рождение, половая зрелость, материнство, старость и смерть - вот закономерный круговорот жизни присущий каждой женщине, независимо от того, в какой фазе она в данный момент находится. Вечный круговорот жизни присутствует и момент находится. Вечный круговорот жизни присутствует и во временах года. И на этом великом колесе нет такой точки, которая не была бы священной и которую ведьмы обошли бы своим вниманием.

Вот каким богам поклонялись наши предки. Так они понимали свое место в великой тайне мироздания, и так они видели смысл жизни. Сегодняшние ведьмы бережно хранят старые традиции, наполняя жизнь священным смыслом.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.