Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды юридической ответственности и их применение за нарушения экологического законодательства



Природоресурсовые и экологические правонарушения влекут юридическую ответственность лиц их свершивших. На это содержится прямое указание в нормативных актах природоресурсового и экологического законодательства. Так, в соответствии со ст. 68 экологического закона нарушение законодательства об охране окружающей природной среды влечет дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность. Аналогичные нормы содержатся и во всех обновлённых ресурсовых отраслях украинского законодательства.

Нормы природоресурсового и экологического права содержат в себе правовые требования к использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, пределы надлежащего осуществления прав и исполнения обязанностей по использованию природных объектов, перечень наиболее характерных нарушений этих прав и обязанностей и т. д. Санкции же за эти нарушения содержатся в уголовном, административном, гражданском и трудовом законодательстве. В зависимости от условий и порядка применения этих санкций различаются соответствующие виды юридической ответственности за нарушения природоресурсового и экологического законодательства.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения содержатся в более чем 20 статьях действующего Уголовного кодекса Украины. При этом одни уголовные преступления непосредственно посягают на природную среду, другие - опосредованно. К непосредственным уголовным посягательствам относятся преступления, предусмотренные в ст. 160 - незаконная порубка леса, ст. 161 - незаконная охота, ст. 162 - незаконное занятие рыбным, звериным или иным водным добывающим промыслом, ст. 162 - незаконная добыча полезных ископаемых, ст. 163 - нарушение законодательства о континентальным шельфе, ст. 218 - нарушение правил безопасности горных работ, ст. 227 - утаивание или искажение сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения, ст. 228 - загрязнение водоёмов и атмосферного воздуха, ст. 2281 - загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря либо другими отходами и материалами, ст. 2285 - нарушение правил хранения, использования, учёта и перевозки радиоактивных материалов, ст. 2287 -незаконный ввоз на территорию Украины отходов и вторичного сырья и некоторые другие виды уголовных преступлений.

Некоторые уголовные преступления посягают на охрану окружающей природной среды опосредованно. Так, нарушение ветеринарных правил (ст. 157), нарушение правил по борьбе с болезнями и вредителями растений (ст. 158), потрава посевов и повреждение насаждений (ст. 159), самовольный захват земельного участка и самовольное строительство (ст. 199), нарушение правил при производстве строительных работ (ст. 219), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 220) и некоторые другие приобретают природоресурсовое или экологическое значение, когда их совершением причиняется вред природным ресурсам и окружающей природной среде. К таким преступлениям следует отнести и целый ряд должностных преступлений: злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, халатное выполнение должностных функций. Привлечение к уголовной ответственности должностных лиц осуществляется, если они преступными действиями (бездействиями) причинили или содействовали причинению вреда природной среде или здоровью людей.

Обязательным условием уголовной ответственности за природоресурсовые и экологические преступления является закрепление их составов в Уголовном кодексе. При этом одни уголовные преступления с природоресурсовыми и экологическими составами закреплены в главе “Хозяйственные преступления”, другие - в главах: “Преступления против порядка управления” и “Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и народного здоровья”. Такой разброс преступлений природоресурсового и экологического характера в Уголовном кодексе объясняется тем, что последний принимался в начале 60-ых годов, когда природоресурсовые и экологические преступления были не столь актуальными как в настоящее время.

В современных условиях проблема систематизации уголовных преступлений с природоресурсовым и экологическим содержанием является назревшей. Их объединение в специальной главе Уголовного кодекса “Экологические преступления” как однородных уголовных правонарушений соответствовало бы современному уровню развития природоресурсового законодательства и правовым требованиям охраны окружающей среды. Более того, сама уголовная ответственность за нарушения природоресурсового и экологического законодательства требует усиления включением в Уголовный кодекс, например, таких составов, как отравление земель и водоёмов, радиоактивное загрязнение среды обитания, невыполнение требований экологической экспертизы и некоторые другие составы уголовных преступлений.

Особенностью привлечения к уголовной ответственности за нарушение природоресурсового и экологического законодательства по некоторым статьям Уголовного кодекса является административная преюдиция, т. е. предварительное применение к правонарушениям в течение года мер административного воздействия за такие же противоправные деяния. Это имеет место в таких составом уголовных преступлений, как незаконная охота, самовольный захват земельного участка или самовольное строительство, нарушение правил пожарной безопасности.

К особенностям возложения мер уголовной ответственности за нарушения экологического законодательства следует отнести и то, что они применяются только в судебном порядке судами общей юрисдикции на основании рассмотрении материалов расследованного уголовного дела. Внесудебная уголовная ответственность, в т. ч. и за природоресурсовые и экологические правонарушения применяться не может.

Наибольшую теоретическую и практическую сложность вызывают разграничение противоправных действий в области экологии на уголовные преступления и административные проступки. Зачастую встречаются случаи, когда одни и те же нарушения правил природопользования или требований по охране окружающей среды влекут за собой в одних случаях уголовную, а в других - административную ответственность.

Действующее природоресурсовое и экологическое законодательство не содержит однозначного ответа на этот вопрос. Так, в ст. 70 экологического закона говорится о том, что определение состава экологических правонарушений и уголовных преступлений за их совершение устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом.

Традиционным критерием разграничения уголовных преступлений от административных проступков в этих отраслях законодательства является степень общественной опасности правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения. Дополнительными критериями могут быть размеры причиненного вреда природной среде, тяжесть наступивших последствий экономического характера и другие обстоятельства.

Административная ответственность за нарушения природоресурсового и экологического законодательства предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. В отличие от Уголовного кодекса, Кодекс об административных правонарушениях содержит специальную главу 7, в которой предусмотрены “Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры”.

Административная ответственность за природоресурсовые и экологические правонарушения содержатся и в других главах КоАП. К ним следует отнести составы административных правонарушений об охране здоровья населения - глава 5, административные правонарушения, посягающие на право собственности о природных ресурсах - глава 6, административные правонарушения в промышленности, строительстве и в области использования электрической и тепловой энергии - глава 8 и некоторые другие.

Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок) в области использования и охраны природных ресурсов, т. е. виновное, противоправное деяние, нарушающее природоресурсовый или экологический правопорядок в обществе, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Это определение административного правонарушения непосредственно вытекает из содержания ст. 9 КоАП.

Административная ответственность является оперативным средством воздействия на правонарушителей, совершающих общественно вредные поступки в области использования природных богатств и охраны окружающей природной среды. В подавляющем большинстве случаев ответственность применяется в административном порядке и для её возложения не требуется определение размера вреда.

Наиболее распространёнными видами административно наказуемых природоресурсовых и экологических правонарушений являются невыполнение требований экологической безопасности. К ним относятся несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении строительства и эксплуатации промышленных объектов, переработке, транспортировке, хранении, учёте и уничтожении промышленных и бытовых отходов, нарушение правил использования и требований охраны отдельных видов природных ресурсов.

Не менее распространенными являются правонарушения в виде самовольного занятия и использования природных объектов. В условиях разгосударствления и приватизации естественных ресурсов количество этих видов правонарушений значительно возросло.

Под самовольным занятием и использовании природных объектов понимается овладение и использование ресурсов природы без их передачи, предоставления, выделения, отвода или разрешения компетентными на то государственными органами или органами местного самоуправления. Условия и порядок передачи объектов природы в собственность либо предоставления в пользование или в аренду, выдачи лицензий и разрешений на использование естественных богатств природы предусмотрены природоресурсовым законодательством.

В зависимости от характера, содержания и вида природоресурсового или экологического правонарушения согласно положениям ст. 24 КоАП могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; наложение штрафа; конфискация орудий и средств совершения правонарушения; лишение права заниматься деятельностью, связанной с использованием природных ресурсов и объектов природы. При этом ст. 25 КоАП подразделяет административные взыскания, в т. ч. и за экологические правонарушения на основные и дополнительные. Согласно ч. 2 ст. 25 КоАП за одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Однако в настоящее время это положение вступило в определённое противоречие с требованиями ст. 61 Конституции, гласящей о том, что “никто не может быть дважды привлечён к юридической ответственности одного вида за одно и тоже правонарушение”.

Предупреждение, как мера административного воздействия за природоресурсовое или экологическое правонарушение, выносится в письменной форме. Оно вручается правонарушителю под роспись и вносится соответствующая запись в учетные документы природоохранных органов.

Штраф является самым распространенным видом административной ответственности в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Он представляет собой взыскание с правонарушителя определенной денежной суммы. Размеры административных штрафов в настоящее время ограничиваются количеством не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или должностных лиц.

Конфискация орудий и средств совершения природоресурсового и экологического правонарушения применяется как дополнительная мера административной ответственности. К ним относятся орудия лова или отстрела, средства добычи и приспособления сбора, технические средства и специальные орудия и т. д.

Лишение права заниматься деятельностью, связанной с использованием природных ресурсов и объектов природы, как меры административного взыскания, также предусмотрена в КоАП. Оно может наступить за нарушение правил использования объектов животного мира, в частности, за нарушения правил ведения охоты сроком до 3-х лет. Однако лишение права на ведение охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Предусмотренное ч. 3 ст. 68 экологического закона безвозмездное изъятие незаконно добытых природных ресурсов и изготовленной из них продукции, не относится к мерам административной ответственности за нарушение экологического законодательства. Административному законодательству в качестве меры ответственности известно изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения. При безвозмездном же изъятии незаконно добытых природных ресурсов, например, добычи полезных ископаемых, заготовки древесины, вылова рыбных запасов, имеет место изъятие у правонарушителя того, что ему не принадлежит на законном основании. Полученные от реализации незаконно добытых ресурсов природы и произведенной из них продукции доходы направляются в местные фонды охраны окружающей природной среды.

Меры административной ответственности за природоресурсовые и экологические правонарушения могут применяться административными комиссиями, образуемыми при исполкомах городских, поселковых и сельских Советов, а в случаях их отсутствия - самими исполкомами сельских и поселковых Советов народных депутатов, районными (городскими) судами или судьями, органами государственных инспекций и уполномоченными на то должностными лицами.

Наиболее распространенным является применение административных взысканий за нарушения природоресурсового и экологического законодательства государственными органами и их инспекциями и специально уполномоченными должностными лицами. К ним относятся центральные и местные органы государственного санитарного надзора, ветеринарного контроля, охраны земельных и водных ресурсов, рыбоохраны и охраны охотничьего хозяйства, лесной охраны и карантинной службы растений, охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, архитектурно-строительного контроля, стандартизации, метрологии и сертификации, их руководители и должностные лица, уполномоченные действующим законодательством на применение мер административного воздействия на правонарушителей.

Дела об административных правонарушениях в области использования природных богатств и охраны окружающей среды могут рассматриваться в соответствии с составленными протоколами коллегиально указанными органами либо единолично уполномоченными лицами. Взыскания налагаются в соответствии с принимаемыми решениями, подлежащие исполнению в порядке установленном административным законодательством.

Гражданская ответственность за допущенные нарушения природоресурсового и экологического законодательства и особенности её применения предусмотрены ст. 69 Закона об охране окружающей природной среды. Правовую основу применения гражданско-правовой формы воздействия за природоресурсовые и экологические правонарушения составляют также нормы природоресурсовых кодексов и средозащитных законов, отсылочно указывающих на возможности применения гражданской ответственности.

Вред, причиненный в результате нарушения законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды, подлежит возмещению, как правило, в полном объёме без применения норм снижения размера возмещения и независимо от внесения платы за загрязнение окружающей среды и ухудшения качества природных ресурсов. При этом ч. 5 ст. 68 экологического закона предусматривает, что применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных от компенсации ущерба, причиненного загрязнением окружающей природной среды и ухудшением качества природных ресурсов. Это означает, что гражданско-правовая ответственность для причинителей вреда природной среде может наступить независимо от применения к ним мер других видов юридической ответственности, предусмотренных действующим законодательством.

Гражданская ответственность за природоресурсовые и экологические правонарушения в основном носит компенсационный характер. Она заключается в возложении на причинителя вреда природным ресурсам или естественной среде неблагоприятных последствий имущественного характера в виде гражданско-правовых санкций.

Применение гражданско-правовых мер ответственности за причинение вреда природе имеет целый ряд особенностей. Природа, как известно, не является имуществом в гражданско-правовом смысле, хотя отдельные природные объекты постепенно возвращаются в имущественный гражданско-правовой оборот и некоторые из них имеют денежную оценку. Природной среде причиняется экологический вред, проявляющийся в ухудшении качества окружающей среды, который не поддается полному возмещению. Этот вред имеет особые свойства проявления в пространстве и во времени. При возмещении вреда, причинённого природным ресурсам или окружающей среде взысканию подлежат будущие расходы собственников и природопользователей по возобновлению природных комплексов и качества природной среды. Эти и другие особенности вреда, причиняемого природной среде отражены в экологическом законодательстве и должны учитываться при возложении мер гражданско-правовой ответственности за совершенные правонарушения.

Естественное происхождение природных объектов и отсутствие их стоимостного выражения в трудовых затратах человека обуславливают применение таксового метода исчисления причиненного вреда, условно учитывающий размер экологического ущерба природной среде и вреда, нанесенного материализованным объектам природы. Но природоресурсовое и экологическое законодательство не предусматривают таксы и методики исчисления размера ущерба, причиняемого всем природным объектам. Поэтому зачастую приходится применять общегражданские методы установления размера ущерба, причинённого природным объектам и естественной среде.

Одним из основных требований применения гражданско-правовой ответственности к природоресурсовым и экологическим правонарушениям является полное возмещение причиненного вреда. Так, согласно ч. 2 ст. 69 экологического, лица, которым причинен вред в результате нарушения экологического законодательства, имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для их использования по целевому назначению.

Обеспечение полной компенсации экологического вреда юридическим и физическим лицам может быть достигнуто посредством возмещения убытков и взыскания неустойки. В таких случаях гражданско-правовая ответственность носит субсидиарный характер, восполняющий пробелы природоресурсового и экологического законодательства. При возникновении подобных ситуаций нормы гражданского права применяются к регулированию природоресурсовых и экологических отношений, если они не урегулированы специальным законодательством.

Особенностью применения гражданско-правовой ответственности к природоресурсовым и экологическим правонарушителям является возмещение вреда, причиненного владельцем источника повышенной опасности. Согласно ч. 3 ст. 69 природоохранного закона, лица, владеющие источником повышенной экологической опасности, обязаны компенсировать причиненный ущерб гражданам и юридическим лицам, если не докажут, что ущерб возник вследствие стихийных природных явлений или преднамеренных действий пострадавшего.

Приведенное положение действующего законодательства возлагает ответственность не на любого владельца источника повышенной опасности, а только на владельца повышенной экологической опасности. Они в гражданском и экологическом законодательстве могут не совпадать. Поэтому при судебном разбирательстве каждого конкретного дела суды обязаны обсудить вопрос о наличии у причинителя вреда источника повышенной экологической опасности и признать либо не признать его таковым.

В связи с тем, что целью гражданско-правовой ответственности в природоресурсовых и экологических отношениях является возмещение вреда природной среде, здоровью людей, компенсации ущерба собственникам и природопользователям, то при отсутствии какого-либо вреда отпадает необходимость применения гражданской ответственности. Однако это обстоятельство не следует смешивать с возмещением убытков и потерь собственникам природных ресурсов и природопользователям, которым они причинены правомерными действиями. В подобных случаях имеет место не ответственность, а выплата гарантированных компенсаций за неполученные доходы понесенные затраты и произведенные вложения в природный объект, выведение природных ресурсов из хозяйственного использования и т. д.

Возмещение ущерба, причиненного природным объектам и окружающей среде в может осуществляться причинителем вреда в добровольном порядке. При отказе виновного возместить экологический вред добровольно, он взыскивается в судебном порядке в виде возложения мер гражданско-правовой ответственности.

Дисциплинарная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей в сфере рационального использования природных ресурсов и обеспечения охраны окружающей среды наступает по нормам трудового законодательства. Её основанием является совершение работником дисциплинарного проступка, в процессе осуществления трудовых обязанностей, нарушающего экологические требования и входящие в его трудовые функции.

Субъектами дисциплинарной ответственности в природоресурсовых и экологических правонарушениях являются рабочие и служащие, должностные лица, предприятия, организации и учреждения, состоящие между собой в трудовых отношениях. Следовательно, дисциплинарная ответственность обуславливается трудовым правоотношением и вне его действия применяться не может.

Дисциплинарная ответственность работников, в обязанности которых входит выполнение экологических функций, регулируется законодательством о труде. За допущенные правонарушения природоресурсового и экологического правопорядка на работника могут быть наложены дисциплинарные взыскания в виде объявления выговора или увольнением с работы. Налагаются они собственником предприятия или органом управления в форме издания приказа.

В случаях совершения дисциплинарного проступка, причинившего материальный вред окружающей природной среде, может применяться материальная ответственность в размерах, порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством. Таким образом, в подобных случаях имеет место трудоправовая материальная ответственность, связанная с трудовыми отношениями, а не имущественная гражданско-правовая ответственность, обуславливаемая деликатными обязательствами.

Должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов, обеспечении экологической безопасности, согласно ч. 7 ст. 68 природоохранного закона, по представлению государственных органов охраны окружающей природной среды согласно решениям уполномоченных органов лишаются премий по основным результатам хозяйственной деятельности полностью или частично. Условия и порядок лишения виновных должностных лиц и специалистов премиальных вознаграждений определяется действующим законодательством.

Лишение премий полностью или частично за нарушения требований природоресурсового и экологического законодательства нельзя отнести к видам трудоправовой ответственности. В подобных случаях работникам и специалистам не предоставляется то, чего они не заслужили. Являясь важной мерой воздействия с целью обеспечения рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды депремирование, все же, не является мерой юридической ответственности.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

Гражданский кодекс Украины. К., 1997.

Кодекс Законов о труде. К.,1998.

Кодекс Украины об административных правонарушениях. К., 1998.

Уголовный кодекс Украины. К., 1998.

Об охране окружающей природной среды: Закон Украины от 25 июня 1991 года. //Ведомости. – 1991. – № 41. – Ст. 546, с последующими изменениями и дополнениями.

О природно-заповедном фонде Украины: Закон Украины от 22 июня 1992 года. //Ведомости. – 1992. – № 34. – Ст. 502.

Об охране атмосферного воздуха: Закон Украины от 16 октября 1992 года. //Ведомости. – 1992. – № 50. – Ст. 678.

О животном мире: Закон Украины от 3 марта 1993 года //Ведомости. - 1993. – №18. – Ст. 181.

О размерах и порядке определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, подлежащие возмещению: Постановление Кабинета Министров Украины от 3 октября 1991 года. //СП. - 1991. - №10. - Ст. - 98; 1993. - № 4. - Ст. 81.

О порядке определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям. Постановление Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 года. //СП - 1993. - №10. - Ст. 193.

О размерах компенсации за добычу (сбор) и вред, причинённый видам животных и растений, занесенных в Красную книгу. Постановление Кабинета Министров Украины от 1 июня 1993 года, № 399.

Об утверждении такс для исчисления размера возмещения ущерба, причиненного вследствие загрязнения с судов, кораблей и иных плавучих средств территориальных и внутренним морских вод Украины. Постановление Комитета Министров Украины № 484 от 3 июля 1995 года.

О таксах исчисления размера вреда, причиненного лесному хозяйству. Постановление Кабинета Министров Украины № 1464 от 5 декабря 1996 года.

Об утверждении такс для исчисления размера возмещения ущерба, причиненного вследствие нарушения природоохранного законодательства в пределах территорий природно-заповедного фонда Украины. Постановление Комитета Министров Украины № 521 от 21 апреля 1998 года.

Об утверждении такс для исчисления размера возмещения ущерба, причиненного зелёным насаждениям в городах и других населённых пунктов. Постановление Комитета Министров Украины № № 559 от 8 апреля 1999 года.

Таксы для исчисления размера взысканий убытков, причиненных незаконной добычей или уничтожением диких зверей и птиц... Утверждены приказом Минлесхоза и Минэкобезопасности № 24/32 от 12 марта 1996 года.

Порядок рассмотрения органами Госкомзема дел об административных правонарушениях земельного законодательства. Утвержден приказом Госкомзема №25 от 8 апреля 1993 года.

О практике рассмотрения судами дел об ответственности за нарушения законодательства об охране природы. Постановление Пленума Верховного суда Украины от 26 января 1990 года с изменениями, внесенными постановлением от 4 июля 1993 года. //Бюллетень, 1993, №6.

О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Разъяснения Высшего арбитражного суда Украины № 02-5/458т 23 июня 1995 года.

 

Андрейцев В.И. Экология и закон: эколого-правовая ответственность. К., 1991.

Боголепов Р.Д. Предупреждение правонарушений в процессе контрольно-надзорной деятельности милиции по охране природы. М., 1982.

Гетьман А.П. Процессуальные нормы и отношения в экологическом праве. Харьков, 1994.

Кравченко С. И. Имущественная ответственность за нарушения природоохранительного законодательства. Львов, 1979.

Петров В.В. Экология и право. М., 1981.

Эффективность юридической ответственности в области охраны окружающей природной среды. Под ред. проф. Колбасова О.С. и проф. Н. И. Краснова. М., 1985.


[1] См.: Проект нового Земельного кодекса Украины, прошедший первое чтение в Верховной Раде Украины 13 июля 2000 года. Киев, 2000.

[2] См.: Петров В. В. Экологическое право России. М., 1996, с. 333-334.

[3] См., например: Петров В.В. Экология и право. М., 1981, с. 143-162.

[4] См.: Об утверждении такс для исчисления размера возмещения ущерба, причиненного вследствие нарушения природоохранного законодательства в пределах территорий природно-заповедного фонда Украины. Постановление Комитета Министров Украины № 521 от 21 апреля 1998 года.

[5] См.: Об утверждении такс для исчисления размера возмещения ущерба, причиненного вследствие загрязнения с судов, кораблей и иных плавучих средств территориальных и внутренним морских вод Украины. Постановление Комитета Министров Украины № 484 от 3 июля 1995 года.

[6] См.: Об утверждении такс для исчисления размера возмещения ущерба, причиненного зелёным насаждениям в городах и других населённых пунктах.. Постановление Комитета Министров Украины № 559 от 8 апреля 1999 года.

[7] См., например: О размерах и порядке определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению. Постановление Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 года.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.