Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения



ЛЕКЦИЯ 9.

ТЕМА: ОСНОВАНИЯ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Постановка вопросов

Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения. Основания юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. Юридический состав экологических правонарушений. Виды юридической ответственности и их применение за нарушения экологического законодательства.

 

Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения

Ответственность, как социальная категория, является важнейшим средством, обеспечивающим нормальное функционирование общественных отношений. В широком социальном смысле ответственность за природоресурсовые и экологические нарушения включает в себя претерпевание обществом, государством, предприятием либо отдельной личностью отрицательных последствий перед настоящим и будущим поколениями людей за состояние естественной среды обитания. Такой социально-философский аспект ответственности, получивший название проспективной или позитивной, представляет собой соблюдение всеми субъектами - природопользователями требований объективных закономерностей взаимодействия общества с природой в целях удовлетворения ими своих экономических и экологических интересов.

В узко юридическом смысле ответственность представляет собой возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия. Так, в соответствии со ст. 66 Конституции Украины “каждый обязан не наносить вред природе” В случае не исполнения этой конституционной обязанности или обязанностей, предусмотренных природоресурсовым и экологическим законодательством, т. е. совершения противоправных поступков наступают неблагоприятные последствия правового характера. Такая ответственность за нарушение требований природоресурсового и экологического законодательства, получившая название ретроспективной или негативной чаще всего выступает в форме применения соответствующих санкций.

Юридическую ответственность за природоресурсовые и экологические правонарушения необходимо отличать от некоторых форм экономического (материального) воздействия на природопользователей, предусмотренных экологическим законодательством. Это может иметь место, например, в форме платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных норм сбросов, выбросов, утилизации и т. д. Но их нельзя рассматривать в качестве экономической ответственности. Такие меры выступают в качестве элементов, составляющих механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, и не входят в содержание института юридической ответственности. Безусловно, при правомерных сбросах и выбросах причиняется определенный вред окружающей природной среде. Но они не являются противоправными действиями, и поэтому не могут повлечь за собой юридической ответственности.

В правовой литературе прошлых лет предпринимались попытки обоснования самостоятельного и обособленного существования социально-правового института экологической ответственности. При этом под экологической ответственностью подразумевалось наступление обязанности претерпевать негативные последствия за причинение вреда природной среде. Более того, экологическая ответственность как самостоятельный вид ответственности подразделяется на две разновидности: эколого-экономическую и эколого-правовую ответственность. Однако, ни обособленность и самостоятельность института экологической ответственности, ни её подразделение на эколого-экономическую (экономическую) и эколого-правовую (юридическую) не получила широкого признания в правовой литературе. Такой подход к трактовке ответственности за природоресурсовые и экологические правонарушения не вытекает из содержания действующего украинского законодательства.

Наиболее плодотворным и обоснованным является не поиск новой формы юридической ответственности в экологическом законодательстве, а развитие концепции наступления традиционных видов юридической ответственности за природоресурсовые и экологические правонарушения с учетом специфики характера этих правонарушений и особенностей применения известных нашему законодательству видов ответственности за их совершение. Из этого следует, что в украинском законодательстве не существует обособленная и самостоятельная форма экологической ответственности, а имеет место применение традиционных видов уголовной, административной, имущественной гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за природоресурсовые и экологические правонарушения.

Институт юридической ответственности за природоресурсовые и экологические правонарушения состоит из совокупности правовых норм, направленных на принудительное обеспечение исполнения юридическими и физическими лицами, государственными органами и общественными организациями требований норм природоресурсового и экологического законодательства. При этом сами природоресурсовые и экологические нормы и правила содержатся в экологическом законодательстве. Оно содержит определённый перечень правонарушений, за которые могут применяться соответствующие виды юридической ответственности. Так, ст. 68 Закона об охране окружающей природной среды к таким правонарушениям относит: нарушения прав граждан на экологически безопасную окружающую среду; невыполнение требований государственной экологической экспертизы; нарушения экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов и т. д.

Аналогичный перечень правонарушений, влекущих юридическую ответственность содержится в ст. 115 Земельного кодекса, ст. 110 Водного кодекса, ст.98 Лесного кодекса, ст. 65 Кодекса Украины о недрах, ст. 64 Закона «О природно-заповедном фонде Украины», ст. 40 закона «О растительном мире», ст.58 Закона «О животном мире», ст. 41 Закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 50 Закона «Об экологической экспертизе» и т. д. Однако, сами меры ответственности, а также условия и порядок их применения предусмотрены в гражданском, административном и уголовном законодательстве, регламентирующие соответствующие виды юридической ответственности.

Многоотраслевая принадлежность правовых норм, регламентирующих юридическую ответственность за экологические правонарушения, позволяет говорить о комплексности института юридической ответственности, свойственной не только природоресурсовому и экологическому праву, но и другим отраслям национального права. При этом эколого-регулятивные нормы и требования содержатся в природоресурсовом и экологическом законодательстве, а в случаях их нарушения меры принудительного обеспечения их исполнения - в уголовном, гражданском и административном законодательстве.

Таким образом, юридическая ответственность за природоресурсовые и экологические правонарушения как комплексный правовой институт представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, возлагающих обязанности по притерпиванию негативных последствий в виде соответствующих санкций, налагаемых за противоправное использование природных ресурсов и причинение вреда окружающей среде. Такое определение юридической ответственности за экологические правонарушения является наиболее универсальным и охватывает не только принудительное обеспечение исполнения экологических требований, но и соблюдение норм по использованию естественных природных ресурсов.

Вместе с тем обращает на себя внимание неадекватная трактовка возможного применения видов юридической ответственности в различных законодательных актах природоресурсового и экологического содержания. Так, Законы об охране окружающей природной среды, об экологической экспертизе, о природно-заповедном фонде, о растительном мире, о животном мире, Водный кодекс, Лесной кодекс и Кодекс о недрах указывают на возможность применения дисциплинарной, административной, гражданско-правовой (гражданской) и уголовной ответственности. В Земельном же кодексе нет упоминания о возможности применения дисциплинарной ответственности. К сожалению, восполнение этого пробела земельного законодательства не предусмотрено и в новом проекте кодекса[1], хотя дисциплинарная ответственность наиболее приемлема к правонарушениям в области использования и охраны земельных ресурсов, тесно связанных с трудоправовыми отношениями. А Закон об охране атмосферного воздуха вообще ограничивается общим указанием на то, что лица, виновные в нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха, несут ответственность в соответствии с актами законодательства Украины. Такое законодательное расхождение в трактовке возможностей применения видов ответственности за природоресурсовые и экологические правонарушения в различных законодательных актах свидетельствуют о том, что этот комплексный институт для отраслей природоресурсового и экологического права все ещё находится в стадии своего формирования.

Функции юридической ответственности за нарушения требований экологического законодательства в современных условиях экологического кризиса чрезвычайно важны. Прежде всего, юридическая ответственность выступает в качестве средства обеспечения исполнения экологического законодательства. Безусловно, подавляющее большинство субъектов права добровольно, без принуждения, следуют требованиям норм права о рациональном, эффективном и бережном использовании объектов природы и охране окружающей природной среды. Но в случаях отклонения от этих требований возникает необходимость в принудительном обеспечении их исполнения. Таким средством являются нормы института юридической ответственности за нарушения экологического законодательства.

Функции юридической ответственности за нарушения природоресурсового и экологического законодательства в современных условиях экологического кризиса чрезвычайно важны. Прежде всего, юридическая ответственность выступает в качестве средства обеспечения исполнения экологического законодательства. Безусловно, подавляющее большинство субъектов права добровольно, без принуждения, следуют требованиям норм права о рациональном, эффективном и бережном использовании объектов природы и охране окружающей природной среды. Но в случаях отклонения от этих требований возникает необходимость в принудительном обеспечении их исполнения. Таким средством являются нормы института юридической ответственности за нарушения экологического законодательства.

Немаловажное значение нормам о юридической ответственности принадлежит в деле обеспечения стабильности ресурсовых и экологических отношений. Оно достигается посредством единообразного применения не только требований природоресурсовых и экологических норм на всей территории государства, но и норм юридической ответственности за их нарушения.

Важнейшей функцией института юридической ответственности является функция стимулирования соблюдения предписаний природоресурсового и экологического законодательства. Она проявляется в побуждении субъектов экологических отношений к более эффективной охране и рациональному использованию природных ресурсов.

Главенствующей функцией института юридической ответственности за нарушение природоресурсового и экологического законодательства является компенсационная. В условиях перехода экономики страны на рыночные отношения и постепенного возвращения естественных природных ресурсов в имущественный гражданско-правовой оборот в их стоимостном выражении компенсационная функция ответственности должна быть нацелена на реальное восстановление потерь в природной среде и восполнение утраченного качества окружающей природной среды.

Не смотря на универсальность превентивной функции юридической ответственности, она чрезвычайно важна для соблюдения норм природоресурсового и экологического права. Превентивность ответственности предупредительно воздействует на поведение не только субъектов конкретных природоресурсовых и экологических правоотношений, но и лиц, не находящихся в таких правоотношениях.

В отдельных случаях юридическая ответственность за нарушения природоресурсового и экологического законодательства выполняет карательную функцию. Эта функция юридической ответственности в основном свойственна уголовным и административным правонарушениям, совершаемым в области использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.