Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности



Правопорядок - это объективно обусловленное состояние, свойства социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов.

Правопорядок отражает коренной вопрос политики – вопрос гос.власти, как свидетельство ее реальности и осуществления, достижения поставленных целей. Это подтверждает конституционное, административное и иное законодательство как центральное звено правопорядка. В нем закрепляются формы организации, структура и полномочия гос.органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Правопорядок – форма организации общественной жизни. В нем сливаются два исходных начала. С одной стороны, объективные законы и тенденции развития, жизненные реалии, социальная нормативность и потребность в упорядоченности как обязательное условие функционирования общества. С другой – деятельность государства, людей по правовому оформлению потребностей реальных процессов, правовая нормативность в упорядочении отношений.

Правопорядок формируется при решающем участии государства и народа. Его содержание и функционирование напрямую зависит от этих начал. Совпадение их интересов и усилий обусловливает решение задачи. Расхождение интересов государства и народа дестабилизирует и разрушает порядок.

Правопорядок – государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда возникает гос.власть, которая в нем заинтересована. Она устанавливает и поддерживает его, охраняет от правонарушений, а в необходимых случаях защищает имеющейся в ее распоряжении принудительной силой. Без этого невозможна реализация гос.задач, осуществление сущности, формы и функций власти, решение гос.дел.

Юридические качества и свойства правопорядок получает от законов, от тех правовых идей, принципов деятельности и институтов, которые использует гос.власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворческим и правореализационным процессами, с правосудием, законностью. Получая от них многое, он сам выступает одним из свойств, ибо право, правотворчество и правореализация, правовые принципы и их воплощение в жизнь имеют одно из существенных свойств – упорядоченность.

Сердцевиной правопорядка является человек, его интересы и стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое правовое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина, которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом.

Правопорядок – завершающий этап всех юридических форм и процессов. Правопорядок есть тот юридический результат, к которому стремиться гос.власть и все субъекты права, используя разнообразные пути и приемы. В этом социальном результате органически сливаются объективные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по их урегулированию их поведения и поступков.

Помимо правопорядка, в отношениях между членами общества, в сфере действия их различных объединений следует различать и общественный порядок. Под ним понимается такой порядок общественных отношений, который складывается в результате действия всех социальных норм, то есть норм права, нравственности, обычаев.

Общественный порядок – результат успешной и эффективной реализации предписаний и требований, заложенных в потенциале всех социальных норм, складывающихся и функционирующих в обществе, включая юридические нормы. Он направлен на уголовно-правовую и административно охрану порядка в общественных местах.

Соотношение между правопорядком и общественным порядком во многом зависит от характера и формы взаимодействия норм и неправовых социальных норм. Общее приложение потенциала норм указанных групп социальных регуляторов закладывает единую нормативную основу для установления одновременно и общественного порядка и его составной части – правопорядка.

Для гражданского общества принципиальное значение имеет достижение стабильного, надежного общественного порядка в целом, во всей полноте, что вносит необходимую гармонию, требуемую организованность во все многообразие складывающихся и действующих общественных отношений и тем самым должным образом влияет на процесс реализации общественных и индивидуальных интересов и потребностей.

Именно гражданское общество «объективно испытывает потребность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм…» (Скакун О.В. Указ. соч. с. 492-493)

Правопорядок является основой демократии. Уровень его развития измеряет положение свободы личности. Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько сильно связанны, что образуют единую внутренне согласованную социальную систему. Её нормальное функционирование находится в прямой зависимости от правовой основы общества.

Основные тенденции развития правопорядка:

1. Укрепление, универсализация правовых связей, отношений, правовое регулирование в целом.

2. Усиление нормативности, что проявляется в росте требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей.

Итак, правопорядок – это тот социальный результат, к которому стремиться государство и весь народ, используя разнообразные рычаги и средства.

Законность –это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми без исключения).
Категории «законность» и «правопорядок» формируются на одних принципах, взаимосвязаны с гос.властью. У них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную определенность и т.д.

В тоже время у них много принципиальных отличий:

1. это различные по содержанию и характеру категории:

- законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

- правопорядок – состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

2. выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа:

-законность – реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса по их реализации;

-правопорядок – претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы гос.власти и народа.

Различен уровень развития правовой материи – движение и конечный результат.

3. они несут различную правовую функциональную нагрузку:

- законность – средство установления правопорядка;

- правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

4. если законность выступает как причина, то правопорядок – следствие;

5. если при анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка – с состояниями и их качеством.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.